Введение 3
Глава 1. Познавательный аспект проблемы академического присутствия теологии 6
1.1 Познавательные стратегии теологии, практика и перспективы их существования
в университете 6
1.1.1 Определение теологии 6
1.1.2 Классификация теологических практик 9
1.2 Познавательные стратегии теологии в контексте проблемы гуманитарного
познания 20
1.3 Познавательный статус теологии 27
Глава 2. Политический и образовательный аспекты академического присутствия теологии 30
2.1 Политический аспект академического присутствия теологии 30
2.1.1 Выделение сферы политического в академическом присутствии теологии 30
2.1.2 Теология как субъект справедливости 31
2.1.3 Теология как легитимация и воспроизводство господства 33
2.1.4 Политичность теологии 35
2.2 Образовательный аспект академического присутствия теологии 41
Заключение 46
Литература 48
В работе исследуется проблема академического присутствия теологии, то есть вопрос о том, какими факторами определяется (не)легитимность присутствия теологии в светском университете в ситуации академической экспансии данной дисциплины, то есть в случае, когда эта дисциплина входит в университет «извне» в силу причин, напрямую не связанных с логикой развития университета.
Актуальность
В постсоветский период формы и сама возможность присутствия теологии в российских университетах становятся предметом дискуссий . Однако в академическом дискурсе данная проблема ставится преимущественно в рамках педагогики, тогда как ситуация может быть исследована в философском ключе. Кроме того, проблема теологии в светском университете рассматривается ее исследователями в основном как вопрос о том, допустимо или недопустимо, необходимо или излишне присутствие теологии в академическом пространстве. Безусловно, эти вопросы требуют ответов, однако не менее значимыми представляются факторы, которые определяют воззрения на проблемную ситуацию. Вероятно, такой подход сможет прояснить действительное содержание дискуссий о соответствии или несоответствии теологии академическому пространству.
Объект
Объект исследования - формы присутствия теологии в светском университете.
Предмет
Предмет исследования - факторы, определяющие легитимность присутствия теологии в светском университете.
Цель
Цель настоящей работы - исследовать проблему академического присутствия теологии (главным образом в синхроническом измерении).
Задачи
Задачи данной работы:
1) Выделить в исследуемой проблеме аспекты, которые проявляют себя в социальной практике академического присутствия теологии.
2) Охарактеризовать основные концепты и теории, которые определяют функционирование познавательного, политического и образовательного аспектов проблемы академического присутствия теологии.
Методы
Проблема академического присутствия теологии определена в качестве частного случая проблемы легитимации. Аспекты вопроса о факторах присутствия теологии в светском университете (познавательный, политический и образовательный аспекты) выделены аналитически. В рамках каждого аспекта перспективы академического присутствия теологии оцениваются исходя из аналитически определенных критериев эффективного вхождения в университетское пространство. В качестве основного критерия в данной работе было выбрано соответствие теологии символическому миру университета и соответствующим представлениям о системе знания. Различные способы представления теологии сравниваются между собой по выделенному критерию.
Также в работе нашел применение концептуальный синтез, благодаря которому удалось объединить разнородные концепции, отражающие взгляды на отношения теологии и политики, в единую систему, которая описывает политический аспект проблемы академического присутствия теологии в фокусе отношения данной дисциплины к символическому капиталу университета.
Степень изученности проблемы
Функционирование теологии в академическом пространстве исчисляется веками, однако проблема академического присутствия теологии является относительно новым предметом философского интереса в России и за рубежом. Среди работ, наиболее близких по тематике нашему исследованию, стоит отметить статью Ауры-Елены Шусслер (Aura-Elena Schussler) [77]. В поиске факторов, которые оказывают основное влияние на формы осуществления теологии в университете, исследовательница обращается к общим представлениям о реальности, господствующим в то или иное время. Например, относительно современности предполагается, что существующая под знаком постнигилизма и гиперреальности религия производит «слабую теологию», то есть теологию адаптивную и интерконфессиональную. Впрочем, рассматриваемое исследование предполагает длительную историю присутствия теологии в университете: A.-E. Шусслер обращается к университетам Европы, для которых теология была неотъемлемой частью академического пространства - соответственно, об академической экспансии в данном случае говорить нельзя.
На наш взгляд, такой подход может быть дополнен и продолжен рассмотрением других общих аспектов проблемы, то есть различных типов отношений университета, религии (теологии) и государства. Отечественные работы, связанные с проблемой академического присутствия теологии, напротив, в наибольшей мере фокусируются на более
конкретных аспектах вопроса. Поскольку российская образовательная ситуация
представляет вопросы наличия теологии в университете наглядно, отечественные
исследователи обращаются преимущественно к анализу логики и содержания аргументации сторонников и противников широкого проникновения теологии в российский светский университет.
