Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №191654

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость5670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Обзор литературы на предмет исследования 6
2. Объект исследования и степень его изученности 18
3. Материалы и методы 21
4. Изучение эффективности применения техники интеллект-карт на базе электронного
курса «Низшие растения» в LMS Moodle 23
4.1. Особенности курса «Низшие растения» и трудности при его реализации 23
4.2. Структура электронного курса «Низшие растения» в LMS Moodle 25
4.3. Характеристика интеллект-карт, составленных студентами 1 курса БИ в 2020 году
26
5. Изучение влияния применения техники интеллект-карт в сравнении с группой, не
использовавшей этот метод 32
5.1. Первое исследование для двух групп 32
5.2. Второе исследование для двух подгрупп 38
5.3. Сравнительный анализ интеллект-карт по результатам теста 42
6. Опрос по эффективности техники интеллект-карт 48
Заключение 54
Список источников и использованной литературы 56
Приложения 60

Актуальность: В условиях расширения спектра разнокачественных источников информации, из которых современные школьники или студенты могут почерпнуть знания, для систематизации и эффективного запоминания разнородных сведений по изучаемому предмету актуальным становится применение интегративных методов обучения. Использование в образовательном процессе метода интеллект-карт существенно влияет на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой степени визуализации и структурирования представленного материала, чем при традиционных методах обучения, к примеру, при конспектировании или составлении таблиц.
В современном образовании обучающийся формирует умение ориентироваться и критически воспринимать информацию, а также развивает способности к самообразованию, поэтому при переходе к парадигме личностно ориентированного образования проблема развития креативного и критического мышления становится все более актуальной. Это справедливо как для обучения и самообучения в целом, так и при обучении биологии. Метод интеллект-карт предназначен для формирования умения обучающихся генерировать новые идеи, развивать креативность мышления, критически и творчески осмыслять имеющиеся представления об объекте изучения. [7] [8] [19]
Цель работы: разработать методику оценки эффективности применения техники интеллект-карт в учебном процессе на примере электронного курса «Низшие растения» для студентов-биологов.
Задачи исследования:
1. Сделать критический обзор литературы по опыту применения технологии интеллект-карт в учебном процессе;
2. Сравнить результаты итогового теста в электронном курсе «Низшие растения» LMS Moodle студентов разных лет обучения с применением технологии интеллект-карт и без него;
3. Провести анкетирование студентов, использовавших технологию интеллект-карт в процессе обучения на курсе «Низшие растения»;
4. Разработать методику оценки эффективности применения интеллект- карт в образовательном процессе;
5. Оценить эффективность применения интеллект-карт в курсе «Низшие растения» по результатам итогового тестирования студентов-биологов 1 курса ТГУ.
Гипотеза: применение техники интеллект-карт в образовательном
процессе повышает качество усвоения учебного материала.
Методы исследования: экспериментальный, на основе исследования в двух группах - контрольной и опытной; анкетирование.
Объект исследования: интеллект-карты.
Предмет исследования: влияние применения техники интеллект-карт на качество усвоения учебного материала.
Научная новизна: Разработана и апробирована методика оценки эффективности интеллект-карт.
Научная значимость: Получены новые данные о положительном эффекте применения техники интеллект-карт в учебном процессе студентов 1-го курса бакалавриата направления «Биология» по результатам итогового теста в курсе «Низшие растения».
Практическая значимость исследования: Полученные результаты могут быть использованы для разработки и усовершенствования курсов по биологии с применением технологии интеллект-карт.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Автором теории интеллект-карт принято считать британского писателя, лектора и консультанта правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена (в других источниках - Тони Бузан/Бюзан). [3]. Понятие «интеллект-карта» вошло в оборот после публикации в 1974 году книги, написанной создателем данного метода, «Работай головой» [4]. Техника интеллект-карт, по определению автора, является графическим выражением процесса радиантного мышления. Этот процесс естественен для мышления человека, и создаёт все предпосылки для высвобождения потенциала, скрытого в человеческом мозге [9]. Также автор теории писал, что картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты для Средневековья и последующих веков промышленности. [29]
В сети Интернет можно найти множество сайтов, содержащих информацию рекомендательного характера о том, как пользоваться технологией составления интеллект-карт, однако все они, так или иначе опираются на правила, сформулированные основоположником теории.
