🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ НА ПРИМЕРЕ АО «НПФ «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Работа №191636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 8
1 Теоретические основы негосударственных пенсионных фондов 11
1.1 История развития НПО в России и опыт негосударственного пенсионного 11 обеспечения за рубежом
1.2 Роль НПФ в пенсионной системе России 23
1.3 Порядок размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных 29 накоплений
2 Анализ эффективности деятельности НПФ в России 37
2.1 Подходы к оценке эффективности деятельности НПФ в России 37
2.2 Анализ эффективности НПФ в России 42
2.3 Преимущества и недостатки НПФ в России 53
3 Повышение эффективности деятельности НПФ в России на примере АО «НПФ 59 Социальное развитие»
3.1 Общая характеристика АО «НПФ Социальное развитие» 59
3.2 Оценка эффективности деятельности АО «НПФ Социальное развитие» 66
3.3 Проблемы в деятельности АО «НПФ Социальное развитие» и пути их решения 72
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложение А 92
Приложение Б 95
Приложение В 98


Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Однако, в настоящее время, пенсионная система России является неэффективной. Пенсионный фонд имеет дефицит бюджета. И как государственный пенсионный фонд, так и негосударственные пенсионные фонды не всегда получают доходность выше инфляции, что, соответственно, сказывается и на пенсиях граждан и на экономике всей страны в целом.
На сегодняшний день пенсионная система России являет собой многоуровневую систему, которая сочетает в себе элементы как распределительной, так и накопительной модели формирования пенсии. Необходимость перехода от исключительно государственной (распределительной) модели была вызвана неспособностью государства сформировать достойный размер послетрудового обеспечения в пенсионном возрасте, покрыть дефицит бюджета.
Государственная пенсионная реформа связана с возможностью самостоятельного управления пенсионными накоплениями. Одним из вариантов является инвестирование накопленных денежных средств, предназначенных для последующих выплат пенсии, в негосударственный пенсионный фонд. О том, стоит ли переходить в НПФ, размышляет каждый человек и не всегда может принять правильное решение.
В настоящее время негосударственные пенсионные фонды наделены полномочиями, на основании которых они могут не только сохранять, но и формировать негосударственные пенсии своих клиентов.
Пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. От его функционирования также зависит система оплаты труда, налоговая система, демографическая ситуация страны. И так как негосударственные пенсионные фонды являются составной частью пенсионной системы, от их эффективности также зависит функционирование страны в целом.
От эффективности деятельности НПФ, зависит качество жизни пенсионеров, доверивших свои деньги НПФ.
В связи с актуальностью темы, целью исследования является разработка практических рекомендаций для повышения эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития НПФ в России, с опытом негосударственного пенсионного обеспечения за рубежом;
- определить роль НПФ в пенсионной системе России;
- ознакомиться с порядком размещения пенсионных резервов и инвестированием пенсионных накоплений НПФ;
- ознакомиться с подходами к оценке эффективности деятельности НПФ в России;
- проанализировать эффективность НПФ в России;
- выявить преимущества и недостатки НПФ в России;
- рассмотреть деятельность АО «НПФ «Социальное развитие», его характеристику;
- дать оценку эффективности деятельности АО «НПФ «Социальное развитие»;
-выявить проблемы в деятельности АО «НПФ «Социальное развитие» и предложить пути их решения.
Объектом диссертационного исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе реализации своих функций негосударственными пенсионными фондами.
Предметом исследования являются пути повышения эффективности деятельности НПФ в России.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 105 источников, 29 рисунков, 7 таблиц и трех приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены основные цели и задачи, представлены научная новизна и практическая значимость магистерской диссертации.
Первая глава носит теоретический характер. В ней рассмотрена история развития НПФ в России, опыт негосударственного пенсионного обеспечения за рубежом, определены роль НПФ в пенсионной системе России, изложен порядок размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений НПФ.
Во второй главе рассмотрены существующие подходы к оценке эффективности деятельности НПФ в России, проведен детальный анализ эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в России, выявлены преимущества и недостатки НПФ в России.
В третьей главе рассматривается характеристика АО «НПФ «Социальное развитие», проведен анализ эффективности деятельности данного фонда, выявлены проблемы в деятельности АО «НПФ «Социальное развитие» и даны рекомендации по их решению.
