Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО

Работа №191617

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экология и природопользование

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Правовые основы экологического воспитания и формирования экологической
культуры 6
1.1 Правовые основы экологического воспитания и формирования экологической
культуры на федеральном уровне 6
1.1.1 Конституция РФ 6
1.1.2. Федеральный закон № 7 « Об охране окружающей среды» 6
1.2 Правовые основы экологического воспитания и формирования экологической культуры на региональном уровне 8
1.2.1 Закон Томской области об экологическом образовании и формировании
экологической культуры в Томской области 8
1.2.2 Концепция экологического образования и формирования экологической
культуры населения Томской области на 2021-2030 г 10
1.2.3 Программы по экологическому образованию и формированию экологической
культуры населения Томской области на 2021-2025 гг 12
1.2.4 Межведомственный план основных мероприятий по экологическому
образованию и формированию экологической культуры населения Томской области на 2022 год 12
2 Система экологического образования 13
2.1 Зарубежный опыт 13
2.2 Экологическое образование в России 15
2.2.1 Дошкольное экологическое образование 15
2.2.2 Общее экологическое образование 19
2.2.3 Дополнительное экологическое образование 22
2.2.4 Профессионально-техническое экологическое образование 23
2.2.5 Высшее экологическое образование 24
2.3 Система непрерывного экологического образования в Томской области 26
3 Программа экологического воспитания и формирования экологической культуры
в области обращения с ТКО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 62

Экологическое образование служит фундаментом современного образования, который станет ключом к изменениям в современной системе образования и общества в целом [1]. Оно должно развиваться опережающими темпами, ему предстоит стать основой новой модели образовательной системы как необходимого элемента перехода современной цивилизации к устойчивому развитию [2]. Через формирования должного экологического сознания и экологической культуры лежит один из основополагающих путей решения глобальных экологических проблем. Основной целью экологического воспитания и образования на всех уровнях является развитие нравственно-экологического аспекта воспитания и образования как основы профессиональных знаний, навыков и умений в области охраны и рационального использования природных ресурсов [1].
Несмотря на то, что в Российской федерации формируется потребность в развитии экологического образования, значительная часть населения имеет достаточно низкий уровень знаний об экологии.
Низкий уровень экологического образования, а также экологической культуры населения влечет за собой развития неудовлетворительного состояния окружающей среды и развития экологического кризиса. Именно поэтому эффективная система
экологического образования и просвещения должна быть создана в любом государстве, стремящемся стать достойным членом мировой политики, экономики и устойчивого развития в целом. В случае игнорирования данной проблемы стоит вопрос о будущем существования человечества в целом.
Чтобы достичь необходимого образовательного и воспитательного эффектов, экологическое образование должно быть непрерывным: первые экологические знания и навыки должны закладываться в семье, далее развиваться в детских садах, школах, организациях профессионального образования. В результате данного процесса должен сформироваться грамотный специалист умеющий принимать экологически верные решения.
Непрерывное экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среды, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры [3].
С целью решения экологических проблем в Российской Федерации принят национальный проект Экология, в котором большое внимание уделяется проблеме накоплению и утилизации бытовых отходов.
Ежегодно Минприроды России в целях экологического просвещения жителей, популяризации экологичного образа жизни и повышения социальной ответственности населения, просит предоставить информацию о региональных экологических практиках в том числе по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
Изученность: Наша страна к 1972 году, когда в Стокгольме прошла Первая международная конференция ООН по охране окружающей среды, уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в том числе и в области образования и просвещения.
Очень активно формировалось и экологическое законодательство. В начале 1992 года Министерством экологии и природных ресурсов РФ было создано Управление массовой информации, связей с общественностью и экологического образования и принят Закон «Об образовании», в котором было сказано, что воспитание любви к окружающей природе является одним из принципов государственной политики в области образования. А принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В 1997 году было введено понятие «образование в интересах устойчивого развития».
На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно. А в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования [4].
Объект исследования - непрерывное экологическое образование.
Предмет исследования - инструменты реализации экологического образования и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Цель исследования - разработка программы экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Задачи исследования
- Изучить документы и законодательные акты в области непрерывного экологического образования по Российской Федерации и Томской области.
- Изучить систему экологического образования в Российской Федерации и Томской области.
- Разработать программу по экологическому просвещению в области обращения с ТКО.
Объект исследования - непрерывное экологическое образование.
Предмет исследования - инструменты реализации экологического образования и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Защищаемые положения:
1. Существующая нормативно-правовая база в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует вызовам времени;
2. Система непрерывного экологического образования в Российской Федерации малоэффективна и требует доработки;
3. Программа экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращением с ТКО позволит повысит уровень знаний в области обращения с ТКО у улучшить санитарно-гигиеническое благополучие территории томской области.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Адаму Александру Мартыновичу и начальнику отдела экологического образования и просвещения ОГБУ «Облкомприрода» Михайловой Марине Геннадьевне за оказанную помощь при написании курсовой работы!


