АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ 9
1.1. Праздничный календарь: культурно-временные характеристики 9
1.2. Прошлое и будущее в советском праздничном календаре 14
1.3. Прошлое и будущее в российском праздничном календаре 21
2. РОЛЬ БУДУЩЕГО В ПРАЗДНИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА 29
2.1. Будущее как фактор изменения праздничного календаря 29
2.2. Форсайт-технология: структура и технологический аспект 35
3. ФОРСАЙТ-СЕССИЯ ПО РАБОТЕ С ОБРАЗОМ БУДУЩЕГО 40
3.1. Форсайт-сессия: технологическое описание 40
3.2. Политический праздник-2045: представление молодежи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение 1. Технологическое описание результатов форсайт-сессии «Политический праздник - 2045: представление молодежи»
Праздничная культура, находясь под влиянием глобализации и возрастающего темпа осуществления координационных процессов, претерпевает значительные изменения на каждом этапе своего развития. Быстрая смена условий реализации и функционирования праздничной политики больше не может существовать только с опорой на настоящее - возрастает необходимость просчета результатов «на несколько шагов вперед». Будущее все в большей степени оказывает влияние на политику принятия решений, и именно этим фактором был обусловлен выбор тематического направления данной работы - рассмотрения политических праздников с позиции составляющей образа будущего молодежи.
Актуальность данной темы обусловлена вызовами времени - только с учетом факторов развития определенной сферы и с максимально точным представлением ее характеристик в отдельном горизонте планирования будет достигнута высокая степень эффективности принимаемых политических решений. В контексте данной работы вопрос политических праздников раскрывается с позиции их интеграции в пространство будущего - первый шаг на пути к обновлению и трансформации культурных матриц. Обращаясь к будущему сегодня, мы можем выработать инструментарий, необходимый для воплощения выбранных и желаемых сценариев в жизнь с учетом минимальных издержек и ресурсозатрат. В процессе исследования удалось выявить характерные черты процесса взаимодействия политических праздников и будущего, а также определить проблемное поле, влияющее на процесс интеграции вышеупомянутых элементов.
Научная проблема исследования определяется необходимостью качественного исследования инструментов вхождения праздничной культуры в образ будущего, а также выявления механизмов реализации данного процесса. С точки зрения политологичности проблематика исследования обусловлена необходимостью поиска нового уровня эффективных инструментов осуществления политических решений с целью их интеграции в культурное пространство нового поколения жителей страны. Проблемные вопросы, позволяющие выстроить логику дальнейшего исследования, можно сформулировать следующим образом - есть ли в образе будущего молодежи праздники, и есть ли в этих праздниках будущее?
Научная дискуссия по вопросу позволяет сформировать теоретический базис для дальнейшего проведения исследования, погрузится в проблемное поле и выявить возможные лакуны для последующей работы с ними. В данном контексте значительный теоретический и эмпирический пласт исследований, посвященный вопросам праздничной культуры, позволил сформировать основу для вхождения в научную дискуссию с акцентом на сегменте взаимодействия политического праздника и будущего.
В качестве первичных источников для подготовки к написанию работы были использованы научные труды руководителя работы А.И. Щербинина, а также работы К. Жигульского и Б.Н. Глана, посвященные вопросам праздничной культуры и праздничного календаря, ставшие базисом для дальнейшего набора материала и проведения исследования. Вторичными источниками для написания работы стали научные статьи по вопросам праздничной культуры и форсайт-технологий, а также электронные ресурсы, позволяющие раскрыть отдельные аспекты тематического блока работы.
Степень изученности и разработанности темы в контексте данной работы подразделяется на два блока - блок, посвященный праздничной культуре, и блок, посвященный форсайт-технологиям. В первом случае основу составили первичные источники, упоминаемые ранее, дополненные работами С.Ю. Колесниковой (рассмотрение календарных систем), Т.Г. Аниконовой (взаимосвязь праздничного календаря и ценностных установок), Е.А. Филатовой (единство игры и ритуала в празднике), М.И. Васильевой (вопрос сохранения традиционной праздничной культуры), С.Н. Артановского (процесс изменения праздничных традиций), С.Н. Шаповалова (современные российские государственные праздники). Базисное представление о блоке форсайт-технологий, ставшее основой для дальнейшего проведения исследования, стали работы В.Б. Гухмана (человек и будущее), А.В. Хлунова (сценарное формирование будущего), Э.И. Крымовой (форсайт как политическая коммуникативная технология), С.В. Крюкова (технология форсайта), Г.А. Афангасьева (определение форсайта), С.Н. Кукушкиной (метод Дельфи), В.П. Третьяка и Н.Я. Калюжновой (форсайт Иркутской области), С.А. Шашнова (форсайт республики Башкортостан), а также сопроводительных разработок New Managment Company и JRC European comission для проведения форсайт- сессий. Мы впервые рассматриваем тему с позиции выделенного аспекта, что можно характеризовать как вхождение в процесс формирования научного вклада по поставленному вопросу.