Тони Бьюзен разработал семь основных правил для составления ментальных карт:
1. Начинать с цветной картинки в центре;
2. Записывать все слова заглавными буквами, как того требует наглядность;
3. Все слова должны быть на отдельных линиях и связаны с другими;
4. Использовать по одному ключевому слову на каждую линию;
5. Вводить картинки и символы, где это возможно;
6. Использовать много цветов;
7. Игнорировать своё контролирующее мышление и фиксировать всё, что приходит в голову в связи с объектом внимания/изучения. [26]
В других источниках можно найти некоторые уточнения, например, подчёркивается необходимость предварительного определения аспектов объекта внимания/исследования, продумывания взаимосвязей между ними, а также расстановки личных приоритетов относительно данных аспектов. Подчёркивания существующих между идеями ассоциативных связей можно осуществлять с помощью замкнутых контуров, кривых и стрелок, для иллюстрации негативных и позитивных материалов - грустные и весёлые физиономии, для запоминания - эмоционально окрашенные слова. [29]
Асмолова Марина Львовна, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, выделяет следующие черты свойственные интеллект-картам. Во-первых, кристаллизация объекта внимания/изучения в центральном образе. Во- вторых, расхождение от центрального образа ветвей по основным темам объекта внимания/изучения. В-третьих, ветви, как правило, принимают форму плавных линий и поясняются ключевыми словами и образами, при этом, при возникновении вторичных, третичных и т.д. идей, от первичной идеи отходят ветви более высокого порядка. В-четвёртых, совокупность ветвей представляет собой связанную узловую систему.
Базовыми принципами в создании интеллект-карт выделяются такие аспекты, как задействование разнообразных визуальных средств, разбиение темы на части с логическими выводами, выделение различных направлений мысли, поиск множества ассоциаций для закрепления образов, определение основных задач и действий, то есть оформление ключевых высказываний, расстановка приоритетов и отражение их в выводах.
К преимуществам данной техники можно отнести следующие моменты: возможность структурирования идей в иерархическом порядке за счёт многоуровневости узловой системы; возможность усиления идей с помощью 7
ясных и цветных образов, отображения связей между ними; возможность экспериментировать с цветом, размером шрифта для выделения концепций, а также оценивать и комментировать идеи с помощью специальных функций и символов [3]. Метод картирования мышления помогает человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его, избавиться от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. Расположение строк на листе в виде большой диаграммы с чётким соответствием её частей облегчает целостное восприятие объекта внимания/изучения и позволяет сфокусировать внимание на деталях, стимулируя креативное пошаговое мышление [29].
Немецкий журналист, автор книг «Принимаем решения» и «Находчивость» из серии Taschen Guide, Матиас Нёльке наряду с такими техниками креативности, как «мозговой штурм», техника модерации, биосоциация, синектика, мыслительные стулья и мыслительные колпаки, контрольная таблица Осборна, анализ слов-раздражителей, техники случайных входящих сигналов, ментальная провокация, морфологический ящик, концептуальный веер выделяет и технику составления ментальных карт [26]. Согласно его мнению, применение этой техники активизирует пространственно-образное мышление и делает возможной новую точку зрения на объект внимания/изучения. Автор отмечает, что техника может использоваться особенно эффективно для анализа проблем; планирования, разработки стратегии; создания общего представления, общей картины сложных вопросов; подготовки рефератов, речей, статей. Техника позволяет впоследствии освежить в памяти все детали и быстро сориентироваться в теме.
Для разъяснения взаимосвязей между ключевыми понятиями М. Нёльке рекомендует проверенные средства оформления: объединение связанных областей линиями; употребление стрелок; разная толщина связующих линий; использование цветовой символики; ограничение понятий геометрическими 8
фигурами (кругами, квадратами, треугольниками), с наделенным им определённым значением; использование общепринятых знаков и символов (плюс, минус, восклицательный, вопросительный знаки, звёздочки, крестики). Автор советует изготовить интеллект-карту уже в самом начале изучения темы, и, выписав исходные соображения, непрерывно дополнять и уточнять их, поскольку новые идеи появляются иногда уже в процессе разработки . Исправление составленной интеллект-карты свидетельствует о переструктурировании проблемы и пребывании на пути к достижению новой ясности, и данный факт не должен восприниматься как нечто нежелательное. При этом если карта потеряет наглядность, есть смысл изготовить новую.
