Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДО ТРЁХ ЛЕТ

Работа №191996

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2021
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретический анализ психологического феномена эмоционального
состояния матери во взаимоотношениях в семье и факторов качества жизни ребёнка 10
1.1 Понятие материнства, материнской роли и эмоционального состояния
матери 10
1.2 Взаимосвязь отношений женщины в семье и её отношения
к ребёнку 18
1.3 Качество жизни ребёнка как составляющая здоровья 27
1.4 Выводы по 1 главе 34
2 Описание выборки и методов эмпирического исследования 36
2.1 Описание выборки исследования 36
2.2 Описание методов исследования 40
3 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального
состояния матерей и качества жизни их детей в возрасте до трёх лет 51
3.1 Исследование эмоционального состояния матери и качества жизни
ребёнка 51
3.2 Взаимосвязь эмоционального состояния матери и качества жизни её
ребенка 59
3.3 Характеристики эмоциональных взаимоотношений в семье 64
3.4 Выявление факторов, оказывающих влияние на эмоциональное
состояние матери 69
3.5 Разработка проекта с лекционно-практическим курсом «Уверенное
материнство» 73
3.6 Выводы по 3 главе 77
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложение А Анкета для исследования 9
Приложение Б Опросник «Самооценка эмоциональных состояний» 94
Приложение В Опросник методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности 96
Приложение Г Опросник эмоциональных отношений в семье
Е.И. Захаровой 97
Приложение Д Опросник «QUALIN» 100
Приложение Е Опросник FACES 3/Тест Д. Х. Олсона 102
Приложение Ж Критерии нормальности распределения 104
Приложение И Сравнительный анализ 106
Приложение К Исключенные переменные при построении регрессионной модели 109
Приложение Л Логико-структурная матрица проекта 111

Актуальность: В настоящее время активно изучается тема развития эмоционального интеллекта матери, как способность понимать и принимать свои эмоции, что описано в работах Е.И. Николаевой, В.С. Меренковой, И.В. Григоричевой [13, 31], глубже рассматриваются вопросы перинатальной психологии [15, 26, 43]. Изучается психология материнства, как отдельная область психологии, важный вклад в которую внесли Г.Г. Филиппова, Р.К. Махмутова [29, 46]. При этом исследуются психологические факторы, которые могут оказать воздействие на вынашивание и рождение здоровых детей, а также влиять на их качество жизни и здоровье в младшем возрасте и на психоэмоциональный комфорт самой матери первые месяцы и годы после родов [15].
В процессе становления материнства меняется женская идентичность. Эмоциональное состояние и психическое здоровье являются проблемой не только самой женщины, но и имеют значимость на уровне функционирования семьи в целом [55, 60]. Это одна из причин, почему исследование роли самой женщины в симбиозе мать-дитя и её эмоционального состояния становится всё более актуально и представляет существенный интерес для научного сообщества [20, 21].
Отечественные исследователи больше внимания уделяют ребёнку в симбиозе мать-дитя, его здоровью, качеству жизни, тому, как состояние, эмоции, образ жизни матери могут влиять на него [15, 48, 51]. В то время как, зарубежные исследователи в первую очередь рассматривают состояние самой женщины. Исследуют то, как будут влиять беременность, роды, послеродовое восстановление не только на её физическое здоровье, но и на эмоциональное состояние и материнскую привязанность. В связи с чем, отслеживается воздействие на ребёнка [56, 57, 59].
Одним из показателей здоровья ребёнка является его качество жизни, как более сложный феномен, включающий в себя психологический,
физический и социальный аспекты [3, 36, 42, 50]. Всемирная организация здравоохранения уделяет большое внимание развитию науки о качестве жизни [2]. В настоящее время исследований качества жизни детей в раннем онтогенезе (до трёх лет) недостаточно.
Из вышесказанного следует, что состояние здоровья ребенка первых лет жизни во многом определяется эмоциональным состоянием матери, что подтверждает Е.И. Николаева в своей работе «Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни» [32]. Но данных о влиянии эмоционального состояния матери на качество жизни, как более сложный феномен, ребёнка до трёх лет явно недостаточно.
По мнению В.А. Малиевского, А.Т. Байтуриной [22] результаты по изучению качества жизни могут стать необходимым обоснованием для разработки и внедрения долгосрочных государственных программ, направленных на создание новых условий формирования и улучшения здоровья детей.
