Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Работа №192829

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы162
Год сдачи2018
Стоимость5910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 12
1 Анализ развития института Главы муниципального образования 17
1.1 Формирование института Главы муниципального образования
в Российской Федерации 17
1.2 Историко-правовой анализ становления и развития института
Главы муниципального образования за рубежом 22
2 Общая характеристика статуса Главы муниципального образования 31
2.1 Организационно-правовые основы статуса Главы муниципального
образования 31
2.2 Полномочия Главы муниципального образования 61
2.3 Досрочное прекращение полномочий Главы муниципального
образования 74
2.4 Ограничения и запреты в деятельности Главы муниципального
образования 95
2.5 Гарантии деятельности Главы муниципального образования 105
2.6 Ответственность Главы муниципального образования 115
3 Взаимодействие Главы с органами местного самоуправления 134
3.1 Взаимодействие Главы с представительным органом муниципального образования 134
Заключение 146
Список литературы 152


Современный уровень развития общества предъявляет к местному самоуправлению повышенные требования, так как ему принадлежит особая роль в механизме управления хозяйственным и социально-культурным строительством в муниципальных образованиях. Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, призваны обеспечивать достойный социально¬экономический уровень жизни и защиту совместных интересов населения, проживающего на определенной территории. Исследование проблем функционирования власти на уровне муниципальных образований, где многие из них все еще остаются нерешенными, является актуальной задачей юридической науки.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила, что «местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130). До последнего времени
федеральное законодательство не включало в себя нормы об обязательном наличии главы муниципального образования в системе местной власти. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области» было указано: «Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», требуя в обязательном порядке наличия выборных органов муниципальных образований, оставляет создание других органов на усмотрение самих местных сообществ». Однако в большинстве муниципальных образований данное должностное лицо существовало.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 2 ст. 34 предусматривает, что «наличие в структуре 12
органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным». В связи с обязательностью с 2009 года главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления, считаем необходимым обратиться к вопросу правового статуса данного должностного лица в различных муниципальных образованиях. Тем более что успешность проводимой в настоящее время в Российской Федерации муниципальной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, в частности, главы муниципального образования, являющегося и сейчас в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.
В настоящее время необходимым и актуальным представляется проведение комплексного исследования правового статуса главы муниципального образования с целью выявления тенденций развития данного института.
Правовые основы функционирования федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления продолжают реорганизовываться, еще не использованы потенциальные возможности их деятельности. В этой связи необходим научный анализ правовых основ взаимодействия главы муниципального образования с органами власти в Российской Федерации на рубеже XX - XXI веков.
Являясь предметом научных исследований, вопросы организации муниципальной власти рассматриваются, как правило, несколько односторонне, с позиции отдельных элементов, чаще в связи с функционированием представительных и реже исполнительных органов местного самоуправления. А вопросы правового статуса главы муниципального образования, к сожалению, в имеющихся исследованиях не получили всестороннего и глубокого отражения. Таким образом, рассматриваемая в данном исследовании тема приобретает актуальное звучание в современных условиях развития российского государства и, в частности, местного самоуправления.
Степень научной разработанности темы исследования. В юридической науке вопросам теории и практики местного самоуправления и, в частности, правовому регулированию статуса главы муниципального образования уделялось определенное внимание.
При подготовке и написании диссертации были использованы работы отечественных и зарубежных ученых-правоведов, исследовавших в своих трудах различные аспекты изучаемой темы: С. А. Авакьяна, Н. Л. Пешина, Е. С. Шугриной, Н. С. Бондаря.
Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои работы статусу главы муниципального образования, комплексные исследования в этой области, особенно с учетом реалий современного местного самоуправления, еще не проводились. Исключение составляют, пожалуй, монография С. Г. Соловьева «Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации» и ряд его публикаций. И, тем не менее, остается еще много сложных и неразрешенных вопросов как в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 1995, так и в законе от 2003 года. Это в определенной мере объясняется тем, что процесс формирования системы местного самоуправления Российского государства еще не завершен. И, как отмечает сам С. Г. Соловьев, «фигура главы муниципального образования..., несомненно, является ключевой в системе местной власти. В силу этого правовые аспекты юридического статуса главы муниципального образования являются, и будут являться актуальными, а, следовательно, всегда будут предметом многочисленных споров как в среде ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и среди практических работников органов местного самоуправления».