Интеллект можно определить как общую способность к познанию и решению проблем, обеспечивающую успешность любой деятельности. В физиологии интеллект рассматривают как биологическое образование, основанное на деятельности мозга, свойства которого являются материальный субстратом психической деятельности человека, в том числе умственной. [15]
Джефф Хокинс, известный предприниматель и разработчик компьютеров в Силиконовой долине, отмечает важность переформулирования задачи в работе человеческого интеллекта, которое является свидетельством развития креативности посредством самообучения. Также он предлагает способы, помогающие найти полезные аналогии при решении задач. Первый способ: исходить из предположения, что поставленная задача является разрешимой, и иметь готовность размышлять о ней достаточно долго. Второй способ: останавливать блуждания собственной мысли, поскольку мозгу нужны время и пространство для того, чтобы найти решение. Для мозга поиск решения равносилен поиску аналогии, существующей во внешнем мире или хранящейся в коре головного мозга.
Согласно модели «Память-предсказание», о которой пишет автор в своей книге, в работе над любой проблемой важно искать разные перспективы её 9
рассмотрения, повышая тем самым вероятность найти аналогию с прошлым опытом. Не нужно останавливаться на якобы единственно возможном подходе. Следует разбивать задачу на несколько частей и перестраивать их в другом порядке, разные их комбинации напомнят какие-либо элементы или части элементов, присущие решению задачи. Если, например, при исследовании мозга необходимо решить задачу, как сигнализация А вызывает активизацию Б, следует задаться обратным вопросом, как постоянная сигнализация из Б может активизировать А. Можно прийти к выводу, что Б является неоднородной зоной в коре головного мозга. Поиск верного решения может занять дни и недели, но неизбежно приведёт к успеху. Мозгу необходимо постоянно держать свою цель в голове, иногда отвлекаясь на другой вид деятельности, что создаёт возможность поиска аналогичных воспоминаний, ситуаций в прошлом или настоящем опыте.
Также Джефф Хокинс отмечает, что мозг является органом, создающим модели и ставящим творческие прогнозы. Эти прогнозы и модели могут как прояснить истину, так и сбить с правильного пути познания мира. Причём при отсутствии правильных корреляций человеческий мозг склонен к тому, чтобы принять ошибочные предположения, корень которых кроется в ошибочных аналогиях. Таким образом, опасность ложной аналогии существует всегда. Например, Иоганн Кеплер убедил себя в том, что орбиты шести известных на то время планет предопределены Платоновыми многогранниками, то есть воссоздающимися в трёхмерной фигуре из правильных многоугольников. Это считалось разоблачением великолепных на первый взгляд аналогий, доказывавших, почему планет только шесть. Однако учёный Тихо Браге доказал эллипсовидность орбит планет, развеяв заблуждение Кеплера. [32]
Упоминая слабые стороны технологии интеллект-карт, М. Нёльке
указывает на то, что зачастую сложные, комплексные положения вещей сильно упрощаются, составители часто впадают в иллюзию, что достигли 10.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Интеллект-карта - современный и эффективный метод повышения интенсивности усвоения информации, применяемый в различных сферах, в том числе образовательной.
2. Исходя из результатов сравнительного анализа, сделан вывод о том, что интеграция техники интеллект-карт в учебный процесс с некоторой долей вероятности произвела компенсаторный эффект, частично ликвидировав недостатки дистанционного обучения, ввиду чего качество написания итогового теста почти не снизилось.
3. По мнению большинства студентов опытной группы, технология интеллект-карт в большей или меньшей мере оказала влияние на положительные результаты итогового теста, а значит, является перспективной для интеграции в процесс обучения и самообучения с целью повышения качества усвоения учебного материала.