Цель работы: выявить взаимосвязь эмоционального состояния матери с качеством жизни ребенка до трёх лет и определить основные факторы, оказывающие влияние на психологические проявления этого состояния.
Объект исследования: эмоциональное состояние матери.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального состояния матери и качества жизни её ребёнка.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты эмоционального состояния матери в первые годы после родов, её отношение к ребёнку, а также отношения женщины внутри семьи.
2. Выявить особенности качества жизни ребёнка, как важную часть его здоровья.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи между эмоциональным состоянием матери и качеством жизни её ребёнка до трёх лет.
5
4. Определить факторы, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние матери в первые месяцы и годы после родов.
5. Разработать психологическую программу поддержки матерей, нацеленную на просветительскую деятельность.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между проявлениями эмоционального состояния матери, такими как спокойствие, энергичность, приподнятость, уверенность, и качеством жизни ребёнка до трёх лет, включающим: поведение и общение, способность оставаться одному, семейное окружение, нервно-психическое развитие и физическое здоровье.
2. Факторы, характеризующие взаимоотношения матери и ребёнка и отношения в семье, а именно: отношение к себе как к родителю, умение воздействовать на состояние ребёнка, ориентация на состояние ребёнка при построении взаимодействия, чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребёнком, и семейная сплоченность, оказывают влияние на эмоциональное состояние матери.
Теоретико-методологические основания исследования:
Эмоциональное состояние матери изучалось на основании трудов А.С. Спиваковской, Е.И. Николаевой, В.С. Меренковой, А.А. Платоновой. Взаимодействие матери и ребёнка в раннем онтогенезе и отношения между ними были раскрыты с учетом психологической концепции материнства Е.И. Захаровой, психологии материнства Г.Г. Филипповой. Развитие ребёнка в системе мать-дитя нашло своё отражение в работах И.В. Добрякова, Э. Фромма, В.И. Слободчикова, Ю.Б. Гиппенрейтер. Также рассматривались исследования семей и родительско-детских отношений в трудах Л. Берк, Е.В. Гуткевич, Марковой А.О., А.К. Болотовой. Определение концепции качества жизни, как интегративной характеристики жизнедеятельности А.А. Новик и Т.И. Ионова, представления о качестве жизни Н.Л. Перельмана. Труды S. Manificat, A. Dazordl, В.В. Черникова, И.В. Винярской стали основой для выявления особенностей качества жизни детей раннего возраста.
Материалы и методы исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические, эмпирические и методы математической обработки данных. При выполнении теоретической части применялись анализ и систематизация информации, собранной по теме исследования. Использованные эмпирические методы включили в себя он-лайн анкетирование, для которого была разработана анкета-опросник в Google Формах и размещена в социальной сети Instagram. Первичная информация была собрана при помощи опросных методов. Для изучения характеристик эмоционального состояния были использованы методики: Самооценка эмоциональных состояний А. Уэссман и Д. Рикс и методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Для изучения взаимоотношений в семье: опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой и опросник шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES 3/Тест Д. Х. Олсона). Качество жизни ребёнка оценивалось при помощи русской версии международного опросника QUALIN.
Для статистической обработки данных были применены следующие методы: метод описательной статистики, корреляционный анализ по критерию Спирмена, регрессионный анализ, метод сравнительного анализа с помощью H-критерия Крускала-Уоллеса, критерии Колмагорова-Смирнова и Шапиро-Уилкоксона. Обработка результатов проводилась при помощи программы MS Excel (с написанием дополнительного программного модуля) и пакета IBM SPSS Statistics 26.
Исследование проводилось с июля 2020 года по март 2021 года, в нём приняло участие 500 матерей в возрасте от 18 до 44 лет имеющих детей от 3-х месяцев до 3-х лет. Средний возраст респондентов составил 29,75 лет ± 4,023.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между эмоциональным состоянием матери, проявленным как уверенность, приподнятое и энергичное состояние, спокойствие, и качеством жизни ребёнка до трёх лет, выраженным через такие аспекты как поведение и 7
общение, способность оставаться одному, семейное окружение, нервно-психическое развитие и физическое здоровье, существует взаимосвязь.
