ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАНИПУЛЯЦИЯ В СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие манипуляции: история и трактовки 8
1.2 Методы и приемы манипулирования в СМИ 16
2. МОСКОВСКИЕ ПРОТЕСТЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ: МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ 22
2.1 Дискредитация протеста в «Комсомольской правде» 22
2.2 Псевдоаналитика событий в «Известиях» 37
2.3 Делегитимация власти в «Новой газете» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Лето 2019 года в России выдалось бурным на политические протесты. Началось все с того, как в июне по обвинению в сбыте наркотиков был задержан корреспондент «Медузы» Иван Голунов. Дело, что называется, было «шито белыми нитками», журналиста преследовали за его профессиональную деятельность, связанную с расследованием преступлений похоронной мафии. После масштабной общественной кампании в защиту журналиста он был отпущен ввиду отсутствия доказательств вины, но градус недовольства действиями властей сохранился.
Продолжение последовало в начале июля, когда стало известно о том, что целый ряд оппозиционных кандидатов в Московскою городскую думу не допущен до выборов. Это привело к многотысячным протестным акциям в Москве, продолжавшимся до конца сентября, и новым политическим процессам над активистами, обвинявшимися в организации массовых беспорядков и насилии по отношении к сотрудникам правопорядка, - так называемому «Московскому делу».
Свою роль в этих событиях сыграли массмедиа, вновь расколовшиеся вместе со всем обществом на два непримиримых лагеря - сторонников властей и сторонников протестующих. Если провластные, охранительные медиа заостряли внимание на том, что нарушений при регистрации на выборах не было, а оппозиция намеренно провоцирует массовые беспорядки для дестабилизации ситуации в стране, то оппозиционные издания, демократические, коммунистические и т.д., напротив, утверждали, что никаких провокаций не было, а был естественный и спонтанный протест граждан против нарушения их гражданских прав. Невозможно сказать, на чьей же стороне была правда, единственное, что было очевидно, что и те и другие в равной степени развернули масштабные пропагандистские кампании, пытаясь воздействовать на сознание сограждан, и это вернуло на повестку проблему манипуляций мыслями и поведением людей со стороны СМИ.
С этим связана актуальность темы нашего исследования - с ролью манипулятивных технологий, как одного из основных инструментов влияния в политическом пространстве, когда средства массовой информации не просто создают актуальную информационную повестку, они создают картину мира, контролируют и преобразуют внутренний мир человека. В своих сообщениях медиа нередко апеллируют к стереотипам, используют методы дезинформации, культивируют образ врага, скрывают свои истинные цели и т.д.
В современной России эта проблема усугубляется в связи с потерей независимости журналистов, с установлением контроля за основными массмедиа со стороны не только крупного бизнеса, но государства с его несменяемой властью. Это начинается еще в далеком 2000 году, после вступления в должность президента России Владимира Путина, когда государство берет свой под контроль оппозиционный на тот момент телеканал «НТВ». Чуть больше свободы остается у газет и интернет-СМИ, но их активы также передаются зависимым от власти бизнесменам (из последних примеров это «РБК» и «Ведомости»). В 2014 году в России принимаются поправки к Закону о СМИ, которые запрещают иностранным гражданам выступать учредителями СМИ в России, а также ограничивают участие иностранного капитала в российский медиа долях [28].
Объект исследования - манипулятивные технологии в арсенале СМИ, используемые ими в пространстве политической коммуникации. Предмет - публикации некоторых российских проправительственных и оппозиционных медиа о московских протестах 2019 года.
Цель исследования заключалась в том, чтобы через анализ подходов к освещению этих событий выявить и подтвердить факт манипуляций читателями со стороны редакций и журналистов, а также охарактеризовать репертуар используемых манипулятивных технологий (стратегий, тактик и конкретных приемов манипуляции).
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
- разобраться с понятием манипуляции в теоретическом дискурсе современной коммуникативистики;
- обобщить и классифицировать технологии и приемы манипуляции, выделяемые в научной литературе;
- собрать, обобщить и проанализировать корпус публикаций на темы московских протестов 2019 года в российских изданиях различного типа и идеологической позиции ;
- реконструировать манипулятивные коммуникации в различных изданиях.
Материалом для исследования послужили публикации интернет- сайтов крупнейших российских газет - «Комсомольской правды», «Известий» и «Новой газеты», посвященные протестным акциям в Москве в 2019 году. Выбор данных изданий был обусловлен как их типологическим статусом (массовая «Комсомолка» / качественные «Известия» и «Новая газета»), так и идеологическими позициями (прогосударственные «КП» и «Известия» / оппозиционная «Новая»). Общий объем корпуса материалов, привлекаемых к анализу - более тридцати.
