Аннотация 2
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения иностранным языкам студентов с целью развития умений критического мышления 8
1.1. Критическое мышление как культурный феномен и основа
образовательной деятельности: понятия, особенности 8
1.2. Современные подходы и педагогические технологии в обучении
иностранным языкам как средству развития критического мышления личности 18
1.3. Особенности развития критического мышления студентов в процессе
обучения иностранному языку 26
Глава 2. Методические основы развития умений критического мышления с использованием современных педагогических технологий 37
2.1. Проектная и проблемная деятельность как составляющие современных
методов обучения 37
2.2. Теоретико-практические основы методики развития умений критического мышления студентов на основе проектной деятельности в
обучении ИЯ 43
2.3. Практическая реализация проектного метода обучения на занятиях по иностранному языку студентов нелингвистических направлений и анализ
ее использования 58
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложение A 87
Приложение B 89
Перед лицом вызовов времени, развитие необходимых компетенций у обучающихся является одной из самых главных и насущных задач нынешней реформы образования, в частности, методики обучения иностранным языкам. Педагоги обеспокоены отсутствием у большого числа студентов умений логического мышления и способности самостоятельно анализировать и решить проблемы коммуникации. Эти недостатки связаны с низким уровнем или полным отсутствием у обучающихся умений критического мышления. Причина этого явления заключается в том, что в традиционном обучении иностранным языкам, когда ведущим видом деятельности по-прежнему остается пассивная передача знаний и информации, тогда как развитие умений критического мышления требует от методики обучения иностранным языкам новых способов организации обучающей и познавательной деятельности. Результатом такого образования является подготовка большинства выпускников, способных лишь воспроизводить полученные знания и факты, и не умеющих рассуждать, делать выбор достоверной информации, доказывать состоятельность своих идей. Но реалии современности требуют от образовательного процесса ориентацию на подготовку специалистов, способных владеть современными технологиями решения поставленных задач, участия в международных коллаборациях, научных проектов, способных к групповой работе.
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в подготовке специалистов для экономики страны, обладающих умениями критического мышления и умеющих применить их в коммуникации на иностранном языке.
Проведенный нами анализ работ (Дьюи Д., Клустер Д., Халперн Д., Вэнь Цюфан, Галицких Е.О. Ennis Weir, Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др.) показал, что критическое мышление - это один из видов мышления высшего порядка, и умение критического мышления считается частью основы творческих способностей.
Современная практика обучения ИЯ в школе и вузе показывает, что в сложившихся условиях педагоги не видят возможности развивать умения критического мышления у обучающихся в силу недостаточной разработанности в традиционной методике способов и приемов развития критического мышления. Для решения выявленной трудности следует обратиться к современным образовательным технологиям, способствующим формированию необходимых знаний, навыков и умений у обучающихся.
Среди современных педагогических технологий многие ученые (Выготский Л.С., Викулина М.А., Зеер Э.Ф., Полат Е.С., Зайцев В.С., Минакова Л.Ю., Артемов М.Ю., Чжан Вэньчжун и др.) и практики выделили проектную технологию как способ погружения обучающихся в иную реальность учебной деятельности, когда создаются условия для критического анализа предлагаемого материала, выработки собственного мнения по интересующим вопросам.
Таким образом, проведенный нами анализ теории и практики иноязычного образования в Китае и России позволяет нам обозначить проблему, требующую решения: какова методика развития умений критического мышления студентов при обучении иностранным языкам с использованием современных педагогических технологий?
Гипотеза данного исследования проявляется в том, что развитие умений критического мышления студентов будет протекать успешнее, если критическое мышление понимается как культурный феномен и основа образовательной деятельности; проектная деятельность в обучении иностранному языку реализуется через методику развития умений критического мышления на основе проектной деятельности.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и методически разработать методику развития умений критического мышления студентов при обучении иностранным языкам с использованием современных педагогических технологий.
Объектом данной работы выступает процесс обучения иностранному языку студентов, связанный с развитием умений критического мышления.
Предмет: методика развития умений критического мышления
студентов при обучении иностранным языкам с использованием современных педагогических технологий.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы обучения иностранным языкам студентов с целью развития умений критического мышления, выявить ключевые понятия.
2. Рассмотреть критическое мышление как культурный феномен и основу образовательной деятельности в условиях глобальных трансформаций общества.
3. Провести анализ современных подходов и педагогических технологий в обучении иностранным языкам как средству развития критического мышления личности.
4. Выявить особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку и описать систему форм, методов и приемов развития и контроля их сформированности.
5. Разработать методику развития умений критического мышления студентов при обучении ИЯ на основе проектной технологии.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике и психологии; анализ литературы, посвященной проблеме поиска способов контроля и оценки результатов обучения; эмпирические: изучение методического опыта преподавателей ИЯ, наблюдение, моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы дано обоснование необходимости умений критического мышления для студентов нелингвистических направлений; дополнено понятие критического мышления и проектного метода; расширено понимание роли и значения проектного методы в обучении ИЯ; определены и описаны особенности, принципы и этапы развития умений критического мышления при обучении ИЯ с использованием проектного метода.
