Введение 6
1 Концепция продовольственной безопасности в современных условиях 9
1.1 Социально-экономическая сущность продовольственной безопасности 9
1.2 Критерии и показатели оценки продовольственной безопасности 14
1.3 Классификация методик оценки продовольственной безопасности и существующие
проблемы 20
1.4 Международный подход к оценке продовольственной безопасности и возможности его применения в России 25
2 Оценка состояния продовольственной безопасности Российской Федерации 30
2.1 Оценка продовольственной независимости страны 30
2.2 Анализ уровня физической и экономической доступности продовольствия. Расчет
интегрального показателя экономической доступности 35
2.3 Безопасное питание как элемент продовольственной безопасности 42
3 Региональные особенности продовольственной безопасности на примере Томской области . ... 48
3.1 Производство продовольственных товаров в Томской области 48
3.2 Оценка продовольственной независимости региона 54
3.3 Обеспечение физической доступности продовольствия 60
3.4 Анализ экономической доступности продовольствия в регионе. Расчет интегрального показателя 62
Заключение 70
Список использованных источников 76
Приложение А Уровень продовольственной независимости, самообеспеченности основными продуктами в России в сравнении с пороговыми значениями 82
Приложение Б Расчетные данные по экономической доступности продовольствия в Российской Федерации 83
Приложение В Карта производства основных продовольственных товаров в Томской области .. 89Приложение Г Уровень независимости, самообеспеченности основными продуктами питания в Томской области в сравнении с пороговыми значениями 90
Приложение Д Карта зависимости основными продуктами питания в Томской области 91
Приложение Ж Карта самообеспеченности основными продуктами питания в Томской области 92 Приложение К Расчетные данные по экономической доступности продовольствия в Томской области 9
Продовольственная безопасность является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны и, как результат, экономической и социальной стабильности.
Однако традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся больше вопросы продовольственной независимости (производства), а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию, проблемы качества продуктов питания. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 (далее - Доктрина). Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка. Это видно и по критериям оценки состояния продовольственной безопасности. Ведь не смотря на используемую систему показателей продовольственной безопасности, единственным утвержденным и фактически используемым критерием их оценки является удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий утвержденные пороговые значения, т.е. коэффициент независимости страны. В то же самое время на международном уровне проблема обеспечения экономической и физической доступности является одной из глобальных задач.
Необходимо отметить, что с целью проведения мониторинга продовольственной безопасности в России Правительство РФ 18 ноября 2013 приняло Распоряжение № 2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее - Распоряжение), однако данный перечень является неимоверно обширным, он включает в себя несколько сотен показателей. Распоряжение не в полной мере согласуется с перечнем, предусмотренным в Доктрине. Оценка состояния продовольственной безопасности страны на основе утвержденных показателей распоряжения затруднена и очень трудоемка.
Попытки сопоставления показателей продовольственной безопасности по регионам России и с другими странами для лучшего понимания места государства в мире столкнутся с трудностями, так как утвержденные правительством показатели не в полной мере синхронизированы с основными показателями продовольственной безопасности ФАО.
Кроме того, в настоящее время не сформирована сбалансированная система показателей, не существует единой методики, позволяющей проанализировать данные многочисленные показатели и выявить интегральный показатель, чтобы сделать итоговый обобщенный вывод, как об отдельных критериях продовольственной безопасности (экономическая доступность), так и о ее состояния в целом. Таким образом, как на национальном, так и региональном уровнях сложность в оценке продовольственной безопасности состоит в большом количестве показателей, которые входят в оценку.
Налаженная система оценки играет важную роль в управлении продовольственной безопасностью, в связи с чем актуальность изучения особенностей и проблем оценки продовольственной безопасности не только не уменьшается, но и возрастает.
Кроме того, оценка обеспечения продовольственной безопасности должна рассматриваться не только на национальном, но и на региональном уровне. Это обусловлено разнообразием природно-климатических условий, неравномерностью размещения производственно-экономического потенциала АПК, существенными различиями между производством и потребностью в продовольствии.
Все это предопределяет актуальность проведенного исследования, целью которого является выявление особенностей оценки продовольственной безопасности Российской Федерации и применение существующих методик для ее характеристики.
