Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ЗЕЛЕНАЯ» ДИПЛОМАТИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Работа №191846

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 «Зеленая дипломатия»: понятие и сущность 10
1.1 Глобальные экологические проблемы и международно -политические и
правовые механизмы их решения 10
1.2 Понятие «зеленая дипломатия»: политическая, экономическая и социальная
составляющие 18
1.3 Экологическая дипломатия и «зеленая» сила: историография проблемы 25
2 Методы применения «зеленой» дипломатии на примере Европейского Союза .... 31
2.1 Участие и роль ЕС в формировании международного экологического права. 31
2.2 Зеленая дипломатия ЕС в двусторонних и многосторонних отношениях 43
2.3 Глобальное влияние односторонней экологической политики ЕС 53
3 Значение статуса экологического лидера в современном мире 64
3.1 Экономическое измерение 64
3.2 Политическая сфера и международные отношения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84


Существует прочная связь между глобальными экологическими проблемами и международными отношениями. Глобальные экологические проблемы, такие как изменение климата, утрата биоразнообразия, вырубка лесов и загрязнение окружающей среды, не признают национальных границ и требуют коллективных действий на международном уровне. Международные отношения обеспечивают основу для решения этих проблем, способствуя сотрудничеству, переговорам и соглашениям между странами. Именно поэтому вопросы охраны окружающей среды стали играть большое значение в современных международных отношениях и привлекли внимание значительного количества исследователей по всему миру. Экологические проблемы являются самой масштабной угрозой в современном мире, так как они охватывают каждое государство и всех людей без исключения, поэтому будущее человечества во многом зависит от способности создать эффективную сеть многостороннего управления, которая позволит объединить усилия стран в борьбе с глобальными экологическими проблемами.
Экологическая дипломатия как явление возникло в конце XX в. как реакция государств на возрастающую угрозу глобального масштаба, и осведомленность и беспокойство людей по всему миру. В 1972 г. в Стокгольме была проведена первая конференция Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды. Благодаря Стокгольмской декларации, содержащей 26 принципов, были установлены первые рамки для новой всемирной программы по охране природы, инициированы действия по решению конкретных экологических вопросов и проблем окружающей среды, а вопросы окружающей среды были введены в политический диалог. После этого начали проводиться регулярные конференции ООН по охране окружающей среды, на которых государства заключали значимые международные конвенции по различному ряду экологических проблем. Таким образом, был запущен процесс, который мы можем обозначить как «глобальное экологическое управление».
Европейский союз и его государства -члены стали неотъемлемой и одной из самых значимых частей данного процесса. На сегодняшний день охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений политики Европейского союза. ЕС устанавливает одни из самых высоких «зеленых» стенторов на территории своих государств-членов, принимает участие в конференциях ООН по охране окружающей сред ы и является полноправной стороной множества международных природоохранных соглашений наравне с другими государствами. Кроме этого, экологическое сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях является одним из основных направлений, по 3
которым ЕС выстраивает отношения с третьими странами. ЕС является крупнейшим донором финансовой помощи развивающимся странам, обеспечивая их переход к «зеленой» экономике. Инициативы Европейского союза в области охраны окружающей среды внесли большой вклад в глобальное экологическое управление. Поэтому анализ экологической политики ЕС позволит дать ответ на следующие исследовательские вопросы:
• Какую роль вопросы охраны окружающей среды играют во внешней политике ЕС?
• Какие интересы преследует ЕС, проводя свою экологическую политику?
• С помощью каких инструментов ЕС проводит свою «зеленую» дипломатию?
• Какую роль ЕС играет в глобальном экологическом управлении?
Актуальность данного исследования обусловлена растущим влиянием экологических вопросов в современных международных отношениях и постоянным развитием экологической политики ЕС. Вопросы охраны окружающей среды начинают играть все большую роль не только во внутренней политике ЕС, но и в его взаимоотношениях с третьими странами.
