Введение 3
1. Теоретические основания исследования феномена старости 17
1.1 Проблема старости как социально-философская проблема. 17
1.2. Социолингвистический взгляд на проблему старения. 43
2 Анализ эмпирических исследований особенностей коммуникации с
представителями социальной группы людей пожилого возраста 75
2.1 Эмпирические исследования отношения к речевому регистру «elderspeak» 75
пожилых людей.
2.2 Эмпирические исследования определяющего влияния возрастных
стереотипов о старости на здоровье и качество жизни пожилых людей 78
Заключение 89
Список использованной литературы 93
Актуальность темы исследования. Многие ученые говорят о том, что феномен старости явится магистральной темой научных изысканий в ближайшем будущем. Конечно же, отчасти это именно так из-за меняющейся демографической ситуации.
В настоящее время демографическая сфера находится в состоянии трансформации по нескольким причинам. С ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости во всем мире происходит стремительное постарение населения. Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца (в результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже) и успехи медицины также являются факторами, изменяющими представления о возрасте. Кроме того сама динамика постиндустриальной культуры вносит коррективы в оценку традиционной возрастной стратификации, обусловливая необходимость переосмысления феноменов старости и старения, способствуя осознанию изменения роли пожилых людей в развитии общества, внося вклад в осмысление последствий постарения населения.
Хотя проблема старости уже много десятилетий является традиционной для многих наук, новой гранью в исследовании процессов старения явилось изучение их языкового опосредования. В рамках данной системы взглядов процесс межличностного общения считается основой процесса старения. Многочисленные исследования показывают, что общение влияет на физическое и психическое благополучие пожилых людей, на социальное качество их жизни. Коммуникация в любой культуре является механизмом достижения и поддержания хорошего самочувствия на протяжении всего жизненного пути, другими словами, именно успешная, эффективная коммуникация лежит в основе позитивного опыта старения.
Социолингвистика старения предоставляет возможность изучения и описания механизмов влияния на эффективность межпоколенческого коммуникативного взаимодействия с целью выстраивания позитивных отношений, необходимых как для благополучия пожилых людей, так и для выстраивания плодотворных отношений между поколениями.
Социолингвистика раскрывает заложенную в языке и до сих пор почти еще не реализованную возможность влияния на качество жизни людей, посредством осознанного выстраивания эффективного вербального взаимодействия, в том числе с учетом характерных для определенных возрастов речевых стратегий.
Также социолингвистика раскрывает силу влияния языка посредством анализа рутинного межпоколенческого коммуникативного взаимодействия.
Настоящее исследование направлено на изучение особенностей коммуникации с представителями старшего поколения. Важность изучения данной темы связана с тем, что уровень и качество жизни людей старшего поколения во многом зависят от того, насколько успешным и эффективным будет их взаимодействие, в том числе - коммуникация, с их ближайшим социальным окружением, с представителями организаций, занимающихся их поддержкой.
Актуальность исследования феномена старости, на наш взгляд, порождается несколькими парадоксами. Первый - еще небывалый в истории человечества, причинами которого послужили нижеперечисленные исторические обстоятельства - состоит в следующем. С одной стороны, устойчивый рост доли и численности группы пожилых людей, изменение характера труда в индустриальном и постиндустриальном типах общества, существенные изменения в образе жизни в индустриально развитых странах, выразившиеся в резком повышении жизненного уровня, в значительном повышении возможностей медицины, в распространении нуклеарной семьи, во введении института пенсионного обеспечения. С другой стороны, бурные изменения темпов жизни, происходящие даже в пределах одного поколения, приводят к тому, что опыт старших поколений обесценивается, отношение к пожилым людям радикально меняется, что отражает глубокий социальный и антропологический кризис. В результате растет социальная отчужденность пожилых людей, ведущая к дезинтеграции всего социума. Возникает парадоксальная ситуация: людей старшего поколения численно становится все больше, но их роль и ценность для общества оказываются все проблематичнее.
Второй парадокс может быть отмечен в следующем. С одной стороны, мы являемся свидетелями феноменального удлинения жизненного цикла, средней продолжительности жизни, появления массового долгожительства как феномена, становящегося социальной нормой. С другой стороны, можно заметить, что даже в рамках геронтологии, одной из центральных наук, занимающихся исследованием различных сторон процесса старения, в последние годы стало общепринятым транслирование антиэйджистской риторики, избегания проявлений старости. Очень часто неприятие старости, настроения геронтофобии поддерживаются средствами масс-медиа, политическими и социальными институтами, конструирующими парадигму негативных представлений о старости.
Третий парадокс отмечен тем, что отличительной чертой современного этапа развития геронтологического знания являются две противоречивые тенденции. Первая состоит в том, что происходит активное развитие знания о старости и старении в рамках самых разных дисциплин (естественных, социальных, гуманитарных). Вторая тенденция связана с изменяющимися историческими реалиями, требующими существенных трансформаций традиционных представлений о старости и старении. Результатом является отсутствие междисциплинарных обобщений, позволяющих начать формировать единую теорию о старости и старении, которая бы смогла послужить основой построения эффективной государственной политики в отношении социальной группы пожилых людей.
