Введение 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности коммерческой организации 5
1.1 Понятие и содержание маркетинговой деятельности предприятия 5
1.2 Методы стратегического маркетингового планирования 10
1.3 Маркетинговые исследования и анализ рыночной ситуации 21
1.4 Формирование маркетинговой политики на предприятии 31
1.4.1 Товарная политика компании 31
1.4.2 Ценовая политика компании 34
1.4.3 Сбытовая политика компании 37
1.4.4 Методы продвижения продукции на рынке 39
1.5 Анализ рынка слабоалкогольной продукции в РФ 42
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Пивоварня Кожевниково» и разработка путей ее совершенствования 51
2.1 Характеристика компании ООО «Пивоварня Кожевниково» 51
2.2 Организация отдела маркетинга на предприятии «Пивоварня Кожевниково» и
разработка методов совершенствования его работы. 54
2.3 SWOT-анализ деятельности ООО «Пивоварня Кожевниково», как определение
направлений совершенствования компании 60
2.4 Трейд-маркетинговая активность компании, как элемент совершенствования
маркетинговой политики 65
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложения 82
В современной экономике направление торговой деятельности фирмы требует разностороннего, глубокого и сложного развития в условиях существования огромного количества компаний, товаров, потребностей и желаний покупателя. Основным условием выживаемости компании становится нахождение путей сбыта своей продукции. Маркетинговая деятельность компании становится своеобразным фундаментом для осуществления ее торговой деятельности, ориентиром, основой. Маркетинг в компании касается любой ее сферы начиная с вида выпускаемой продукции, исследования рынка, ценообразования, логистики, упаковки, управления персоналом торгового отдела, управления методами их работы с клиентами, разработку торговой марки, места размещение филиалов компании, фирменных отделов, торговых точек и многое, многое другое. Организация маркетинговой деятельности - одна из ключевых задач менеджмента современного предприятия. Для выработки маркетинговой стратегии компания должна провести колоссальную работу, детально исследовать рынок соответствующего товара или услуги, разработать постулаты работы как внутри компании, так и вне ее на уровне конечного и промежуточного потребления. Миссия, цели, задачи, стратегия развития - со всего этого начинается массивный пласт сложной аналитической деятельности с немалой долей творческого начала, называемого маркетингом. Отсутствие универсальных способов достижения успеха на рынке и в тоже время фундаментальность значения маркетинга для фирмы делают тему данной дипломной работы актуальной и современной, что позволит применить все изученные материалы и их анализ на практике в будущей трудовой деятельности.
Объектом рассмотрения послужит перспективная компания ООО «Пивоварня Кожевниково», входящая в развивающийся холдинг ЗИП «Кожевниково». Предметом исследования данной дипломной работы является изучение управления и планирования маркетинговой деятельности компании на предприятии. Целью данной дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности компании и разработка методов ее совершенствования.
В рамках данной дипломной работы в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития рынка слабоалкогольной продукции;
- провести анализ деятельности ООО «Пивоварня Кожевниково» с использованиями методов стратегического маркетингового планирования;
- изучить организацию отдела маркетинга ООО «Пивоварня Кожевниково» и разработать пути ее совершенствования;
- провести анализ показателей компании и разработать направления трейд- маркетинговой активности компании ООО «Пивоварня Кожевниково»;
Теоретической и методической основой данной дипломной работы послужили монографии отечественных и зарубежных специалистов, научные статьи в области маркетинга, справочные данные из Internet -сайтов, а также должностные инструкции, внутренние регламенты и данные 1С бухгалтерии компании ООО «Пивоварня Кожевниково».
В процессе работы каждое предприятие, ставя новые амбициозные задачи, одновременно сталкивается с большим количеством проблемных ситуаций, присущих рыночной экономике. Одним из ключевых рычагов в решении этих проблем является маркетинг. Маркетинг в организации - это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, который позволяет наилучшим способом достичь целей организации и удовлетворить потребности покупателей. Данная дипломная работа состоит из двух глав: первая посвящена изучению теоретических аспектов маркетинговой деятельности компании, методов стратегического маркетингового планирования, анализа и исследования рынка, формирования маркетинговой политики предприятия в целом. В первой главе изучены базовые понятия и содержание маркетинговой деятельности предприятия. Это основные и важнейшие этапы в деятельности компании, которые помогают определить основные направления ее политики, от качественного выбора которой будет зависеть конкурентоспособность продукта и компании в целом. Были изучены методы стратегического маркетингового планирования. В качестве объектов изучения были выделены три ключевых метода, являющиеся базовыми и имеющие широкое практическое применение. Часть данных методов была применена для анализа изучаемого в рамках данной работы предприятия, что позволило определить и разработать направления совершенствования его маркетинговой деятельности.
Далее были отражены методы маркетингового исследования и анализа рыночной ситуации, при практической реализации которых компания получает ценные количественные и качественные данные, позволяющие сформировать наиболее эффективную маркетинговую политику предприятия, включающую такие направления, как товарная, ценовая, сбытовая политики и методы продвижения продукции на рынке. Без правильного комплекса продвижения, осуществляемого с соблюдением соответствующих методов, техники, тонкостей, существование компании на рынке станет просто невозможным, даже обладая самым передовым и инновационным продуктом. При неправильном задействовании каналов продвижения, а не всестороннем, направленном, компанию ждет отрицательный или нулевой результат. Заключительной темой данной главы является анализ рынка слабоалкогольной продукции в России, который наглядно отражает текущее положение данной сферы, имеющей свои специфические особенности и особое отношение и контроль государства.
