Аннотация
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации обучения студентов иноязычному говорению в условиях индивидуализации образовательной среды 9
1.1 Современные подходы и принципы обучения иноязычному говорению в современной
образовательной среде 9
1.2 Иноязычное говорение как ведущий компонент иноязычной коммуникативной
компетенции в реализации межличностного и межкультурного общения 21
1.3 Психолого-педагогические особенности индивидуализации обучения иноязычному
говорению 34
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. Методические основы обучения студентов иноязычному говорению на основе индивидуальной образовательной траектории 47
2.1 Индивидуальная образовательная траектория как основа организации образовательного
процесса в обучении иноязычному говорению 47
2.2 Модель индивидуальной образовательной траектории при обучении иноязычному
говорению 61
2.3 Проведение педагогического эксперимента по апробации организации учебного процесса обучения студентов химического факультета ТГУ иноязычному говорению на
основе индивидуальной образовательной траектории и анализ его результатов 72
Выводы по второй главе 84
Заключение 86
Список литературы и использованных источников 89
Приложение А Тесты и опросы на этапе диагностики 104
Приложение Б Комплекс упражнений, коммуникативных заданий, заданий самостоятельной работы студентов 112
Приложение В Листы обратной связи 122
Современное общество заинтересовано в подготовке профессионалов, способных конкурировать в мировом профессиональном сообществе, готовых развиваться в быстро меняющихся социально-экономических реалиях, постоянно работать над собой, готовых приобщиться к передовому мировому профессиональному знанию, преодолевая языковые барьеры и овладевая навыками и умениями межкультурного взаимодействие.
Актуальность данного направления подтверждается Федеральном закон «Об образовании в Российской Федерации» [120]. Изменения, внесенные в восьмой пункт 12-й статьи закона, позволяют образовательным учреждения предлагать образовательные программы с набором компетенции, отнесенным к нескольким специальностям и направлениям подготовки. Образование будущего - это создание таких условий, в которых индивидуум сможет развить навыки и умения для успешного функционирования в социуме, научится выстраивать собственный маршрут на основе индивидуальной образовательной траектории, что позволит предвосхитить дефицит необходимых компетенций и, в конечном счете, позволит быстро адаптироваться к новым условиям и реализовать себя в выбранной профессии.
Становится очевидно, образование уже не может быть программой, ориентированной на всех и каждого, и эта идея активно обсуждается на различных научных и научно-методических конференциях и семинарах, например, на Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch Tomsk 2020 года [99] и на первой всероссийский ИОТ-конференции 2021 года [80], на которых была обозначена необходимость смены парадигмы понимания образования и преподавания в сторону индивидуальности и студентоцентрированности, активного и коллаборативного обучения.
Актуальность данного исследования обусловлена возросшей потребностью современного общества в специалистах свободно владеющих иноязычным говорением, способных и готовых поддерживать межличностное и межкультурное общение в поликультурном обществе; способных прокладывать индивидуальные образовательные маршруты на основе индивидуальной образовательной траектории; а так же недостаточной разработанностью методических приемов интеграции индивидуальной образовательной траектории в процесс обучения студентов иноязычному говорению.
Анализ ряда теоретических работ (О. А. Абдуллина, И. Н. Айнутдинова, И. Ф. Бережная, А. С. Будникова, С. К. Гураль, Т. М. Ковалева, Ю. В. Кремлёва, А. Я. Кузнецова, Н. А. Лабунская, А. С. Никулина, О. А. Обдалова, А. А. Плигин, А. В. Соболева, Л. Н. Степанова, В. П. Сысоев, Э. Э. Сыманюк, Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова, М. А. Шеманьева и др.), показал, что в настоящее время в науке уже накоплен материал, посвященный вопросам разработки индивидуальных образовательных траекторий.