В заключении сделаны выводы по эффективности деятельности НПФ, а также предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности НПФ в России.
Теоретической и информационной базой послужили:
- законодательные акты РФ: Федеральный закон РФ от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и др.;
- постановления Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 1 февраля
1998 №463 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов
негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»; Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» и др.
- указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», Указ Президента РФ от 15 декабря 1994 «Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов» и др.
- другие нормативно-правовые акты РФ.
- данные периодической печати, журналы, книги в сфере пенсионной системы таких исследователей, как: Николаева Р.Н., Кокаева Д.Т., Лазарева Л.Б., Кругляк Л.И., Лисачок А.В., Котик О.В., Кононов М.И., Ибрагимов Л.Г., Фатхлисламова Г.Ф., Горбачева Т.А. и др.
- интернет источники: сайт Центрального банка РФ, сайт пенсионного фонда РФ, сайты НПФ.
- научные публикации иностранных исследователей: Benoit Bellone, Carl Emmerson, Johannes Hagen, Mikko Laaksonen, Silvia Borzutzky и др.
- данные Российских и зарубежных аналитических компаний.
Научная новизна данной работы состоит в следующем:
1) сформулировано авторское определение негосударственных пенсионных фондов;
2) с авторской позиции рассмотрена эффективность деятельности НПФ в России;
3) составлены авторские рекомендации по повышению эффективности
негосударственных пенсионных фондов в России на примере конкретного фонда.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения полученных результатов российскими негосударственными пенсионными фондами, в частности, АО «НПФ Социальное развитие».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы отметить, что пенсионная система России менее эффективная, чем в других развитых и развивающихся странах. Наша страна занимает 40-е место из 43 стран в рейтинге по уровню жизни для пенсионеров . Что касается негосударственной пенсионной системы России, то и она требует значительных изменений.
Ввиду того, что, на мой взгляд, определения понятия НПФ среди изученных суждений научных исследователей не в полном объеме раскрывают сущность негосударственных пенсионных фондов. В частности, в данных определениях отсутствует отражение инвестиционной деятельности данного института, что оказывает большое воздействие на благосостояние граждан не только напрямую, через выплату пенсий, но также и косвенно, за счет инвестирования средств в экономику страны, который влечет за собой рост ВВП, возможность реструктуризации экономики и, как следствие, потенциальный прирост доходов населения.
Таким образом, считаю необходимым ввести собственное определение понятию НПФ. Негосударственный пенсионный фонд - это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование в процессе реализации которой, НПФ занимаются инвестиционной деятельностью: организовывают инвестирование пенсионных накоплений и размещают пенсионные резервы с целью извлечения доходности для реализации своих целей (для увеличения уровня благосостояния граждан пенсионного возраста; защиты сбережений от инфляции).
Согласно основному закону, регулирующему деятельность НПФ, «О негосударственных пенсионных фондах» целью создания НПФ в России явилась необходимость улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции . Однако, положительный результат от деятельности НПФ остается спорным. Ведь по итогам 2018 года всего 15 фондов из 52 представленных показали доходность, превышающую уровень инфляции. Многие фонды не участвуют в рейтинге надежности, что также не с положительной стороны характеризует НПФ. В Интернете много негативных отзывов о деятельности НПФ, люди жалуются, что их накопления без их ведома были переведены из одного фонда в другой, тем самым фонды подвергли людей к потере дохода от накоплений.
Однако, несмотря на сомнительную роль НПФ для граждан, для государства роль НПФ велика. НПФ играет немаловажную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Стоит также отметить, что благодаря деятельности НПФ, у государственного пенсионного фонда снижается показатель дефицита бюджета.
Пенсионные средства, как государственные, так и негосударственные - это мощный источник «длинных» денег в национальной экономике, при увеличении вложений в пенсионные накопительные системы, будет расти экономика страны.
В настоящее время не существует единой методики оценки эффективности деятельности НПФ, в связи с чем населению трудно определиться с выбором продуктивного НПФ.
Предлагаю следующие показатели при выборе НПФ:
- основные показатели деятельности фонда;
- надежность;
- возраст НПФ;
- доходность;
- состав учредителей фонда;
- рейтинг по версии рейтинговых агентств;
- отзывы клиентов;
- представительства в социальных сетях.