Четвертый парадокс можно сформулировать посредством указания на внутреннюю противоречивость отношения к феномену старости: с одной стороны, каждый человек стремится пройти полный цикл своего жизненного пути, в результате чего иметь возможность обрести зрелость и гармонию, осознание последних смыслов и целей жизни, с другой, далеко не каждому хочется стареть.
В попытках разрешения этих парадоксов проходит развитие различных областей знания, исследующих проблему старости.
Степень научной разработанности проблемы. Историю становления геронтологического знания трудно проследить, поскольку она уходит корнями в глубокую древность. На протяжении всей истории своего существования человечество пыталось открыть путь к вечной жизни, в том числе посредством более глубокого и полного осознания феномена старости. Самые ранние теории старения были сформулированы в рамках мифологических и религиозных представлений о смерти и бессмертии.
Пионерами в области науки, занявшимися системным исследованием феномена старости и старения, стали биология и медицина, затем возникла геронтология как попытка конституирования интегрального знания о старости и старении, что наложило отпечаток на его естественно-научную, биодетерминистскую интерпретацию. Гораздо позже проблема старости получила самое разностороннее научное освещение в рамках очень многих дисциплин, например, таких как социология, политология, экономика, социальная демография, психология, педагогика, культурология, антропология, этнография, философия и других. Каждая из этих наук открывала новый взгляд на феномен старости, чем все более указывала на еще не до конца осознанную сложность этого явления.
Постепенно приходило понимание того факта, что феномен старения имеет множество измерений и требует междисциплинарного подхода, единения всех возможных к его осмыслению взглядов для конституирования единой, интегральной теории старости и старения. Стало очевидным, что среди уже имевшихся подходов, рассматривающих феномен старости, не хватает его интерактивного социолингвистического измерения, которое бы прояснило непосредственную взаимосвязь между старением и языком, раскрыло бы сущностное измерение старения, опосредуемого языком.
Исследователи отмечают то, что у пожилых людей действительно есть уникальные проблемы и потребности, многие из которых имеют социальную основу и проявляются именно в общении. И если признать, что лингвистический опыт является основополагающим для процесса познания, то социолингвистический взгляд на связь языка и старения может рассматриваться как непосредственный способ прояснения смыслов старения, которые транслируются посредством языка.
Коммуникация пожилых людей еще долго не становилась предметом системного исследования. Этому были разные причины, в том числе, сложность самого предмета изучения, преимущественное использование количественных методов и отсутствие адекватных исследовательских матриц в социальной науке в 1970-1980-е гг. для многомерного изучения межпоколенческой коммуникации. Как результат осознания этой проблемы и попытки ее преодоления стала формироваться область растущего интереса к исследованию взаимосвязи между языком и коммуникацией в пожилом возрасте, между старением населения и лингвистической кодировкой возраста. Последние четыре десятилетия интерес к области коммуникативных процессов, связанных с пожилыми людьми, существенно возрос: язык и коммуникация начинают рассматриваться как ресурсы для понимания и интерпретации смыслов старения.
Такой подход и возможности, которые он открывает, может быть очень продуктивным для понимания основ межпоколенческой коммуникации, которая часто управляется предубеждениями, провоцирующими коммуникативные проблемы.
Среди множества научных областей, интересующихся связями языка и старения, постепенно сформировалась область, которая была внимательна одновременно и к социальному, и к лингвистическому содержанию ежедневной коммуникации пожилых людей, которая смогла найти инструменты для понимания и описания интерактивной стороны феномена старения, опосредуемого языком. Сначала это была социолингвистика старения, в лоне которой постепенно стала формироваться геронтолингвистическая парадигма.
Итак, одной из первых областей постоянного интереса к связи языка и старения явилась социолингвистика старения, занимающаяся прояснением того, что есть социальное старение и как оно отражается в языке, как язык используется пожилыми людьми в разнообразных контекстах (как именно разговаривают с пожилыми людьми или как они сами разговаривают с другими поколениями и / или между собой, какие потенциально важные межпоколенческие различия, связанные с представлениями о разговоре, ситуативным восприятием, целями взаимодействия, специфичными к возрасту дискурсивными стратегиями, реально существуют, объясняют и определяют особенности межпоколенческого общения). Таким образом, социолингвистика старения занимается анализом социально-психологических обстоятельств старения, исследованием особенностей повседневного коммуникативного поведения пожилых людей, анализом речевых стратегий, делающих межпоколенческую коммуникацию более эффективной, изучением дискурсивных практик, характерных для представителей старшего поколения.
Определяющими для развития социолингвистической теории старения явились работы, в рамках которых было предпринято исследование различных измерений возраста, опосредуемых языком. Одной из первых подобный подход предложила П. Эккерт, затем Дж. Санкофф. Свое видение этой связи продемонстрировали такие ученые как Д. Каунтс и Д. Каунтс (возраст хронологический, функциональный, исторический, социальный), Н. Каупланд, Дж. Каупланд, Х. Гайлз («дизъюнктивное старение»), Б. Коппер («общественное старение»), С. Макони.