Современные исследования организации обучения студентов на основе индивидуальных образовательных траекторий осуществлялись в нескольких направлениях: - развитие личности через рефлексию обучающегося (А. Я. Кузнецова), развитие self компетенций (Т. М. Ковалева); развитие внутренней мотивации изучения иностранного языка (Ю. В. Кремлёва); осмысление проблемы индивидуального обучения и связи с коллективным воспитанием в формировании индивида как личности (И. Ф. Бережная); определение факторов индивидуализации иноязычного образования посредством латентных характеристик подготовленности обучающихся и трудности задания (С. К. Гураль, Т. О. Краснопеева, В. М. Смокотин, С. Н. Сорокоумова); выявление связи между типом мышления и способом восприятия информации обучающимися (О. А. Абдуллина, А.
A. Плигин); учет когнитивных стилей и стилей обучения (В. П. Сысоев, О. А. Обдалова, А.
B. Соболева ); создание условий посредством информационно-образовательной среды (С. К. Гураль, Т. О. Краснопеева, А. И. Шевченко), адаптационной образовательной среды к уровню подготовки, индивидуальным особенностям, потребностям и интересам обучающихся (А. С. Будникова), создание инновационной образовательной среды на основе анализа цифрового следа образовательной деятельности обучающихся (Д. Г. Васибьева)
Однако, исследований, посвященных формированию индивидуальных образовательных траекторий в рамках совершенствования умений иноязычного говорения с целью реализации межличностного и межкультурного общения, не обнаружено.
Проведенный анализ исследований, посвященных проблеме обучения иностранному языку на основе индивидуальной образовательной траектории студентов, а также анализ сложившейся практики преподавания позволил выделить противоречия:
• между востребованностью современным обществом и рынком труда в специалистах, готовых самостоятельно организовывать свой иноязычный индивидуальный образовательный маршрут, и отсутствием научно обоснованной методики обучения иноязычному говорению на основе индивидуальной образовательной траектории;
• между существующей групповой формой реализации иноязычного образования и необходимостью индивидуализации обучения иноязычному говорению с учетом профессиональных и личностных потребностей обучающихся, их индивидуальных стилей в обучении.
Вышеобозначенные противоречия позволили выявить проблему исследования: какова организация учебного процесса при обучении иноязычному говорению студентов на основе индивидуальной образовательной траектории?
Объект исследования: процесс обучения иноязычному говорению студентов в современной образовательной среде.
Предмет исследования: организация обучения иноязычному говорению студентов на основе индивидуальной образовательной траектории.
Цель исследования: теоретическое обоснование организации обучения иноязычному говорению студентов на основе индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы и принципы обучения иноязычному говорению и выявить возможности индивидуализации в современной образовательной среде.
2. Конкретизировать критерии проявления индивидуальности в реализации иноязычного говорения как ведущего компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Выявить психолого-педагогические особенности концепции индивидуализации обучения иноязычному говорению.
4. Выделить принципы построения индивидуальной образовательной траектории как основы организации обучения иноязычному говорению.
5. Разработать и описать модель индивидуальной образовательной траектории при обучении иноязычному говорению.
6. Провести педагогический эксперимент по апробации организации учебного процесса обучения иноязычному говорению на основе индивидуальной образовательной траектории и анализ полученных результатов.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс обучения иноязычному говорению студентов будет эффективным, если:
• в основу учебного процесса будет положена модель построения индивидуальной образовательной траектории;
• построение индивидуальной образовательной траектории основывается на учете специфики иноязычного говорения и учете влияния внутренних (формулирование и осознание цели, взращивание концепта «забота о себе» и, на базе него формирование self-компетенций и своей субъектности, способности к рефлексии) и внешних факторов, инициированных извне с целью создания условий развития индивидуальных образовательных стратегий.
Методологическую основу исследования составляют положения личностноориентированного (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Е. Н. Соловова, П. В. Сысоев, А. В. Хуторской), межкультурного (С. Г. Тер-Минасова), деятельностного (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), коммуникативного (Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, У Риверс, David Nunan, Jack C. Richards and Theodore S. Rodgers); коммуникативнокогнитивного (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова) компетентностного (И. Л. Бим, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) подходов; теории речевой деятельности (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), функциональной системы (П. К. Анохин) и развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), организации познавательной деятельностью на основе Таксономии Блума (Б. Блум, А. Маслоу, И. Т. Касавин, Anderson L. W., Krathwohl D.