Методологическая значимость исследования заключается в разработке в учебном процессе методики обучения ИЯ студентов, направленной на развитие умений критического мышления, на основе современных педагогических технологий. Обогащена практика обучения ИЯ для развития критического мышления за счет использования проектной методики. Материалы диссертации могут оказаться полезными для преподавателей ИЯ.
Научная новизна: уточнено понятие «критическое мышление» в свете его формирования на занятиях иностранным языком, предложены и описаны условия формирования основ критического мышления в ходе выполнения заданий проблемного характера на иностранном языке; разработана методика формирования умений критически анализировать собранный материал профессиональной направленности на основе реализации метода профессионально ориентированных проектов.
Материалами для данного исследования послужили работы российских и китайских ученых по критическому мышлению и проектному методу.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также определяются цель и задачи работы, ее объект и предмет.
В первой главе подробно рассматривается критическое мышление, его особенности, приводятся различные определения данного понятия. Также в этой главе рассматриваются особенности развития критического мышления при обучении иностранному языку, современные подходы и технологии обучения.
Во второй главе мы переходим к рассмотрению проектного метода, его истории, особенностям, принципам реализации. Особое внимание уделяется сходствам и различиям проектного метода с проблемным методом. В заключение этой главы, приводятся разработки методических планов поэтапного развития критического мышления при обучении иностранному языку с применением проектного метода.
В заключении был сделан вывод о преимуществах использования проектного метода для развития умений критического мышления студентов нелингвистических подготовки.
Проблема развития умений критического мышления студентов нелингвистических направлений остается актуальной и требует дальнейшей разработки.
В ходе проведенного исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проанализировав исследования различных авторов, выделено в
умениях критического мышления шесть составляющих:
интерпретацию, объяснение, анализ, умозаключение, оценку и самокоррекцию и семь склонностей критического мышления: любознательность, стремление к истине, открытость, системность, беспристрастность, аналитический подход и самоуверенность. Определены особенности критического мышления: рефлексивность, самостоятельность, оценочность, целеустремленность,
рациональность, интерактивность, направленность, активность, системность, логичность и проблемность.
2. Проведен анализ проектного метода обучения в плане его использования для развития критического мышления при обучении иностранному языку, определены его основная суть и этапы реализации. Проектное обучение представляет собой серию мероприятий студентов для изучения и решения проектной проблемы, решение которой обязательно является конкретными продуктами проекта. В процессе применения проектного метода обучения главным для студентов становится научиться вместе с участниками группы находить и анализировать необходимую информацию, а затем постепенно выполнять проектные задачи и создать продукт. Таким образом, для учащихся основной задачей является создать продукт посредством информации и групповой работы.
3. Разработаны материалы для проведения занятия по теме «My native land» для китайских студентов уровнями A2-B2, где поэтапно расписаны действия преподавателя и студентов, даны дидактические материалы для реализации проекта, прорабатываются выражения для логического выражений и обсуждений.
4. Разработана система контроля при использовании проектного метода для развития критического мышления при обучении иностранным языкам. Для этой цели выделено четыре показателя: иноязычная коммуникативная компетенция, умения критического мышления, самооценка и посещаемость. При использовании этой системы преподавателю необходимо обратить особое внимание на постоянное наблюдение успеваемости студентов на занятиях, поскольку многие критерии оценивают прогресс учащихся на основе их отношений к обычной работы и качестве выполнения заданий.
Основываясь на результатах данной работы, можно утверждать, что развитие умений критического мышления студентов нелингвистических направлений при обучении иностранному языку будет более успешным, когда, во-первых, критическое мышление понимается как культурный феномен и основа образовательной деятельности; во-вторых, проектная деятельность в обучении иностранному языку реализуется через методику развития умений критического мышления на основе проектной деятельности; в-третьих, если поощряют студентов учиться в сотрудничестве посредством проектов, а также активно заниматься исследовательской работой и общаться с другими в процессе реализации проекта.
1. Анисимова А.Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (45). Ч. 3. С. 15—17.
2. Артемов М.Ю. Историко-критический анализ метода проектов в системе языкового образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6 (44). С. 364-371.
3. Бабакина Г.И., Гречихина М.В. Использование технологии развития
критического мышления в процессе реализации
системно-деятельностного подхода // В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник статей Тридцать первой международной научно-практической конференции. 2020. С. 22-26.
4. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (82). С. 104-106.
5. Белобородова Н.С., Мельникова Н.А. Использование метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа // Евразийский союз ученых. 2015. № 10-4 (19). С. 75-77.
6. Благонравова М.А., Муратова О.А., Экалева И.Л. Возможности развития критического мышления при использовании метода проектов у стедентов экономических вузов на занятиях по иностранному языку // Альманах мировой науки. 2016. № 9-1 (12). С. 86-92.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
8. Галицких Е.О. Диалог в образовании как метод становления толерантности // Учебное пособие для высшей школы. - М.: Акад. Проект, 2004. 233 с.
9. Грибкова Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-2 (57). С. 147-154.
10. Гулая Т.М., Герасименко Т.Л. Опыт использования технологии ''развитие критического мышления'' в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 54-62.
11. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий // Учительская газета. 2004. №3. С. 15-20
12. Дерига Е.С. Возможности образовательной технологии критического мышления при реализации компетентностного подхода в вузе // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 160-166.
13.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: Технология развития. - СПб. : Скифия, 2002. 282 с.
14.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 192 с.
15.Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62...57