Данное исследование может обладать как практической, так и террористической значимостью для дальнейшего изучения экологической политики ЕС. Так, исследование может быть применено для популяризации термина «зеленая дипломатия» среди отечественных исследователей, став основой для последующих наработок по данной теме. С практической точки зрения материалы исследования могут быть применены в преподавательской деятельности по направлению подготовки «Международные отношения».
Объектом исследования в данной работе является экологическая политика ЕС.
Предметом выступают инструменты «зеленой» дипломатии, которые используются ЕС для осуществления целей его внешней политики.
В соответствии с предметом исследования целью данной работы будет являться определение способов и направлений использования «зеленой» дипломатии и ее роли во внешней политике ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать глобальные экологические проблемы и их роль в современных международных отношениях;
- определить суть понятия «зеленая дипломатия» и проанализировать ее составляющие;
- изучить роль ЕС в процессе формирования международного экологического права;
- проанализировать как ЕС использует «зеленую» дипломатию в двусторонних и многосторонних отношениях;
- определить роль односторонних действий ЕС в глобальном экологическом управлении;
- определить роль «зеленой дипломатии» во внешней политике ЕС.
Для достижения поставленных задач использовались как общенаучные методы (логические, теоретические, эмпирические), так и специальные методы науки о международных отношениях. Метод системного анализа (применялся для выявления тенденций развития современной системы глобального экологического управления и роли ЕС в этой системе), сравнительно-исторический анализ (был применен при выявлении изменений в экологической политике ЕС), критический дискурс-анализ (применялся при анализе природоохранных соглашений, подписанных ЕС, двусторонних соглашений, заключенных между ЕС и третьими странами, которые содержат условия экологического сотрудничества, а также при анализе инициатив ЕС по охране окружающей среды).
Хронологические рамки данного исследования определяются с 1993 г., со
вступлением в силу Договора о Европейском союзе, по настоящее время. Маастрихтским договором политика в сфере окружающей среды была признана одним из центральных направлений деятельности ЕС. Кроме того, одной из основных целей экологической политики Европейского союза стало продвижение международных мер по решению региональных или мировых экологических проблем 1. Именно в этот период ЕС стал играть значимую роль в глобальном экологическом управлении.
Для настоящего исследования особое значение имели идеи Джона Воглера, профессора международных отношений Ливерпульского университета Джона Мурса, изложенные им в нескольких научных статьях и монографиях. В частности, в одной из своих работ от 2005 г. под названием «Европейский вклад в глобальное управление окружающей средой» Д. Воглер утверждал, что Европейский союз смог достичь обширного влияния в глобальном экологическом управлении. В этой сфере Союз развил значительную идентичность как самостоятельный актор, несмотря на проблемы общей компетенции и лишь частичное признание со стороны. Профессор Д. Воглер видел ЕС как «экологического лидера», который не только является важным участником глобальных экологических
1 Treaty on European Union : signed on 07 February 1992, Maastricht. Art. 130r. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex: 11992M/TXT
переговоров, но вместе с тем и способен распространять свои нормы и вовлекать других в свою политику устойчивого развития .
Также для настоящего исследования оказалась полезной концепция «нормативной силы» ЕС, которая была впервые сформулирована Яном Маннерсом в 2002 г. в работе «Нормативная сила Европы: противоречие в терминах?». В рамках данной концепции ЕС рассматривается как особый нормативный актор в мировой политике, идентичность которого строится на основе нескольких норм: демократия, верховенство права и уважение прав человека, мир и свобода, а также социальная солидарность, недискриминация и защита меньшинств, устойчивое развитие и эффективное управление. Нормативная основа Европейского союза сформировалась под воздействием его исторического развития и нового гибридного политико -правового устройства, превышающего принципы, заложенные в вестфальской системе. В своей работе Ян Маннерс сосредоточил свое внимание на стремлении ЕС к международной отмене смертной казни, продемонстрировав как Союз пытается переопределить международные нормы по своему собственному образу. При этом Ян Маннерс утверждает: «самым важным фактором, определяющим международную роль ЕС, является не то, что он делает или говорит, а то, чем он является» . Это означает, что определяющим фактором внешней политики ЕС является его внутренняя сущность. Для распространения норм и их широкого признания в мире Евросоюзу необходимо быть привлекательной моделью для других, примером, которому хотелось бы подражать.