R. , Roya Jafari Amineh, Hanieh Davatgari Asl, L. O. Wilson).
Теоретическую основу исследования составили основы теории и методики преподавания иностранных языков (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, В. А. Сластенин, А. Н. Щукин); теории (структура и условия) формирования иноязычной коммуникативной (И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова, Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова, А. Н. Щукина, David MacClelland, John Raven, Noam Chomsky, L. F. Bachman. A.
S. Palmer) и межкультурной компетенции (О. А. Обдалова, П. В Сысоев, В. П. Фурманова); работы, раскрывающие суть межличностного (Г. А. Андреева, Л. А. Петровская) и межкультурного общения (С. К. Гураль, О. А. Обдалова, Г. С. Тер-Минасова); работы, раскрывающие проблему индивидуализации (А. Г. Асмолов, Т. В. Ковалева, В. А. Петровский, И. Э. Унт), индивидуальных различий и дифференциации обучения (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, В. А. Москвин, Н. В. Москвина, Т. И. Мелентьева, В. С. Ротенберг); рефлексивные способности человека, выступающей в метакатегории «заботы о себе» и развития «self компетенций» (Ю. А. Асоян, Т. В. Ковалева, , И. Н. Семенов, Г. И. Петрова, В. М. Розин); индивидуально-психологической особенностей личности (Е. Л. Авдонина, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, Дж. Роттер, П. В. Сысоев.).
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических методов: анализ и синтез философских, психологических, психолингвистических трудов отечественных и зарубежных исследователей и методической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ и систематизация подходов к решению проблемы исследования; систематизация, обобщение и интерпретация результатов анализа; эмпирических методов: педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, проектирование учебного процесса; методическая разработка урока иностранного языка, проведение педагогического эксперимента, контент-анализ результатов анкетирования и качественно-количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна состоит в следующем:
• уточнено содержания иноязычного говорения как компонента иноязычной коммуникативной компетенции в реализации межличностного и межкультурного общения, характеризующееся наличием индивидуальной траекторий развития иноязычной коммуникативной компетенции;
• разработаны принципы эффективной организации процесса обучения студентов: на взаимопомощи, и личной ответственности и востребованности в каждом участнике группы;
• конкретизированны понятия «инидивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут», введено понятие - «общий образовательный маршрут»;
• разработана модель индивидуальной образовательной траектории при обучении иноязычному говорению, строящейся под влиянием внутренних и внешних процессов, инициированных извне с целью создания условий развития индивидуальных образовательных стратегий.
Теоретическая значимость:
• обоснован выбор подходов и принципов обучения иноязычному говорению в современной образовательной среде, определивший следующие базовые подходы личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный и компетентностный;
• выявлена специфика иноязычного говорения как ведущего компонента иноязычной коммуникативной компетенции в реализации межличностного и межкультурного общения, проявляющаяся в «творческой природе» общения; в единстве коммуникации, интеракции и перцепции; в ориентации общения, семиотической специализацией, степени опосредованности, психологической динамикой, репрезентативности и полиинформативности; конгруентности и эмотивности; зависимости мотивации к общению от вида общения; взаимосвязи общения с воспитанием;
• определены психолого-педагогические особенности индивидуализации обучения студентов поколения «Z» (склонность к «клиповому мышлению», «многозадачности», «транзитивной памяти»);
• введено новое понятие «иноязычная индивидуальная образовательная стратегия», понимаемое как «система принятых обучающимся образовательных стратегий, взаимосвязанных с целями и задачами обучающегося и программой его действий, обеспеченных соответствующими ресурсами и возможностями по достижению поставленной цели»;
• теоретически обоснована методика организации учебного процесса обучения студентов иноязычному говорению на основе индивидуальной образовательной траектории.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования разработанные дидактические материалы апробированы в реальном учебном процессе при обучении студентов ХФ ТГУ. Разработанная модель организации обучения иноязычному говорению на основе ИОТ может быть использована при разработке программ курсов иностранного языка и учебно-методических пособий. Выявленные данные могут служить основой для подготовки преподавателей к занятиям по обучению иноязычному говорению, а также в подготовке преподавателей иностранного языка.