Напомним, что если для качественной прессы характерен спокойный тон, взвешенность оценок, контроль за достоверностью информации, потому что она ориентирована на образованную аудиторию, то массовые издания, напротив, делая акцент на сенсационной подаче материала, нацелены на удовлетворения потребностей менее взыскательной публики. Следовательно, можно предположить, что к манипуляциям в большей степени предрасположены массовые издания, тогда как качественные в большей степени склоняются к убеждению, действуют открыто, приводят аргументы и дают читателю свободу делать собственные выводы.
Также выбор изданий для анализа был определен их ведущими позициями на российском медиарынке. Так, согласно рейтингу российской компании-разработчика автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцсетей в режиме онлайн «Медиалогии» за 2019 год, «Известия» стали лидером рейтинга топ-10 самых цитируемых газет, «Комсомольская правда» значится на втором месте по цитируемости в социальных медиа, а «Новая газета» на четвертой позиции в этом же рейтинге [19].
Для анализа были выбраны не печатные, а онлайн-версии газет, потому что их контент обширнее и у них больших охват аудитории. Так, по данным «Москва 24», «ежедневный выпуск газеты «Комсомольская правда» имеет аудиторию почти 2 миллиона человек, еженедельный - более 3 миллионов. Сайт kp.ru посещает более 7,5 миллиона человек в сутки. А ежедневная аудитория радио «Комсомольская правда» составляет 1,5 миллиона человек» [12].
Теоретической основой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области коммуникативистики (У. Липпман, Г. Лассуэлл, Н. Хомский, Б.И. Осипов, А.К. Несоленая, Е.Р. Горина, И.М. Дзялошинский, Г.В. Доценко, А.М. Цуладзе, Е.Р. Горина, С.И. Маслаков, Г.А. Копнина, С.Г. Кара-Мурза), медиалингвистики (Т.Г Добросклонская, Н.Е. Булакова, М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Никольская), социальной психологии (Э. Ноэль-Нойман, Д.В. Ольшанский, В.Л. Бозаджиев и др. )
Методы исследования. В работе применялись методы наблюдения, описания, обобщения (для систематизации, классификации и обобщения результатов) с элементами контекстуального, стилистического и контент - анализа материалов (для определения частоты употребления манипулятивных приемов и выявления особенностей использования манипуляции в той или иной газете).
Научная новизна исследования состоит в том, в работе впервые изучено использование манипуляции в СМИ во время прошлогодних протестных акций в Москве.
Практическая значимость исследования заключается в том, полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении, анализе и классификации приемов манипулирования в СМИ, к примеру, во время проведения различного рода протестов, митингов и общественных акций. Выводы могут быть полезны в преподавании таких учебных дисциплин, как «Социолингвистика», «Коммуникативистика», «Психология журналистики», «Этика журналиста» и т.д.
Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), Заключения, библиографии,
насчитывающей 68 наименований, а также Приложений.
Манипуляция может осуществляться в разных сферах коммуникаций, как на межличностном, так и на массовом уровне. Ее главной особенностью является скрытый характер воздействия, посредством которого манипулятор может подчинить реципиента своей воле, убедить его изменить взгляды и представления о том или ином событии, явлении.
Человек не может видеть общественное мнение своими глазами и поэтому СМИ берет на себя роль посредника и может транслировать это мнение. Посредством подачи различной информации средства массовой информации формируют картину мира, политическое сознание и могут влиять на политическую ситуацию через информационный процесс. Поэтому их влияние на массовое сознание огромно. СМИ формируют «псевдосреду», которая в сознании индивида отражается как действительность (У. Липпман). Читатель, доверяющий тому или иному изданию, в большей степени подвержен его манипулятивному воздействию.
Впервые вопрос о манипулятивном воздействии масс-медиа был поставлен после Первой мировой войны и рассмотрен рядом ученых в сфере социологии, журналистики, политологии. Особую известность приобрела теория «волшебной пули» Г. Лассуэла. Он полагал, что сообщения средств массовой информации влияют на свою аудиторию напрямую, формируя единую реакцию масс. Тот, на кого направленно такое воздействие, не может ему противостоять и является его жертвой, марионеткой. Позже данная теория была дополнена еще одним известным исследователем П.Ф. Лазарсфельдом. Основывая на выводах Г.Д. Лассуэлла, он разработал двухступенчатую модель коммуникационного воздействия, в которой между СМИ и массами есть посредник «лидер мнения». И именно «лидер мнения» формирует окончательное представление индивида о политической повестке.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, исследования манипуляций в СМИ сохраняют свою актуальность до сих пор. Это обусловлено тем, что медиа располагают широкими возможностями манипуляции, а люди не всегда могут идентифицировать ее, чтобы обеспечить свою информационную безопасность.