В соответствии с целью в работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Определение продовольственной безопасности как сложной социально-экономической категории;
2. Выявление критериев и показателей оценки продовольственной безопасности;
3. Рассмотрение существующих методик расчета продовольственной безопасности;
4. Сравнительный анализ с показателями, разработанными ФАО;
5. Анализ уровня продовольственной независимости и физической доступности продовольствия в Российской Федерации по установленным критериям;
6. Расчет и оценка интегрального показателя экономической доступности
продовольствия в России;
7. Рассмотрение структуры продовольственного рынка Томской области по товарным группам в разрезе муниципальных образований;
8. Определение количественных и качественных критериев выполнения показателей продовольственной безопасности в Томской области.
Объектом исследования является система обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Предметом исследования выступают существующие методики и показатели оценки продовольственной безопасности.
Информационной базой исследования, предопределившей репрезентативность использованных данных, обоснованность и корректность выводов, послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области (Томскстат), данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО); материалы, опубликованные в периодических научных изданиях и в открытых источниках сети Интернет.
Исследование осуществлялось на основе системного подхода, а также сравнительного анализа и статистических методов. Оценка экономической доступности проводилась на основе статистических данных методом структурного, факторного и сравнительного анализа.
Основные результаты работы были доложены и обсуждены на XI Международная научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России» (г. Томск), V юбилейной Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых с международным участием «Актуальные вопросы экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения» (г. Томск), 53-ей Международной научной студенческой конференции МНСК-2015 (г. Новосибирск), LXIV научной студенческой конференции Биологического института «Старт в науку» (г. Томск), IV Международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики. Российский вектор новой индустриализации (г. Омск).
Имеется публикация по теме исследования в журнале «Вестник Томского государственного университета. Экономика», включенном в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических и социальных факторов. Достаточный уровень продовольственной безопасности становится гарантией решения ключевых экономических и социальных проблем страны.
Концепция продовольственной безопасности включает в себя 4 главных аспекта: обеспечение продовольственной независимости, наличие реального стабильного физического и экономического доступа населения к достаточному в количественном плане продовольствию, а также качество этого продовольствия.
Рассматривая систему критериев и показателей оценки продовольственной безопасности, было выявлено следующее:
- в России определены критерии лишь для оценки продовольственной независимости, в то время как расширению экономической и физической доступности бедных слоев населения к продовольствию, обеспечению более качественного рациона питания, уделяется меньше внимания;
- перечень показателей, утвержденный Распоряжением, является неимоверно обширным, он включает в себя несколько сотен показателей, что крайне затрудняет оценку продовольственной безопасности по ним;
- показатели в Распоряжении не в полной мере согласуется с перечнем, предусмотренным Доктриной;
- система статистического наблюдения в стране организована сегодня таким образом, что сбор информации для мониторинга кране сложен, статистика представляет информацию о потреблении только по продуктовым группам, без детальной разбивки;
- недостатком является и то, что не предусмотрено методики, позволяющей обобщить многочисленные показатели в виде интегрального показателя оценки.
Необходимо отметить, что важнейшим целевым индикатором при определении уровня продовольственной безопасности по Доктрине выступает уровень достижения рациональных норм потребления пищевых продуктов на душу населения. Однако при попытке оценить степень достижения выясняется следующее:
- рациональные или рекомендуемые нормы потребления установлены не только по основным продуктовым группам, но и в разбивке внутри групп. При этом система статистического наблюдения в России организована так, что можно найти информацию о потреблении только по продуктовым группам, без разбивки;
- Доктрина требует, чтобы фактическое потребление приближалось к норме, однако сама норма установлена в виде не числа, а интервала. Это также создает проблемы. Для сравнения рациональную норму надо определять однозначно.
Таким образом, в настоящее время не сформирована сбалансированная система показателей, не существует единой методики, позволяющей проанализировать данные многочисленные показатели и выявить интегральный показатель, чтобы сделать итоговый обобщенный вывод о состояния продовольственной безопасности в целом, а также существует сложность в сопоставлении данных с рациональными нормами.
Необходимо также отметить, что попытки сопоставления показателей продовольственной безопасности России и с другими странами также являются неодназначными, так как утвержденные правительством показатели не в полной мере синхронизированы с основными показателями продовольственной безопасности ФАО.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство сделало по форме необходимые шаги для создания системы мониторинга показателей продовольственной безопасности в стране. Однако эти шаги по каким-то причинам не привели к созданию работающей системы мониторинга. А ведь комплексной оценке продовольственной безопасности должна принадлежат основополагающая роль в механизме ее обеспечения на уровне страны и региона.