Особое значение имела и идея о «Брюссельском эффекте», которую сформулировала в 2012 г. Ану Брэдфорд, профессор юридической школы университета Колумбия. Ану Брэдфорд назвала процесс, когда компании из стран, не входящих в ЕС, изменяют свою деловую практику, чтобы она соответствовала нормативным стандартам ЕС во всем своем производстве, независимо от его конечного потребителя «эффектом Брюсселя де-факто». А процесс, когда действия ЕС вызывают законодательные изменения за рубежом, она описывала как «эффект Брюсселя де-юре» .
В ходе проведения настоящего исследования была применена широкая
источниковая база:
Во-первых, для анализа развития внешней компетенции Европейского союза по вопросам окружающей среды были использованы учредительные договоры ЕС, а также иные документы, принятые в рамках Союза: Римский договор 1957 г. , решением Европейского суда по делу 22/70, Комиссия против Совета от 1971 г. , Единый европейский акт 1987 г. и др.
Во-вторых, для исследования международного экологического права были использованы документы, принятые под эгидой ООН: Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. , Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. , Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 г. , Парижское соглашение 2015 г. , Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и др.
Во-третьих, для определения роли вопроса охраны окружающей среды во взаимоотношениях ЕС с третьими странами были проанализированы различные двусторонние и многосторонние соглашения Европейского союза, которые содержат рамки экологического сотрудничества. К ним можно отнести: Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией 1997 г. , Рамочного соглашение о сотрудничестве с Андским сообществом от 1998 г. , Соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и Южной Кореей 2011 г. и многие другие. В этих же целях были проанализированы документы ЕС, устанавливающие принципы предоставления финансовой помощи развивающимся странам. К примеру, последний проект ЕС «Глобальная Европа: инструмент добрососедства, развития и международного сотрудничества» .
В-четвертых, были проанализированы декларации ЕС, относящиеся к охране окружающей среды, которые так или иначе оказали внешнее влияние. К ним можно отнести: Директиву об ограничении использования некоторых опасных веществ от 20 02 г. 17, Регламент, устанавливающий систему Сообщества для предотвращения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыболовства от 2008 г. 18, Директива, включающая авиационную деятельность в схему торговли квотами на выбросы парниковых газов в Сообществе и др.
В силу новизны явления «зеленой» дипломатии в работах отечественных исследователей оно не пользуется достаточной популярностью, поэтому данное исследование в большинстве своем основано на наработках зарубежных ученых. Однако стоит отметить труды таких российских специалистов, как В.С. Хижняк , Н.М. Боголюбова , Е.А. Близнецкая , А.А. Алимов .
В зарубежной же литературе данная тема исследована достаточно подробно. Большая часть работ по «зеленой» дипломатии посвящена переговорному процессу и роли отдельных участников во время проведения международных конференций ООН по охране окружающей среды. Этот вопрос, в частности, был проанализирован такими учеными, как Лоуренсом Э. Сасскиндом , Даниэлем Бодански и Радославом Димитровым . Роль ЕС на подобного рода конференциях была изучена в нескольких работах Себастьяна Обертюра.
Что касается роли вопросов охраны окружающей среды во внешней политике Европейского союза, то отдельно хотелось бы отменить комплексное исследование Грасии Марин Дюран и Элизы Моргера под названием «Экологическая интеграция во внешних отношениях ЕС», которое было опубликовано в 2012 г. Авторы данной монографии проанализировали развитие компетенции ЕС в вопросах экологической политики, процесс принятия решений внутри Союза и то, какую роль охрана окружающей среды играет в двусторонних и многосторонних отношениях ЕС и многие другие проблемные вопросы .