Объектом исследования бакалаврской работы является политический праздник и его элементы в целом.
Предмет исследования - политический праздник как составляющая образа будущего молодежи.
Цель бакалаврской работы - выявить место и перспективы развития праздника как составляющей образа будущего молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• уточнить особенности праздничного календаря в контексте социально-культурных изменений;
• доказать влияние будущего на праздничную политику государства;
• выявить перспективы развития праздничного календаря в образе будущего молодежи;
• провести рефлексию проделанной работы.
Теоретико-методологическим основанием данного исследования является группа работ авторов, позволивших сформировать качественный теоретический базис и выстроить правильный вектор эмпирической части выпускной квалификационной работы.
Основой для формирования авторского видения проблемы стала работа А.И. Щербинина «Тоталитарная индоктринация как управление сознанием», а именно глава вторая «Праздники и игры» и глава третья «Календарь». Данный материал позволил сформировать базовое представление о ритуальной составляющей праздничного действия, о первых советских праздничных календарях и о советской праздничной культур е, и вошел в первую главу выпускной квалификационной работы. Также при написании бакалаврской работы использовались другие научные труды А.И. Щербинина, позволяющие укрепить основу работы по вопросу политического праздника, уточнить некоторые ключевые аспекты и дополнить авторское видение проблемы основными тезисами выбранного направления. Так, при создании работы были использованы статьи «Политический праздник и трансформация режима» (рассмотрения праздника с позиции изменения во время переходных политических периодов) и «Коммуникативная природа политического праздника» (концентрация на одной из функций политического праздника - механизма коммуникации). Дополнением к расширению авторской позиции по вопросу о праздничном календаре стала статья «Политический календарь России: от конструирования смыслового мира до его деконструкции», которая позволила получить более полное представление о структуре и отдельных элементах праздничного календаря, в дальнейшем используемое в контексте работы для дополнения авторского видения вопроса. В работе «Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому» автор раскрывает внутреннюю составляющую празднования Дня Победы с позиции конструирования и трансляции особой реальности - данная статья позволяет обратить внимание на значимые составляющие праздничных смысловых конструктов с целью дальнейшей трансляции данного опыта на другие праздничные даты, их сценарную составляющую и отдельные элементы. Статья «Политический праздник: концепт и коммуникация» позволила выявить механизмы создания, смыслового конструирования и
работы с праздничной символикой, а также проследить основу формирования некоторых государственных праздников современной России, а работа «Праздник как инструмент тоталитарной индоктринации» дополнила первый вышеописанный источник для более точечного представления и работы.
Сборник «Театрализованный праздники и зрелища» под редакцией Б.Н. Глана позволил получить представление о сценарной составляющей советских праздников периода 1964-1972 годов, что также стало основой первой главы работы в контексте блока о сценарных составляющих праздничного действия , а также стал основой для дальнейшего проведения сравнительных параллелей с праздниками современной России.
Выстроить логику второй главы, посвященной будущему и форсайт-технологиям, удалось с опорой на две основные работы - Э.И. Крымовой «Форсайт как политическая коммуникативная технология» и С.В. Крюкова «Форсайт: от прогноза к формированию будущего». В этих работах представлена максимально полная история возникновения и развития технологии форсайта, даны первичные попытки определения, раскрыты основные этапы становления и существующие разновидности. Именно на этом базисе выстраивалась дальнейшая работа по формированию авторской форсайт-технологии и ее реализации в эмпирической части исследования.
Кроме того, стоит выделить несколько англоязычных источников, представляющих собой технологическое описание и инструкции по проведению уникальных форсайт- сессий. С опорой на данные документы (JRC European comission. Online foresight guide/ Higgins, J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business/ Technology roadmapping and roadmaps in a context of developing countries: a conceptual framework/ Handbook of Knowledge Society Foresight. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions) удалось сформировать уникальную авторскую технологическую карту форсайт-сессии, соответствующую проблематике работы и основным целевым запросам, создать технологическое описание разработанной форсайт-сессии, выделить отдельные такты и наполнить их смысловым содержанием, отвечающим поставленным задачам и формирующим эффективный запрашиваемый результат.