2. Эмоциональное состояние матери прямо определяет качество жизни её ребёнка до 3-х лет, в частности его нервно-психическое развитие и физическое здоровье.
3. Факторами, определяющими эмоциональное состояние матери, являются: отношение к себе как к родителю, умение ориентироваться и воздействовать на состояние ребёнка при построении взаимодействия, её безусловное принятие, а также семейная сплочённость.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь проявлений эмоционального состояния матери и аспектами качества жизни ребёнка в раннем онтогенезе (до трёх лет). Проявления эмоционального состояния включают в себя: спокойствие, выраженное в уравновешенности, благоразумности, уверенность в себе, когда проявлены решительность, воля, энергичность и приподнятость, отражающие инициативу и активность. А качество жизни детей до трёх лет, объединяющее в себе психологические, физические и социальные аспекты, раскрыто через следующие характеристики: поведение и общение, способность оставаться одному, семейное окружение, нервно-психическое развитие и физическое здоровье. Установлено, чем выше уровень эмоционального состояния матери, тем выше качество жизни её ребёнка в возрасте до трёх лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основании полученных результатов исследования, была разработана программа по поддержке молодых матерей «Уверенное материнство», позволяющая реализовать задачу стабилизации эмоционального состояния женщин в первые годы после родов. Информация, полученная в результате проведённого исследования, может быть использована для преподавания в курсе «Психология семьи». В перспективе полученные данные могут быть использованы для продолжения научных исследований.
Структура и объем магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 72 библиографических источника, в том числе 19 на иностранных языках, приложений. Общий объем работы составил 114 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе представлен анализ теоретических аспектов по психологии материнства, материнской роли, эмоционального состояния матери. Анализ источников, как отечественных, так и зарубежных, показал, что тема материнства актуальна и особо сейчас рассматривается феномен материнской роли. Также для научного сообщества представляет интерес и эмоциональное состояние матери. Особо уделяется внимание тем факторам, которые оказывают влияние на переход к материнской роли и, как следствие изменению эмоционального состояния женщины в этот период.
При всей важности этого процесса, переход к материнству может быть связан как с положительным опытом и эмоциями, так и с отрицательными проявлениями, когда женщина сталкивается с разочарованием, фрустрацией или состоянием стресса. Общая неудовлетворённость может оказать негативное влияние не только на настроение женщины в послеродовой период, но и эмоциональное состояние в будущем, а также на поведение, связанное с уходом за ребёнком и отношение к нему.
Рассмотрено взаимодействие женщины внутри семьи и в отношениях с ребёнком. Рассматривая мнения различных авторов о детско-родительских отношениях, пришли к выводу, что отношения, установленные между матерью и её ребёнком, оказывают значимое влияние на развитие самого ребёнка. При этом базовой социальной системой для ребёнка является семья, взаимодействие с которой влияет на его развитие, также семья способствует пониманию себя и выполняет поддерживающую и обучающую функции.
Обобщая информацию по феномену качества жизни, можно сделать вывод, что качество жизни - многомерное и субъективное понятие. При рассмотрении качества жизни ребёнка, исследуется ряд аспектов его жизнедеятельности: психологический, физический, социальный. В настоящее время качество жизни признаётся одним из значимых методов при оценке благополучия детей и их состояния здоровья.
Для решения поставленных задач, были выбраны методики, позволяющие оценить уровень эмоционального состояния женщин, качество жизни детей раннего возраста (до трёх лет), а также определить уровень взаимоотношения матери и ребёнка и отношения в семье.
Эмпирическое исследование, которое было проведено в рамках данной магистерской диссертации, выявило взаимосвязь между эмоциональным состоянием матери и качеством жизни её ребёнка в возрасте до трёх лет. В процессе исследования также было установлено, что эмоциональное состояние матери имеет прямую значимую взаимосвязь с качеством жизни ребёнка, что позволяет сделать вывод о том, что чем выше уровень жизни матери, тем выше качество жизни её ребёнка в возрасте до трёх лет. На этом этапе была выявлена взаимосвязь между проявлениями эмоционального состояния и критериями, характеризующими качество жизни. В результате было установлено, что шкалы характеризующие эмоциональное состояние также коррелируется со шкалами «Поведение и общение», «Способность оставаться одному», «Семейное окружение» и «Нервно-психическое развитие и физическое здоровье».