Идея создания социолингвистики старения впервые встречается в работах таких авторов как Х. Гайлс, Н. Каупланд, Дж. Каупланд, Дж. Нассбаум, Е. Райан, Дж. М. Уиманн.
В процессе развития идей социолингвистики старения были созданы объяснительные теории, которые явились эффективным инструментом для анализа процесса межпоколенческой коммуникации между пожилыми людьми и другими возрастными группами: модель «коммуникативного затруднения старения» (Е. Райн, Х. Гайлз, Д. Бертолуччи, К. Хенвуд), теория аккомодации речи (Х. Гайлз, Н. и Дж. Кауплэнд, К Хенвуд), модель «множественных влияний на языковую продуктивность в поздней жизни» (Е. Райан, Ш. Си Квонг, Б. Минер, Д. Тровато).
Было произведено концептуализирование «языка пожилых людей» в работах таких авторов как Л. Капорель, Е. Райан, С. Кемпер, Т. Харден, Х. Гайлз, К. Хенвуд, Н. Каупланд, Дж. Каупланд.
Важным направлением в исследовании старости, отражаемой в языке, явилось исследование дискурсивного измерения старения, в частности тем, перманентно приписываемых речевому репертуару пожилых людей (Д. Билби, Д. Боден, Х. Гайлз, Дж. Каупланд, Н. Каупланд, Й. Мацумото, А. М. Уилльямс, Дж. М. Уиманн, К. Хенвуд).
Одним из перспективных направлений явилось изучение связи стереотипов и процесса старения, таксономия видов стереотипов, причин их формирования, последствий актуализации, исследование влияния валентности стереотипов на последствия для здоровья в пожилом возрасте (Х. Гайлз, Дж. Каупланд, Н. Каупланд, Б. Леви, Б. Мейснер, Ж. Мотнер, М. Л. Хаммерт, К. Хенвуд). В рамках этого направления были сформулированы объяснительные теории, помогающие лучше понять причины актуализации определенных стереотипов, причины феномена самостереотипизирования, основания обращения при коммуникации с людьми старшего возраста к регистру «языка пожилых людей». Этими теориями явились такие аналитические схемы как «модель роли возрастных стереотипов в
производстве покровительственной речи» (М. Л. Хаммерт), «теория воплощения
стереотипов» и «теория эффекта соответствия стереотипов» (Б. Леви).
Также важнейшим направлением в изучении коммуникативных особенностей межпоколенческой коммуникации с участием пожилых людей является исследование эйджизма. Начиная со знаковой статьи Роберта Батлера «Эйджизм как одна из форм нетерпимости» (1969), различные попытки понять и объяснить природу этого сложного явления не прекращаются. Тема дискриминации по возрасту раскрыта во многих нюансах. Так, общие рассуждения, задающие контуры понимания этого явления можно найти в работах таких ученых как Э. Палмор, Б. Битвэй, Дж. Джонсон, Т. Н. Иверсен, В. Миничьелло, Т. Д. Нельсон, Ф. Х. Ньюссел, Д. Е. Рапп.
История становления исследований возрастной дискриминации пожилых людей является главной темой некоторых исследований Р. Батлера, Э. Палмора, Э. Ахенбаума, Дж. Мэкникола. Тема перспектив развития эйджизма раскрывается Л. Айалоном, С. Теч- Ромером, М. М. Галлет, Т. К. Макнамарой. Диалектичное рассмотрение феномена дискриминации представлено у Н. Каупланда и Дж. Каупланд (эйджизм и антиэйджизм). Связь эйджизма и языка, исследование дискурса эйджизма обсуждается Н. Каупландом, Дж. Каупланд, Дж. Нассбаумом, И. Охсом. Феминистские и постмодернистские исследования темы эйджизма можно найти в работах Л. Х. Кларка, Л. Р. Хэтча, Д. Брукс Буссона, Б. Макдональда, С. Рич, П. Симпсона, Дж. Лоза. Анализ идей т. н. «позитивного старения», биополитики, антиэйджизма и антистарения является темой работ С. Катца и Б. Нельсона.
Исследование особенностей формирования идентичности в пожилом возрасте, отраженной в использовании языка и созданной им - Н. и Дж. Каупленд, Х. Гайлз, Дж. М. Уиманн.
Исследование дискурса как медиатора осознания социальных норм, ценностей и практик в пожилом возрасте отражено в статьях М. Л. Хаммерт, Дж. М. Уиманна, Дж. Нассбаума.