Структура работы включает: введение, теоретическую и практическую главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и источников, а также приложения, включающие в себя « Тесты и опросы на этапе диагностики», «Комплекс упражнений, коммуникативных заданий, заданий самостоятельной работы студентов» и «Листы обратной связи».
Современный образовательный процесс — это процесс, в основе которого лежит индивидуальная образовательная траектория, так как основой процесса является мотивация «роста», ценности «учится учится», гибкость, мобильность и опережающее приспособление к изменениям.
Проведенное диссертационное исследование направленно на разрешение противоречий между востребованностью в специалистах готовых самостоятельно организовывать свой иноязычный маршрут и отсутствие научно обоснованной методики обучения иноязычному говорению на основе ИОТ, а также необходимостью индивидуализации обучения иноязычному говорению с учетом потребностей обучающихся и их индивидуальных стилей в обучении в групповой форме реализации иноязычного образования.
В рамках решения поставленных задач исследования мы проанализировали современные подходы к обучению иноязычному говорению с позиции индивидуализации процесса обучения и выделили принцип индивидуализации одним из ключевых принципов в коммуникативно-когнитивном, межкультурном и компетентностном подходах. Было выявлено, что индивидуальность иноязычного говорения проявляется в качествах инициативности в иноязычном говорении, сформированности самостоятельности, самоорганизации познавательной деятельности, готовности определять цели своего образования и оценивать достигнутый результат; также было установлено, что иноязычное говорение как компонент иноязычной коммуникативной компетенции в реализации межличностного и межкультурного общения, обладает индивидуальной траекторий развития иноязычной коммуникативной компетенции.
В ходе исследования была выявлена специфика иноязычного говорения как ведущего компонента иноязычной коммуникативной компетенции в реализации межличностного и межкультурного общения, проявляющаяся в «творческой природе» общения; в единстве коммуникации, интеракции и перцепции; в ориентации общения, семиотической специализацией, степени опосредованности, психологической динамикой, репрезентативности и полиинформативности; конгруентности и эмотивности; зависимости мотивации к общению от вида общения и взаимосвязи общения с воспитанием.
Были определены психолого-педаговические особенности индивидуализации обучения иноязычному говорению студентов поколения «Z», которые позволяют индивидуализировать обучение, опираясь на принципы эффективной организации процесса обучения студентов: интерактивного речевого взаимодействия, когнитивности, сознательности и творческой активности, автономномности обучающегося в процессе изучения языка, единства группового и индивидуального обучения, посильности при достаточном уровне трудности, разделения объемной информации на доступные для восприятия объемы и ее наглядности, практической направленности содержания и осмысленной работы с учебным материалом, а также были дополнены принципами взаимопомощи, личной ответственности и востребованности в каждом участнике группы.
В исследовании были конкретизированы понятия «индивидуальная образовательная траектория», как путь развития обучающегося, в котором прослеживается непрерывное движение от прошлого к моменту настоящего с учетом индивидуальных образовательных потребностей, целей и «индивидуальный образовательный маршрут», понимаемый как осознанный вектор будущего с учетом накопленного опыта, на основе которого разрабатывается гибкая учебная программа с целью достижения приоритетных персональных целей обучающегося, с гибким подходом к особенностям и способностям 13
обучающегося, в зависимости от нужд и желаемого результата обучающегося. Было введено понятие - «общий образовательный маршрут», понимаемое в качестве маршрута, установленного для всех, доступный каждому студенту согласно существующей программы профессиональной подготовки, выстроенный университетом, без учета индивидуальных целей и задач образования, существующее параллельно с индивидуальными маршрутами.