Таким образом, подтверждена одна из выдвинутых гипотез о существовании взаимосвязи между эмоциональным состоянием матери, в частности такими проявлениями как спокойствие, энергичность, приподнятость, уверенность и качеством жизни ребёнка до трёх лет, включающим такие аспекты: поведение и общение, способность оставаться одному, семейное окружение, нервно-психическое развитие и физическое здоровье и качеством жизни её ребёнка в возрасте до трёх лет, в том числе его нервно-психическом развитии и физическом здоровье.
В процессе эмпирического исследования были изучены параметры взаимоотношения матери и ребёнка и отношения в семье, которые могли бы оказывать влияние на эмоциональное состояние матери. При помощи регрессионного анализа были выявлены конкретные факторы, характеризующие отношения женщины в семье и то, как она взаимодействует со своим ребёнком, а именно: отношение к себе как к родителю, умение воздействовать на состояние ребёнка, ориентация на состояние ребёнка при построении взаимодействия, чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребёнком и семейная сплоченность. Данные факторы оказывают влияние на эмоциональное состояние матери. Прямую взаимосвязь с эмоциональным состоянием матери имеют: отношение к себе как к родителю, умение воздействовать на состояние ребёнка, чувства, возникающие у матери во взаимоотношении с ребёнком, семейная сплоченность (реальная), а обратную взаимосвязь -- ориентация на состояние ребёнка при построении взаимодействия.
В результате, чем лучше женщина относится к себе как к родителю, умеет воздействовать на состояние ребёнка, чем приятнее чувства, которые возникают у неё при общении со своим ребёнком и выше семейная сплочённость, тем выше уровень её эмоционального состояния. И напротив, чем больше мать ориентируется на состояние ребёнка при выстраивании с ним взаимоотношений, тем ниже уровень её эмоционального состояния. Гипотеза о существовании факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние матери, подтверждена.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, была разработана программа «Уверенное материнство», цель которой является повышение уровня подготовки женщины к её материнству. Как следствие, снижение материнской тревожности и стабилизация эмоционального состояния матери, что благоприятно будет влияет на качество жизни ребёнка и его здоровье.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Алямовская В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
2. Баранов А. А. Изучение качества жизни в педиатрии / А. А. Баранов,
B. Ю. Альбицкий, И. В Винярская. - М.: Союз педиатров России, 2010. - 380 с.
3. Бахадова Е. В. Новый подход к определению здоровья детей
с применением методики оценки качества жизни // Социальные аспекты здоровья населения. - 2008. - №4 (8). - URL: http://vestnik.mednet.ru/
content/view/95/30/lang,ru/ (дата обращения: 13.07.2020).
4. Берк Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк ; [перевод с английского А. Богачев и др.]. - 6-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 1056 с.
5. Богомолова Т. С. Связь удовлетворенности материнством с уровнем развития ребенка раннего возраста / Т. С. Богомолова, Г. А. Верховых, Л. Б. Яркина // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова, С.
А. Бурковой, Э. Б. Дунаевской. - СПб.: Соц.-гуманитар. знание, 2017. -
C. 10-12.
6. Бодалев А. А. Популярная психология для родителей / Моск. психолого-соц. ин-т ; под ред.: А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. - М. : Просвещение, 1998. - 356 с.
7. Болотова А. К. Специфика семьи как социальной системы /
A. К. Болотова // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общ. и науч. ред.
B. Л. Ситникова, С. А. Бурковой, Э. Б. Дунаевской. - СПб.: Соц.-гуманитар. знание, 2017. - С. 31-36.
8. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974-1989. - Т. 1-30 (Том 8).
9. Брутман В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии - 1997. - № 6. - С. 38-48.
10. Валитова И. Е. Особенности самосознания матери ребенка
с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samosoznaniya-materi-
rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 21.04.2021).
11. Вилюнас В. К. Психология эмоций : учеб. пособие для вузов /
В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
12. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова [и др.]. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
13. Григоричева И. В. Эмоциональный интеллект матери и
привязанность к ней ребенка младшего школьного возраста // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2019. -
№2(39). - С .41-44.
