Реферат 2
Введение 3
Глава 1 5
1.1. Анализ современных методик по подготовке к ОГЭ по физике 5
1.2. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.3. Предусмотренные программами обязательные экспериментальные
задания 8
1.4. Характеристика структуры и содержание КИМ 10
1.5.Особенности экспериментальных заданий в КИМ ГИА по физике 12
1.6. Условия проведения экзамена 14
1.7. Современные проблемы эксперимента 15
1.8. Группы экспериментальных заданий 16
1.9. Критерии оценивания экспериментального задания № 23 21
Глава 2 24
2.1.Основные принципы элективного курса 24
2.2. План создания элективного курса 25
2.3. Выбор видов и форм проведения занятия для каждого типа
экспериментального задания 26
2.4. Анализ результатов проведения занятий 28
2.5. Основные ошибки, допускаемые учениками в ходе выполнения
экспериментальных заданий 44
2.5. Методические рекомендации 45
Заключение 49
Литература 51
Приложение А Перечень комплектов оборудования 55
Приложение Б Тематический план 58
Приложение В Планы конспекты уроков 67
В настоящее время происходит активное внедрение в учебный процесс основной школы современного федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС).
Для внедрения стандарта разработана примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. В соответствие программе сформулированы цели изучения физики в основной школе:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Данные цели достигаются проблемно - исследовательской деятельностью обучающихся на уроках и во внеурочное время, осуществление которой возможно через решение экспериментальных заданий (лабораторные и практические работы, экспериментальные и исследовательские задачи, и т.д.), в том числе при подготовке .
Экспериментальные задания относятся к открытым познавательным проблемам, причем поиск решения поставленных проблем у каждого учащегося может быть свой. Экспериментальные задания являются одной из основных составляющих контрольно-измерительных материалов по физике для проведения основного государственного экзамена в 9-х классах основной школы. До настоящего времени нет единой методики подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации .
Цель работы: разработать методику решения основных групп экспериментальных заданий ОГЭ по физике (наблюдение явлений и постановка опытов по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений; проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от их параметра; исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы; проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)).
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1. изучение современных методик подготовки к экзамену;
2. изучение особенностей обучения детей с ОВЗ решению экспериментальных задач по физике;
3. создание алгоритма решения и подбор экспериментальных задач;
4. разработка программы элективного курса, на основе изученного
материала;
5. разработка методических рекомендаций по элективному курсу для учителей.
Объект исследования - основной государственный экзамен в 9-х классах основной школы в условиях ФГОС.
Предмет исследования - экспериментальные задания по физике в школьном курсе при подготовке к ОГЭ по физике.
Научная новизна. Развитие исследовательских умений через экспериментальные задания ОГЭ, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость. Разработанная методика решения экспериментальных задач в школьном курсе подготовки к ОГЭ по физике может быть использована всеми заинтересованными лицами (учителями, преподавателями, репетиторами, обучающимися и их родителями). На основании этой методики будут даны рекомендации, составлены общие алгоритмы выполнения эксперимента при подготовке к ОГЭ.
