Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Формирование Электронного правительства в России 14
1. 1 Оценка российским научным сообществом концепции «Электронного правительства» 14
1. 2 Нормативно-правовое обеспечение становления «Электронного правительства»
в России 23
1. 3 Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид: промежуточные результаты 31
2. Особенности реализации Электронного правительства на уровне муниципальных образований 40
2.1 Роль Центров общественного доступа в развитии Электронного правительства
на уровне муниципальных образований 40
2.2 Информационно-мобилизационное направление в развитии Электронного
правительства 45
2.3 Повышение компьютерной грамотности населения и подготовка компетентных
кадров 51
2.4 Основные перспективы и угрозы для развития сети Центров общественного
доступа в Томской области 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В.1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В.2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е.1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е.2 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 115
Актуальность темы исследования. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни общества и широкое распространение интернета способствуют изменению самих членов общества. Сегодня граждане отличаются большей информированностью и независимостью в выборе источников получения информации, увеличивается число их потребностей и растет уровень требований по отношению к государству. В свою очередь и государство не может игнорировать тенденции времени в силу того, что прежние методы управления во многом оказываются неэффективными. Ему приходится перестраиваться на «электронные рельсы», активно применяя новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Трендом становится развитие Электронного правительства. При этом выстраивается новый тип коммуникации с гражданами, в том числе за счет обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставления более качественных услуг населению, то есть в приоритете - ориентация на удовлетворение потребностей и запросов граждан. Развитие Электронного правительства, затрагивающее не только федеральный и региональный уровни власти, но и местное самоуправление, сопровождается изменением методов государственного и муниципального управления.
Однако становление Электронного правительства не происходит одномоментно. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности государства еще не гарантирует эффективного выстраивания электронного типа взаимоотношений с гражданами. Поставленные задачи могут быть не достигнуты в срок или вообще не исполнены. Со своей стороны и сами граждане могут игнорировать нововведения. Подобное расхождение между «ожиданиями» и «реальностью», с которыми столкнулась Россия при реализации Электронного правительства, может быть обусловлено целым рядом факторов. Например, особенностями интернета, воспринимаемого многими как пространство, выведенное из-под контроля государства, и позволяющее гражданам выступать с критикой по отношению к действующей власти, что мы могли наблюдать в нашей стране в 2011-2012 годах, но не для выстраивания взаимодействия с ней. Однако «протестный» фактор, на мой взгляд, сегодня не столь актуален. Более реальными причинами мне представляются в целом неготовность граждан взаимодействовать с государством в электронном формате, а также неэффективность предпринимаемых действий и недоработка самого государства в деле внедрения Электронного правительства.
В 2012 году Указом № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Президент РФ Владимир Путин обозначил ряд показателей, достижение которых должно способствовать как развитию системы государственного управления в целом, так и становлению в России непосредственно Электронного правительства. В связи с этим, актуальным представляется не только изучение теоретических основ и нормативно правовой базы реализации Электронного правительства в России, но и оценка текущего состояния его развития. Необходимо обратить внимание на меры, предпринимаемые государством для выстраивания электронного формата взаимодействия с гражданами, а также оценить эффективность работы в реализации Электронного правительства на уровне муниципальных образований, за счет изучения действующих практик и выявления проблемных и перспективных направлений.
Теоретическая основа исследования. В первую очередь необходимо отметить работы зарубежных и отечественных авторов, которые внесли большой вклад в развитие теории информационного общества, зафиксировали происходящие изменения и отметили особую роль новых информационно¬коммуникационных технологий в данном контексте. Среди зарубежных авторов стоит выделить Д. Белла [4], М. Кастельса [24, 25], У. Дж. Мартина [35], Э. Тоффлера [71], а среди отечественных: Т. П. Воронину [9], В. Л. Иноземцева [21], И. С. Мелюхина [36], А. И. Ракитова [54].
Большое значение имеют работы в области политической коммуникации, трансформирующейся под воздействием новых информационно¬коммуникационных технологий. Весомый теоретический вклад в развитие данной темы внесли Г. Лассуэлл [32], П. Лазерсфельд и Р. Мертон [31], Н. Луман [33], и другие зарубежные исследователи. Среди отечественных ученых следует выделить М. Н. Грачева [13], А. И. Соловьева [66], Г. Г. Почепцова [52], М. С. Вершинина [6, 7].
