Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ (

Работа №192647

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы125
Год сдачи2022
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Теоретические основы поведения потребителя 5
1.1 Сущность поведения потребителя 5
1.2 Факторы, определяющие поведение потребителя 10
1.3 Продовольственные рынки и модели поведения потребителя на них 16
2 Анализ потребительских предпочтений и инструментов управления поведением
потребителя на рынке мяса 25
2.1 Анализ мирового и российского рынков мяса 25
2.2 Поведение потребителя на рынке мяса 35
2.3 Методы управления поведением потребителя 42
3 Управление поведением потребителя в АО «СИБАГРО»: оценка и возможности 62
3.1 Характеристика компании 62
3.2 Анализ деятельности компании и методов управления поведением потребителя 66
3.3 Разработка корректирующих мероприятий и рекомендаций для компании 93
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 101
Приложение А Шаблон анкеты 111
Приложение Б Результаты проведенного опроса 117


Поведение потребителей - молодая область науки не только в России, но и других странах, в ее основе лежит исследование процесса принятия решения потребителями на рынке и факторов, влияющих на него. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что теоретико-методологическое изучение основ поведения потребителей сегодня продолжается, а разработки, начатые во второй половине XX века, совершенствуются и не теряют своего значения.
Анализ факторов и реакций потребителей приобретает растущую значимость для современного бизнеса. Компании пытаются найти пути повышения эффективности собственной деятельности, используя специфические знания о потребителях. Успех деятельности компании на рынке зависит от решения ряда специальных маркетинговых проблем. Руководителям компаний необходимо заранее знать, каким образом потребители будут реагировать на предлагаемый товар, его характеристики, цену, когда они будут его покупать, где, что представляют собой критерии выбора, какие факторы влияют на принятие решения о покупке.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в условиях развивающихся рыночных отношений и усиления конкуренции, использование методик исследования и управления поведением потребителя, изучение и понимание его психологии и причин принятия определенных решений является первостепенным для выживания, устойчивого успеха и развития компании.
Объектом исследования в рамках данной работы является процесс управления поведением потребителя.
Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения, формирующие поведение потребителя на продовольственных рынках.
Целью магистерской диссертации является теоретико-прикладное исследование управления поведением потребителя и его оценка в организации, функционирующей на мясном рынке.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы поведения потребителя.
2. Выявить модели поведения потребителя на продовольственных рынках.
3. Провести анализ рынка мясной продукции и поведения потребителя на нем.
4. Определить методы управления поведением потребителя и систематизировать их.
5. Дать оценку управлению поведением потребителя в АО «СИБАГРО» и разработать корректирующие мероприятия.
Теоретической основой стали работы отечественных и зарубежных ученых в области исследования поведения потребителя, методов влияния на него, таких, как: Г. Зиммель, В. Зомбарт, М. Вебер, Д. Хокинс, Р. Бест, К. Кони, К. Бове, У. Аренс, И. В. Алешина, Л.С. Драганчук, Н. Г. Каменева, А. А. Крылова, О.М Меликян, В. Н. Наумов и другие.
Методологическая основа исследования. Для реализации указанных выше задач исследования были применены следующие методы: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, наблюдение, анкетирование, библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, бенчмаркинг, модель конкуренции М. Портера, карты стратегических групп.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные, нормативно-правовые документы Российской Федерации, материалы монографий, научная, учебная, справочная и нормативная литература, материалы научнопрактических конференций, семинаров, материалы периодической печати; глобальная информационная сеть Интернет, данные компании АО «СИБАГРО», проведенный опрос.
Элемент научного вклада заключается в обосновании необходимости исследования поведения потребителя для предприятий, функционирующих на высококонкурентных продовольственных рынках, систематизации методов управления потребителем, составлении алгоритма управления поведением потребителя и апробация в деятельности компании.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и обобщении теоретико-методологического материала, относящегося к исследованию поведения потребителя и методов воздействия на него.
Практическая значимость подтверждается тем, что результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы компаниям, функционирующим на продовольственных рынках и желающим повысить свою конкурентоспособность посредством исследования поведения потребителя и методов воздействия на него.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи магистерской диссертации, охарактеризована степень разработанности проблемы, идентифицирована теоретическая и практическая значимость работы, определены элементы ее научной новизны.
В первой главе изучены теоретические основы поведения потребителя, рассмотрены модели потребительского поведения, анатомия процесса принятия решения о покупке. Также рассмотрены факторы, влияющие на поведение потребителя, модель процесса выбора продовольственных товаров и модель поведения потребителя при выборе продуктов питания.
