АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Характеристика механизма партнерства государственного и частного сектора экономики 7
1.1 Виды и формы государственно-частного партнерства в современных
экономических условиях 7
1.2 Характеристика и законодательное регулирование концессионных соглашений:
исторический аспект 18
1.3 Механизм применения концессионных соглашений 24
2 Методы применения концессионного соглашения как инструмента регулирования
экономических отношений 30
2.1 Реализация концессионных соглашений в экономике субъектов Российской
Федерации 30
2.2 Опыт зарубежных стран по применению механизма концессионного
соглашения 38
2.3 Анализ текущей потребности в инфраструктурных инвестициях при реализации проектов ГЧП, в том числе концессий 42
3 Обоснование экономической целесообразности применения механизма концессии при решении финансовых вопросов местного значения 53
3.1 Разработка критериев оценки эффективности применения концессионного
соглашения 53
3.2 Расчетная финансовая модель эффективности применения концессионного
соглашения 65
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма государственночастного партнерства, в том числе концессий 82
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 104
ПРИЛОЖЕНИЕ В 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 111
ПРИЛОЖЕНИЕ И 112
ПРИЛОЖЕНИЕ К 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 116
ПРИЛОЖЕНИЕ М 117
В настоящее время Россия стоит перед решением вопросов о модернизации и стабилизации экономики, поиском способов развития производительных сил и, в конечном итоге, решения социальных задач государства. Особую актуальность представляет поиск методов оптимального управления имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, которые позволили бы эффективно его использовать, обеспечивая при этом нужды населения.
Управляя имуществом, выполняющим общезначимые, социальные функции, публичные образования реализуют свои важнейшие социальные функции, для успешного выполнения которых требуются финансовые вложения, ресурсы, навыки и возможности эффективно эксплуатировать государственную собственность в условиях ограниченности бюджетного финансирования.
Необходимость выполнения функций и задач, стоящих перед местным самоуправлением, предопределяет поиск путей, позволяющих сочетать публичные и частные интересы, анализ и оценку эффективности привлечения частного капитала в муниципальную экономику. Одной из таких форм является государственно-частное партнерство (в т.ч. концессия).
Преимущество использования механизмов государственно-частного партнерства состоит в обеспечении управления объектами государственной инфраструктуры с использованием самых передовых управленческих технологий, а также в модернизации муниципального имущества без дополнительной нагрузки на бюджет.
В работах С. Вольфа, Б. Гэллигена, М. Кастельса, Е-Х. Кеинга, В. Кикерта, В. Кларка, X. Ковнера, М. Кэмплинга, П. Кэрролла, В. Лондеса, М. Пусея, С. Скелчера, Г. Тиесмана, В. Хейнца и других исследователей подчеркивается необходимость объединения интересов государства и бизнеса посредством государственно-частного партнерства в целях повышения эффективности развития национальных экономик.
Механизм концессии в западной экономической литературе исследуется Б. Джакобзом, Н. Волзером, Л. Йорком, И. Кейном, К. Лейемом, Д. Нодгоном, П. Робертсом, К. Фрименом на основе идей развития частного сектора на этапе постиндустриального общества через определение его организационно-правовых норм и отличий от контрактной системы заключения договоров хозяйствующих субъектов с представителями государственных структур и государственного сектора экономики.
Несмотря на то, что вопросам взаимодействия публичного и частного секторов экономики на сегодняшний день посвящено множество исследований и работ различных авторов, в связи с вносимыми изменениями в федеральные законы о государственно-частном партнерстве, а также о концессионных соглашениях возникает потребность систематического проведения анализа данных изменений и оценки их влияния на механизм реализации партнерства между государством и бизнесом.
Целью магистерской диссертации является исследование теоретических и прикладных аспектов механизма государственно-частного партнерства (в т.ч. концессионных соглашений) и обоснование экономической целесообразности его применения при решении финансовых вопросов местного значения.
Задачи исследования:
1) изучить характеристику и основные особенности механизма партнерства государственного и частного сектора экономики;
2) рассмотреть особенности заключения и реализации концессионных соглашений;
3) выявить специфику использования механизма концессионного соглашения в России и за рубежом;
4) провести анализ текущей потребности в инфраструктурных инвестициях при
реализации проектов государственно-частного партнерства (в т.ч. концессионных
соглашений);
5) разработать расчетную финансовую модель эффективности применения
концессионного соглашения;
6) предложить рекомендации по совершенствованию оценки экономической
эффективности инфраструктурных проектов, реализуемых на основе государственночастного партнерства, в т.ч. концессионного механизма.
