АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Материально-бытовые условия студенчества Томского государственного университета
им. В.В. Куйбышева в военное время 30
1.1 Устройство Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева
накануне и в годы Великой Отечественной войны 30
1.2 Материально-бытовая обстановка жизни студентов 37
2 Организация учебного процесса и подготовка специалистов в университете в годы
войны 45
2.1 Перестройка и расширение учебного процесса 45
2.2 Контингент студентов и выпуск специалистов 56
2.3 Научно-исследовательская деятельность студентов 63
3 Общественная жизнь студентов Томского государственного университета в помощь
фронту 69
4 Студенты университета на фронтах Великой Отечественной войны 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А - БИОГРАФИИ СТУДЕНТОВ ТГУ 111
Актуальность темы исследования. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) до сих пор является важным и значимым событием для российского народа. Она оставила свой след в сознании не только военного поколения, но и в сознании их потомков. Война и победа в ней стала тем ключевым элементом в истории страны, которые до сих пор объединяют российский народ и формируют российскую идентичность. Между тем, война, чаще всего, исследуется в ракурсе изучения военных операций, побед и поражений, боевых действий в глобальном масштабе. Анализу повседневной жизни народа уделяется значительно меньше внимания, особенно это касается темы исследования высшего образования и студенчества военных лет. Разумеется, многие молодые парни и девушки уходили на фронт и участвовали в боевых действиях. Но были и те, кто по каким-либо причинам продолжали обучение, а их повседневная жизнь так или иначе стала взаимосвязана с помощью фронта вне военных операций.
Студенческая пора является важным этапом становления любого человека, благодаря которой определяется его дальнейший жизненный и трудовой путь. В военные годы студенчество стало важным социальным слоем населения, ведь именно на них возлагалось то, какой будет страна в будущем. Смотря с одной стороны, именно студенты со всей страны, со всех высших учебных заведений призывались в ряды РККА в качестве защитников Родины. Их сражения за мир, за свою Отчизну, за своих сограждан, друзей и свою семью, стремление к победе обусловлено правильными жизненными ценностями, вложенными в каждого гражданина Советского Союза. Особую роль в этом играет и воспитательный аспект в учебном процессе в стенах вузов. С первых же дней войны в высших учебных заведениях начали проводиться специальные мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию студентов, различные идейно-воспитательные работы. Помимо этого, для улучшения выносливости, силы духа, а также для умения ведения боя, студентам, в случае их отправки на фронт, были введены особые занятия по военной и физической подготовке в преобразованной системе образования. Немало важным является и подготовка медицинскими высшими учреждениями военных врачей и медсестер, которых также отправляли на фронт.
В связи с уходом на фронт большого количества как студентов, так и сотрудников вузов, особое значение приобретает поиск информации об ушедших на фронт, вернувшихся с войны или погибших на поле боя, проводимый вузами страны и в настоящее время. Такая работа проводиться в рамках написании истории высшего учебного заведения в годы Великой Отечественной войны, сохранении памяти о своих подопечных, путем написания биографических очерков об их жизни, в которые включен и военный период, где указаны боевые заслуги и награды, а в некоторых случаях и информация о гибели/пропажи без вести. Все это формируется на основе архивных материалов и/или личных бесед с ветеранами войны - студентами или сотрудниками вуза.
Кроме фронтовой деятельности, студенчество военного времени славится успехами в образовательном плане; трудовой деятельностью на промышленных предприятиях городов, которые обеспечивали обороноспособность страны; научными исследованиями, проведенные совместно с учеными высших учебных заведений, которые способствовали развитию науки и техники; участием в сельско-хозяйственных работах; помощью в обеспечении солдат и их семей вещами первой необходимости; их саморазвитием, самоопределением и дальнейшем воспитанием следующего поколения. От их, казалось бы, повседневной, но при этом трудовой жизни также зависело достижение Великой победы.