Таким образом, отдавая должное значимости научных работ названных авторов, отметим, что они, тем не менее, не раскрывают всех сторон правового статуса главы муниципального образования, нередко содержат дискуссионные толкования и выводы. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования и обусловили ее избрание.
Характер и состояние изученности темы предопределили в качестве объекта исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования правового статуса главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы, закрепляющие правовой статус главы муниципального образования, а также научно - теоретические и практические вопросы, определяющие статус высшего выборного муниципального должностного лица.
В диссертационном исследовании ставится целью на основе общетеоретических положений юридической науки, обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также анализа существующей практики осмыслить и обосновать основные теоретические положения правового статуса главы муниципального образования.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
а) изучение правового регулирования статуса главы муниципального образования в России и за рубежом в историческом аспекте;
б) выявление характерных черт, присущих главе муниципального образования;
в) анализ полномочий главы муниципального образования ;
г) выделение оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;
д) рассмотрение ограничений и запретов в деятельности главы муниципального образования;
е) рассмотрение гарантий, предоставляемых главе муниципального образования;
е) исследование специфики ответственности главы муниципального образования;
ж) рассмотрение взаимодействия главы муниципального образования с представительным органом, так и с главами городских и сельских поселений.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и специальные правовые методы познания. Общенаучными явились общелогические (анализ, синтез), сравнительный, системный, исторический, междисциплинарный методы исследования.
Новизна данного исследования заключается в том, что настоящая работа представляет собой сравнительный анализ и комплексное обобщение на общетеоретическом уровне правового статуса главы муниципального образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Современное российской право, государственное и муниципальное управление: проблемы, вызовы, пути решения» (Санкт-Петербург, 26.03.18). Публикации. По теме работы опубликована 1 научная работа общим объемом 0,3п.л, в сборнике статей «Современное российское право, государственное и муниципальное управление: проблемы, вызовы, пути решения» (26.03.18г.), на страницах с 10 по 14.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный уровень развития общества предъявляет к местному самоуправлению повышенные требования, так как ему принадлежит особая роль в механизме управления хозяйственным и социально-культурным строительством в муниципальных образованиях. Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, призваны обеспечивать достойный социально¬экономический уровень жизни и защиту совместных интересов населения, проживающего на определенной территории. Исследование проблем функционирования власти на уровне муниципальных образований, где многие из них все еще остаются нерешенными, является актуальной задачей юридической науки.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила, что "местное самоуправление осуществляется гражданами . через выборные и другие органы местного самоуправления" (ч. 2 ст. 130)1. До последнего времени
федеральное законодательство не включало в себя нормы об обязательном наличии главы муниципального образования в системе местной власти.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 2 ст. 34 предусматривает, что «наличие в структуре органов местного самоуправления. главы муниципального образования . является обязательным.»1. В связи с обязательностью с 2009 года главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления, считаем необходимым обратиться к вопросу правового статуса данного должностного лица в различных муниципальных образованиях. Тем более, что глава муниципального образования, является и сейчас в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.
В настоящее время необходимым и актуальным представляется проведение комплексного исследования правового статуса главы муниципального
образования с целью выявления тенденций развития данного института.
В процессе написания работы был сформулирован ряд положений:
Глава муниципального образования - это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Помимо статуса высшего должностного лица, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он наделяется организационно- распорядительными (если глава руководит думой) или исполнительно- распорядительными полномочиями (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения. Глава самоуправляющейся территории занимает первое место в структуре любой модели муниципальной власти. Такая высокая должность гарантируется ему законом, устанавливающим его компетенцию, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать власть.
Термин «Глава муниципального образования» был введен в оборот ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 . До принятия этого федерального закона использовались понятия «Глава местной администрации», «Глава местного самоуправления». Но ни одно из них не имело четкого толкования. Огромное количество авторов в своих трудах использовали термин «Глава местного самоуправления» как синоним определения «Глава муниципального образования», остальные же различали содержание данных определений.