Исследованием изменений в государственном и муниципальном управлении, также обусловленных развитием ИКТ и распространением интернета, занимались такие российские ученые, как Р. Ф. Азизов [2], Г. Л. Купряшин и А. И. Соловьев [29]. Стоит выделить работы авторов, занимающихся изучением концептуальных обоснований изменений в сфере государственного управления, в том числе в рамках Нового государственного менеджмента, а также концепции «Электронного правительства». Среди них зарубежные и российские исследователи: Н. Мэннинг и Н. Парисон [37], Д. Осборн и П. Пластрик [41], Е. Г. Дьякова [15,16], М. Ю. Павлютенкова [44, 45, 46], Л. В. Сморгунов [64, 65], А. Д. Трахтенберг [72, 73, 74], Н. А. Храмцовская [78] и А. В. Чугунов [81, 82].
Стоит отметить, что помимо общих вопросов, связанных с возникновением Электронного правительства и его формированием в России, отечественных исследователей интересуют и более узкие вопросы. Например, В. Н. Тюшников [75] рассматривает особенности функционирования системы межведомственного взаимодействия. Оценкой работы Портала
государственных и муниципальных услуг, а также изучением практик его популяризации занимаются А.С. Втюрина и О. Г. Филатова [11]. Вопрос доступности электронных государственных услуг поднимает И. А. Воронина [9]. На качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг в целом обращает внимание В. Н. Южаков [83]. Исследованием развития Электронного правительства на уровне муниципальных образований, в частности Электронного муниципалитета занимаются А. Э. Калинина и А. В. Шевандрин [23]. Результаты проектного использования ИКТ на примере «информационного города» рассматривает В. Б. Зотов [18].
Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий и непосредственное становление Электронного правительства получило отражение в работах многих известных зарубежных и российских
ученых. Однако, на мой взгляд, сегодня недостаточное внимание уделяется тенденциям и практикам развития Электронного правительства на уровне муниципальных образований, оценке эффективности работы
Многофункциональных центров и Центров общественного доступа, продуктивности выстраиваемой коммуникации между «центром» и «периферией» при решении ключевых проблем, а также поиску альтернативных способов достижения целевых показателей и устранению рисков, связанных с развитием Электронного правительства в условиях ограниченности ресурсов.
Объектом исследования выступает Электронное правительство в России. Предметом - практики, предпринимаемые на уровне муниципальных образований, для популяризации и развития Электронного правительства.
Целью исследования является оценка текущих результатов и выявление проблемных и перспективных направлений реализации Электронного правительства на уровне муниципальных образований, способных повлиять на развитие Электронного правительства в целом. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть трансформацию теоретических подходов к пониманию сущности и значения Электронного правительства в российском научном сообществе;
2. Систематизировать нормативно-правовые акты, обеспечивающие становление Электронного правительства в России;
3. Изучить текущие результаты работы по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном формате, сравнив их с показателями, зафиксированными Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года;
4. Выявить роль Центров общественного доступа в развитии Электронного правительства на уровне муниципальных образований;
5. Выделить наиболее проблемные направления, а также возможности и угрозы, способные повлиять на реализацию Электронного правительства в России.
Научная новизна. В рамках исследования были проанализированы текущие результаты становления Электронного правительства в России, в том числе по критериям, обозначенным президентским указом № 601 от 7 мая 2012 года. Было обосновано значение Центров общественного доступа в деле популяризации и развития Электронного правительства на уровне муниципальных образований. Выделены и подтверждены в ходе исследования наиболее проблемные направления, влияющие на развитие Электронного правительства, а также выявлены перспективы и угрозы, требующие комплексного подхода к решению.
Теоретико-методологическая основа исследования. При написании работы помимо традиционных общенаучных методов, таких как анализ и синтез, были применены структурно-функциональный анализ и системный подход, позволившие выделить структурные элементы Электронного правительства, оценив особенности их функционирования и взаимодействия. Применение сетевого подхода позволило рассмотреть Электронное правительство с позиции выстраивания новой формы взаимодействия государства и общества, и как альтернативу традиционной модели государственного управления. Использование информационно¬
кибернетического и коммуникативного методов позволяет изучить как внутренний аспект выстраивания коммуникации в рамках реализации Электронного правительства на примере внутри- и межведомственного взаимодействия, так и внешний, выраженный в выстраивании взаимодействия с населением. Также в работе использовался исторический метод и метод анализа документов, позволившие изучить историю формирования понятия Электронного правительства и нормативно-правовой базы, обеспечивающей его непосредственную реализацию. Для сбора дополнительной информации и получения экспертной оценки был применен метод опроса в формате полуформализованного и экспертного интервью.