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире проблема экологического образования и просвещения приобретает массовые масштабы из-за растущих потребностей людей и расширения производственной сферы. Человечество должно в первую очередь думать о подрастающем поколении и экологическом воспитании. Если мы хотим добиться непрерывного экологического образования, важно не упустить ни одного аспекта образовательной цепочки. Существующая система дошкольного и школьного образования требует переосмысления. Это может быть корректировка учебной программы, в которой предмету "Экология" будет предаваться большому вниманию. Необходимо уделять особое внимание уровням детского сада и школы, поскольку именно эти годы жизни человека формируют его сознание, мировоззрение и мировосприятие. А воспитание и образование, в том числе экологическое, начинается с первых минут общения с маленьким человеком.
Создание законодательного акта на федеральном уровне на основе непрерывного экологического образования должно стать первым шагом в переходе к новой модели взаимоотношений человека и природы. Это позволит создать единую систему управления, планирования и финансирования для повышения уровня экологического образования среди всего населения. Государственная поддержка значительно облегчит внедрение непрерывного экологического образования.
По результатам проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Изучены документы и законодательные акты в области непрерывного экологического образования по Российской Федерации и Томской области.
2. Изучена система экологического образования в Российской Федерации и Томской области Существующая система дошкольного и школьного образования в Российской Федерации требует существенных изменений. Но, несмотря на это, система непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания в Томской области обладает высокой эффективностью. В Томской области действуют Федеральный Законы, Концепция экологического образования и формирования экологической культуры населения, существует Координационный совет и ежегодный межведомственный план. Таким образом Томская область находиться на шаг впереди в сфере непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания.
3. Была разработана программа экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО, данная поспособствует повышению уровня экологического просвещения населения города Томска, а также организация непрерывного экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также содействие в решении региональной экологической проблемы твердых коммунальных отходов.



1. Мазаев, А. В. Основы экологического образования: Учебное пособие / А. В. Мазаев, В. Н. Экзарьян. - Москва: «11-й формат», 2017. - 59 с.
2. Каверин, А.В., Массеров Д.А. Роль экологического образования в устойчивом
развитии общества // ИТС. 2014. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol- ekologicheskogo-obrazovaniya-v-ustoychivom-razvitii-obschestva (дата обращения:
27.05.2022)
3. Гостева С.Р. Экологическое образование // Евразийское научное объединение.
- 2020 г. - №6-6. - С 433-434. URL: https://esa-conference.ru/wp-
content/uploads/files/pdf/Gosteva-Snezhana-Ruslanovna1.pdf (дата обращения: 27.05.2022)
4. Рахимова Н. Экологическое образование в России: современная тенденция - формирование «моды на экологию» // Российский экологический журнал Беллона. - 2018 г. URL: https://bellona.ru/2018/02/22/eco-education-russia/ (дата обращения: 30.04.2022)
5. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Правовая основа экологического образования в России. URL:
megalektsii.ru/s27744t8.html (дата обращения: 14.05.2022)
7. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/? (дата обращения: 27.05.2022)
8. Закон Томской области от 29 декабря 2020 года № 172-ОЗ «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области» URL: https://tomsk-gov.ru/doc/113167? (дата обращения: 27.05.2022)
9. Распоряжение об утверждении Концепции экологического образования и формирования экологической культуры населения Томской области на 2021 -2030 г. URL: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 27.05.2022)
10. Распоряжение об утверждении Программы по экологическому образованию и
формированию экологической культуры населения Томской области на 2021 -2025 гг. URL: https://ocdo.tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/372/userfiles/files/
Распоряжение%20ДОО%20ТО%20от%2004_10_2021__1590-р%20Об%20 утверждении%20Программы%20по%20экологическому%20образованию(2) .pdf (дата
обращения: 27.05.2022)
11. Шашкалова Д.С., 2016. Экологическое образование в Германии и
перспективы его применения в России - дис. Магистра / Д.С. Шашкалова - Санкт- Петербург, 2016
12. Ворошилова В.М. Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Шадринского Государственного Педагогического Института. - 2014 г. - №4(24). - С 7276. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22917720& (дата обращения: 30.04.2022)
13. Экологическое воспитание дошкольников согласно ФГОС: цели, принципы,
программы и, конечно, практическая работа с детьми. URL:
www.paidagogos.com/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-s-uchetom-fgos.html#i-16 (дата обращения: 08.05.2022)
14. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (2-3 ноября 2021 г.) — Томск: Интегральный переплет, 2021, 362 с.
15. Экологическое образование в России. URL:
www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=11455. (дата обращения: 03.05.2022)
..23

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