Студенты Томского государственного университета, как и студенты других вузов города и других городов страны, не остались в стороне и внесли свой вклад в достижение победы - и на фронтах, и в стенах самого университета. В данной работе будет показана их повседневная и военная жизнь, их роль и участие в научно-образовательном развитии и в военных операциях, что определяет вклад студенчества Томского университета в Великую победу в Великой Отечественной войне. Стоит отметить, что многие студенты Томского государственного университета продолжали научно-техническо- образовательное развитие и после окончания университета, будучи уже преподавателями, общественными и политическими деятелями. Все это способствовало не только развитию региона, но и страны. К примеру, В.И. Гальчук с 1968 г. трудился в Академии внешней торговли Министерства внешней торговли; А.Р. Туманов инженером-технологом на Новосибирский электровакуумный завод № 617, а за большие заслуги в производстве ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
В.Н. Дитенко был главным научным сотрудником СФТИ - возглавлял лабораторию электроники. На основе теоретических исследований в СФТИ был разработан ряд устройств, использовавшихся в радиоастрономии и для приема передач телевидения в глухих и удаленных местах Сибири и Севера, а исследования нового класса полупроводниковых усилителей привели к созданию оригинального направления в квантовой электронике;
М.А. Кривов организовал новое научное направление по исследованию полупроводников и диэлектриков, а также лабораторию физики полупроводников.
Результаты исследований в лаборатории способствовали развитию представлений о механизме образования и физической структуре глубоких дефектов, возникающих в полупроводниковых кристаллах при облучении, термической обработке, легировании примесями;
В.Н. Кащеев занимался исследованием физики твердого тела, благодаря чего были созданы новые морозоустойчивые марки сталей. Также им были сделаны практические выводы о способах увеличения износостойкости малыми добавками и воздействия на структуру изнашиваемого материала;
Г.Д. Суворов открыл новые направления в теории функций - изучение некоторых классов плоских и пространственных отображений и топологические свойства соответствия границ при конформном отображении;
A. И. Родыгин был основателем научной геологической школы в ТГУ «Структурно¬тектоническое изучение складчатых областей», которая занималась расшифровкой геологической истории различных участков земной коры и оценки их перспектив на полезные ископаемые. Впервые была разработана и использована методика структурного анализа с помощью стереографических проекций;
B. И. Русанов изучал климат и его влияние на жизнедеятельность человека и новые методы анализа климата в медицинских целях, которые нашли применение в Институтах географии СО и ДВО РАН, в Институте медицинской климатологии и восстановительного лечения СО РАМН, в Томском, Свердловском НИИ курортологии и физиотерапии, в Томском, Иркутском и Дальневосточном университетах и в других научных учреждениях;
В.С. Флеров занимался изучением истории Томска, написал работы историко-краеведческого характера - «Очерки истории г. Томска. 1604-1954», «Родной край. Томск, 1974» и участвовал в написании 4-го тома «Истории Сибири». Помимо этого, за изучение проблем истории советского строительства на Дальнем Востоке, в ЦГАДВ был создан специальный фонд, названный его именем;
М.П. Евсеев впервые в советской экономической науке раскрыл влияние общественно-экономической атмосферы и показал роль коллектива в развитии экономической мысли.
Таким образом, студенчество Томского государственного университета оказало неоценимую помощь родине в различных аспектах ее проявления. Данная работа представляется важным элементом не только в сохранении памяти о студенчестве ТГУ, их трудах и подвигах в те непростые годы, но также и элементом просвещения жителей города и региона о жизни тех молодых земляков, которые защищали страну на поле боя и улучшали ее в родном городе и продолжали делать это в послевоенные годы.