Также в ходе исследования была разработана модель построения индивидуального образовательного маршрута при обучении иноязычному говорению на основе индивидуальной образовательной траектории, включающая в себя: Гибкий учебный процесс, Индивидуальную образовательную стратегию и Диагностику. Ядром модели выступает индивидуальная образовательная стратегия (ИОС) обучающегося, под которой мы понимаем систему принятых обучающимся образовательных стратегий, взаимосвязанных с целями и задачами обучающегося и программой его действий, обеспеченных соответствующими ресурсами и возможностями по достижению поставленной цели. Развитие ИОС происходит под влиянием (формулирование и осознание цели, взращивание концепта «забота о себе», формирование self компетенций и своей субъектности, способности к рефлексии) и внешних процессов, инициированных извне с целью создания условий развития индивидуальных образовательных стратегий.
В данном исследовании была проведена экспериментальная апробация разработанной технологии обучения иноязычному говорению на основе ИОТ у студентов Химического факультета НИ ТГУ первого курса. Результаты экспериментального обучения показали, что организация обучения на основе ИОТ через создание условий, в которых развивается инициативность в иноязычном говорении, умение ставить цели, через создание среды, в которой поощряется открытость мышления, свобода выражения и плодотворное взаимодействие в процессе иноязычного общения, способствуют развитию ИКК. Категория «выбора», как основная составляющая индивидуализации обучения иноязычному говорению, выстраивающая гибкий учебный, позволяет студенту стать субъектом своей деятельности с осознанием цели, с созданием условий для проявления инициативности в иноязычном говорении, что формирует и развивает образовательную траекторию студента.
Одним из ключевых факторов в формировании ИОТ является личное осознание обучающимся своей образовательной цели и, соответственно, сформированная мотивационная система по ее достижению. Именно поэтому можно наблюдать у части обучающихся только готовность выполнить необходимые требования для реализации обязательной части программы иноязычного образования и низкую заинтересованность в прикладывании больших усилий в изучении иностранного языка
Перспективами дальнейшего исследования являются дальнейшее изучение факторов и условий, способствующих развитию индивидуальных траекторий развития умений иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а также совместная работа со специалистами Тьюторской службы по сопровождению группы в соответствии с их индивидуальными потребностями.
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста// Современные психологопедагогические проблемы высшей школы, 1974.- Вып. 2. - Л.: ЛГУ. - С.3-15.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. - 2009.- 448 с.
4. Александров С. Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов/ С.Г. Александров; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 62 с. - URI:
https://www.ismu.baikal.ru/src/downloads/13f13c93 funktsionalnaya asimmetriya.pdf (дата обращения 08.11.21)
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007.
- 526 с.
6. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей от человеческого капитала к человеческому потенциалу// Образовательная политика. - URI: https://edpolicy.ru/opportunity-generation (дата обращения 12.04.2022)
7. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д. , Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. - М.: Акрополь, 2018. - 212 с.
8. Асмолов А. Г. Антропологический поворот: практическая психология образования как
драйвер персонализации человека // Вести образования, 2021. - URI:
https://vogazeta.ru/articles/2021/12/6/psychology/18719-
antropologicheskiy povorot prakticheskaya psihologiya obrazovaniya kak drayver perso nalizatsii cheloveka (дата обращения 03.04.2022)
9. Айнутдинова И. Н. Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшей школе: автореф.дисс. ... д-ра.пед. наук.
- Казань, 2012. - 40 с.
10. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей “цифрового поколения”: опыт анализа // Известия Саратовского Университета. Нов.сер., Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2021. - Т..21. - вып.1. - с.23 - 32.
11. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук.
- М., 2012 . - 43 с.
12. Бим И. Л. Роль учителя в личностно- ориентированном образовании [Текст] / И. Л. Бим // Профессиональное образование, 2009. - N 4. - С. 30 - 31.
13. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам// Компетенция в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 156 - 163.
14. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
15. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011....158