Практическая значимость работы. Результаты проведенных интервью и сделанные в ходе написания работы выводы могут использовать в своей деятельности структуры, ответственные за реализацию Электронного правительства на уровне региона, в частности Департаментом развития информационного общества Администрации Томской области. Работа может быть интересна и областному оператору сети Центров общественного доступа ТОУНБ им. А. С. Пушкина. Материалы диссертации могут применяться в рамках таких дисциплин, как «Теория политики», «Государственное и муниципальное управление» и «Политические коммуникации».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были представлены докладами в рамках двух научных конференций, по итогам которых ожидается публикация сборников статей: на восемнадцатой ежегодной научно-практической конференция «Тоталитаризм и тоталитарное сознание» (16 апреля 2016 года) и XXVI Духовно-исторических чтений памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия в рамках секции «Традиции и инновации в политической культуре России» (20 мая 2016 года).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении были раскрыты актуальность и степень изученности темы, обозначены объект и предмет исследования, определена цель и поставлены задачи, требующие решения для достижения цели исследования. Помимо этого была обозначена научная новизна работы, теоретико-методологическая база исследования, практическая значимость и апробация работы. В первой главе отражены произошедшие изменения в понимании сущности и оценках эффективности реализации Электронного правительства в России в рамках отечественного научного сообщества, а также систематизирована нормативно-правовая база становления Электронного правительства в нашей стране. Кроме того, представлены текущие результаты Томской области по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном формате, в сопоставлении с показателями-ориентирами, обозначенными в Указе Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года. Во второй главе обоснована роль Центров общественного доступа в развитии Электронного правительства на уровне муниципальных образований и представлены результаты проведенных полуформализованных и экспертных интервью. Заключение содержит выводы по результатам исследовательской работы.
Подводя итог, необходимо отметить, что задачи, обозначенные во введении, были в полном объеме решены в процессе написания данной научной работы. Так, в рамках первой главы были изучены теоретические основания становления Электронного правительства, выделены ключевые подходы к его трактовке и зафиксирована трансформация взглядов российского научного сообщества в понимании сущности Электронного правительства и необходимости его реализации в России в условиях повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий и интернета. Была также выделена тенденция снижения интереса к общим теоретическим вопросам, связанным с формированием Электронного правительства. В то же время увеличилось количество работ, посвященных анализу преобладающих тенденций и оценке результативности практик, реализуемых как на федеральном и региональном уровнях, так и в пределах муниципальных образований.
Неотъемлемой частью исследования является проведенный анализ и систематизация нормативно-правовых актов, которыми законодатель подкрепляет и направляет процесс формирования Электронного правительства. Изучение нормативно-правовой базы позволило не только показать историю становления Электронного правительства в России, но и проследить за изменениями в формулировании цели развития Электронного правительства, за сменой ориентиров и подходов в деле его реализации.
Стоит отметить, что ряд негативных тенденций, проявляющихся в процессе становления Электронного правительства в нашей стране, выявлялся представителями научного сообщества намного раньше, чем данные темы поднимали «создатели» отечественного Электронного правительства. В частности, это касается преобладающего долгое время технологического подхода в реализации Электронного правительства, в рамках которого главным критерием эффективности работы считалось технологическое оснащение органов государственной власти и местного самоуправления. Изменить сложившееся в обществе недоверие и негативное отношение к власти посредством демонстрации государством своей открытости лишь за счет интернет-присутствия оказалось недостаточным. Затянутость периода, когда средства принимались за самоцель, сформировало в обществе скептическое отношение к процессу информатизации и электронному формату взаимодействия с государством. В этой связи было необходимо выстраивать коммуникацию с гражданами, ориентируясь на их запросы, то есть, соответствовать модели «сервисного государства». Началась активная работа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, а также по переводу данных услуг в электронный формат.
В последнем пункте первой главы не только раскрыты законодательно закрепленные понятия «государственная услуга» и «муниципальная услуга» и выделены преимущества электронного формата получения услуг, но и представлены текущие результаты в деле повышения качества и доступности услуг, как в общефедеральном, так и в региональном срезе. При этом была выделена асимметрия в переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид. В то время как расширяется список государственных услуг, соответствующих 4-му и 5-му этапу перевода, предполагающих не только подачу заявки в электронном виде, но и возможность дистанционного контроля и получения результата в электронном формате, большинство муниципальных услуг соответствуют лишь 2-му этапу - скачиванию электронных образцов заявлений. В данном контексте был обозначен ряд факторов, затрудняющих реализацию Электронного правительства и воздействующих как на уровне муниципальных образований, так и в федеральном масштабе.
В рамках работы было замечено, что весомым стимулом в развитии Электронного правительства выступают заданные в 2012 году Указом Президента РФ № 601 показатели доступности услуг в режиме «одного окна» и уровня удовлетворенности «потребителей» услуг. Во многом успешное достижение данных критериев обусловлено развитием сети Многофункциональных центров. Однако работу в рамках другого целевого показателя - достижения 70%-й доли пользователей электронными государственными и муниципальными услугами, на данный момент нельзя назвать достаточно продуктивной. Преобладание на первых этапах развития Электронного правительства технического подхода стало причиной «разрыва» между сформированным электронным «предложением» государства и «спросом» со стороны граждан. Недостаточно эффективная работа в рамках информационно-мобилизационного направлении выражается в незнании и в незаинтересованности граждан пользоваться возможностями Портала государственных и муниципальных услуг. Одновременно с этим компьютерная безграмотность граждан проявляется в общем уровне недоверия к электронному формату взаимодействия с государством. Решить данные проблемы только мерами, спущенными «сверху», весьма затруднительно, необходимо выстраивать работу с гражданами, начиная с уровня муниципальных образований. В данном контексте особое значение имеет развитие Центров общественного доступа.