Однако, основные показатели фонда и доходность, следует рассматривать в динамике. Также следует обратить внимание на прогнозную оценку надежности.
Сопоставляя государственный пенсионный фонд и НПФ можно заметить лидерство государственного пенсионного фонда в пенсионной системе России по уровню доходности, надежности и доверию граждан.
По пенсионному портфелю НПФ можно сделать вывод, что фонды, имеющие высокую инвестиционную доходность большую часть своих средств размещают в облигации, а фонды с отрицательной доходностью, такие данные не публикуют.
Население неохотно вкладывает свои сбережения в НПФ, что может быть связано со следующими факторами:
- низкий уровень сбережений граждан (32% граждан РФ имеют какие-либо сбережения);
- недоверие граждан к негосударственной системе;
- есть вероятность мошенничества, в результате которого накопления граждан могут быть потеряны;
- потеря доходности при банкротстве фонда.
Анализируя эффективность АО «НПФ «Социальное развитие» можно выделить следующее:
- количество пенсионных договоров в системе НПО с 2013 года по настоящее время уменьшается;
- объем пенсионных резервов, как и объем пенсионных накоплений, за последний рассматриваемый год (2017) уменьшился;
- доходность от инвестирования пенсионных накоплений и резервов с 2015 года у фонда падает, в 2017 году она показала уровень ниже инфляции, а в 2018 году данный показатель показал отрицательное значение;
- динамика граждан в системе НПО и ОПС отрицательная;
- в рейтинге по доходности инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ за 2018 год АО «НПФ «Социальное развитие» занимает последнее место;
- в рейтинге надежности не участвует.
Таким образом, можно однозначно утверждать, что на данный момент деятельность АО «НПФ «Социальное развитие» является неэффективной.
Можно предложить следующие направления совершенствования деятельности АО «НПФ Социальное развитие»:
- наем независимых лиц для проведения полного анализа деятельности фонда с целью выявления проблем в функционировании фонда;
- повышение информационной грамотности населения путем размещения информации на сайте НПФ, личного информирования клиентов в офисах, раздач листовок, брошюр;
- расширение географии предоставления услуг в сфере пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности управляющих компаний;
- повышение контроля над своевременностью размещения информации на сайте. Сделать ответственным за это определенного человека;
- больше инвестировать в государственные ценные бумаги (анализ показал, что сейчас они более доходные) и облигации;
- 20% активов НПФ размещать в рисковые инструменты и не менее 80% - в инструменты с фиксированной доходностью;
- совершать выездные комиссии в деревни, с целью привлечения сельских жителей, проводя агитационную и разъяснительную работу;
- открывать новые филиалы, в которых работниками были бы граждане разных возрастных категорий (от 20 до 55 лет) с целью привлечения вкладчиков разных возрастов.
Комплексный характер принятия инвестиционных решений НПФ, альтернативный подход к разработке и реализации управленческих решений, ориентация на долгосрочный характер инвестиций позволит обеспечить финансовую устойчивость фондов, эффективность деятельности, надежность и стабильности их развития.


1. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ [Электронный ресурс]: Федер. Закон РФ от 24 июля 2002 года №111_ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
2. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. Закон РФ от 15 дек. 2001 № 167-ФЗ (ред. от 14 дек. 2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
3. О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : Федер. Закон РФ от 28 дек. 2013 № 422-ФЗ (ред. от 30 дек. 2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
4. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. Закон РФ от 23 дек. 2003 № 177-ФЗ (ред. от 13 июля 2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федер. Закон РФ от 10 июля 2002 № 86-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
6. Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 9 апр. 2004 г. N 206 (утратило силу) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
7. Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных
фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 № 1117 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
8. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов
негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1998 года №463 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
9. Об утверждении Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.02.2004 № 77 (ред. от 03.07.2006) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
10. О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 №463 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
11. О создании страхового общества «Наука» и Страхового пенсионного фонда работников науки [Электронный ресурс] : Постановление Совмина СССР от 08 декабря 1990 г. № 1235 КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных
пенсионных фондов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 15.12.1994 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
13. Об упразднении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 18 октября 2004 № 1320 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
14. Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 25 июля 2013 № 645 (ред. от 15 мая 2018)
15. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 16 сент.1992 № 1077 (ред. от 12 апреля 1999) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та... 105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