С целью применения на практике возможности оценки продовольственной безопасности была рассмотрена классификацию существующих методик ее оценки. По результатам было выявлено, что целесообразнее проводить оценку продовольственной безопасности в разрезе ее аспектов (продовольственная независимость, физическая и экономическая доступность, качество товаров), при этом для оценки экономической доступности использовать интегральный показатель, рассчитанный по методике РАНХиГС.
Методика РАНХиГС учитывает все показатели, способные в полной мере дать оценку экономической доступности, а также позволяет отразить интегральный уровень экономической доступности как в целом по России, так и на региональном уровне.
По результатам анализа полученных при расчете показателей продовольственной безопасности в Российской Федерации данных были сделаны следующие выводы.
- за период с 2010 г. по 2014 г. уровень продовольственной независимости, а именно: удельный вес отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, превысил утвержденные пороговые значения лишь по картофелю;
- по итогам 2014 года Российская Федерация в полной мере обеспечивала свои потребности в продовольственных товарах собственным производством только по картофелю, рыбе и рыбопродуктам. Если же учесть значительные объемы вывоза рыбы и рыбопродуктов за пределы области, то на 100 % страна обеспечивает себя отечественным производством к 2014 г. только картофелем;
- практически все показатели фактического потребления продуктов питания в России ниже рациональных норм, за исключением мяса и мясопродуктов, сахара, а также рыбы и рыбопродуктов;
- в отдельности, как в городской, так и в сельской местности фактическое потребление продуктов питания превышает рациональные нормы по тем же продуктам питания, что и в целом по России. Однако в сельской местности также происходит превышение над рациональными нормами в потреблении хлебной продукции;
- за последние годы разница в потреблении продуктов питания в сельской и городской местности снижается;
- по рациону питания как в городской, так в сельской местности присутствует избыток белков и жиров, но недостаток углеводов и килокалорий;
- анализ в зависимости от среднедушевых располагаемых ресурсов показал, что населения попавшее в первые три группы страдают от недоедания, а верхние три группы с наибольшими доходами потребляют существенно больше продуктов питания, т.е. их потребление достигает либо превышает рекомендованные рациональные нормы;
- рассматривая рацион питания населения в разрезе групп населения с различным благосостоянием, был сделан вывод о том, что недоедание в первых группах в сочетании с перееданием в последних приводит к ухудшению показателей экономической доступности продовольствия;
- в целом по России уровень возможности приобретения основных продуктов питания по рекомендованным нормам в 2014 г. составил 94,2 %;
- в разрезе групп населения с различной доходностью лишь верхние 4 группы могут позволить себе потребление рекомендованных норм. Так, в нижней группе с низкими доходами расходы на покупку продуктов питания в потребительских расходах в 2014 г. составили 44,9 %, а для того чтобы потреблять в соответствии с рациональными нормами они должны составлять 63,6 %;
- выявленные не соответствия продукции питания техническим регламентам, а также обнаружение фальсификации не самым положительным сказываются на безопасности продукции, а также на уровне продовольственной безопасности в РФ.
Все вышесказанное дает основание предполагать, в Российской Федерации существуют группы граждан, которые испытывают ограничения в экономическом доступе к полноценному питанию, несмотря на то, что в рамках глобальных проблем обеспечения продовольственной безопасности (в т.ч. экономического доступа к продовольствию) Россия представлена достаточно неплохо.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности в каждом регионе осуществляется с учетом специфических особенностей: природно-климатических условий субъекта, социально-экономического положения, состояния агропромышленного производства, уровня доходов населения и цен на продовольственные товары, степени удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания с точки зрения как рационального, так и минимального уровней питания.
Томская область находится в зоне рискованного земледелия. Леса и болота ограничивают возможности использования земель для производства продуктов питания. В связи с чем производство сельскохозяйственных потребительских товаров Томской области в силу природно-климатических особенностей считается не основной отраслью специализации области
К настоящему времени ведущей подотраслью сельского хозяйства Томской области является животноводство, которое обеспечивает выпуск более 62 % сельскохозяйственной продукции. Доля растениеводства в продукции сельского хозяйства к 2014 г. составила 37,9 % соответственно. Основной объем производства исследуемых видов продуктов сосредоточен в Томском районе. Разница между долей производства продовольственных товаров на территории Томского района и следующего муниципального образования существенна.