Во второй главе произведен анализ потребительских предпочтений и инструментов управления поведением потребителя на рынке мяса. Изучен рынок мяса России и мира, выделены лидеры в различных отраслях. Проведено анкетирование жителей города Томска, по результатам анализа которого выявлены особенности поведения потребителя, предпочтения на рынке мяса. Изучены методы исследования и управления поведением потребителя, проведена систематизация методов управления поведением потребителя, составлен алгоритм управления поведением потребителя.
В третьей главе представлена характеристика компании АО «СИБАГРО», произведен анализ ее деятельности на предмет управления поведением потребителя, разработаны корректирующие мероприятия и рекомендации.
В заключении содержится краткое изложение основных выводов и рекомендаций по использованию результатов выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Настоящее исследование состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав (включающих 14 таблиц, 26 рисунков), заключения, списка использованных источников и литературы (содержащего 101 наименование), 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время под поведением потребителей понимают область знаний, изучающую процесс принятия решений потребителями, и факторы, его определяющие. Сегодня, благодаря воцарившейся на рынке конкуренции, у производителей возникает интерес к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям влияния на него с целью достижения собственных выгод.
Анализ мотивации потребителей приобретает растущую значимость для современного бизнеса. Компании пытаются найти пути повышения эффективности собственной деятельности, используя знания о потребителях. Проблема мотивации потребительского поведения является актуальной на сегодняшний день, так как с развитием экономики России, с ростом рынков, в том числе и продовольственных, увеличивается конкуренция компаний между собой за право обслужить того или иного покупателя. Для этого компаниям необходимо выстраивать коммуникацию с потребителем таким образом, чтобы на основе его потребностей, было возможным привлечь внимание к своей торговой марке, продать товар и получить с него прибыль.
В данной магистерской диссертации была раскрыта сущность поведения потребителя, представляющего собой совокупность действий людей в процессе приобретения, потребления и освобождения от товаров, рассмотрена модель потребительского поведения Дэвида Хокинса, Рори Беста, Кеннета Кони и анатомия процесса принятия решения о покупке по Кортленду Бове и Уильяму Аренсу. Подробно разобраны внутренние и внешние факторы, определяющие поведение потребителя, к ним относятся: культурные, социальные, личностные и психологические факторы. Также рассмотрены модели поведения потребителя на продовольственных рынках, а именно, модель процесса выбора продовольственных товаров и модель поведения потребителя при выборе продуктов питания.
Рынок мяса является одним из самых крупных сегментов рынка продовольственных товаров, как по емкости, так и по числу участников. Особая роль рынка мяса определяется не только значительными объемами производства и потребления этой группы продуктов, но и их значимостью как основного, наряду с рыбными и молочными продуктами, источника белков животного происхождения в рационе питания человека. Он имеет весьма устойчивые тенденции и его состояние оказывает существенное влияние на состояние других видов продовольственных рынков. Мясная промышленность всегда относилась к одной из важнейших. Показатели ее развития составляют предмет пристального внимания со стороны государства.
Российский рынок мяса динамично развивается, занимая 4-ю строчку в мире по показателям производительности. Несмотря на кризис и различные ограничения производство мяса продолжает расти и показывает прирост показателей относительно каждого месяца предыдущих лет. Так, например, в марте 2022 года зафиксирован максимальный показатель производительности в 804 тыс. тонн, что примерно на 100 тыс. тонн больше, чем в 2020-2021 годах. Лидером по объему выпуска является мясо птицы с долей в 55%, на втором месте свинина с показателем 35%, говядина занимает 3,6% рынка.
В ходе данного исследования посредством метода анкетирования были выявлены особенности поведения потребителя на рынке мяса Томской области. Так, было выявлено, что мясо является необходимым атрибутом продуктовой корзины большей части опрошенных - более 75% потребляют мясо ежедневно или более 3-х раз в неделю. Совсем не потребляют мясо только самые молодые участники опроса (до 34 лет), это может быть связано с распространением у молодого поколения культуры вегетарианства, защиты природы и т.п.
Чаще всего опрашиваемые приобретают мясо птицы (91,2%), далее следует свинина (53%), говядина (36,5%) и реже всего - баранина (3,4%). Такие показатели связаны с уровнем доступности, как в ценовом значении, так и в наличии данных товаров в магазинах. Относительно особенностей хранения - покупатели больше предпочитают охлажденное мясо, нежели замороженное, так как оно обладает более выраженными вкусовыми качествами и проще в использовании. Чаще всего покупают мясо в гипермаркетах, супермаркетах, магазинах у дома и на рынке, на выбор места влияют: близость к дому, наиболее выгодная цена и уверенность в качестве товара. Основными критериями при выборе мяса являются: цена, свежесть и внешний вид продукта. Большинство опрашиваемых отметили, что они все чаще покупают мясо птицы, выбирают продукцию местных производителей, покупают охлажденную продукцию и все чаще покупают с учетом формирования в морозилке запаса на несколько приемов пищи.