Существует три способа избрания главы муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; Выбор одного из этих способов зависит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления.
Законом субъекта определяется наименование главы муниципального образования. Уставом муниципального образования определяется срок его полномочий. Он не может быть менее 2 и более 5 лет. Полномочия начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти.
Главе гарантируются в соответствии с законодательством условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий. Решением представительного органа в соответствии с законодательством ему устанавливается денежное содержание, определяется порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, обеспечения транспортным средством, средствами связи, жилым помещением на период исполнения полномочий и иные гарантии.
Федеральный закон N 154-ФЗ не определял возможности досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Основания такого прекращения полномочий главы определялись законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований. Новый Федеральный закон N 131 -ФЗ установил закрытый перечень случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Эти полномочия прекращаются в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ; 4) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона N 131-ФЗ; 5)признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6)признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8)выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 10) отзыва избирателями; 11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования 12)досрочного прекращения полномочий 13) представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа; 14)изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ; 15) преобразования муниципального образования; 16) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 17) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
Глава муниципального образования не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью; 2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом
преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может
финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 5) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Все эти ограничения прав главы муниципального образования связаны с его положением как органа публичной власти, которая не должна сочетаться с предпринимательской или околопредпринимательской деятельностью, что может осложнить свободу предпринимательства в муниципальном образовании (и не только) и негативно повлиять на свободу рыночной конкуренции.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В уставах муниципальных образований, к сожалению, нередко устанавливаются сроки и периодичность отчетов главы.
Глава муниципального образования может нести ответственность перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. Также несет уголовную, административную, дисциплинарную, конституционно- правовую, муниципально-правовую, гражданскую ответственность. Она проявляется в возможности отзыва главы муниципального образования - редкость на сей день, то отстранение от должности и удаление в отставку все чаще используется применительно к тем главам муниципальных образований, кто не справляется со своими обязанностями. На наш взгляд, введение данных мер ответственности - положительный шаг, ограничивающий муниципальных лидеров в злоупотреблении полномочиями. С другой стороны, происходит вмешательство органов государственной власти в лице главы субъекта РФ в деятельности органов местного самоуправления, что является негативной данного института.



1. Авакьян С.А. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина : учебн. /С.А. Авакьян. - 1-е изд. — М. : Изд-во Проспект, 2009. - 217 - 224 с.
2. Амусова Л.С. Ответственность главы муниципального образования // Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - Вып. 10. - С. 3-4
3. Алексеев. И. А. Муниципально-правовая ответственность. Проблемы теории и практики : учебн./ И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
4. Артюхов Ю.С. Предложения по совершенствованию федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, устанавливающих правовую ответственность главы муниципального образования // Вестник Воронежского института МВД России. - 2008. - Вып. 2. - С. 22-24
5. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие : учебн./ И.В. Бабичева. - М.:Изд- во Норма, 2014. - 28 с.
6. Банщиков С. Ответственность главы муниципального образования перед
представительным органом местного самоуправления: противоречия
законодательства // Журнал российского права. - 2009. - № 5 - С. 56-59
7. Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации : учебн. для академического бакалавриата /Н.С. Бондарь. - 4-е изд. - М. : Изд-во Юрайт, 2016 - 56-57 с.
8. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика: учебн/ А.Н.Бурова — М:, Изд-во Юстицинформ, 2000. — 221 с.
9. Быкова, А. Г. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2015. — № 2. — С. 12-15.
10. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебн/ В.И. Васильева - 2 изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юстицинформ, 2012. - 201 с.
11. Васильев, В. И. Местное самоуправление: история и современная практика // Журнал российского права. — 2015. — Вып. 3 — С. 5-15.
12. Виноградов В.А. Местное самоуправление: учебн/ В.А.Виноградова - М.,
Изд-во Проспект, 2011. - 115 с.
13. Воронин, А. Г. Искусство управления населенной территорией / А.Г. Воронин. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2017. - 160 с.
14. Власов В.А. Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - Вып. 8. - С. 25-29.
15. Выдрин И.В. Муниципальное право : краткие учебные курсы юридических наук / И.В. Выдрина. - М.: Изд-во Норма, 2004. - 97 с...100



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