По результатам анализа полученных при расчете показателей продовольственной безопасности в Томской области данных были сделаны следующие выводы.
- за период с 2010 г. по 2014 г. продовольственная независимость Томской области ни по одному из исследуемых видов продуктов не достигает порогового значения;
- Томская область полностью обеспечивает себя мясом и мясопродуктами (121%). Однако, больше половины произведенного на территории Томской области мяса и мясопродуктов вывозится (мясо птицы, свинины), а на территорию ввозится около 37% от объема собственного производства (мясо говядины). Также к 2014 г. достигнута полная самообеспеченность региона картофелем (110%);
- в среднем по Томской области по состоянию на 1 января 2015 года фактический уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров превышал соответствующие нормативное значение более чем в 2 раза, по муниципальным образованиям области - в 1,2-3,4 раза;
- показатели фактического потребления продуктов по всем исследуемым продуктам питания существенно ниже рациональных норм;
- однако в сельской местности к 2014 г. в сравнении с рациональными нормами произошло превышение в потреблении продуктов питания по хлебной продукции, по рыбе и рыбопродуктам;
- в городской местности по отношению к сельской местности больше употребляют лишь мяса и мясопродуктом, а также фруктов и ягод;
- по рациону питания как в городской, так в сельской местности за последние 5 лет произошло сокращение на 3 - 10 % пищевой и энергетической ценности потребляемых жителями региона продуктов питания, уровень которой приближен к минимальному значению нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.
- в рационе питания домашних хозяйств в сельской местности присутствует больше белков, углеводов и килокалорий и лишь продукты с большим содержанием жиров потребляли до 2014 г. больше в городской местности, далее показатели по количеству жира в составе продуктов питания сравнялись;
- для того чтобы потреблять в соответствии с рациональными нормами расходы на покупку продуктов питания должны составлять 47,4 % в действовавших в 2014 г. ценах от всех потребительских расходов, что составляет на 22,2 % больше чем фактически тратится на покупку продуктов питания.
- в целом по Томской области уровень возможности приобретения основных продуктов питания по рекомендованным нормам к 2014 г. составил 53,1 %, что на 3,7 % меньше по сравнению с 2010 г.
Таким образом, в сравнении с рассчитанным уровнем возможности приобретения основных продуктов питания по рекомендованным нормам по России за 2014 г., который составил 94,2 %, данный показатель в Томской области существенно отстает (на 41,1 %). Данный факт говорит о тревожном уровне экономической доступности продуктов питания по рациональным нормам в Томской области.
В рамках реализации Доктрины предполагалось достижение пороговых значений самообеспеченности основными продуктами питания на уровне 80-95%, обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для населения. Вместе с тем приходится констатировать, что достичь этих параметров в полной мере в Томской области пока не удалось. Аналогичная картина наблюдается сегодня по России в целом.
Таким образом, на сегодняшний момент Доктрина так и осталась на уровне декларации, не став неотъемлемой частью агропродовольственной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.
По результатам проведенного исследования существует необходимость совершенствования системы мониторинга продовольственной безопасности, в том числе экономической доступности продовольствия, в связи с чем необходимо:
- сократить число показателей, включенных в перечень в сфере обеспечения продовольственной безопасности, отказаться от тех целевых показателей, которые невозможно численно определить, подготовить методику обработки исходной информации и расчета показателей на уровне Федерации и ее субъектов, разработать формат национального доклада о продовольственной безопасности в Российской Федерации, субъекте Российской Федерации;
- для обеспечения сопоставимости показателей продовольственной безопасности в России и других странах, проверки достоверности расчетов ФАО по России целесообразно дополнить российский перечень показателями, которые ФАО использует для оценки состояния продовольственной безопасности;
- для обобщенной оценки соответствия фактического потребления рациональным нормам по регионам целесообразно использовать показатель степени соответствия общего набора потребленных продуктов рекомендуемому (вычисляется как отношение стоимости фактического рациона питания в текущих ценах к стоимости рекомендуемого рациона в тех же ценах).
1. Тридцать девятая сессия, Рим, Италия, 15-20 октября 2012 г., Пункт V.a повестки дня: «ТЕРМИНЫ И ТЕРМИНОЛОГИЯ Продовольственная безопасность Безопасность питания Продовольственная безопасность и питание Продовольственная безопасность и безопасность питания» [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО. сентябрь 2012. URL: http://www.fao.org/docrep/meeting/026/MD776R.pdf (дата обращения 02.02.2016).
2. Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России (теория, методология, практика) : автореф. дис. на соискание ученой степени док. эконом. наук / Афанасьев С.Г. - Москва., 2005. - 274 с.
3. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности - М., 1999
4. Маценович И.Л, Ходачек, А.М. Продовольственная безопасность и продовольственная политика. - Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004 г. - 136 с.
5. У.Ифань Социально-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности (на примере России и Китая) : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. соц. наук / У.Ифань. - Москва., 2010 г.. - 170 с.
6. Агаев В.Г. Организационно-экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности. - М.: Изд-во МСХА, 2000
7. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность государства / В.И. Назаренко // Аграрный вестник Урала. - 2007 - № 3(39). - С. 16-21
8. Минаев А.М. Развитие агропродовольственного рынка как инструмент повышения уровня продовольственной безопасности : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Москва., 2015. - 171 с.
9. В.А. Семыкин, Т.Н. Соловьева, В.В. Сафронов, В.П. Терехов Совершенствование политики бизнеса и государства как условие формирования продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - С. 83-87.
10. Тотрова И.К. Обеспечение продовольственной безопасности региона (на материалах Республики Северная Осетия-Алания) : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. эконом. наук / И.К. Тотрова. - Владикавказ., 2011. - 20 с.
11. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 30 янв. 2010 г.
№ 120 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=96953.
12. О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской
Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 (проект) [электронный ресурс] // портал «Экономика и жизнь». 2015. URL:
https://www.eg-online.ru/document/regulatory/292918/ (дата обращения 29.09.2015).
13. Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной
безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительство РФ от 18.12.2013 г. № 2138-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154706/
14. Мартынов К.П. Проблемы оценки продовольственной безопасности России // Международный научный журнал «Теория и практика общественного развития». - 2014. № 14. С. 94-97.
15. Развитие продовольственного рынка региона в системе обеспечения продовольственной безопасности : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Д.Г. Оловянников. - Улан - Удэ., 2010. - 23 с.
16. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции, угрозы [электронный ресурс] // ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). 2014. URL: http://www.ranepa.ru/news/item/download/2148_3457100313aa5f2cfd9488b29087e302.html (дата обращения 05.02.2016).
17. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире
2013. Множественные проявления продовольственной безопасности. Рим, ФАО. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО. 2013. URL: http://www.fao.org/3/a-i3434r.pdf (дата обращения 02.02.2016).
18. Н. Шагайда, В. Узун Продовольственная безопасность: проблемы оценки / Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63—78.
19. An Introduction to the Basic Concepts of Food Security. Food Security Information for Action. Practical Guides [Electronic resource] / Published by the EC - FAO Food Security Programme. - FAO, 2008. - 3 p. - The electronic version of the printing publication. - URL: http:// www.fao.org/docrep/013/al936e/al936e00.pdf (access date: 20.02.2016).
20. Food security indicators. Statistics [Electronic resource] // FAO. - Electronic data. - [S. l.], 2016. - URL: http://www.fao.org/economic/ess/ess-fs/ess-fadata/en/#.VkhbzXbhDIU (access date: 20.02.2016).
21. Редчикова Н.А., Семенова А.Г. Экономическая доступность продовольствия в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015 г. №4(32). С. 71-88.
22. Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991 - 2016 гг. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики. 2016. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (дата обращения 05.03.2016).
23. Валетова Ю.А. Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. юрид. наук / Ю.А. Валетова. Москва., 2013. 223 с.
24. Филонова Т.Н. Продовольственная безопасность и ее регулирование в условиях открытой экономики : автореф. дис.на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Т.Н. Филонова. Орел., 2007. 220 с.
25. Приёмко В. В. Показатели и критерии обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации // Научный журнал «Никоновские чтения». 2013 г. № 18. С. 351 - 354.
26. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации -
2010 г. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы
государственной статистики. 201 URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
27. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации -
2011 г. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы
государственной статистики. 2011. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
28. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации -
2012 г. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы
государственной статистики. 2012. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
29. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации -
2013 г. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы
государственной статистики. 2013. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
30. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации -
2014 г. [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы
государственной статистики. 2014. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
31. Торговля в России [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт
Федеральной службы государственной статистики. 2015 URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 05.03.2016).
32. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 05.03.2016).
33. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых
продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания [Электронный ресурс]: приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;
base=LAW;n=105725;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=2C9DB44B649E68A830CA65E58210554F;r nd=0.3062012006994337 (дата обращения 05.03.2016).
34. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2014 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) [электронный ресурс] // официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики. 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095125312 (дата обращения 05.03.2016).
35. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации [Электронный ресурс]: утверждены Роспотребнадзором от 18 декабря 2008 г.
// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106639/ (дата обращения 05.03.2016).
36. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности
пищевой продукции» [Электронный ресурс]: утвержден Комиссией Таможенного союза решением от 09.12.2011 № 880 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124768/00dd811677fbe1241874d9e9aab09a2 506b2424d/ (дата обращения 05.03.2016).
37. Отмена обязательной сертификации продуктов питания [Электронный ресурс] // сайт Технический регламент в Российской Федерации. 2015. URL: http://www.tehreg.ru/otm_o_s.htm (дата обращения 05.03.2016).
38. Сертификат на продукты питания [Электронный ресурс] // сайт официального
Центра сертификации «Сертификация». 2015. URL: http://rosstandart.su/sertifikat-na-
produktyii-pitaniya/ (дата обращения 05.03.2016).
39. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в
2014 году» [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Управления Роспотребнадзора.
2014. URL: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/7f4/zpp_2014_dlya-sayta.pdf (дата
обращения 05.03.2016).
40. Фальсифицированные продукты скоро начнут уничтожать [Электронный ресурс] // сайт незовисимой некоммерческой организации в сфере защиты прав потребителей, экспертизы, контроля качества и безопасности «Госконтроль». 11 ноября 2015 г. URL: https://roscontrol.com/journal/news/ (дата обращения 05.03.2016).
41. О развитии молочной отрасли в России [Электронный ресурс] // официальный
интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ. 2016. URL:
http://www.mcx.ru/news/news/show/47625.78.htm (дата обращения 10.03.2016).
42. Материалы и документы к проекту бюджета Томской области на 2015-2017 годы [Электронный ресурс] // официальный сайт Администраций Томской области. 2014. URL: http://old.duma.tomsk.ru/files2/28276_Budget2015_2017_1.pdf (дата обращения 10.03.2016).
43. Сельское хозяйство Томской области: Стат. сб. / Томскстат - Т. 2015 - 320 с.
44. Производство продукции сельского хозяйства Томской области [Электронный
ресурс] // официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области. 2015. URL:
http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/enterprises/agriculture/ (дата
обращения 10.03.2016).
45. Продовольственная безопасность Томской области [электронный ресурс] // Администрация Томской области. 2014. - URL: http://tomsk.gov.ru/smi/front/view/id/24(дата обращения 10.03.2016).
46. Редчикова Н.А., Семенова А.Г. Оценка уровня продовольственной безопасности Томской области //материалы IV Международной научной конференции : Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации : в 2 ч. [отв. ред. : Е. А. Капогузов, Г. М. Самошилова]. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. C. 448 - 456.
47. Томская область в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Томскстат - Т., 2016:- 252 с
48. Производство и потребление основных продуктов питания (2008 - 2013 гг.):
Стат.сб./ Томскстат -Т., 2014. - 44с.
49. Производство и потребление основных продуктов питания (2009 - 2014 гг.):
Стат.сб./ Томскстат -Т., 2015. - 44с.
50. Сборник научных трудов XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых : Перспективы развития фундаментальных наук : Том 5. Экономика. . Томск : Изд-во Томск гос. ун-та, 2016. . С. 135 - 137.
51. Официальный веб-сайт Управления Роспотребнадзора по Томской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Томск, 2015. URL: http://70.rospotrebnadzor.ru(дата обращения: 10.03.2016).
52. Мяса не обнаружено [Электронный ресурс] // «Лента.Ру» интернет-газета (LENTA.RU). 23.10.2015. URL: http://lenta.ru/articles/2015/10/22/kolbasa/(дата обращения: 17.11.2015).
53. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области
до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW091;n=79015;frame=30(дата обращения 05.03.2016).
54. 23. Турлов А.В. Оценка продовольственной безопасности Томской области и
муниципальных образований в 1996 - 2014 гг. Вестник Томского государственного
университета. Экономика №4(32). 2015 г. С. 254-273
55. 24. Домашние хозяйства Томской области 2010-2014 гг. : стат. сб. Томск: Томскстат, 2015. 29 с.