14. Гуткевич Е. В. Особенности функционирования семей детей с разным уровнем психического здоровья и психологической адаптации к социуму / Е. В. Гуткевич., А. В. Маркова, А. М. Селедцов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2016. - № 2. - С. 71-78.
15. Добряков И. В. Перинатальная психология - новый раздел клинической (медицинской) психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 5 (16).
16. Добряков И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. - 2-е изд. - СПб. : ООО Издательство «Питер», 2015. - 352 с.
17. Захарова Е. И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 23-31.
18. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен : автореф. дис. ... д-ра психол. Наук / Е. И. Захарова. - Москва, 2017. - 46 с.
19. Зобнина Т. В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста / Т. В. Зобнина,. Н. В. Моторина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №1. - С. 52-55. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-roditelskogo- otnosheniya-v-osobennostyah-emotsionalnogo-vzaimodeystviya-materey-i-ih- detey-rannego-vozrasta(дата обращения: 13.04.2021).
20. Ильина Т. И. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома
эмоционального выгорания у женщин-матерей / Т. И. Ильина, Гуриева С. Д. // Человек и образование. - 2019. - №3 (60) - С. 85-93. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-identichnosti-kak-faktor-proyavleniya- sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-zhenschin-materey(дата обращения: 20.03.2021).
21. Ильина Т. И. Эмоциональное выгорание и стресс у женщин- матерей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 6-1. - С. 111-118.
22. Качество жизни детей подросткового возраста в республике Башкортостан / В. А. Малиевский, А. Т. Байтурина, С. А. Валиуллина [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2007. - №6. - С. 51-54.
23. Киселёва М. Г. Роль эмоционального состояния матери в психическом развитии детей с впс в возрасте от 1 -го до 12 месяцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №9. - С. 248-250.
24. Козьяков Р. В. Синдром эмоционального выгорания у женщин среднего возраста в отпуске по уходу за ребенком // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - №3(60). - С. 45-50.
25. Коломиец Е. В. Эмоциональное благополучие ребенка с общим
недоразвитием речи в современной семье // Здоровая семья - здоровое поколение: материалы докладов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием / отв. ред. Скрябина Н.Ю. - Ростов- на-Дону : Изд-во РостГМУ, 2020. - С. 93-102.
26. Корнеенков С. С. Становление перинатальной психологии. Периоды перинатального развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов LVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 39-44.
27. Макушина О. П. Методы психодиагностической и психо-терапевтической работы с семьей : уч. пособие для вузов / Макушина О. П., Тенькова В. А. - Воронеж : Изд.-полиграф. центр Воронеж. гос. универс., 2008 - 78 с.
28. Масасина Е. В. Семья и семейные отношения как условие формирования гармоничного развития личности в современном мире / Е. В. Масасина, Н. П. Суханова // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста : материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28-31 марта 2019 г). - СПб. : «Реноме», 2019. - 410 с.
29. Махмутова Р. К. Психология материнства: теоретические аспекты изучения мотивации материнского поведения // Вестник удмуртского университета. - 2010. - № 2. - С. 46-55. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologiya-materinstva-teoreticheskie-aspekty-izucheniya-motivatsii- materinskogo-povedeniya (дата обращения: 07.10.2020).
30. Молчанова Е. В. Психологические аспекты детско-родительских
отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
psihologicheskie-aspekty-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 22.07.2020).
31. Николаева Е. И. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку / Е. И. Николаева, В. С. Меренкова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 4. - С. 70-77. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17964544_36751382.pdf (дата обращения: 14.07.2020). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
32. Николаева Е. И. Влияние эмоционального реагирования матери на
здоровье детей первых двух лет жизни / Е. И. Николаева, В. С. Меренкова // Преподаватель XXI века - 2009. - №3-2. - с. 373-380. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnogo-reagirovaniya-materi-na- zdorovie-detey-pervyh-dvuh-let-zhizni(дата обращения: 14.07.2020).
33. Новик А.А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. под ред. Ю. Л. Шевченко - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Изд. Российской акад. естественных наук, 2012. - 527 с.
34. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
35. Особенности возрастной динамики качества жизни детей раннего
возраста с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы / В. С. Ступак, В. И. Стародубов, И. В. Винярская [и др.]. // Вопросы современной педиатрии. - 2011 - №6. - С. 7-12. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozrastnoy-dinamiki-kachestva- zhizni-detey-rannego-vozrasta-s-posledstviyami-perinatalnyh-porazheniy- tsentralnoy-nervnoy(дата обращения: 24.03.2021).
36. Оценка качества жизни с помощью вопросника Health Utilities Index у детей c бронхиальной астмой тяжелого персистирующего течения на фоне лечения омализумабом / Л. С. Намазова-Баранова, Е. А. Вишнёва, Е. А. Добрынина [и др.]. // Педиатрическая фармакология. - 2017. - №14(5). -
С. 356-365.
37. Павлович Т. П. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем, у детей / Т. П. Павлович, И. Н. Гирко, А. Н. Черевко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2015. - № 3(84). - С. 50-53. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29800817(дата обращения: 14.09.2020). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
38. Перельман Н.Л. История и методологические основания представлений о качестве жизни // Бюл. физ. и пат. дых.. - 2019. - №72. -
С. 112-119. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-metodologicheskie- osnovaniya-predstavleniy-o-kachestve-zhizni(дата обращения: 14.07.2020).
39. Платонова А. А. Особенности эмоциональных взаимоотношений
матери и ребенка / А. А. Платонова, Л. В. Николаева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019 - № 4-1. - С. 104-107. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_39164608_46446816.pdf(дата обращения: 14.07.2020). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
40. Психология семьи. Основы перинатальной психологии и психологии родительства : учеб. пособие / Д. С. Корниенко, А. Г. Радостева, Т. М. Харламова, Е. А. Силина. - Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2018. - 93 с.
41. Психология человека от рождения до смерти : [учебник : 12+] / [Аверин В. А. и др.] ; под ред. А. А. Реана. - Москва : АСТ : Прайм, 2015. - 656 с.
42. Семке В. Я. Улучшение качества жизни как слагаемое общественного здоровья // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - № 1. - С. 4-8.
43. Сидоров П. И. Перинатальная психология : учебное пособие / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб: СпецЛит, 2015. - 143 с.
44. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности : для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / В. А. Сонин. - СПб.: Речь, 2004. - 408 с.
45. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
46. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. Г. Филиппова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 212 с.
47. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Материалы итогового международного конгресса «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества». Москва, 12-15 октября 2017 г. - М., 2017. - С. 154- 159.
48. Харитонова Т. И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 54. - С. 53-57.
- URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27678761_90782143.pdf(дата
обращения: 13.07.2020). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
49. Черников В. В. Разработка русской версии опросника qualin для изучения качества жизни детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - №8(1). - С. 14-18.
50. Черников В.В. Разработка и оценка эффективности русской версии опросника qualin для изучения качества жизни детей раннего возраста : дис. ... канд. мед. наук / В. В. Черников. - Москва, 2009. - 107 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-i-otsenka-effektivnosti-russkoi- versii-oprosnika-qualin-dlya-izucheniya-kachestva(дата обращения: 14.07.2020).
- Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
51. Шумик А. Р., Савенышева С. С. Отношение родителей к ребенку в перинатальный период его развития и психическое развитие младенца / А. Р. Шумик, С. С. Савенышева // Психологические проблемы современной семьи : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 436-443.
52. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М.
Никольская. - СПб. : Речь, 2006. - 352 с.
89
53. Ainsworth M. D.S. Patterns of infantmother attachment as related to maternal care . Magnusson D., Alien V. (eds) Human development: An interacyional perspective. - N.Y.: Academic press, 1983. - P. 432-463.
54. Becoming a mother: Predicting early dissatisfaction with motherhood at three weeks postpartum / Gobel A. [et al.]. // Midwifery. - 2020. - Vol. 91. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0266613820301960 (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
55. Becoming a Mother: The Influence of Motherhood on Women's Identity Development / E. K. Laney, M. E. Lewis Hall, T. L. Anderson, M. M. Willingham// An International Journal of Theory and Research. - 2015. - Vol. 15, is. 2. - P. 126-145.