В целом, несмотря на достаточное количество исследований, посвященных экологической политике ЕС, до сих пор не было проведено комплексного анализа всех инструментов «зеленой» дипломатии, которые на настоящий момент применяются во внешней политике ЕС. Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку всесторонне определить феномен «зеленой» дипломатии и продемонстрировать, как она применяется ЕС на практике.
Ключевые результаты исследования были представлены на десятой международной студенческой конференции «Россия в глобальном мире» (г. Санкт -Петербург, 2022 г.); на 61-й Международной научной студенческой конференции (г. Новосибирск, 2023 г.);
на XVIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Человек, сообщества, государства в социально-гуманитарных исследованиях» (г. Томск, 2023 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, растущая угроза возникновения глобальной экологической катастрофы, повышение осведомленности людей со всего мира о существовании серьезных экологических проблем и об отсутствии достаточного количества усилий со стороны государств, направленных на решение данных проблем, привели к возникновению феномена «зеленой» дипломатии в мировой политике.
Экологические проблемы приобрели глобальный характер, а перед мировым сообществом встал вопрос о том, каким способом их можно решить. Трансграничные экологические проблемы, такие как изменение климата, сохранение биоразнообразия, защита океанов, решения о том, как наилучшим образом управлять общими ресурсами, такими как Антарктида, или трудная задача содействия устойчивому развитию, выходят далеко за рамки того, что может сделать одна страна или даже группа стран в одиночку. Именно по этой причине в 1972 г. в Стокгольме была созвана Конференция ООН по охране окружающей среды. После этого на базе ООН начали регулярно проводится международные конференции по защите окружающей среды, значение которых росло с каждым разом. В итоге это привело сначала к подписанию Киотского протокола, а затем и Парижского соглашения, которые установили юридические обязательства по сокращению вредоносных выбросов в атмосферу.
Таким образом, между государствами, а также другими акторами международных отношений начало складываться постоянное взаимодействие в экологической сфере, а это в свою очередь привело к формированию самостоятельной функциональной системы международных экологических отношений, в рамках которой и сформировался феномен экологической дипломатии. Сам по себе термин «экологическая дипломатия» до сих пор остается изученным не в достаточной степени, а среди исследователей нет единого мнения по поводу его дефиниции. Изначально под «зеленой» дипломатией понимались взаимоотношения и переговорный процесс между национальными государствами во время проведения экологических конференций, однако определение экологической дипломатии со временем развивалось, выходя за рамки участия государств на международных конференциях по охране окружающей среды. В настоящем же исследовании под термином «экологическая дипломатия» понималась деятельность государств и негосударственных акторов мировой политики в области охраны окружающей среды, направленная как на решение экологических проблем любого масштаба, так и на защиту своих национальных интересов и прав. Благодаря проведению экологической дипломатии государство способно
повысить свой международный имидж, экономическую устойчивость и даже оказать влияние на политику других стран.
Европейский союз стал одним из самых значимых субъектов в процессе борьбы с глобальными экологическими проблемами. На сегодняшний день охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений политики Европейского союза. В данном исследовании было выделено три основных инструмента, с помощью которых ЕС проводит свою экологическую дипломатию.
