Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические проблемы наказания в работах Н.С. Таганцева и И.Я.
Фойницкого 10
1.1 Наказание: история становления, цели и свойства 10
1.2 «Право наказания» и «обязанность наказания»: обоснование, субъекты,
интересы 23
2 Наказание в действующем уголовном законодательстве России 34
2.1 Понятие наказания и его цели 34
2.2. Место смертной казни в системе наказаний 45
3 Конституционная обязанность государства защищать права и свободы
человека и «мораторий» на смертную казнь 56
3.1 Положения Конституции РФ как основа обязанности государственной
власти защищать права и свободы человека 58
3.2 «Мораторий» на смертную казнь в России: формально-юридический
аспект 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 95
Смертная казнь в России существует несколько столетий и много раз отменялась и возвращалась в практику применения.
В христианской Руси данный вид наказания применялся редко и распространяться стал с приходом монголо-татар (1237-1480 годы) . Правовое закрепление высшая мера впервые получила в Двинской уставной грамоте (1398 год). Псковская судная грамота (1467 год), Судебники 1497 и 1550 годов постепенно расширяли круг преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь (12 случаев), а Уложение 1649 года и Воинский артикул Петра I и другие уголовно-правовые акты того периода увеличили их число кардинально (63 и 123 случая, соответственно) .
В XVIII веке (1744 год) попытку ограничения смертной казни предприняла императрица Елизавета Петровна, однако должного правового закрепления этот запрет не нашел. Официально «вернул» смертную казнь император Николай I, утвердив 5 из 36 смертных приговоров декабристам. В Своде Законов Российской Империи (1833 год) смертная казнь предусматривалась только за тяжкие виды государственных преступлений. При императоре Александре II в 1863 году смертная казнь была оставлена в законах военного времени. В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года, смертная казнь сопровождалась лишением всех прав состояния и полагалась за ограниченный круг преступных деяний (преступления государственные - против императора и членов императорского дома, бунт против власти верховной и государственная измена, и преступления и проступки карантинные - против постановлений, «ограждающих народное здравие»); однако, во-первых, существовали телесные наказания, нередко приводившие к засечению насмерть, во-вторых, существовала возможность передавать дела на рассмотрение военного суда для применения законов военного времени и законодательства о чрезвычайной и усиленной охране .
В советский период отечественной истории смертная казнь многократно отменялась и возвращалась. В постсоветский период данный вид наказания не применяется в течение длительного промежутка времени. Последняя на сегодняшний день смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года. Указом Президента РФ от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осужденных к смертной казни, т.е. все, кто на тот момент были приговорены к данному виду наказания .
Вопрос о возвращении в практику применения смертной казни за последние годы поднимался много раз. Дискуссии и обмен мнениями по данной теме ведутся в правовой и других науках, в философии, в обществе. Результаты изучения общественного мнения, проводимые в разные годы разными исследователями, устойчиво показывают положительное отношение значительной части населения России к вопросу о применении смертной казни: как правило, не менее двух третей респондентов, участвующих в таких исследованиях, не возражают против применения смертной казни.
Неоднозначность в решении вопроса о смертной казни на правовом уровне присутствует уже в тексте Основного Закона Российской Федерации (ст. 20):
«1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» .
В отдельных работах, предметом рассмотрения которых является смертная казнь, исходя из представленной формулировки, отмечается «временный» характер данного вида наказания. Между тем хотелось бы обратить внимание, что часть вторая приведенной статьи включает и ряд других норм, основная из которых, как представляется, все-таки, говорит не об отмене смертной казни, и не о временном ее характере, а о возможности ее установления федеральным законом при определенных условиях.
Смертная казнь как вид наказания предусмотрена ст. 44 УК РФ. Собственно смертной казни посвящена ст. 59 УК РФ, в которой говорится об исключительном характере данной меры наказания, возможности ее замены в порядке помилования пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок 25 лет, а также о субъектах, которым смертная казнь не может быть назначена. По действующему Уголовному Кодексу РФ наказание в виде смертной казни предусмотрено за пять составов преступлений. В Уголовно¬исполнительном кодексе РФ имеется глава 23 «Исполнение наказания в виде смертной казни». В соответствии со ст. 185 УИК РФ, у осужденного, которому назначено наказание в виде смертной казни, имеется право обратиться с ходатайством о помиловании. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда и одно из решений Президента РФ - об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или неприменение помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании. Порядок исполнения смертной казни установлен в ст. 186 УИК РФ. Начиная с 2010 года, на всей территории Российской Федерации действуют суды с участием присяжных заседателей.