В отношении теоретического вклада, можно рассматривать данную работу с позиции дополнения и развития вопроса праздничной культуры в современной России, а также с позиции обозначения проблемного поля для дальнейшего продолжения исследования вопроса. Кроме того, интересным в теоретическом плане представляется аспект сценарного рассмотрения отдельных элементом российского праздничного календаря в качестве возможного базиса для создания аналогичного советскому сборнику 6 сценариев праздников. Рассматривая данные теоретические результаты в качестве комплексного конструкта, стоит отметить, что данная работа обеспечивает определенный доступ к дальнейшему развитию обозначенной тематике на должном теоретическом уровне, подкрепленным эмпирической составляющей бакалаврской работы.
Практическая значимость данной работы заключается в сформированном в результате форсайт-сессии представлении о будущем праздничной культуры и возможных сценариев ее развития, которые можно использовать в качестве основы для анализа и выработки ключевых политических решений в праздничной политике. Данные результаты в процессе анализа позволяют не только выявить возможные характеристик развития нашей страны, но и определить перспективные для разрешения в настоящее время «пробелы» в отдельных сферах с позиции возможного закрытия через целенаправленное движение к будущему. Данный аспект представляется важным, поскольку он также влияет на выстраивание крепкой связи между настоящим и будущим как отдельных сфер жизнедеятельности (экономика, политика, культура и социальная сфера) в частности, так и общества в целом.
Основной массив литературных работ и источников, использованных в данной работе, представлен на русском языке. Источники на иностранном языке (английский/немецкий) составляют часть, посвященную описанию метода форсайта и отдельным форсайт-технологиям.
Логика работы выстроена в рамках субъективистского подхода, в рамках которого исследователь является частью изучаемой среды. В данном контексте описанный выше аспект представляется важным, поскольку форсайт-технология предполагает процесс погруженного наблюдения, учет индивидуальных особенностей и позиций по предлагаемому вопросу даже с позиции фасилитатора и ментора с целью достижения качественных и эффективных результатов. В контексте данного подхода подтверждается первичность сознания над материей - в рамках работы важно проследить влияние социальных связей на итоговый результат, а также сделать акцент на символах и ментальной составляющей праздничной культуры. Кроме того, в контексте данного подхода ключевой концепцией в основе понимания общества является культура, что позволяет выдвинуть тему выпускной квалификационной работы на первый план и подчеркнуть ее актуальность.
Написание бакалаврской работы проходило в контексте позитивистского подхода, позволяющего актуализировать значение эмпирической составляющей, а также с использованием таких методов, как анализ (для формирования авторской позиции на основании базисного теоретического материала), классификация (для выстраивания 7
множественных аспектов в логическую структуру с целью дальнейшего использования в работе), сравнение (с целью выявления качественных сходств и различий проблемного аспекта в разные периоды времени) и форсайт-технология сценирования, ставшей основой для проведения эмпирической части исследования.
Структура бакалаврской работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из трех глав. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая и третья глава - из двух параграфов каждая.
Первая глава посвящена рассмотрению культурно-временных характеристик праздничного календаря, а также выявлению характерных черт прошлого и будущего в отдельных элементах советского и российского праздничного календарей с акцентом как на календарную матрицу в целом, так и на сценарии отдельных праздников в частности. Вторая глава акцентирует внимание на аспекте воздействия будущего на праздничный календарь, выявлении технологий данного взаимодействия и концентрации на одной из них - технологии форсайта. Третья глава представляет собой описание и результаты эмпирической части работы - форсайт-сессии, посвященной вопросам образа будущего молодежи и места в нем праздника в горизонте 2045 года.
В результате проведенной работы и исследования были получены достаточно противоречивые ответы на поставленные в начале исследования вопросы - в образе будущего молодежи как целевой аудитории работы есть место праздникам, но в этих праздниках нет элементов будущего. Подобные противоречивые результаты обусловлены несколькими причинами.
Во-первых, политический праздник является неотъемлемой частью культурного кода народа, что обеспечивает его сохранность как значимого элемента вне зависимости от сценарного видения будущего. Каждое поколение, которое живет в настоящем, впитывает культурные коды и матрицы, сохраняя их в своем сознании как комплексный конструкт, влияющий на восприятие мира в целом. Данный аспект указывает на то, что, приняв за основу наличие праздников в культурной матрице народа, мы определяем присутствие праздничного действия как неотъемлемой части культурной сферы, вне зависимости от горизонта планирования и идеологической составляющей. Все вышесказанное также подтверждает актуальность тематики изучения праздничной культуры с разных аспектов и позволяет сформировать базис для дальнейшей научной работы и эмпирических исследований, как с позиции уникальности праздничного действия в контексте будущего, так и с позиции взаимодействия выбранных элементов.