Вторая глава данной работы посвящена практическому изучению деятельности одной из перспективных томских компаний ООО «Пивоварня Кожевниково». В рамках изучения дана общая характеристика компании, с помощью методов стратегического маркетингового планирования осуществлен анализ ее деятельности, позволяющий выделить направления совершенствования. В качестве ключевого направления выбрана модернизация организации отдела маркетинга, выделены ключевые недостатки, разработана новая организационная культура управления отделом маркетинга, разработаны рекомендации по расширению данного отдела за счет включения в ее структуру дополнительной должности бренд-менеджера по разработке новых направлений, разработана должностная инструкция для данного специалиста, а также даны рекомендации по совершенствованию работы каждого сотрудника данного отдела. Заключительным этапом второй главы стала разработка направлений трейд-маркетинговой активности компании, как элемента совершенствования маркетинговой политики. Разработка осуществлялась с использованием методов стратегического маркетингового планирования, обозначены ключевые ошибки, нарушающие базовые маркетинговые постулаты, определены направления совершенствования данного направления, рекомендации к практической реализации.
В процессе работы на выбор маркетолога влияет огромное количество факторов. Данный специалист должен обладать не только аналитическим складом ума, знанием соответствующих специализированных программ, 1 С бухгалтерии. Также данный специалист должен нутром улавливать новые веяния рынка, постоянно совершенствовать свои знания, изучая новые тенденции, методы исследования и анализа рыночной ситуации, его правила, законы и постулаты. «Пивоварня Кожевниково» - это динамично развивающееся предприятие, имеющее большие планы на будущее в том числе и на открытие абсолютно новых для фирмы направлений и продуктов. Да, в деятельности компании был совершен ряд ключевых ошибок, нарушающих фундаментальные маркетинговые законы. На рынок выпускался не проработанный и не изученный детально продукт, не использовались аналитические инструменты для изучения потенциального рынка и его спроса, что повлекло за собой потерю средств компании и снижение эффективности ее работы. Глобальной проблемой является излишняя централизация власти в руках собственника компании, которая, как следствие, препятствует формированию полноценного и укомплектованного маркетингового отдела, по причине чего рождается множество недоработок, своего рода поверхностный маркетинг, выводы от деятельности которого не приносят достаточной эффективности для компании.
В процессе данной работы были изучены около 80 источников литературы, которые позволили осуществить написание данной работы. Также был выделен ряд сайтов, которые позволят в дальнейшем постоянно пополнять и улучшать знания новыми веяниями и тенденциями в направлении маркетинга и продаж. Изученные методы анализа проработаны и применены на практике, что принесет значительный вклад в дальнейшую работу по данной специальности. Данная работа стала не только полезным теоретическим базисом знаний, но и полностью адаптирована для практического применения любого специалиста маркетинговой сферы, ведь основной проблемой после выпуска специалистов становится именно практическое применение полученных ими в процессе обучения знаний. Именно поэтому концепцией данной работы стало не только совершенствование маркетинговой деятельности конкретной компании на примере ООО «Пивоварня Кожевниково», но и широкий обзор практического применения данных усовершенствований на основе изученных принципов, законов и постулатов
1. Абрамова Г.П. Маркетинг: учеб.пособие/ Абрамова Г.П., Касаев Б.С., Гаджинский А.М. и др. под ред. Абрамовой Г.П., Касаева Б.С. - М.: Инфра-М, 2003. - 173 с.
2. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: учеб. пособие / Алешина И.В., Квартальнов В.А. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 456 с.
3. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие / Алешина И.В.. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384 с.
4. Арутюнова Д.В. SWOT-анализ: учеб. пособие. / Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент/- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.- 122 с.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов / под общ. ред Багиева Г.Л.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2001. - 718 с.
6. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / Беляев В.И. — М. : КНОРУС, 2005. — 672 с.
7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: учебное пособие. — М.: МГУЭСИ 2004, — 414 с.
8. Бердышев, С. Н. Информационный маркетинг: практ. пособие / Бердышев С. Н. - М.: Дашков и К, 2012. - 215 с.
9. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учебное пособие / Васильев Г. А. - М. : ВЗФЭИ, 2008. - 240 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: изд. «Финпресс», 1998. — 416 с.
11. Голубков Е.П. Основы маркетинга : Учебник. - М.: изд. «Финпресс», 1999. - 656 с.
12. Гольдштейн Г.Я. Маркетинг:Учебное пособие для магистрантов/ Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 107 с.
13. Говард, M. Мы знаем, что вам нужно. Как они влияют на ваше сознание / Говард М.; пер с англ. Финогенова.М. — Екатеринбург. Улыра, 2007.-192 с.
14. Годин С. Доверительный маркетинг - М.:Аль-пина Бизнес Букс, 2004. - 246 с.
15. Дихтль Е. Практический маркетинг / Дихтль Е., Хершген Х.; пер. с нем.; под ред. Минко И.С.- М.: Высшая школа, 1995. - 243 с.
..76