Тема возраста старости все чаще рассматривается вместе с темой гендера. Важный вклад в разработку этой темы внесли такие авторы как К. Андерсон, С. Вествуд, Д. Жермин, Л. Х. Кларк, М. Крукшанк, Й. Мацумото, Д. Твигг, Дж. Холмс, С. Холмс, Л. Р. Хэтч,
Идея формирования новой области исследования, отражающей геронтологическую перспективу в социолингвистике, внимательный социолингвистический анализ феномена старения опосредуемого языком, т. н. геронтолингвистики, связана с именами С. Макони и Дж. Каупланд.
Итак, для достижения полноценного понимания многогранного характера феномена старости необходим междисциплинарный подход, интегрирующий все знание о старости, важным вкладом в которое может стать результат изучения интерактивной взаимосвязи между старением и языком, в выявлении особенностей и трудностей коммуникации, характерных для возрастной группы пожилых людей.
Проблемная ситуация. В условиях, когда человек становится более уязвим и зависим от социальной поддержки ввиду пожилого возраста и отягощения возможной десоциализацией, особое значение приобретает вопрос полноценности и эффективности межпоколенческой коммуникации. Таким образом, онтологический аспект проблемной ситуации заключается в существовании трудностей в межпоколенческой коммуникации с людьми пожилого возраста, когнитивный аспект - в отсутствии информации об эффективных коммуникативных практиках, помогающих избегать / преодолевать трудности в межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми, практиках, помогающих эффективно выстраивать межпоколенческое общение.
Проблема исследования состоит в том, что на современном этапе изучения проблемы старости существует противоречие между необходимостью развития единой теории старости и старения и недостаточной степенью разработанности вопросов, имеющих принципиальное значение для понимания сущностных характеристик старости и старения, в частности, требует внимания и разработки область исследования особенностей коммуникации с пожилыми людьми. Таким образом, проблема данного исследования может быть сформулирована посредством следующих вопросов: Каковы особенности и трудности, возникающие в межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми? Какие речевые стратегии делают межпоколенческую коммуникацию с пожилыми людьми более эффективной?
Актуальность темы исследования и уровень ее научной разработанности определили выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объектом исследования является социальная группа людей пожилого возраста.
Предметом исследования являются коммуникативные особенности
межпоколенческого общения, участниками которого являются пожилые люди.
Целью исследования является анализ социолингвистического измерения феномена старости с целью выявления и описания соответствующих современному этапу развития социально-гуманитарной науки основных коммуникативных особенностей
межпоколенческого общения, участниками которого являются пожилые люди.
Задачи исследования:
1) рассмотреть старость как социально-философскую проблему; изучить эволюцию философского и научного интереса к проблеме старости; проанализировать основные причины возникающих сложностей при ее изучении, а также причины трудностей, возникающих при попытках построения единой теории старости и старения; осуществить анализ понятия «возраст», рассмотреть его виды; рассмотреть виды старости и старения;
2) рассмотреть историю становления направлений исследований, связывающих феномены языка и старости; рассмотреть вариативность классификации «возраста старости»; проанализировать феномен «языка пожилых людей» (elderspeak), а также речевые стратегии, характерные для межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми; выявить основные социолингвистические теории и модели, эксплицирующие особенности межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми и являющиеся эффективной основой для ее анализа; описать трудности коммуникации, с которыми сталкиваются представители старшего поколения;
3) проанализировать основные темы в осмыслении проблемы старости в рамках геронтолингвистической парадигмы;
4) проанализировать историю становления социолингвистической области исследования стереотипов о старости и старении, эксплицируемых посредством языка; рассмотреть базовые теории, объясняющие основные принципы и иллюстрирующих потенциальные причины активации в речи возрастных стереотипов о старости и старении, которые могут вызывать использование «elderspeak».
Гипотеза: использование речевого регистра «языка пожилых людей» в
межпоколенческой коммуникации часто вызывает коммуникативные затруднения у пожилых людей.
Теоретической основой исследования послужили, в основном, англоязычные источники. Основополагающими стали работы исследовательской группы под руководством Никаласа Каупланда. Так, в статье Николаса и Джастин Каупланд, Ховарда Гайлза и Карен Хенвуд «Приспособление к пожилым людям: применение и расширение теории» (1988) была предложена социолингвистически проработанная интерактивная модель анализа межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми.
Продуктивным источником при исследовании темы явилась статья Х. Гайлза, Н. и Дж. Каупланд «Теория аккомодации: коммуникация, контекст и последствия» (1991), расширяющая представления о возможностях использования ранее предложенной теории аккомодации речи.
Важным источником в исследовании заявленной темы стала монография под редакцией Мэри Ли Хаммерт, Джона Уиманна и Джона Нассбаума «Межличностное общение и поздняя старость» (1994), содержащая статьи ведущих психо- и социолингвистов по теме связи языка и старости (Е. Райан, Ш. Квонг Си, Д. Травото, Х. Гайлза, С. Фокс, Дж. Харвуд, Э. Уилльямс, М. Л. Хаммерт).