Научная новизна исследования определяется написанием первой комплексной работы по изучению студенчества Томского государственного университета в годы Великой Отечественной войны. До начала XXI в. тема студенчества Томского университета рассматривалась в рамках изучения истории города, истории высшего образования и истории Томского государственного университета в военный период. Основной упор делался на профессорско-преподавательский состав и их научно-технические достижения, направленные на развитие оборонно-промышленного комплекса города и страны. С начала 2000-х г. тема студенчества университета становится более «самостоятельной». Однако, проводимые исследования являлись исключительно односторонними, и охватывали только определенную сторону студенческой жизни - либо военную, либо тыловую. При этом, рассмотрение этих сторон также ограничивалась конкретными узкими исследованиями: материально-бытовые условия жизни студентов, их деятельность на определенных факультетах, учебный или трудовой процесс, а фронтовой аспект исследовался на примере нескольких биографий студентов - участников войны. Воспоминания непосредственно студентов так же представлены только в общих университетских сборниках. Был проанализирован и большой объем материалов периодической печати, как военных, так и послевоенных лет, вплоть до распада СССР, делопроизводственных материалов, которые позволяют рассмотреть условия функционирования университета как высшего учебного заведения и деятельность студенчества того времени в стенах университета и на предприятиях города. Помимо этого, в ходе данного исследования были обработаны и введены в оборот новые материалы архивных фондов и баз данных, а также найдена новая информация, которая не была изучена и опубликована прежде. Вместе с этим данное исследование открывает в себе новый подход в историческом исследовании - микроистория, повседневная история, локальная история, история памяти. Таким образом, данное исследование позволит воссоздать целостную картину повседневной и фронтовой жизни студентов Томского государственного университета в период войны.
Формулировка научной проблемы. Первоначально в роще университета был возведен памятник павшим в ВОВ Сотрудникам и студентам ТГУ, но в последствии перед всем коллективом Томского университета была представлена косвенная задача по поиску погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Как писал на эту тему В.В. Поттосин: «В первые послевоенные годы было не до памятников, да и впечатления суровых лет были еще очень свежи: все взрослое население так или иначе участвовало в войне. А когда начали ставить памятники - кое-что уже стерлось в памяти, забылись имена, обстоятельства. Сколько их, студентов [...], отдавших свою жизнь в боях Великой Отечественной, еще не названы?» . Тем самым, актуальность данной задачи была связана с почтением памяти ушедших на фронт и падших там бойцов Красной Армии - сотрудников и студентов университета.
Изначально в ТГУ были организованы штабы, с помощью которых велась поисковая работа на всех факультетах университета. С постепенным накоплением информации и с течением времени работа по данной задаче перешла непосредственно к коллективу исторического факультета. На сегодняшний день по этой проблеме была проделана колоссальная работа - установлены мемориальные стелы с имена павших солдат, написано две монографии «Подвиг их бессмертен» 2010 г. и 2020 г. , биографии павших были размещены в «Электронной энциклопедии Томского государственного университета» (http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/ Категория:
Занесенные_на_памятную_стелу_в_университетской_роще_Томского_университета). По итогу, на данный момент установлено, что 191 человек погиб или пропал без вести на фронтах Великой Отечественной войны, из них 132 человека - это студенты и выпускники университета.
Однако, до сих пор не до конца установлены биографии всех участников войны - студентов и сотрудников университета. Но в силу того, что электронные базы данных, которые считаются одним из ресурсов по проведению данного поиска, все еще пополняются, всегда есть вероятность обнаружить новую информацию о ранее неизвестной судьбе. Помимо этого, каждый год открываются новые архивы с данными о Великой Отечественной войне, а в январе 2020 г. президент РФ В.В. Путин объявил о намерении создать глобальный архив данных о Второй мировой войне. Он также отметил, что память — это не только дань уважения героям прошлого, но и ответственность перед потомками . Более того, данная проблема носит не только научный, но и социальный характер. Правда в том же 2020 г., в год 75-й годовщины Победы, многие коллективы историков объявили о закрытии поисков погибших на фронтах за неимением больше никаких сведений по этому вопросу. Но вышеуказанное означает, что данный поиск все еще актуален, причем не только в научном плане и в рамках стен Томского государственного университета, но и в социальном, и на благо всей страны. Таким образом, при проведении данного исследования также продолжалось осуществление поиска погибших или попавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
Степень изученности темы
....