Объектом исследования является концессионное соглашение как форма государственно-частного партнерства при реализации финансовых вопросов местного значения.
Предмет исследования: совокупность управленческих, организационных, социальноэкономических отношений, возникающих в процессе реализации инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства или концессионного соглашения.
При написании ВКР были использованы разнообразные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, аналогия, системный подход.
Научная новизна:
1) впервые предложена графическая модель взаимодействия государства и бизнеса, отличающаяся от известных моделей тем, что учтены факторы макро- и микровлияния;
2) впервые разработана расчетная финансовая модель эффективности применения концессионного соглашения, основанная на анализе альтернативных способов финансирования инфраструктурного проекта, которая позволит оптимизировать затраты как местного бюджета, так и средства предприятия, а также выявить полученные выгоды от реализации проекта для сторон соглашения.
Теоретическая база: труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих проблемы оптимизации расходования бюджетных средств, периодические издания, журналы, учебные пособия, Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». [6, 12]
Практическая значимость результатов магистерской диссертации состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию методики оценки финансовоэкономической эффективности инфраструктурного проекта, реализуемого на основе использования концессионного механизма. Разработан проект по реализации концессионного соглашения на примере Красноярского сельского поселения Кривошеинского района Томской области. Выводы и положения работы доведены до уровня рекомендаций и могут быть использованы исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе отбора и управления реализацией программ и проектов социально-экономического развития территорий, а также частными инвесторами для разработки бизнес-планов инфраструктурных проектов и оценки их эффективности.
Внедрение: результаты диссертационного исследования использованы в практике деятельности Администрации Красноярского сельского поселения, что позволило решить финансовые вопросы местного значения в условиях ограниченности средств бюджета. Внедрении результатов диссертационного исследования подтверждается наличием соответствующей справки.
Апробация результатов исследования: научные результаты диссертационной работы докладывались на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспективы развития фундаментальных наук» в г. Томске, 24-27 апреля 2018 г. (с присвоением сертификата).
Публикации: по результатам исследования опубликовано 2 работы, включенные в сборник трудов конференции и размещенные в библиотечной системе научной электронной библиотеки (Российский индекс научного цитирования - РИНЦ).
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется 3 422 проекта в форме государственно-частного партнерства с общим объемом инвестиций в 2 182 млрд. руб., в т.ч. и в отраслях социальной сферы. Большое внимание уделяется социальной сфере в связи с тем, что она непосредственно влияет и определяет образ жизни: качество (субъективная составляющая) и уровень (материальная составляющая) жизни населения России. Решение проблем, связанных с объектами социальной инфраструктуры, должно стать первостепенной задачей для государства. Однако, в связи с ограниченностью бюджетных средств и временных ресурсов, перспективным способом реализации проектов в социальной сфере является механизм государственно-частного партнерства.
Основные стратегические документы, на базе которых в ближайшие годы будет развиваться наша инфраструктура - это национальные проекты. Всего их 13, общей стоимостью 25,7 трлн. руб., из которых внебюджетных средств - 7,7 трлн. руб. В качестве отдельных приоритетных направлений инфраструктурного развития р егионов, в частности, упоминались внедрение цифровых технологий, модернизация коммунальной и социальной инфраструктуры. Использование механизма государственно-частного позволит
удовлетворить интересы государственного и частного сектора экономики, а также способствует эффективной реализации поставленных задач перед государством в рамках национальных проектов.
Государственно-частное партнерство становится одним из основополагающих инструментов развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению - растет спрос на инфраструктурные инвестиции, появляются заинтересованные в долгосрочном партнерстве со стороны инвесторов. Применение механизма государственно-частного партнерства позволяет объединить ресурсы, разделить риски, способствует развитию инновационных подходов и методов при реализации инфраструктурных проектов, применять опыт частного сектора экономики для достижения стратегических целей регионального развития и социально-экономического развития страны в целом.
Инфраструктурные проекты, гарантирующие закрепления права собственности на объект соглашения за государством реализуются в такой форме государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения. Кроме сохранения права собственности на объект, механизм концессии позволяет публичной стороне контролировать все стадии реализации проекта даже при значительной доли частного финансирования. Для реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма концессии необходима заинтересованность государственной власти, готовность к детальной разработке критериев оценки эффективности реализации проекта и принятию условий, выгодных как для инвестора, так и для публичной стороны.
Привлечение долгосрочных частных инвестиций для осуществления концессионных проектов в различных секторах экономики способствует развитию территории без снижения расходов на социальные задачи, что особенно важно в ситуации ограниченности или даже дефицита бюджетных средств региона.