Таким образом, имеются достаточные правовые основания, включая конституционные, для применения смертной казни. Фактически данный вид уголовного наказания не назначается и не исполняется. В связи с этим возникают, по меньшей мере, два вопроса. Во-первых, почему сложилась такая ситуация? Во-вторых, как ее разрешить? Поиску ответов на данные вопросы посвящена настоящая работа.
В первой главе исследуются основополагающие аспекты теории наказания в работах Н.С. Таганцева и И.Я. Фойницкого. Обращение к этим ученым обусловлено следующими соображениями. Во второй половине XIX века в России ежегодно казнили 10-50 человек. В начале XX века количество приговоренных к смертной казни увеличилось в 5-10 раз . Такая динамика, видимо, объяснялась сложной политической обстановкой в государстве и обусловила дискуссии по вопросу о смертной казни. В Первую Государственную Думу России в 1906 году вносился проект закона об отмене смертной казни, в рассмотрении которого принимал активное участие Н.С. Таганцев, выступая против сохранения данного вида наказания. Работа И.Я. Фойницкий имеет криминологическую направленность, в силу чего привносит в рассмотрение вопросов наказания специфический подход и, соответственно, также представляет научный интерес.
Вторая глава посвящена изучению действующих норм законодательства, касающихся наказания: рассматриваются понятие и цели наказания, место смертной казни как исключительной меры в системе наказаний.
В третьей главе исследуются нормы Конституции РФ как основа обязанности государственной власти по защите прав и свобод человека, проводится правовой анализ процедуры, результатом которой стало фактическое неприменение смертной казни в России.
Рассматривая наказание как основную составляющую карательной деятельности государства, известные дореволюционные отечественные ученые в области права Н.С. Таганцев и И.Я. Фойницкий отмечали комплекс свойств и требований к наказанию. При этом сама история становления наказания как превращения личной мести в общественную расплату, т.е, по сути, привлечение к ответственности виновного, свидетельствует, что сама природа данных явлений предполагает публичность. По мнению этих ученых, наказание представляет собой не только право, но и обязанность государства, от исполнения которой последнее не может отказываться. Рассуждая о назначении, целях и свойствах наказания, Н.С. Таганцев и И.Я. Фойницкий полагали, что общие интересы («интересы общежития») имеют приоритет над индивидуальными интересами. Не совпадали мнения ученых в вопросе субъекте права наказания - является ли им общество или государство.
Конституция РФ в разных статьях содержит ряд норм, которые могут быть приведены к следующему резюме: единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, права и свободы человека и гражданина государство обязано защищать, права и свободы обеспечиваются правосудием, однако имеют естественные ограничения в виде прав и свобод других людей, а также могут быть ограничены законом. Данные положения по своему содержанию в целом являются нормативной реализацией теоретических положений, которые были представлены в первой главе работы и, в частности, содержат ответ, по меньшей мере, на один из выявленных дискуссионных вопросов: единственным источником власти является народ, то и право наказания, вероятно, следует считать принадлежащим народу, т.е. обществу.
Основной смысл ч. 2 ст. 20 Конституции РФ заключается не в отмене смертной казни, и не во временном ее характере, а в возможности ее установления как исключительной меры наказания федеральным законом при определенных условиях: за особо тяжкие преступления против жизни с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. УК РФ, УИК РФ содержат нормы, необходимые для применения смертной казни. Представляется, что необходимые правовые условия для применения смертной казни в России имеются. Расположение в общей «лестнице» наказаний показывает наивысшую степень суровости данного вида наказаний, однако сам факт включения смертной казни в этот перечень, равно как и наличие в УК РФ случаев неприменения давности по составам, за которые не предусмотрена смертная казнь, а также своего рода «уравнивание» смертной казни и пожизненного лишения свободы при применении давности дополнительно нивелирует заявленную в Основном Законе «исключительность» наказания в виде смертной казни.