Во второй главе была отмечена роль Центров общественного доступа в развитии Электронного правительства на уровне муниципальных образований , а также обозначены основные различия между «местечковыми» ЦОД и более формализованными МФЦ. Важным аспектом является выделение наиболее проблемных направлений, возможностей и угроз, как игнорирование, так и отработка которых может повлиять на темпы развития Электронного правительства в России. Среди них можно выделить информационно¬мобилизационную работу, повышение компьютерной грамотности населения и решение кадровых вопросов.
Для оценки актуальности каждого из обозначенных направлений и сбора дополнительной информации, в рамках работы было проведено комплексное исследование в формате полуформализованного и экспертного интервью, как при участии экспертов и специалистов из Томской области, так и эксперта, представляющего г. Екатеринбург. В последующих пунктах, содержащих результаты исследования, были проанализированы актуальные практики и результаты работы по каждому из выделенных направлений, что позволило сформулировать отдельные выводы о текущем состоянии и перспективах развития ЦОД, а также сделать общий вывод с учетом других выделенных угроз и возможностей.
Направлением, требующим сегодня особого внимания, на мой взгляд, является решение кадрового вопроса, в частности за счет обеспечения Центров общественного доступа компетентными специалистами. Ведь именно на них лежит задача по сопровождению деятельности ЦОД и взаимодействию с гражданами, в том числе в формате консультирования по работе и регистрации на Портале государственных и муниципальных услуг. Повышение компьютерной грамотности населения в рамках курсов на базе ЦОД одновременно с популяризацией Портала способствует формированию у граждан более доверительного отношения к электронному формату взаимодействия с государством и значимости подобного типа коммуникации.
Вместе с тем, нельзя забывать, что Электронное правительство предполагает работу в рамках нескольких направлений и одновременную включенность как органов федерального и регионального уровня власти, так и местного самоуправления. Для решения обозначенных в работе проблем и достижения поставленных «майским» Указом № 601 задач, для преодоления асимметрии в становлении Электронного правительства, необходимо придерживаться комплексного подхода и работать над интегрированием федерального, регионального и муниципального уровней управления, в том числе посредством развития системы межведомственного электронного взаимодействия.
1 Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции "электронного
правительства" опыта // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской
объединенной конференции (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2002 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 255 - 258.
2 Азизов Р.Ф. Электронное правительство как элемент электронного государства: теоретико-правовой аспект // Интернет и современное общество: сборник научных статей. Материалы XIV Всероссийской объединенной конференции (12-14 октября 2011 г., Санкт-Петербург). СПб., 2011. С. 151-154.
3 Баранов А.В. Формирование электронного правительства в субъекте
Российской Федерации: проблемы и перспективы развития региональных проектов [электронный ресурс]. URL:
http: //oj s .ifmo .ru/index.php/IMS/article/view/227/222 (дата обращения:
10.05.2016).
4 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330—342.
5 Бета-версия Портала государственных и муниципальных услуг [электронный ресурс]. URL: https://beta.gosuslugi.ru (дата обращения: 30.05.2016).
6 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2004. C. 253-270.
7 Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт- Петербург, 20-23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 150-152.
8 Воронина И. А. Доступность электронных государственных услуг:
вопросы мониторинга [электронный ресурс]. URL:
http: //oj s .ifmo .ru/index.php/IMS/article/view/52/70 (дата обращения:
18.05.2016).
9 Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. 111 с.
10 Вступительное слово на заседании Совета по развитию информационного
общества в России [электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/316070 (дата обращения: 15.05.2016).
11 Втюрина А. С. и Филатова О. Г. PR-сопровождение Единого портала
государственных услуг: проектный подход [электронный ресурс]. URL: http: //oj s .ifmo .ru/index.php/IMS/article/view/239/235 (дата обращения:
18.05.2016).
12 Государственная программа «Развитие информационного общества в
Томской области» [электронный ресурс]. URL:
https://deprio.tomsk.gov.ru/gosudarstvennaya-programma70 (дата
обращения: 18.05.2016).
13 Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М.: Прометей, 2004. 328 с.
14 Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.05.2016).
15 Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2011. Вып. 11. С. 235-252...83