Введение 3
1 Теоретические положения исследования организационной культуры 6 предприятия
1.1 Понятие организационной культуры и ее составляющие 6 элементы
1.2 Виды организационной культуры 15
1.3 Факторы, влияющие на формирование организационной 26 культуры
2 Методологические аспекты оценки уровня организационной культуры 37 на предприятии
2.1 Принципы и этапы формирования организационной культуры 37 на предприятии
2.2 Методы оценки организационной культуры предприятия 43
3 Основные направления совершенствования организационной культуры 52 ООО «Телец»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Телец» 52
3.2 Анализ организационной культуры ООО «Телец» 56
3.3.Рекомендации по совершенствованию организационной 60 культуры ООО «Телец» Заключение 68
Литература 70
Приложение А тест Квина и Камерона 74
Приложение Б расчет сложившейся организационной культуры и 78 предполагаемой по методу Квина и Камерона
Любое предприятие стоит перед формированием собственного облика: определение целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и услуг, правил поведения и нравственности сотрудников, а также поддержание репутации предприятия в деловом мире. Все это можно назвать организационной культурой, которая является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы предприятия.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной для современного предприятия теме - организационной культуре. Вопрос организационной культуры на предприятиях актуален на сегодняшний день и его актуальность будет расти по мере продвижения российских предприятий на мировой рынок.
Предприятие функционирует и развивается, постоянно подвергается влиянию с внешней среды, приспосабливается к ее изменениям, современное предприятие должно иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную реакцию на воздействие окружающей среды, но и возможность изменять окружающую действительность.
Этот потенциал деятельности предприятия обеспечивает
организационная культура: это, то ради чего люди становятся сотрудниками организации, как строятся отношения между ними и какие принципы, методы используются при работе предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Телец».
Задачами темы являются:
1. Определение организационной культуры, и ее видов
2. Определение факторов влияющих на формирование организационной культуры
3. Анализ методологической базы оценки управления организационной культуры
4. Оценка уровня организационной культуры предприятия ООО «Телец»
5. Разработка решений по совершенствованию организационной культуры ООО «Телец»
Предметом исследования в данной работе является процесс формирования организационной культуры. Вариации культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров на предприятии и на эффективность деятельности сотрудников.
Объектом исследования является организационная культура ООО «Телец».
В работе были использованы такие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, SWOT-анализ, социологическое исследование, анализ научно-практической информации.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 освещает теоретические положения организационной культуры. В ней исследуется: понятие организационной культуры и ее составляющие элементы; виды организационной культуры; факторы, влияющие на формирование организационной культуры. В главе рассмотрены такие вопросы как: что такое и зачем нужна организационная культура; какие виды организационной культуры существуют; какие факторы влияют на формирование организационной культуры.
Глава 2 посвящена методологическим аспектам оценки уровня организационной культуры на предприятии. В ней исследуется: принципы и этапы формирования организационной культуры на предприятия; методы оценки организационной культуры предприятия. В данной главе даны ответы на вопросы: какие этапы проходит организационная культура при
формировании, а также как оценить уровень организационной культуры на предприятии.
Глава 3 является практической работой. В ней происходит выявление внешних и внутренних факторов влияющих на ООО «Телец», а также оценка организационной культуры ООО «Телец» и мероприятия по ее совершенствованию. В ней исследуется: характеристика предприятия ООО «Телец»; анализ среды ООО «Телец»; анализ организационной культуры ООО «Телец» и рекомендации по ее совершенствованию. В этой главе исследуемым объектом является предприятие ООО «Телец». Проведен анализ посредством тестирования сотрудников предприятия, выявлены недостатки в организационной культуре предприятия, на основе этого разработаны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Телец».