В процессе работы над магистерской диссертацией была проделана следующая работа:
• пройдены курсы повышения квалификации по дополнительной
профессиональной программе «Профессионально-педагогическая
компетентность экспертов ОГЭ по физике» в объеме 24 часов в 2018 и 2019 годах;
• успешно пройдены сертификационные испытания в 2018 и 2019 годах по направлению «Эксперт ОГЭ (физика)»;
• прослушаны вебинары на темы «Подготовка к ОГЭ-2019 по физике» и «Экспериментальное задание ОГЭ-2019»;
• подготовлено выступление на 10м открытом фестивале педагогических инновационных идей с докладом «Использование ИКТ при подготовке к экспериментальной части экзамена по физике в 9 классе»;
• подготовлена технологическая карта внеурочного занятия по физике на тему «Как зависит угл преломления от угла падения светового луча на границе раздела «воздух-стекло»?» для участия в региональном дистанционном Фестивале методических идей «Физика в школе»;
• разработана программа элективного курса «Эксперимент, как способ формирования и углубления знаний по физике»;
• составлены планы-конспекты 6 занятий (5 занятий
общеметодологической направленности, одно занятие рефлексии);
• проведены внеурочные занятия по физике по следующим темам: «От чего зависит сила трения?», «Доказательства законов параллельного и последовательного соединения проводников», «Как зависит угл преломления от угла падения светового луча на границе раздела «воздух-стекло»?», «От чего зависит сила трения?». Занятия проводились для учащихся 9х классов гимназии №55 им.Е.Г. Версткиной сдающих экзамен по физике;
• для занятий были разработаны и введены цветовые карточки для заданий и бланков ответов;
• для занятий были разработаны задания и критерия оценивания;
• с учащиеся научились навыкам контроля и оценки (самопроверка, взаимопроверка, критерии оценивания);
• учащиеся научились составлять план работы и план эксперимента;
• учащимися ознакомлены с новым оборудованием и отработаны умения сборки экспериментальной установки;
• с учащимися отработаны умения делать выводы и оформлять свои результаты в виде графиков и таблиц
• в конце обучения учащиеся научились свободно ориентироваться в заданиях.
1. Алёхина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования//Психологическая наука и образование - 2014 - №1. - С.5¬16.
2. Аминов И. Б., Номозов Ф. Ш., Амриллаев Х. А. Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 419-421. — URL https://moluch.ru/archive/141/39885/ (дата обращения: 16.06.2019).
3. Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как
основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740. — URL
https://moluch.ru/archive/61/9151/ (дата обращения: 16.06.2019).
4. Ванклив Дж. Занимательные опыты по физике/Дженис Ванклив; пер.с анг. Н. Липуновой - М.: АСТ. Астрель - 2008 - 254 с.
5. Гочошвили Н.Г. Инклюзивная образовательная среда как проблема профессиональной и психологической неготовности учителей в общеобразовательной школе // Наука, образование и культура - 2019 - №1(35). - 48-50 с.
6. Грачев А.В. Физика:9 класс: проектирование учебного курса: метод. пособие / А.В. Грачев, В.А. Погожев, Н.В. Шаронова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017 - 112с.
7. Задумкина Е.А.. Инклюзия в понимании современного общества/ Е.А. Задумкина, Т.М. Пахолкина, Д.Д. Елина, О.Л. Леханова // Электрон. сборник статей по материалам XL студенческой международной заочной научно-практической конференции. - Москва: Изд. «МЦНО».
- 2016. - № 11 (39) / [Электронный ресурс] - Доступ - URL:
http ://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf
8. Коровин В.А. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2007 - 125с.
9. Красная Е. М. Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения //
Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 445-447. — URL
https://moluch.ru/archive/141/39884/ (дата обращения: 15.03.2018).
10. Лукашик В.И. Сборник задач по физике.7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений /В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 25-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 240с.
11. Любавина Н.В. Особенности организации обучения детей с ОВЗ в системе общего образования//Вестник университета-2015-№2-с.291- 294.
12. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач.7 - 9 кл. : учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - М. : Дрофа, 2013 - 270 с.
13. Монастырский Л.М., Богатин А.С., Атаманченко А.К., Безугова Г.С.,
Игнатова Ю.А., Матюшкина Л.В., Россинская С.А., Якунина О.Б. Физика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2018. 25 тренировочных
вариантов по демоверсии 201 года: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион,2017. - 320 с.
14. Никифоров Г.Г. ОГЭ 2019. Физика. Тренажер. Экспериментальные задания / Г.Г. Никифоров, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М. : Издательство «Экзамен», 2019 - 141 с.
15. Никифоров Г.Г., Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю. «Физика: ГИА: сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. СПб: Просвещение,2014.-173с...30