Как показал наш анализ, манипуляция в СМИ реализуется, в первую очередь, посредством тщательного подхода к отбору сведений. Селекция информации предшествует другим приемам, предполагающим манипуляцию с уже отобранными фактами. Эти приемы были рассмотрены на примере трех влиятельных российских газет - «Комсомольской правды», «Известий» и «Новой газеты».
С одной стороны, было эмпирически подтверждено различие между массовыми изданиями, к которым относится «Комсомольская правда», и качественными - «Известиями» и «Новой газетой». Качественные издания действительно отличаются аналитической подачей информации, четким разделением факта, анализа и комментария, но оба проявляют ангажированность. Хоть материалы «Известий» и «Новой» и ориентированы на образованного читателя с достаточно высоким социальным статусом и включенного в общественно-политический процесс, приемы прямого, открытого - убеждающего воздействия средствами риторики не исключают манипуляции. Не размещая, как «Комсомолка» и другие массовые издания, кричащих заголовков, избегая откровенной сенсационности, они тем не менее оказываются близки им, также апеллируя к стереотипам аудитории, следуют либо политическому заказу («Известия»), либо своим предрассудкам («Новая газета»).
Чрезвычайно важно, что «Комсомольская правда» и «Известия» относятся к официозным изданиям, выражая взгляды истеблишмента и пользуясь его значительной материальной поддержкой. «Новая газета», напротив, является оппозиционным СМИ, выступающим против действующей администрации, что не позволяет подозревать редакцию в продажности.
Основные манипулятивные стратегии в приведенных изданиях в случае с «Известиями» и «Комсомольской правдой» сводятся к дискредитации протеста, умалению достоинства митингующих и подрыву авторитета лидеров протеста. Складывается авторитарный, монологический дискурс, предполагающий безусловное признание авторитета государства и его институтов, а также в нетерпимость к альтернативным позициям. Он позволяет создавать такое представление о действительности, которое «удобно» изданию. Несмотря на антиправительственную позицию, такой же догматический дискурс свойственен и «Новой газете», только он отличается своей полярностью: манипуляция направлена на делигитимацию действий силовых структур и власти в целом.
Для осуществления манипулятивных стратегий, независимо от политической принадлежности издания, чаще всего используют приемы навешивания ярлыков, противопоставление «свой-чужой», создание образа врага, прямые обвинения и косвенные оскорбления, активно используются фигуры речи, выражающие иронию или скрытое отношение. Все три издания публикуют взвешенную, тенденциозно отобранную информацию, и привлекают только «своих» экспертов.
Таким образом, можно сделать вывод, что независимо от политических убеждений, а также от типологической принадлежности к качественному или массовому изданию, манипуляции подвержены все СМИ, особенно в отношении столь неоднозначных социальных акций, как московские протесты лета-осени 2019 года.
1. Амелин В.Н. Социология политики. М.: Аспект-Пресс, 1992. 320 с.
2. Балахонская Ю.В. Отличительные особенности политической мифологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №3 (67). С. 189-194.
3. Бозаджиев В.Л. Политическая психология [Электронный ресурс]. URL: https ://www. mono graphics. ru/ru/book/view?id=275 (дата обращения: 28.05.2020).
4. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
5. Гендиректор ИД «Комсомольская правда» рассказал о
проплаченных статьях без пометки «реклама» в своих изданиях // Inc. [Электронный ресурс]. URL: https ://incrussia. ru/news/gendirektor-id-
komsomolskaya-pravda-rasskazal-o-proplachennyh-statyah-bez-pometki-reklama- v-svoih-izdaniyah/ (дата обращения: 03.04.2020).
6. Горина Е.В., Лазарева Э.А. Интернет -издание как текстовой феномен // Лингвокультурология. 2009. №3.
7. Горина Е.Р. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности. Екатеринбург: Изд -во Уральского ун-та, 2016. 65с.
8. Григорий Березкин связал себя с «Комсомолкой» // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/735796 (дата обращения: 03.04.2020).
9. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1.
10. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М.: Флинта, 2008. 263 с.
11. Елистратов В.С. Словарь русского арго. [Электронный ресурс]. URL: http://gramota.ru/slovari/argo/53 14227 (дата обращения: 15.04.2020).
12. «Еще погуляем!»: «Комсомольская правда» отмечает 95-летний
юбилей // Москва-24. [Электронный ресурс]. URL:
https://www. m24. ru/news/obshchestvo/21052020/118650 (дата обращения:
03.04.2020).
13. Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста [Электронный
ресурс]. URL: http: //www. discourseanalysis. org/ada25/st277. shtml (дата
обращения: 03.06.2020).
14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt with-big-pictures.html (дата обращения: 14.10.2019).
15. Лассуэлл Г. Язык власти. [Электронный ресурс]. URL:
https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/880 (дата обращения: 03.06.2020)...68