Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Работа №62098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Семья как фактор развития личности 7
1.1 Социализация и начало становления личности в семье 7
1.2 Воздействие семьи на формирование личности 11
Вывод по первой главе 21
Глава 2. Условия воспитания в семье 23
2.1 Особенности воспитания в разных типах семьи 23
2.2. Анализ уровня тревожности детей 10-11 лет и особенностей
взаимоотношений в семье 28
Вывод по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47



В наше время проблема семьи и семейного воспитания имеет особую актуальность, заметно ухудшилась демографическая ситуация, так как детей в семьях рождается меньше и молодых девушек детородного возраста стало меньше, сказывается демографический спад 1994-1995 годов. Семья в значительной мере утратила свою ценность. Приоритет семьи сменился приоритетом карьеры, бизнеса, самосовершенствования.
Поэтому была рассмотрена проблема формирования личности в семье.
Важность семьи высока: она играет особую роль в развитии ребенка и всего подрастающего поколения - непосредственно в семье у детей формируются привычки, поведение, задатки, поэтому очень многое зависит от родителей и других окружающих их людей в семье.
Отношения к ребенку в семье, ценности семьи, образ жизни, стиль и тип семьи, стиль воспитания, интересы семьи все это влияет на то, какими дети станут. В каких условиях будет проходить формирование личности в детстве и юношеские годы, таким и будет ее духовное богатство, взгляды, потребности, интересы, направленности.
Климат семьи оказывает огромное воздействие на еще не
сформировавшуюся психику ребенка. Постоянные скандалы, крики, драки в семье негативно сказываются на его психоэмоциональном состоянии, тормозят процессы развития.
Ребенок болезненно реагирует на агрессивное поведение взрослых, считая себя виноватым. Впоследствии он становится либо замкнутым, необщительным, неуверенным в себе человеком, либо копируя поведения родителей агрессивным, жестоким, не принимающим никакую критику в свой адрес. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Став взрослым он совершает те же ошибки, и несколько поколений будут страдать из-за ошибок и пробелов в воспитании.
Родители имеют самое большое влияние на детей. Они их первые воспитатели, наставники, пример для подражания. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Обеспечение семейного воспитания, способы воспитания и методы развития ребенка являются ответственностью родителей и всего человечества. [37]
Близкие контакты с родителями, доверительное отношение, возможность быть услышанным и понятым создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Родительская любовь и заботливая привязанность детей и родителей приносят чувство удовлетворения.
О проблемах семейного воспитания говорили и писали многие педагоги, профессора и ученые: А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Я. Острогорский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили и многие другие.
Актуальна проблема семьи и для государства, общества, школы. Проводятся семейные праздники, спортивные мероприятия, оказывается помощь многодетным и малообеспеченным семьям, работает служба психологической помощи, социально - реабилитационные центры оказывают помощь несовершеннолетним матерям, матерям-одиночкам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи» в России. Во многих городах России проходят чествование многодетных семей. Восьмого июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуется День Матери. Во многих других странах есть также День Отца. В России же пока День Отца не является официальным праздником.
В России семейные отношения регулируются «Семейным кодексом Российской Федерации 2017» [39].
При рождении или усыновлении второго ребенка выдается материнский капитал, при рождении или усыновлении третьего - выдают землю под строительство дома, при рождении сразу трех детей (тройняшек),
предоставляется трёхкомнатная квартира.
Государство платит пособие на детей, предоставляет оплачиваемый декретный отпуск, в который может уйти не только мать ребенка, но и отец.
Большой вклад в гуманистические идеи воспитания и обучения внесли П.Я. Гальперин [6], А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский [5] и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. [24] «Со всеми сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребёнка» - А.С. Макаренко.
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье). [22]
Проблемы общения с детьми и пути их решения хорошо представлены в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» [7] и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» [8]
Цель данной работы - показать, что семья как базисная ячейка общества, является главной для развития и формирования личности, дает возможность детям первоначальные условия для реализации задатков, развития их способностей и талантов.
Объект исследования - процесс воспитания личности в семье.
Предмет исследования - влияние процесса воспитания в семье на развитие личности.
Гипотеза: семья и семейное воспитание является началом становления личности и успешного будущего ребенка.
Задачи:
1. Определить понятие «личность» и особенности его формирования в
семье;
2. Рассмотреть условия успешного становления человека как личности в результате семейного воспитания.
3. Выявить методы, стили и проблемы семейного воспитания в современном обществе.
4. Изучить адаптацию приемных и усыновленных детей в новой семье, особенности и трудности в воспитании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой, второй и третьей глав, в каждой главе по два параграфа, выводов к каждой главе, опроса, эмпирического исследования и заключения. В первой главе рассматриваются основные понятия личности, главные факторы, влияющие на становление и развитие личности ребенка. Во второй главе идет подробное описание различных типов семей и стилей воспитания, особенности и проблемы в разных типах семей и семей с приемными детьми и детьми взятыми под опеку.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Роль семьи в обществе имеет большее значение по сравнению с другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
К функциям следует отнести: репродуктивную и воспитательную функции, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую и экономическую. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.
Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Был проведен опрос лиц от двадцати до тридцати пяти лет, опрос состоял из пяти вопросов. С помощью опроса было выявлено отношение респондентов к семье, семейному воспитанию, к приемным детям, к будущему своих детей. Результаты представлены в виде диаграмм и ответов респондентов.
Также было проведено исследование в школе, было исследовано двадцать пять детей в возрасте 10-11 лет. Данное исследование состояло из методики А.Н. Прихожан и рисунка на тему « Моя семья». Оно было направлено на определения уровни тревожности среди детей и их психоэмоциональные отношения в семье, стили их воспитания в семье. Результаты представлены в виде таблицы и интерпретации рисунка.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994, - 84-86 с.
2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.- М.,1985, - 53-55 с.
3. Бодалев А.А. Семья и формирование личности. - М., 1981. -235с.
4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki - (дата обращения 06.12.2016)
5. Выготский. Л.С. Проблема возраста//Педагогика, 1984. С.246-248.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.- 68 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2008
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
9.Захарова Л.Я. Дитя в очереди за лаской - М., 1999
10. Земская М.Р. Семья и личность - М.:Прогресс, 1999 -133с
11. Игошев К.Е., Минковский Г.М Семья, дети, школа. — М., 1989. 22 с.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
13. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983. 10-12 с.
14. Консультация для родителей. Семейное воспитание - [Электронный ресурс] - http://ped-kopilka.ru - (дата обращения 06.12.2016)
15. Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования - М.: МОСУ, 2006
16. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М., Просвещение.-
1990
17. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. -С. 233
18. Кунц О.Р. 100 советов родителям - Уфа: изд. «РИО Госкомиздата БАССР», 1991- 88 с.
19. Лебедев П.А Семейное воспитание. Хрестоматия - М.: «Академия», 2001.-. С.20
20. Ледлофф Жан. Как вырастить ребенка счастливым. - М..2003 , 21-25 с.
21. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М, 2010 -56 с.
23. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1931.
24. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1981.
25. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогическое сочинение: в 8 т. - М., 1984. - Т. 4. - 106 с.
26. Мартынов. Семья + школа = счастливый ребенок // Нач. школа. - №
8. - 2004. - 50-55 с.
27. Морозов, Д. В. Поколение Китеж. Ваш приемный ребенок - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 56-60с.
28. Обстановка в семье и детская преступность - Планета и семья - [Электронный ресурс] - http://www.sibparus.ru - (дата обращения 02.11.2016)
29. Основы семейного воспитания - [Электронный ресурс] - http://www.studfiles.ru - (дата обращения 02.11.2016)
30. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970. - 70 с.
31. Педагогика /под ред. Бабанского Ю.К.- М.: Просвещение. 1983.- 410 с.
32. Педагогика под ред. Сластенина В.А. и др., - М.:Школьная пресса, 2002 - 482 с.
33. Подходы к воспитанию - [Электронный ресурс] - http://www.tinlib.ru (дата обращения 09.12.2016)
34. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) "О детском доме семейного типа" (вместе с "Правилами организации детского дома семейного типа") - http://www.usynovite.ru
35. Правила и порядок действий при усыновлении ребенка в России - [Электронный ресурс] - http://7razvodov.ru - (дата обращения 22.01.2017)
36. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности - [Электронный ресурс] - http://www.studfiles.ru (дата обращения 06.12.2016)
37. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании - М., 2010
38. Семейное воспитание детей - [Электронный ресурс] - http: //nashidetki. net - (дата обращения 06.12.2016)
39. Семейный кодекс Российской Федерации 2017 - http://skodeksrf.ru/
40. Семья и формирование личности/ под ред. Болдорева А.А.- М.:
Просвещение, 1989.- 206 с.
41. Сироты в России — вся правда - [Электронный ресурс] - http://droplak.ru - (дата обращения 10.10.2016)
42. Спок Б. Ребенок и уход за ним.- М., 1998, С.57-59
43. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва,1990. 46с.
44. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1977. 67 с.
45. Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость// Культура семейных отношений. - М., 1985. -100 - 115 с.
46. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль,1987, -
351с.
47. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании. Пед. соч. - СПб., 1912. - 340-349 с.
48. Усыновление в России - [Электронный ресурс] - http://www.usynovite.ru - (дата обращения 22.01.2017)
49. Усыновление (удочерение) детей в Российской Федерации - [Электронный ресурс] - http://texts.news - (дата обращения 22.01.2017)
50. Что должен уметь делать ребенок в три года. Как общаться с трехлетним ребенком - [Электронный ресурс] - http://ilovemybaby.ru (дата обращения 06.12.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