При реализации инфраструктурных проектов одним из главных этапов является проведение анализа финансово-экономической эффективности инвестиционных вложений как со стороны концедента, так и со стороны концессионера. Проведение финансового анализа и оценки проекта позволяет установить ликвидность проекта и коэффициенты, характеризующие его финансовую состоятельность. В процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств целесообразно проведение экономической оценки инвестиций (оценки эффективности инвестиций).
Кроме того, отбор проектов, планируемых к реализации на территории региона (муниципального образования), осуществляется на основе количественных и качественных критериев, которые должны быть разработаны субъектом РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и проектом социально-экономического развития субъекта. [6]
В ходе проведенного исследования был разработан проект реализации концессионного соглашения. Целью заключения концессионного соглашения являлась оптимизация расходов бюджета Администрации Красноярского сельского поселения и обеспечение теплоснабжением социально -значимого объекта ФАП с. Красный Яр ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница», действующего на территории Красноярского сельского поселения, за счет запуска нового котельного оборудования, работающего на отходах производства лесопиления предприятия ООО «ЗПК «СибЛесТрейд».
Для оценки целесообразности заключения концессионного соглашения была разработана расчетная финансовая модель, а также рассмотрены альтернативные варианты решения проблемы обеспечения теплоснабжения социально-значимого объекта в условиях отсутствия средств в бюджете Администрации Красноярского сельского поселения .
На основании полученных результатов было выявлено, что наиболее рациональным и выгодным с точки зрения понесенных потерь, как для Администрации Красноярского сельского поселения, так и для предприятия ООО «ЗПК «СибЛесТрейд» является заключение концессионного соглашения, при этом:
- затраты предприятия на обслуживание и текущий ремонт котельной в год составят в среднем 1 042 тыс. руб. (26 673 тыс. руб. за весь срок концессионного соглашения - 16 лет);
- доходы бюджета Красноярского сельского поселения в год составят в среднем 143,2 тыс. руб./год (2 291 тыс. руб. за весь срок концессионного соглашения - 16 лет). При этом бюджет Администрации поселения не несет дополнительной нагрузки.
Заключение концессионного соглашения обеспечит экономию как бюджетных средств Администрации Красноярского сельского поселения в размере 1 508 тыс. руб./год, так и средств предприятия - в среднем в размере 829,9 тыс. руб./год.
Кроме того, рассчитанные показатели экономической оценки инвестиций свидетельствуют о целесообразности вложения средств в данный проект, в том числе:
- чистая текущая стоимость (73 273 тыс. руб.)проекта больше 0;
- индекс рентабельности инвестиций (8,3) больше 1;
- внутренняя норма доходности (126%) больше ставки дисконтирования (15,16%);
- простой срок окупаемости равен 10 месяцев;
- дисконтированный срок окупаемости составил 11 месяцев;
- запас эффективности составил 111%.
В ходе проведенного исследования было установлено, что механизм государственно - частного партнерства является перспективным механизмом взаимодействия публичного и частного сектора экономики, в котором структура финансирования и условия соглашения корректируется с учетом конкретных требований отдельного проекта. Также, механизм ГЧП может способствовать тому, чтобы проекты инициировались и осуществлялись раньше или в более короткие сроки, соответствовали интересам публичного и частного сектора, а также интересам общества. Следствием этого является выбор частным партнером более качественных вариантов реализации проекта (например, внедрение новых технологий) с целью оптимизации затрат на ремонт и техническое обслуживание объекта соглашения на более позднем этапе, а также повышения качества и объема предоставляемых товаров, работ и услуг.
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день, в условиях недоинвестирования, данный механизм государственно-частного партнерства может стать ключевым инструментом развития социальной инфраструктуры как в масштабах страны, так и отдельных регионов, в том числе муниципалитетов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: (в ред. от 15 апр. 2019 г. № 245-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 3 авг. 2018 г.; с изм. и доп. от 1 янв. 2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: (в ред. от 1 мая 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ: (в ред. от 1 мая 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ: (в ред. от 25 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ: (в ред. от 27 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: (в ред. от 1 мая 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: (в ред. от 27 дек. 2018 г.; с изм. и доп. от 8 янв. 2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: (в ред. от 31 дек. 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О теплоснабжении [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ: (в ред. от 29 июля 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ: (в ред. от 28 нояб. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ: (в ред. от 29 июля 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 458-ФЗ: (в ред. от 03 апр. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1514: (в ред. от 29 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 19 дек. 2013 г. № 1188: (в ред. от 31 июля 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
..102