Во-первых, ЕС является лидирующим актором в процессе формирования международного экологического права. И хотя ЕС сегодня широко известен как важный участник глобальной экологической политики, ЕС не всегда полностью принимался и признавался в качестве партнера по переговорам и одной из сторон международных природоохранных соглашений. В 1970-х и 1980-х годах европейские государства-члены участвовали в этих переговорах по отдельности. Однако со временем компетенции Союза в этой сфере расширились, и вместе с тем он получил признание со стороны других участников международной экологической политики. Единый европейский акт 1987 г. обеспечил первую правовую основу в данной сфере, а принятие Договора о Европейском союзе в 1993 г. еще больше укрепило полномочия ЕС в области охраны окружающей среды, включив охрану окружающей среды в число общих политических целей ЕС. Более того, Амстердамский договор 1999 г. обязал ЕС продвигать устойчивое развитие как неотъемлемую часть всей политики ЕС, включая внешнюю политику. А в Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. был прописан статус региональной организации экономической интеграции (REIO), который позволил ЕС стать полноправной стороной данного соглашения и выступать в качестве полноправного участника в последующих международных конференциях по охране окружающей среды. Важнейшим событием в этом плане стало принятие Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 1997 г., который хотя и не в полной мере отражал амбициозные экологические цели Союза, но все равно стал первым в мире юридически обязывающим соглашением по сокращению выбросов парниковых газов. С этого момента ЕС начал играть ключевую роль в вопросах глобального экологического управления. Несмотря на частичный провал во время проведения Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в 2009 г., ЕС несомненно выступил в качестве лидера при заключении Парижского соглашения по климату.
Во-вторых, ЕС смог успешно встроить вопросы окружающей среды в свои отношения с третьими странами и организациями. Курс на подобную политику был установлен еще в 1997 г. Амстердамским договором. Подавляющее большинство общих 81
соглашений между ЕС и другими государствами, будь то СПС или соглашения об ассоциации, предусматривают основные направления сотрудничества в области защиты окружающей среды. Помимо этого, ЕС на протяжении долгого времени реализует программы финансовой помощи развивающимся странам, значительная часть бюджета которых направлена на борьбу с экологическими проблемами. Важную роль в экологической дипломатии ЕС играют и представительства Союза в третьих странах. Кроме того, ЕС начал проводить политику по включению экологических стандартов в двусторонние преференциальные торговые соглашения, встроив в них обязательства по охране окружающей среды.
В-третьих, несмотря на то, что ЕС поддерживает многосторонность и международное сотрудничество, зачастую он прибегает к односторонним действиям в вопросах охраны окружающей среды. Из -за сильного экономического влияния Союза его односторонние действия оказывают ощутимый эффект на иностранные компании и государства. Его односторонние инициативы способны запустить или ускорить международный переговорный процесс по тому или иному вопросу, как это было в случае с многосторонними переговорами в рамках ИКАО и последующим достижениям соглашения об авиационных выбросах (CORSIA). В большинстве случаев ЕС прибегает к односторонности, когда международное сотрудничество в той или иной области охраны окружающей среды продвигается достаточно медленно или не развивается вовсе.
Проводя такую активную экологическую дипломатию ЕС, естественно, преследует свои экономические и политические интересы. ЕС старается увязать действия по охране окружающей среды с повышением конкурентоспособности национальных экономик. Так в 2022 г. Европейской Комиссией была выдвинута концепция «устойчивой конкурентоспособности». Несмотря на распространенное мнение о том, что существует неизбежное противоречие между экологической устойчивостью и экономическим прогрессом, экологическая политика может способствовать росту национальных экономик. Тем не менее, на наш взгляд, это актуально вовсе не для всех государств мира. Слишком большие затраты для перехода к «зеленой» экономике и различный уровень экономического развития, а также занимаемые места в международном разделении труда могут привести к тому, что в новом экономическом строю бенефициарами в основном станут развитые страны, чья экономика направлена на производство высокотехнологичных товаров. Различные исследования демонстрируют, что именно страны Европы обладают наибольшим потенциалом в процессе перехода к «зеленой» экономике. Более того, благодарю тому, что суть глобальных экологических проблем заключается в том, что они представляют угрозу всем государствам в мире, а границы стран для них не имеют значения, они могут быть использованы для расширения своего политического влияния. Так ЕС, используя свою «зеленую» нормативную силу ставит универсальные нормы и принципы в центр своих отношений со своими государствами -членами и остальным миром, что позволяет ему экспортировать свои нормы охраны окружающей среды и экологические стандарты. ЕС оказывает значительное влияние на кандидатов, которые сделали членство в ЕС приоритетом национальной внешней политики, а также на своих соседей посредством Европейской политики соседства. Кроме того, используя свой статус экологического лидера, ЕС потенциально способен расширить свое влияния в различных регионах мира, как это происходит в настоящий момент с Арктикой.