1 Теоретические положения исследования организационной культуры предприятия
На основе проведенного анализа, можно подвести итоги. Организационная культура - это набор важных предположений, символов, ценностей, которые разделяют все члены предприятия. Развитие организационной культуры подразумевает ее формирование, изменение, а также поддержание. Культура общества, внутри которого предприятие функционирует, оказывает значительное влияние на формирование организационной культуры.
Организационная культура поддерживается при помощи соблюдения ритуалов, обрядов, а также традиции сложившихся на предприятии.
При формировании организационной культуры, нужно понимать, что ею невозможно управлять непосредственно, а можно лишь только создает условия в которых она будет развиваться. Культура поведения человека зависит от его типа личности, также и организационная культура зависит от типа предприятия.
Чем труднее ситуация на рынке, тем более конкурентоспособны компании с развитой организационной культурой, с людьми которые преданы своему делу и предприятию.
К трудностям поддержания организационной культуры можно отнести: прием на работу новых сотрудников, которые за собой приносят свои ценности и традиции с прошлого места работы. Для того чтобы поддержать сложившуюся организационную культуру, необходимо оказывать внимание формированию ценностей организации, и максимально пытаться сблизить ценности сотрудников и предприятия.
Для того чтобы не возникало таких трудностей с новыми сотрудниками, нужно проводить комплекс мероприятий, который начинается с отбора кандидата и осознания его личностных ценностей, и если его ценности противоречат ценностям организации, то это может отрицательно повлиять на организационную культуру сложившуюся на предприятии.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ организационной культуры предприятия ООО «Телец». По итогам тестирования сотрудников было выявлено, что сложившаяся организационная культура в небольшой степени не совпадает с желаемой. Таким образом, были даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры предприятия.
Если данные рекомендации будут использованы на предприятии, то это позволит ему быть более внимательным к внешним позициям в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подходов к людям, при увеличении доли в квадранте адхократической культуры. А также организация сможет сфокусировать внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем, при увеличении в квадранте рыночной культуры.
Можно сделать вывод, что если предлагаемые рекомендации по совершенствованию управления организации будут осуществлены на предприятии ООО «Телец», то это позволит оптимизировать систему управления предприятием, а также повысить эффективность деятельности.
1. Агаев А. М. Организационная культура современной корпорации / А. М. Агаев, М. Н. Грачев. - МЭМО, 2003. - 153 с.
2. Агапова Т. Н. Риски предприятия: теория и управление / Т. Н. Агапова. - Вологда, 2013. - 86 с.
3. Акимова Т. А. Теория организации : учеб. пособие / Т. А. Акимова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг и культура предпринимательства / Г. Л. Багиев, В. В. Томилов, З. А. Чернышева. - СПб. : СПбУЭФ, 1995. - 115 с.
5. Басовский Л. Е. История и методология экономической науки : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 231 с.
6. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Экономистъ, 2014. - 656 с.
7. Гришина В. Т. Маркетинговые исследования: практикум / В. Т.
Гришина. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 58 с.
8. Грошев И. В. Организационная культура : учеб. пособие / И. В.
Грошев, И. В. Емельянов, В. М. Юрьев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 288 с.
9. Грошев И. В. Организационная культура в системе менеджмента
современного российского предпринимательства : автореф. дис. ...д-ра экон. наук / И. В. Грошев. - Тамбов, 2007. - 21 с.
10. Жданова Т. Культура и персонал. Точки соприкосновения // Библиотека. - 2009. - №9. - С. 26-28.
11. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Занковский. - М. : Флинта, МПСИ, 2002. - 648 с.
12. Ильенкова И. Д. Инновационный менеджмент : учебник / И. Д. Ильенкова. - М.: Юнити, 2007. - 306 с.
13. Камерон. К. Диагностика и измерение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб. : Питер, 2011. - 310 с.
14. Карташова Л. В. Организационное поведение : учебник / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 220 с.
15. Колесников А. В. Корпоративная культура современной организации : курс лекций / А. В. Колесников. - М. : Альфа-Пресс.2011. - 448 с.
..43