Во-вторых, присутствие элементов будущего в празднике может быть только при наличии их в общем идеологическом конструкте. Направленность на присутствие будущего в политике настоящего не возникает естественным путем, а является результатом планомерной работы властных групп по формирования базисного конструкта, который в дальнейшем станет основой для выстраивания уникального образа будущего. Ввиду отсутствия четкого идеологического конструкта в России праздники в большей степени приобретают даже не оттенки настоящего, а прошлого, в рамках которого была выстроенная четкая идеологическая матрица в недалеком прошлом.
Как отмечалось ранее, несмотря на всю эфемерность понятия будущего, воплотить его в жизнь и начать двигаться к определенному курсу возможно только при строгой идеологической структуре. Именно она позволяет четко выстроить ценностные характеристики, позволяющие создавать механизмы и транслировать будущее доступно для каждого жителя страны. В настоящее время в России нет четко определенного идеологического курса, что накладывает свой отпечаток и на праздничную культуру в частности. В качестве причин данного аспекта можно назвать возможные опасения к формированию тоталитарных установок, глобализационные и интеграционные процессы, а также общую размытость политического курса.
Политический праздник - идеальный инструмент для презентации будущего народу. Благодаря гибкости сценарной составляющей и уникальному культурному базису, праздники позволяют приблизить будущее, сделать его доступным и понятным для каждого через символику, персоналий или место проведения. Формируя праздничную политику с учетом особенностей будущего и включением отдельных его элементов, праздник становиться своеобразным предвестником нового времени, транслятором, который позволит каждому жителю страны почувствовать себя частью будущего и сделать шаг к нему навстречу.
Результаты работы также можно рассмотреть с позиции формирования проблемного поля, заключающегося в вопросе о необходимости выработки идеологического политического вектора с целью воплощения элементов будущего в праздничной политике. Возникшее противоречие позволяет не только обозначить проблему в практическом и научном плане, но и сформировать базу для дальнейшей научной работы по тематике, результаты которой позволят разрешить данное противоречие уже в практическом ключе - в реальных политических решениях для достижения максимально эффективного результата.
В качестве рекомендаций по применению полученного результата можно выделить возможность дальнейшего развития проблемной тематики в рамках научной работы в процессе обучения по программе магистратуры, внедрения выявленного проблемного поля в научную дискуссию по вопросу, продолжение развитие форсайт-сессий в предложенном ключе с целью уточнения результата и формирования новых дополнительных методик для поиска иных граней полученных сценарных практик. Кроме того, в качестве возможной площадки распространения практических результатов работы можно рассматривать как площадки встреч научного сообщества (профильные дискуссии/форумы), так и молодежные форумы (Таврида, ТИМ Бирюса, АТР, Поколение - 2030) с целью проработки эмпирической части работы и формирования нового взгляда на проблемное поле.
1. #Молфест: как томичи празднуют день молодежи. [Электронный ресурс]. Режим gocTyna:URL: https://www.riatomsk.ru /article/20180624/denj-molodezhi-tomsk/
2. «Советский календарь на 1919 год». Литфонд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.litfund.ru/auction/31/216/
3. Англо-русский словарь - 23-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1991. - 974 с.
4. Аниконова Т.Г. «Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества» // Наука. Искусство. Культура. №. 2 (6). 2015. С. 20-30
5. Артановский С.Н. Традиция: от прошлого к будущему // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. №. 1. 2010. С. 6-15
6. Афанасьев Г.А. Что такое форсайт? Попытки определения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/4
7. В воскресенье в центре Томска отметят День молодежи. [Электронный ресурс].
Режим доступаТЛ.!.: https://obzor.westsib.ru/news/574084—v-voskresene-v-centre-
tomska-otmetjat-den-molodezhi
8. Васильев М.И. Проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. №. 24. 2003. С. 51-56
9. Государственные праздники и праздничные дни в СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.hochuvseznat.ru/USSR_gosud_prazd.php
10. Гуляй, пока молодой: программа Дня молодежи-2018 в Томске. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:ЦИ.: https://www.riatomsk.ru/article/20180623/denj-
molodezhi-tomsk-programma/
11. Гухман В.Б. О человеке обозримого будущего // Future Human Image. 2014. №2. С. 153-160
12. День Конституции 1977 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.litfund.ru/auction/31/216/
13. День молодежи в Томске: программа мероприятий. [Электронный ресурс]. Режим
доступаЛЛ.!.: https://www.tvtomsk.ru/vesti/company /38029-na-dne-molodezhi-v-
tomske-vystupit-dominik-dzhoker.html
14. День народного единства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.calend.ru/holidays/0/0/94/
15. День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/3753396
..50