Таким образом, «зеленая» дипломатия играет значимую роль во внешней политике Европейского союза. Установив одни из самых высоких экологических стандартов на территории своих стран-членов, ЕС стремится продвигать свои нормы и принципы по охране окружающей среды как на международном, так и на двустороннем или региональном уровне, преследуя свои экономические и политические


1. 7th Special Session of the UNEP Governing Council and 3rd Global Ministerial Environment Forum: Summary report // Earth Negotiation Bulletin. - [S. l.], 2002. - URL: https://enb.iisd.org/events/7th-special-session-unep-governing-council-and-3rd-global- ministerial-environment-forum-2 (access date: 25.06.2023).
2. A European Green Deal: Striving to be the first climate-neutral continent // European Commission. - URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities- 2019-2024/european-green-deal_en (access date: 25.06.2023).
3. A new strategic agenda for the EU 2019-2024 // European Council. Council of the European Union. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/eu-strategic-agenda-2019-2024/ (access date: 25.06.2023).
4. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable and prosperous Arctic : Joint
communication to the European Parliament, the Council, the European economic and social Committee and the Committee of the regions of 13 October 2021 // EUR-Lex. Access to European Union law. - Brussels, 2021. - URL:
https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (access date: 25.06.2023).
5. Accession criteria (Copenhagen criteria) : Glossary of summaries // EUR-Lex.
Access to European Union law. - URL: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-
content/glossary/accession-criteria-copenhagen-criteria.html_(access date: 25.06.2023).
6. Agenda 21: the first five years : European Community progress on the
implementation of Agenda 21 1992-1997 // United Nation. - URL:
https://www.un.org/esa/earthsummit/ec-cp.htm (access date: 25.06.2023).
7. Agreement on partnership and cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of one part, and the Russian Federation, of the other part : signed 24 June 1993, Corfu // EUR-Lex. Access to European Union law. - [S. l.], 1997.
- URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/agree_internation/1997/800/oj_(access date: 25.06.2023).
8. Agreement on Trade, Development and Cooperation between the European Community and its Member States, of the one part, and the Republic of South Africa, of the other part : signed 11 October 1999, Pretoria // EUR-Lex. Access to European Union law. - [S. l.], 1999.
- URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A21999A1204%2802%29 (access date: 25.06.2023).
9. Amending Directive 2003/87/EC so as to include aviation activities in the scheme for greenhouse gas emission allowance trading within the Community : Directive 2008/101/EC of
the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 // EUR-Lex. Access to European Union law. - [S. l.], 2009. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=celex%3A32008L0101 (access date: 25.06.2023).
10. An integrated European Union policy for the Arctic : Joint communication to the
European Parliament and the Council of 27 April 2016 // EUR-Lex. Access to European Union law. - Brussels, 2016. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3 A52016JC0021
11. Aviation : tracking report - September 2022 // International Energy Agency. - URL: https://www.iea.org/reports/aviation (access date: 25.06.2023).
12. Briefing : How the EU budget is spent : Development Cooperation Instrument //
European Parliament. - October 2017. - URL:
https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/608764/EPRS_BRI(2017)608764_ EN.pdf (access date: 25.06.2023).
13. Carbon Border Adjustment Mechanism // European Commission. - URL: https://taxation-customs.ec.europa.eu/green-taxation-0/carbon-border-adjustment-mechanism_en (access date: 25.06.2023).
14. Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation (CORSIA) // ICAO. - URL: https://www.icao.int/environmental-protection/CORSIA/Pages/default.aspx (access date: 25.06.2023).
15. Cardiff European Council 15 and 16 June 1998 : Presidency conclusions //
European Parliament. - URL: https://www.europarl.europa.eu/summits/car1_en.htm/access date: 25.06.2023).
..153

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