Великая Отечественная война достаточно сильно повлияла на Томский государственный университет и его коллектив. В-первую очередь это сказалось на устройстве университета и его материально-бытовой стороне жизни (затронув в большей мере непосредственно студентов), что в свою очередь влияло и на весь учебный процесс университета в целом. Все это связанно с переездами, отсутствием жилых комнат в общежитии, учебных помещений, отопления, воды, электричества, продовольственных товаров и продуктов питания. Нередко студенты занимались в холодных аудиториях, обязаны были сами заботиться об отоплении жилых и учебных помещений, идти на дополнительные заработки, чтобы прокормить себя, жить без воды и света и т.п. Естественным образом, все эти неудобства усугубляли должную подготовку к занятиям и их посещаемость в целом, что в последствии сказывалось на результативности. Однако с каждым новым учебно-военным годом материально-бытовая ситуация жизни студентов улучшалась, а администрацией университета все больше внимания уделялось их непосредственному участию в полноценном учебном процессе.
Сам учебный процесс тоже претерпел достаточно трансформаций, что по-разному влияло на обучаемость студентов. В первый год войны (1941/42 учебный год) срок обучения был сокращен до 3 лет в связи с досрочным выпуском специалистов и их уходом на фронт. В этот же учебный год были отменены зимние каникулы, у студентов практически не было выходных дней, что связано с их постоянной общественной работой в городе, а также с «доучиванием» учебной программы. Все эти действия опять же влияли на дисциплинированность студентов. В следствии этого, а также в связи с постепенно улучшающейся обстановкой на фронте, администрацией университета было принято решение реконструировать 5-летний срок обучения в 1942/43 учебном году, вернуть зимние каникулы в 1943/44 учебном году, ограничить участие студентов в общественных работах (чтобы это не препятствовало учебному процессу), строго следить за посещаемостью и успеваемостью студентов. Данные мероприятия дали более чем положительный результат. Студенты выпускных курсов университета показывали свои высокие знания, навыки и умения на производственной и педагогической практиках, а многие из них после окончания вуза сразу же были распределены на работы в различные отрасли народного хозяйства. Таким образом, несмотря на сложные условия военного времени, университет продолжал готовить специалистов, необходимых стране. Всего за годы войны университет выпустил 1269 специалистов разных квалификаций.
Однако, помимо общеобязательного учебного образования, в учебный процесс были включенные новые обязательные дисциплины, связанные с военно-оборонной и народно-хозяйственной тематикой; по многим учебным дисциплинам программы также насыщались материалом военно-оборонного значения; через введение дисциплин - политинформация по текущей политике, основы марксизма-ленинизма, политическая экономия - происходило идейно-политическое воспитание студенчества. Кроме того, по причине все той же недисциплинированности студентов, большая роль уделялась организации самостоятельной работы студентов, чему старались способствовать преподаватели университета. Стоит отметить активное участие студентов университета в научно-исследовательских работах. Научно-исследовательская работа университетского коллектива в военные годы была направлена преимущественно на нужды фронта - были организованы поисковые и исследовательские экспедиции при непосредственном содействии студентов. Результаты всех проведенных исследований были представлены на научных конференциях или выставках, устраиваемые Томским университетом в течение всего военного времени.
Как уже было сказано выше, помимо успешной учебной деятельности, перед студентами ТГУ ставилась важная задача помощи фронту, которая выражалась в разнообразных формах всенародного движения - «Все для фронта, все для победы!». Студенчество как молодая рабочая сила, приняло в нем самое активное участие, помогая промышленности города, медицине, сельскому хозяйству и транспорту. Помимо физической помощи, они оказывали и морально-материальную поддержку фронту, собирая деньги на постройку военной техники и на отправку подарков для солдат, заботясь о семьях фронтовиков. В целом, все эти действия носили патриотический характер, который был обусловлен непосредственным участием и контролем со стороны партийных и комсомольских организаций, а также - всей идеологической составляющей СССР. Однако нельзя отменить тот факт, что именно народная помощь и поддержка внесли значительный вклад в достижение Победы.
За первые годы войны (1941 и 1942 гг.) естественным образом значительно снизился процент студенчества, особенно процент студентов-мужчин. В большей степени это было связано с их добровольными уходами на фронт в качестве бойцов Красной Армии. Помимо мужчин, на фронт уходили и девушки, причем не только в качестве медицинских сестер. Студенты сражались во многих боях Великой Отечественной войны, демонстрировав свою смелость, силу духа, свое чувство патриотизма и долга. За совершенные ими героические подвиги все они были награждены орденами и медалями разной степени ценности. В 1943 и 1944 гг. часть студентов были демобилизованы по ранению и возвращались в университет для продолжения обучения. Помимо этого, с 1944 г. студентам - участникам Великой Отечественной войны были установлены льготы на обучение в высших учебных заведениях.