Одними из первых работ, освещающих исследование «языка пожилых людей» и системно раскрывающих его особенности, явились статья Сьюзен Кемпер ««Язык пожилых людей»: речевые аккомодации, используемые в коммуникации с пожилыми людьми» (1994) и совместная работа Хорварда Гайлза, Сьюзен Фокс, Джейк Харвуд и Энджи Уилльямс «Говорящий возраст и стареющий разговор: исследование коммуникации на протяжении жизненного пути» (1994).
Ключевыми работами, раскрывающими механику актуализации возрастных стереотипов в языке, оказались две статьи - статья Мэри Ли Хаммерт «Стереотипы о пожилых людях и покровительственная речь» (1994) и совместная работа Брэда Мейснера и Бэкки Леви «Влияние возрастных стереотипов на здоровье: теория воплощения стереотипов» (2016).
Обзорная статья Н. Каупланда «Возраст в социальной и социолингвистической теории» (2004) излагает важность социолингвистического взгляда на старение, отмечает насущность исследования социополитической перспективы старения, а также необходимость еще более глубокого и всестороннего анализа дискурса старости, поскольку современное его понимание не соответствует трансформирующейся реальности. Н. Каупланд предостерегает от ставшего привычным в ранних исследованиях старения декрементного взгляда на него.
Исследование так же опиралось на идеи, высказанные в работе «Справочник исследований по коммуникации и старению» (2004) под общей редакцией Джона Ф. Нассбаума и Джастин Каупланд. Основными авторами данного сборника выступили К. Грейнджер, Н. Каупланд, П. Коулмен, М.-Л. Марес, Е. Б. Райан, Э. Уилльямс, М. А. Фитцпатрик, М. Л. Хаммерт, Д. Харвуд, К. Л. Хэнвуд, М. Хэпворт, А. О'Хэнлон.
Важным теоретическим источником стала монография «Демографический вызов: справочник о Японии» (2008) под редакцией Флориана Кулмаса, представляющая собой сборник статей множества авторов с разных континентов (П. Бакхаус, Ф. Инуэ, С. Ивао), представляющих широкую палитру взглядов на исследование области связи старения и языка.
В работе Дж. Каупланд «Дискурс, идентичность и изменения, происходящие с началом старения: междисциплинарные перспективы в области языка и старения» (2009) делается экскурс в развитие дискурсивно-аналитического подхода к изучению старения, а также излагаются основные темы в современных исследованиях дискурса и идентичности.
Монография под общей редакцией Йошико Мацумото «Лики старения: опыт пережитого пожилыми людьми в Японии» (2011) представляет междисциплинарный сборник статей преимущественно японских авторов (С. О. Лонг, Х. Мацубара, К. Такахаши, М. Токоро, Дж. У. Трафаган, Г. Хатано, М. Хирано, Х. Хори), освещающих широкий спектр вопросов, касающихся старения. Отличие этой работы заключается в том, что авторы пытаются раскрыть опыт старения с пристальным вниманием к точке зрения самих пожилых людей, выходя за рамки интерпретаций, предписываемых обществом или присвоенных самими пожилыми людьми. Вторая часть монографии полностью посвящена исследованию вербального поведения пожилых людей (А. Р. Бауэр, Х. Гайлз, Й. Мацумото, Н. Морита, Д. Нассбаум, Х. Ота, К. Л. Фишер, Т. Хамагучи).
Помимо упомянутого выше исследование опиралось на работу Синфри Макони «От «языка пожилых людей» к геронтолингвистике: социолингвистические мифы» (2017), который постулирует переопределение основ социолингвистики старения и заявляет об актуальности развития геронтолингвистической парадигмы, критически
переосмысливающей основы социолингвистики старения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Данная работа представляет собой попытку синтеза методологических установок и концепций различных наук о человеке (социология, политология, геронтология, психология, психолингвистика, социолингвистика, культурология, философия), используемых для понимания социальных аспектов старости и старения, поэтому теоретико-методологической базой исследования явился комплекс методов: диалектический подход, дающий возможности изучения социальных явлений в их развитии, сравнительно-системный анализ, а также общенаучные методы (типологизация, классификация, идеализация, абстрагирование, формализация, концептуализация).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.
Несмотря на то, что в традиции отечественной науки исследованию старости и старения уделено внимание, социолингвистические аспекты этого явления практически не были изучены.
Впервые в отечественной литературе эксплицирована социлингвистическая природа старости и старения, систематично реконструированы основные социопсихолингвистические теории и модели, являющиеся эффективной основой для анализа межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми.
Описан речевой регистр, используемый в коммуникации с пожилыми людьми (т. н. «язык пожилых людей»). Описаны дискурсивные стратегии, характерные для межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми.
Выявлены и описаны основные темы, характеризующие предметные интересы социолингвистики старения. Определена разница между социолингвистикой старения и геронтолингвистикой.
Реконструирована история развития психосоциолингвистической области исследования стереотипов. Описаны и обобщены основные теории к исследованию стереотипов, опосредуемых языком.
Данная работа углубляет и систематизирует знания о социолингвистическом измерении старости и старения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Философское содержание геронтологической темы к настоящему моменту образуют такие дисциплины как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, возрастная психология, психология старения, социология возраста, социальная геронтология, социология старения.