Прекращение применения смертной казни связывают со вступлением России с Совет Европы. Заявление о вступлении в Совет Европы было подано Россией 7 мая 1992 года. Следует напомнить об исторических условиях: в России в рассматриваемый период наблюдается крайне сложная социально-экономическая обстановка в связи с проведением глобальных преобразований, кардинально меняется уклад, т.е. осуществляется переход к т.н. «рыночной экономике». Одним из базовых положений криминологии признается известная закономерность, что в подобные периоды происходит значительный рост преступности. Принятый 14 июня 1994 года Президентом РФ Указ № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» подтверждает данную закономерность. 28.02.1996 Россия была принята в Совет Европы, ей был предъявлен ряд требований, которые она обязалась исполнить, в том числе - подписание и ратификация Протокола № 6 к Конвенции о защите основных прав и свобод.
Протокол № 6 предполагает отмену смертной казни в мирное время. Впоследствии Президентом России Б.Н. Ельциным были подписаны нормативно-правовые акты, которые так или иначе подтверждают принятые Россией обязательства об отмене смертной казни, однако в них содержится не решение о ее отмене, а указания о поэтапном решении проблем, связанных с подписанием Протокола № 6, и о поэтапном сокращении применения смертной казни. В рассматриваемый период времени в состав. Отдельные решения ЕСПЧ по ст. 2 Европейской конвенции свидетельствуют о факультативном характере Протокола № 6 в период вступления России в данную организацию. В 1999 и 2009 годах Конституционный Суд РФ указывал разные основания для неприменения смертной казни.
В контексте взаимодействия международного и национального права нельзя обойтись без упоминания ст. 15 Конституции РФ. Процедура, в соответствии с которой международный договор становится частью отечественной правовой системы, урегулирована Конституцией РФ. В этом смысле приоритет национального права безусловный. Общепризнанные принципы и нормы международного права - это положения Всеобщей декларации прав человека, во всяком случае, в сфере прав человека. Европейская конвенция в масштабах международного права является актом регионального уровня, в связи с чем представляется, что ее нормы к рассматриваемой категории не относятся.
Статья 20 Конституции РФ находится в главе 2, положения которой могут быть изменены только путем особой процедуры - всенародным голосованием или Конституционным собранием (ст.ст. 134, 135 Конституции РФ).
Таким образом, изложенные выше обстоятельства процедуры, на основании которой смертная казнь в России не применяется, сами по себе могут рассматриваться как нарушение положений Основного Закона, поскольку не соответствуют конституционным принципам государственного суверенитета и разделения властей. Термин «мораторий», который часто используют для характеристики существующей ситуации, в юриспруденции традиционно употребляется в ином значении.
Рассматривая вопрос о смертной казни в 2009 году, Конституционный Суд РФ использовал конструкцию «право не быть подвергнутым смертной казни». Как можно ее понимать? Наказание возникает как ответная реакция государства на преступное деяние. В таком случае, государство само, по сути, показывает, что соблюдение нормы Закона не есть обязанность? Заметим, что вообще, в соответствии со ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» от 21.07. 1994 № 1-ФКЗ, Конституционный Суд РФ имеет полномочия признать нормативный акт либо отдельные его положения не соответствующими Конституции РФ, последствием чего является именно неприменение признанных таковыми норм . Однако, КС РФ идет иным путем: фактически, не признавая норму Закона не соответствующей Конституции РФ, налагает запрет на применение этой нормы.
Итак, исторически, наказание из расправы личного характера (пострадавшего) над обидчиком и нарушителем обычаев как первичной формы права (правопорядка) превратилось в ответную реакцию общества, которое позже оказалось подчиненным государственной власти, получившей «территориальную монополию на применение насилия». Возникает вопрос: где в сложившейся к сегодняшнему моменту системе уголовного преследования интерес потерпевшего, т.е. собственно того субъекта, который и был первопричиной возникновения наказания? Применительно к нашей теме, это, объективно, не столько жертва преступления, сколько ее близкие. Такая постановка вопроса может быть отвергнута в отношении преступлений с иными объектами охраны, но представляется принципиально важной именно в данной категории, поскольку их результат - невозвратная потеря, причем потеря при особых, отягчающих обстоятельствах, т.к. речь идет только о наиболее тяжких преступных деяниях. Почему, со ссылкой на принцип гуманизма нам говорят о «праве не быть подвергнутым смертной казни» для преступника, совершившего такое деяние, и отказывают потерпевшим в праве на справедливое наказание за невозвратную утрату? Разве в человеческом обществе нет границ приемлемого? Кроме того, в отношении прав жертв преступлений имеется и акт международного права общемирового масштаба - Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года.