Можно сделать вывод, что студенты Томского государственного университета отличались сильной целеустремленностью как в тылу, так и на фронте. По возвращении части студентов-фронтовиков в университет эта целеустремленность сохранялась, и боевой бух присутствовал в стенах самого вуза. Война не меньше, чем университет воспитала в них социальную и трудовую инициативу, чувство патриотизма, а потому их подвиги на благо страны продолжались и в мирное время. После окончания учебы, многие из них в последствии связали свою трудовую деятельность с университетом, став заслуженными профессорами. Они продолжали развивать науку, проводить исследования, начали формировать культурную и социальную роль в науке в вопросах истории, филологии, юриспруденции и экономики. Также одной из поставленных ими задач было развитие производственных сил Сибири и превращение ее в одну из самых передовых и индустриальных частей СССР, на что и были направлены основные усилия коллектива университета - изучение всех местных особенностей природы, ископаемых богатств, хозяйственной деятельности, истории Сибири и ее населения. Данные исследования и научные работы были удостоены наград в научных конференциях, применены в государственном устройстве, участвовали в развитии энергетики, промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны.
На фронт ушло 419 студентов и выпускников Томского государственного университета, из них 132 человека - не вернулось. Уже более 50 лет в Томском университете ведутся сборы информации об ушедших на фронт и погибших/пропавших без вести там. Их имена постепенно выводятся на мемориальную стелу университета, а полные биографии добавляются в электронную энциклопедию ТГУ. В ходе проведения данного исследования было обнаружено имя еще одного студента, погибшего на фронтах Великой Отечественной войны - Баталин Анатолий Иванович.
Были также найдены новые биографические сведения и про не вернувшихся в университет студентов, а также их научные и трудовые достижения. Исходя из вышепредставленного анализа ушедших на фронт студентов историко-филологического факультета ТГУ видно, что биографии (судьбы) не всех студентов-фронтовиков изучены до конца, а значит нельзя с полной уверенностью говорить о полной изученности данной проблемы.
....
1. За советскую науку. 1965-1990 гг.
2. Красное Знамя. 1941-1945 гг.
Архивные материалы
3. Государственный архив Томской области архивного отдела УМВД СССР по Томской области, г. Томск Томской области (1946-1961) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-502. - Оп.6. - Д.568.
4. Обобщенный банк данных «Мемориал». - [М.], 2021. - URL: https://obd- memorial.ru/html/ (дата обращения: 02.06.2021).
5. Попов И. Е. // Музей истории ТГУ. - ФВ. 782.
6. Сизиков П. И. // Музей истории ТГУ. - ФВ. 891.
7. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.1. - Д.964, 965, 969.
8. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.14. - Д. 3522.
9. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Оп.16. - Д. 346, 1050, 1054, 1229, 1346.
10. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.17. - Д.274, 275, 356, 367, 401, 678, 902, 925, 949, 1115, 1139, 1157, 1270, 1344, 1367, 1402, 1427, 1479, 1482, 1539, 1677, 1770, 1922, 2574, 3411.
11. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.19. - Д. 1, 2, 22, 29, 34, 42, 43, 59, 112, 213, 297, 305, 307, 621, 631, 715, 829, 1291, 1308, 1322.
12. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.22. - Д.12, 13, 16, 17, 18.
13. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.64. - Д. 61.
14. Томский государственный университет им. В.В.Куйбышева Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТГУ), г. Томск Новосибирской области (1937-1944) // Государственный архив Томской области. - Ф.Р-815. - Оп.74. - Д. 20.
15. Томский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. С.М.Кирова Министерства высшего образования СССР, г. Томск Томской области (1946-1959) // Государственный архив Томской области. - Оп.15. - Д.1690.
..61