Определены основные препятствия на пути конституирования единой теории старости и старения:
1) многомерность феномена возраста и, соответственно, феномена старости;
2) проблема условности возрастных границ;
3) реляционная природа психологической и социальной старости, которые находятся в зависимости от показателя средней продолжительности жизни в конкретной стране;
4) гетерогенность когорты пожилых людей и гетерохронность разных видов процесса старения;
5) указание на социальную конструируемость геронтологических представлений;
6) узкопредметное освоение проблемы старости и старения в рамках отдельных дисциплин, необходимость построения универсальной трансдисциплинарной теории.
Проанализированы различные измерения возраста: хронологическое, биологическое, психологическое, социальное. Выделены виды старости и старения: биологический, психологический, социальный, причем, обосновывается, что социальное измерение старости интегрирует все остальные ее виды.
2. Установлено, что основными специфическими чертами речевого регистра «языка пожилых людей» являются измененная просодия (более медленный темп речи, использование длинных пауз), эмоциональный тон, наличие стратегий упрощения (например, ограничение грамматической сложности и использование простой и понятной лексики), частотность использования разделительных вопросов, наличие стратегий разъяснения (например, использование повторов уже сказанного, перефразирование, тщательная артикуляция), применение диминутивов.
Проанализированы дискурсивные стратегии, характеризующие речевой репертуар пожилых людей: т. н. «болезненное самораскрытие»; раскрытие возраста, сопряженное с рассказом о проблемах со здоровьем; использование прошлого в качестве тематического ресурса; переформулирование жизненных историй с целью формирования идентичности; предоставление / получение советов; т. н. «негативная недостаточная коммуникативная аккомодация пожилых людей».
Выявлены основные социолингвистические теории и модели, являющиеся эффективной основой для анализа межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми: модель «коммуникативного затруднения», теория аккомодации речи, модель «множественных влияний на языковую продуктивность в поздней жизни».
Установлено, что основными причинами аккомодативных дилемм в межпоколенческом общении с пожилыми людьми являются негативные возрастные стереотипы и неправильное понимание взаимных намерений собеседников.
3. Выделены и систематизированы основные темы геронтолингвистической парадигмы:
1) исследование последствий влияния на язык и языковую коммуникацию глобального постарения населения;
2) исследование речевого регистра «языка пожилых людей», используемого для межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми;
3) лингвистическое исследование дискурсивного измерения старости и старения;
4) исследование эйджизма (дискриминации по возрасту);
5) рассмотрение связи старения, коммуникации и гендерной проблематики;
6) изучение социополитического измерения старения;
7) анализ темы «языка и старения» в связи с изучением роли различных видов электронных медиа;
8) исследование возрастных стереотипов.
4. Рассмотрена история возникновения и развития социолингвистической области исследования возрастных стереотипов о старости и старении. Произведен анализ базовых теорий, объясняющих основные принципы и иллюстрирующих потенциальные причины активации возрастных стереотипов, которые могут вызывать использование «elderspeak»: «модель роли возрастных стереотипов в производстве покровительственной речи», «теория воплощения стереотипов» и теория «эффекта соответствия стереотипам».
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют расширить теоретические представления о социальных аспектах старости и старения. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей изучения геронтологической проблематики, исследующей межпоколенческую коммуникацию.
Результаты настоящего исследования важны для углубления исследований в области социологии старения, психолингвистики, а также вносят вклад в развитие социолингвистики.
Необходимо отметить важность полученных результатов для осмысления социальных аспектов старости и для конституирования единой универсальной геронтологической теории.
Практическая значимость данного исследования обусловлена его комплексным характером, что позволяет использовать данный материал для создания курсов социальногуманитарного цикла (социальной философии, социологии, культурологии, психологии, семейной педагогике, социолингвистике, психолингвистике), а также спецкурсов по соответствующей и смежной проблематике. Также полученные результаты могут служить базой для проведения дальнейших исследований старости и старения.
Результаты исследования должны осветить ключевые проблемы межпоколенческих взаимодействий и могут быть использованы, во-первых, для совершенствования коммуникационных технологий, адаптированных под нужды и практики людей старшего поколения, во-вторых, для разработки комплекса методических рекомендаций, повышающих эффективность межпоколенческого общения.
Апробация диссертационного исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждены на 30-й ежегодной международной научной конференции «Язык и культура» (ТГУ, 16-19 сентября 2019 года), кроме того основное содержание исследования отражено в следующих статьях:
Пашина Л. А. Социолингвистическое измерение возраста // Ученый 21 века. - 2020. - № 5-1 (64). - с. 24-28.
Пашина Л. А. Геронтолингвистика как новая область социолингвистических исследований // Вестник магистратуры. - 2020. - № 5-1. - С. 42-44.
Пашина Л. А. Эволюция социальных теорий старений // Вестник магистратуры. - 2020. - № 5-1. - С. 39-42.