4. Разработана методика оценки эффективности применения техники интеллект-карт в учебном процессе. Она включает следующие этапы:
I. Проанализировать для двух групп студентов результаты итогового теста, по итогам проведённого анализа выделить вопросы с общей положительной динамикой;
II. Взять за основу сравнения две подгруппы студентов с оценками выше среднего за итоговый тест, провести сравнительный анализ подгрупп по выделенным вопросам с общей положительной динамикой;
III. Классифицировать по тематике для двух подгрупп вопросы с общей положительной динамикой, классифицировать интеллект-карты опытной подгруппы по главным достоинствам, выявить значимые достоинства интеллект-карт по вопросам разного типа.
5. Интеграция техники интеллект-карт в учебный процесс повысила эффективность усвоения материала курса «Низшие растения» на 23,4% у студентов-биологов 1 курса с результатами итогового теста 60-100 баллов, в отличие от уровня усвоения этого же учебного курса студентами, образовательный процесс которых не предполагал применение данной техники.



1. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учебное пособие / А.М. Анисимов. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 с.
2. Арбузова Е. Н. Методика обучения биологии. Для подготовки кадров высшей квалификации : учеб. Пособие для вузов / Е.Н. Арбузова, В.И. Лошенко, Р.В. Опарин, А.В. Сахаров. - М. : Изд. Юрайт, 2021. - 201 с.
3. Асмолова М. Л. Искусство презентаций и ведения переговоров: учеб. пособие / М.Л. Асмолова. - 3-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 248 с.
4. Бехтерев С. Майнд-менеджмент : Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / Сергей Бехтерев : под ред. Глеба Архангельского. - М. : Альпина Паблишер, 2009. - 308 с.
5. Блэк Д. С. Эффект домино : перемены в организации начинаются с ее сотрудников / Дж. Стюарт Блэк, Хэл Б. Грегерсен ; [предисл. Стивена Кови ; пер. с англ. О. М. Поборцева ]. - Москва : Юрайт, 2009. - 241 с.: ил., табл.
6. Боровицкий П. И. Методика преподавания биологии : учеб. пособие для государственных университетов и педагогических институтов СССР / П. И. Боровицкий, П. Ф. Винниченко, Д. Я. Крамаров и др. ; Под общ. ред. П. И. Боровицкого. - 2-е изд., перераб.. - М. : Высшая школа, 1962. - 336 с.: ил.
7. Бронникова Л. М., Майер Е. И. Методические аспекты использования ментальных карт в образовательном процессе // Педагогическое образование на Алтае. - 2017. - № 1. -С. 30-33.
8. Бронникова Л. М., Майер Е.И. Методические аспекты использования ментальных карт при обобщении учебного материала (на примере темы «Теория вероятностей» в школьном курсе математики) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2G17. - № 4 (33). - С. 42-45.
9. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. / Тони Бьюзен, Барри Бьюзен : пер. с англ. Е.А. Самсонова. - 2-е изд.- Минск: Попурри, 2003. С. 55.
10. Вилкинсон М. Секреты фасилитации : SMART-руководство по работе с группами / Майкл Вилкинсон ; перевод с английского: П. Миронов, И. Окунькова ; науч. ред. В. Бехтерева, П. Безручко. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 514 с.: ил., портр., табл.
11. Г айдышев И. Анализ и обработка данных : специальный справочник. / И. Гайдышев. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.: ил.
12. Глава 9 Примеры визуального анализа и настройки графиков в Statistica [Эл.ресурс], HR-PORTAL Сообщество HR-менеджеров [Б.м., Б.г.] - URL - https://hr-portal.rU/statistica/gl9/gl9.php#37 (дата обращения: 23.05.21)
13. Гланц, Сентон. Медико-биологическая статистика. / С.Гланц : пер. с англ. - М., Практика, 1998 - 459 с.
14. Гретченко С. М. Творческое мышление как предмет психологического
исследования // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания. 2011. №8. URL - https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-myshlenie-kak-
predmet-psihologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 30.04.2021).
15. Дзюба Елена Вячеславовна Особенности категоризации интеллекта в языковом сознании // Педагогическое образование в России. 2015. №5. URL - https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kategorizatsii-intellekta-v- yazykovom-soznanii (дата обращения: 11.02.2021)... 33

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