56. Crowther S. Association of psychosocial-spiritual experiences around childbirth and subsequent perinatal mental health outcomes: an integrated review /
S. Crowther, S. Audrey, J. Hall //Journal of Reproductive and Infant Psychology. -
2020. - Vol. 38, is. 1. - P. 60-85. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31116570/ (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
57. Fijalkowska D. A longitudinal study of parental attachment: pre- and postnatal study with couples // Journal of Reproductive and Infant Psychology. - 2020. - Vol. 38, is. 5. - P. 509-522. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31510767/ (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
58. Huizink. A. From prenatal anxiety to parenting stress: a longitudinal study / A. Huizink, B. Menting, M. De Moor // Arch Womens Ment Health. - 2017. - Vol. 20. - P. 663-672.
59. I still have difficulties feeling like a mother’: The transition to motherhood of preterm infants mothers / M. Spinelli [et al.]. // Psychology and Health. - 2016. - Vol. 31, is. 2. - P. 184-204. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26359768/ (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
60. Khajehei M. Prevalence and risk factors of low parenting confidence in mothers of infants 0-12 months of age: a retrospective file review / M. Khajehei, A. Lee //Journal of Family Studies. - 2017. - Vol. 25. - P. 397-410.
61. Maternal Role: A Concept Analysis / S. Shrestha, K. Adachi, M. Petrini // Journal of Midwifery and Reproductive Health. - 2019. - Vol. 7, is. 3. - P. 1742-1751. - URL: https://jmrh.mums.ac.ir/article_12568.html (access date: 14.02.2021).
62. Neglected moms - The implications of emotional neglect in childhood for the transition to motherhood / A. Talmona [et al.]. // Child Abuse & Neglect. - 2019.
- Vol. 88. - P. 445-454. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/
article/abs/pii/S0145213418304745 (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
63. Pilyoung K. How stress can influence brain adaptations to motherhood //
Frontiers in Neuroendocrinology. - 2021. - Vol. 60. - URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0091302220300662 (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
64. Predicting mother and child emotional availability in Singaporean bilingual English and Mandarin dyads: A multilevel approach to the specificity principle / G. Esposito [et al.]. // Journal of Applied Developmental Psychology. -
2021. - Vol. 73. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0193397321000046 (access date: 14.03.2021). - Access mode: for registered users.
65. Quality of life and functional outcome in early school-aged children after neonatal stroke: a prospective cohort study / S. Darteyre [et al.]. // Eur J Paediatr Neurol. - 2014. - Vol. 18, is. 3. - P. 347-353. - URL: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/24503061/(access date: 13.07.2020). - Access mode: for registered users.
66. Quality of life in children participating in a non-selective INR self-monitoring VKA-education programme / A. Pascal [et al.]. // Arch Cardiovasc Dis.
- 2018. - Vol. 111, is. 3. - P. 180-188. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29100908/ (access date: 14.04.2021). - Access mode: for registered users.
67. Quality of Life of Infants with Functional Gastrointestinal Disorders: A Large Prospective Observational Study / C. Jung, L. Beck, T. Hanh, M. Bellaiche // International Journal of Child Health and Nutrition. - 2017. - Vol. 6. - P. 62-69.
68. Swift J K. Mothehood //International Encyclopedia of the Social &Behavioral Sciences (Second Edition). - 2015. - P. 881-886.
69. The maternal health-related issues that matter most to women in Ireland
as they transition to motherhood - A qualitative study / D. Daly [et al.]. // Women and Birth. - 2021. - URL: https://www-sciencedirect-
com.ez.lib.tsu.ru/science/article/pii/S1871519221000135 (access date: 13.04.2021).
- Access mode: for registered users.
70. The role of maternal emotional states during pregnancy and early infancy on infant cortisol levels: A prospective study / C. Hernandez-Martinez [et al.]. // Infant Child Development. - 2019 - Vol. 28, is. 5. - URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/icd.2149 (access date: 25.04.2021).
- Access mode: for registered users.
71. Evaluation de la qualite de vie du nourrisson et du tres jeune enfant: Validation d'un questionnaire. Etude multicentrique europeenne / S. Manificat [et al.]. // Archives De Pediatrie. - 2000. - Vol 7. - P. 605-614.
72. Calidad de vida en lactantes nacidos prematuros segun ingresos por infeccion respiratoria / R. Mendez, P. Lazaro de Mercado, X. Carbonell Estrany, J. Figueras Aloy // Anales de Pediatria. - 2010. - Vol. 73, is. 3. - P. 121-131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