Структура работы. Магистерская диссертация на тему «Особенности коммуникации с представителями социальной группы людей пожилого возраста» имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обозначены цели и задачи исследования, представлен краткий обзор теоретического материала отечественных и зарубежных исследователей в области геронтологической проблематики.
Первая глава посвящена исследованию теоретической ретроспективы феноменов старости и старения. В первом параграфе представлено рассмотрение феномена старости как социально-философской проблемы. Во втором параграфе представлено становление социолингвистической парадигмы исследования феномена старения - социолингвистики старения. Рассмотрены представления о возрасте как социолингвистической переменной. Показана история возникновения исследований, связывающих язык и старение, выделены социолингвистические интересы в этой области. Рассмотрен «язык пожилых людей»: его отличительные черты, причины и последствия использования, выявлены основные социолингвистические теории, используемые для интерактивного анализа межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми. Описана причина становления геронтолингвистики, и ее современное состояние. Сделан краткий обзор основных тем и тенденций в осмыслении проблемы старения.
Во второй главе произведена проверка выдвинутой в данной работе гипотезы, а также проанализированы эмпирические исследования, демонстрирующие определяющее влияние возрастных стереотипов, опосредуемых языком, на процесс старения. Кроме того, произведен анализ базовых теорий, объясняющих основные принципы и иллюстрирующих потенциальные причины активации возрастных стереотипов, которые могут вызывать использование «elderspeak»: «модель роли возрастных стереотипов в производстве покровительственной речи» и «теория воплощения стереотипов».
В заключении обобщается материал исследования, предлагаются ответы на вопросы, обозначенные в работе, намечаются перспективы для дальнейшего исследования.
Пока мы живем - мы стареем, поэтому проблема старения должна волновать каждого, ведь ни для кого из нас старость не является прошлым, для каждого: она есть либо настоящее, либо будущее.
Стареющие общества во всем мире остро нуждаются в знаниях, направленных на понимание того, какие именно факторы и каким образом детерминируют аспекты старения.
На современном этапе развития научного знания сложность ясного понимания феноменов старости и старения объясняется осознанием их многомерности и не полной изученности. В связи с чем, возникает насущная необходимость в формировании соответствующих современному этапу развития исследований теоретико-методологических оснований изучения старения и старости, а в перспективе - конституирование универсальной теории старости и старения.
Для достижения полномерного понимания феномена старости необходимо также глубокое и внимательное изучение характера взаимосвязи между старением и языком. Коммуникации является пока еще не оцененным по заслугам ресурсом, напрямую влияющим на благополучие и качество жизни человека. Эффективная коммуникация лежит в основе успешного старения, которое определяется не только как высокое физическое, когнитивное, функциональное здоровье, но и как интенсивная вовлеченность в социальную жизнь.
Поскольку мы стареем, наше коммуникативное поведение также меняется, мы пересматриваем наше социальное окружение, переопределяем наши отношения и адаптируемся к возрастным изменениям, связанным с познанием и языком. Мы должны научиться коммуникативно приспосабливаться к этим изменениям. Для этого жизненно важно понимать, как наши отношения трансформируются и каких новых коммуникативных компетенций требуют, лишь подобное понимание позволит нам поддерживать эти связи.
Успешность старения во многом зависит от способности пожилых людей адаптировать свое межличностное коммуникативное поведение к различным изменениям, происходящим с возрастом. Все эти компетенции необходимы для того, чтобы начать культивировать социальную среду, пригодную для успешного старения.
Цель понимания того, как язык и старость связаны друг с другом, ставит перед нами задачу понять, как язык используется пожилыми людьми в разнообразных контекстах. Все это обусловливает необходимость нового осмысления феноменов старости и старения.
Подведем итоги нашего исследования, целью которого был анализ социолингвистического измерения феномена старости с целью выявления и описания, соответствующих современному этапу развития социально-гуманитарной науки, коммуникативных особенностей межпоколенческого общения, участниками которого являются пожилые люди.
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы произвели анализ феномена старости как социально-философской проблемы. Выяснили, что философский интерес к тематизации возраста старости находится на стадии конституирования, что социально-философское содержание геронтологической темы к настоящему моменту образуют такие дисциплины как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, возрастная психология, психология старения, социология возраста, социальная геронтология, социология старения. Несмотря на столь внушительный объем исследований по данной теме и достаточно широкую представленность идеи о необходимости интегративного подхода к данной проблеме, работ, посвященных комплексному социально-философскому анализу старости и старения, в настоящее время почти нет.
Мы рассмотрели историю становления направлений исследований, связывающих феномены языка и старости. Описали эволюцию социолингвистического интереса к проблеме старости и старения, выявили основные социолингвистические теории и модели, эксплицирующие особенности межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми и являющиеся эффективной основой для ее анализа. Проанализировали феномен «языка пожилых людей» (elderspeak), а также речевые стратегии, характерные для межпоколенческой коммуникации с пожилыми людьми: т. н. «болезненное самораскрытие»; раскрытие возраста, сопряженное с рассказом о проблемах со здоровьем; использование прошлого в качестве тематического ресурса; переформулирование жизненных историй с целью формирования идентичности; предоставление / получение советов; т. н. «негативная недостаточная коммуникативная аккомодация пожилых людей»..