Обращение Конституционного Суда РФ к Венской конвенции ООН в обоснование необходимости соблюдения подписанного Протокола № 6 к Европейской Конвенции хотелось бы прокомментировать. В соответствии со ст. 18 Венской Конвенции «Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу», государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели при условиях, которые указаны в Конвенции. Есть также ст. 27, исходя из которой участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Однако в этой же Конвенции в разделе «Недействительность договоров» имеется ст. 46 «Положения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры»: государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что согласие обязательности для него договора было выражено с нарушением положений внутреннего права в части компетенции, если только это нарушение не было явным и не касалось нормы внутреннего права особо важного значения; при этом нарушение является явным, если оно будет объективно очевидным для любого государства, действующего в этом вопросе добросовестно и в соответствии с обычной практикой. Представляется, что нарушение положений Конституции РФ в рамках многошаговой процедуры формирования запрета на применение смертной казни полностью соответствует приведенному пониманию явного нарушения особо важной нормы внутреннего права.
Далее, Венская Конвенция, в принципе, предусматривает и возможный механизм разрешения сложившейся ситуации, поскольку её ст. 44 «Делимость договорных положений», при определенных обстоятельствах позволяет признать международный договор недействительным в отношении лишь отдельных его положений, т.е., в данном случае - в отношении «обязательства» подписать Протокол № 6 Европейской конвенции. Наконец, полезно заметить, что Венская конвенция о праве международных договоров - это акт ООН, что, очевидно, делает его актом международного права более высокого уровня, чем Протокол № 6 Европейской конвенции, который, даже исходя из его названия, является актом региональным с этих позиций.
Таким образом, существующее положение в вопросе о смертной казни трудно признать приемлемым с точки зрения действующих норм права. Представляется, что подписание Протокола № 6 может и должно быть признано недействительным, а вопрос о смертной казни должен быть решен путем выявления воли народа (общества), что будет соответствовать как теоретическим представлениям о природе наказания, так и положениям Основного Закона России.
«Исключительность» смертной казни состоит не просто в наказании. Эта характеристика становится более ясной, если мы свяжем содержание ч. 2 ст. 20 Конституции РФ с ч. Е данный вид наказания может устанавливаться именно и только за особо тяжкие преступления против жизни. И в этом случае мы, как следствие, можем утверждать, что цели смертной казни как высшей меры наказания также должны быть особыми, исключительными. Представляется, что смысл установления и применения смертной казни заключается в демонстрации четкой позиции общества и законодателя: есть деяния, совершение которых является достаточным основанием для того, чтобы лишить виновно их совершившее лицо права на жизнь.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Рос. газета. - 1998. - 10 дек.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994.-№ 12.
4. Венская конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. - 1986. - № 37. - Ст. 772.
5. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 15.12.1989 // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
6. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (Принята 29.11.1985 Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та. (Документ опубликован не был).
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
8. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод относительно отмены смертной казни. Страсбург, 28.04.1983 [Электронный ресурс] //: http://www.echr.ru/documents/doc/2440804/2440804.htm (дата обращения: 03.04.2018)
9. О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституционный закон от 21 июл. 1994 № 1-ФКЗ : (ред. от 23 дек. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
10. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ : (ред. от 23 апр. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун¬та.
11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 янв. 1997 № 1 - ФЗ : (ред. от 20 дек.
2017 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун¬та.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июн. 1996 № 63-ФЗ : (ред. от 23 апр. 2018 г., с изм. от 25 апр.
2018 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун¬та.
13. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 15 июл. 1995 № 101-ФЗ : (ред. от 13 март. 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
14. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 мар. 1998 № 54-ФЗ : (ред. от 30 мар. 1998 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
15. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 авг. 2004 г.
№ ПЗ-ФЗ : (ред. от 01 июн. 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та...114