Одним из элементов научного вклада является алгоритм управления поведением потребителя на продовольственных рынках, благодаря которому можно определить проблемные места и далее устранить их посредством применения методов управления поведением потребителя. Следующим элементом научного вклада является как раз -таки систематизация методов управления потребителем, они подразделяются на: методы управления обстановкой, в которой проявляется потребительское поведение; методы управления способами, которыми для потребителя обеспечивается вознаграждение; методы управления привлекательностью продукции для потребителя и методы управления осведомленностью продукции у потребителя.
Для апробации алгоритма управления потребителем, а также анализа применяющихся методик поведения потребителя, среди предприятий Томска была выбрана крупная и зарекомендовавшая себя компания АО «СИБАГРО». АО «СИБАГРО» - один из сильнейших игроков рынка мясной продукции России, основной род деятельности которой - это свиноводство, птицеводство, переработка и реализация мяса.
Исследование показало, что в целом компания АО «СИБАГРО» уверенно держится на рынке свинины как российском, так и рынке Томской области, занимая лидирующие позиции. Однако для успешного развития компании стоит уделить внимание следующим аспектам: необходимость в повышении узнаваемости бренда, качества производимой продукции и лояльности покупателей. Для совершенствования деятельности компании возможно применение таких корректирующих мероприятий, как: продолжение
мероприятий по осведомленности потребителей, работа над внешним видом продукции, развитие фирменных магазинов, создание интернет-магазина, внедрение методов управления способами обеспечения вознаграждения потребителя, дальнейшее развитие отрасли растениеводства, внедрение стандартов качества и осведомленность потребителей об их наличии.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что были выполнены все задачи, поставленные перед автором в начале магистерского исследования, и достигнута цель работы. Научная новизна подтверждена разработанным алгоритмом управления поведением потребителя и систематизацией методов управления им, основным преимуществом которых является практическая значимость и простота использования. Практическая значимость обусловлена применимостью методики на практике.



1. Закон о защите прав потребителей РФ от 07 фев. 1992 г. № 2300-1 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 1992. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Федеральный закон «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» от 11.06.2021 N 159-ФЗ// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2006. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. N 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»// Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31 июля 2019 г. N 429 «Об утверждении методических указаний по проведению годовых расчетов объемов производства продукции растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий»// Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2019. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. ГОСТ Р 54732-2011. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению: нац. стандарт Рос. Федерации: дата введения 01.06.2012. - М. : Стандартинформ, 2011. - 25 с.
7. Абдрахманова Г. И. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник/ Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 19.
8. Авельцов, Д. Ю. Рынок мяса и мясной продукции: состояние и перспективы в России и мире / Д. Ю. Авельцов // Птица и птицепродукты. - 2022. - № 1. - С. 19-20. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48010853 (дата обращения: 23.10.2022).
9. Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник/ И. В. Алешина. - М.: Экономистъ, 2006. - 525 с.
10. Анализ конкурентов и карта стратегических групп// Wikinauka. - [Б.м.], 2022. - URL: http://wikinauka.ru/economika/анализ-конкурентов-карта-групп.html (дата обращения:
23.10.2022) .
11. Белый Е.М. Управление качеством: конспект лекций / Е.М. Белый, И.Б. Романова. - Ульяновск, УлГУ, 2017. - С. 5-8.
12. Васильев Г. А. Маркетинг розничного торгового предприятия : учебное пособие / Г. А. Васильев, А. А. Романов, В. А. Поляков. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. - С. 111-114. - URL: https://znanium.com/catalog/product/967468 (дата обращения: 24.10.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
13. Вегетарианцы в России// FitExpert - О спорте, зоровье и питании. - [Б.м.], 2019.
- URL: https://fitexpert.biz/vegetariancy-v-rossii-skolko-procentov-i-kto-sredi-zvezd-ne-est-
myasa/ (дата обращения: 23.10.2022).
14. Годовой отчет 2020 ООО «Мираторг Финанс»// МИРАТОРГ. - [Б.м.], 2022. - URL: https://miratorg.ru/upload/iblock/dd4/Godovoy-otchet-Miratorg-Finans-2020.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
15. Голиков В. Д. Поведение потребителей: учеб. пособие / В. Д. Голиков. - Уфа: УГАТУ, 2015. - 439 с. - URL: https://znanium-com.ez.lib.tsu.ru/catalog/product/407273 (дата обращения: 05.05.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
..101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