Целью таксономии речевых практик старшего поколения является попытка найти ключ к управлению процессом старения посредством нахождения речевых стратегий, способствующих выстраиванию эффективного межпоколенческого взаимодействия, ведь успешное старение во многом определяется качеством коммуникативной активности пожилых людей, где валентность общения детерминирует психологическое благополучие и качество их жизни, а также влияет на физическое и психическое здоровье.
Установили, что основными причинами аккомодативных дилемм в межпоколенческом общении с пожилыми людьми являются негативные возрастные стереотипы и неправильное понимание взаимных намерений собеседников.
Реконструировали историю развития психосоциолингвистической области исследования возрастных стереотипов о старости. Описали основные теории, исследующие возрастные стереотипы о старости, опосредуемых языком.
Во второй главе произведен анализ эмпирических исследований с целью проверки, выдвинутой в данной работе гипотезы о том, что использование речевого регистра «языка пожилых людей» в межпоколенческой коммуникации часто вызывает коммуникативные затруднения у пожилых людей. Данная гипотеза подтвердилась.
Данное диссертационное исследование вносит вклад в развитие социолингвистики старения, а также освещает основные идеи и направления геронтолингвистики, демонстрирует степень разработанности геронтологической проблематики в социальногуманитарной науке.
Данное исследование задает базу для дальнейшего развития исследований связи языка и старения. Работа имеет широкие перспективы развития в будущем, поскольку задается актуальностью геронтологической проблематики, а также увеличивающимся интересом к анализу дискурсивных измерений старости.
1. Active ageing: A policy framework. - Geneva: World Health Organisation, 2002. - URL: https://www.who.int/ageing/publications/active ageing/en/
2. Algase D. L. Need-driven dementia-compromised behavior: An alternative view of disruptive behavior / Algase D. L., Beck C., Kolanowski A., Berrent S., Richards K., Beattie E. // American Journal of Alzheimer’s Disease and Other Dementias 11(6). - 1996. - P. 10-19.
3. Allen K. R. Gay and Lesbian Elders // The Cambridge handbook of age and ageing / Ed. by M. L. Johnson, V. L. Bengtson, P. G. Coleman, T. B. L. Kirkwood. - Cambridge University Press, 2006. - Ch. 5.11. - P. 482-490.
4. Annear M. Environmental influences on healthy and active ageing: A systematic review / Annear M., Keeling S., Wilkinson T., Cushman G., Gidlow B., Hopkins H. // Ageing a. society. - Cambridge, 2014. - Feb. - P. 1-33.
5. Arber S. Gender and Later Life: a Sociological Analysis of Resources and Constraints / Arber S., Ginn J. // London : Sage, 1991. - Vol. 22 (2). - 230 p.
6. Arber S. Connecting Gender and Ageing; A Sociological Approach / Ed. by Arber S., Ginn J. // Open University Press, Buckingham and Philadelphia, 1995. - 212 p.
7. Arber S. Gender dimensions of the age shift // The Cambridge Handbook of Age and Ageing / Arber S., Ginn J. // Ed. by M. Johnson. - Cambridge : Cambridge University Press, 2005. - Ch. 6.5. - P. 527-537.
8. Backhaus P. Coming to Terms with Age: Some Linguistic Consequences of Population Ageing / Ed. by Coulmas F., Conrad H., Schad-Seifert A., Vogt G. // The Demographic Challenge: A Handbook about Japan. - Leiden, Boston, 2008. -Ch. 23. - P. 455-472.
9. Backhaus P. Politeness in institutional elderly in Japan: A cross-cultural comparison / Journal of Politeness Research. - 2009 (5). - P. 53-71.
10. Baltes P. B., Baltes M. M. Savoir vivre in old age // National forum. - Baton Rouge (LA), 1998. - Vol. 78, N 2. - P. 13-18.
11. Bengtson V.L., Settersten R. A. (eds) Handbook of theories of aging. - 3rd ed. - New York : Springer, 2016. - 731 p.
12. Berry D. S., McArthur L. Z. Some components and consequences of a babyface / Journal of Personality and Social Psychology, 1985. - Vol. 48. - P. 312-323.
13. Berry D. S., McArthur, L. Z. Perceiving character in faces: The impact of age-related craniofacial changes on social perception / Psychological Bulletin, 1986. - Vol. 100. - P. 3-18.
14. Boden D., Bielby D. The way it was: Topical organization in elderly conversation. Language and Communication. - Vol. 6. No. U. - 1986. - P. 73-89.
15. Boudiny K. «Active ageing»: From empty rhetoric to effective policy tool // Ageing a. society. - Cambridge, 2013. - Vol. 3, No. 6. - P. 1077-1098.
..176