Таким образом, существует потребность в исследовании, которое могло бы обобщить факторы, влияющие на положение теологии в университете, а также восприятие этого положения заинтересованными сторонами.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
В первой главе раскрывается познавательный аспект проблемы академического присутствия теологии. Выделяются основные методологические стратегии теологии, оцениваются возможности их присутствия в университете. Делается вывод, что основным фактором легитимации теологии как метода познания в академическом пространстве является познавательный статус. Достижение положительного эпистемического статуса теологией (то есть определение ее в качестве знания) выступает условием для включения данной дисциплины в пространство университета.
Во второй главе исследуются политический и образовательный аспекты проблемы академического присутствия теологии. Основным содержанием политического измерения вопроса является взаимодействие теологии с действующей легитимацией университета, стратегии, которые воплощаются в функционировании данной дисциплины.
Анализ образовательного аспекта проблемы демонстрирует, что значимой частью действующей легитимации университета является университетская докса, которая определяет иерархию дисциплин и неразрывность их единства. Соответственно, входящая в академическое пространство теология может либо подчеркивать свою связь с элементами университетской доксы (стратегия сохранения), либо претендовать на переопределение символического мира университета (стратегия подрыва).
Заключение обобщает «вызовы», создаваемые устойчивыми практиками функционирования университета, и «ответы» - на каждую существенную возможность делегитимации теологии дается своеобразный концептуальный контраргумент.
Проблема академического присутствия теологии может и должна быть предметом междисциплинарного исследования: в вопросе о факторах легитимации данной дисциплины нельзя обойти стороной исторические, педагогические, социологические и др. факты. Именно поэтому необходимо особо отметить важность привлечения философского компонента к изучению данной темы. Философский подход дает возможность сформулировать содержание дискуссий о допустимости присутствия теологии в академическом пространстве, наметив основные векторы более частных исследований факторов, которые определяют функционирование теологии в университете.
Проведенный анализ проблемы академического присутствия теологии позволяет заключить, что существенными для вопроса являются три аспекта: познавательный, политический и образовательный.
В рамках каждого из этих аспектов основными факторами легитимации теологии в академическом пространстве является способность (и проявленность этой способности) теологии соответствовать присутствующей легитимации университета. Значимыми элементами последней является: представление об университете как о пространстве научного знания, об иерархической организации дисциплин в университете. Это представление об университетской доксе, предложенное Бурдье, на наш взгляд, необходимо дополнить высказанной Ясперсом идеей единства, целостности знания в университете, легитимация научного знания через его производственную и познавательную эффективность.
Итак, познание, образование и политика в вопросе о дозволенности и формах функционирования теологии в университете имеют общую основу. Все три аспекта проблемы сводятся к символической борьбе, акторы которой меняются в зависимости от того, на каком из аспектов мы акцентируем внимание.
Абстрагируясь от названий аспектов проблемы, можно описать общую схему, которая фиксирует основные факторы легитимации теологии. Данная схема строится по принципу «вызов-ответ», то есть на каждую существенную возможность делегитимации теологии дается своеобразный концептуальный контраргумент. Возможностями делегитимации теологии выступают главным образом элементы легитимации университета и научного знания. Вместе с тем важно отметить, что каждый вызов получает не один ответ, а два: один ответ соответствует стратегии сохранения, другой - стратегии подрыва символического мира науки или университета.
Основные выводы работы представлены в таблице 1. Столбец факторы делегитимации теологии, столбец ответы - возможные факторы легитимации дисциплины в пространстве университета.
Вызов Ответ
Несоответствие теологии
классическим критериям
научного знания Стратегия сохранения: эвиденциалисткая естественная теология гиффордского толка.
Стратегии подрыва: обращение к академическому опыту философии; демонстрация неприменимости данных критериев к самой науке (постпозитивизм, социология знания).
Университет - пространство
знания, которое функционирует как научное. Теология
неспособна к этому. Стратегия сохранения: теология как квазинаука.
Стратегия подрыва: теология как ненаука.
Несоответствие теологии
университетской доксе Стратегии сохранения: теология есть и была частью университетской доксы в других исторических и культурных контекстах; теология похожа на
дисциплины, уже присутствующие в университете.
Стратегия подрыва: теология может и должна
привнести нечто новое в университетскую доксу, она призвана переопределить пространство знания.
Наука эффективна, так как
решает практические и
теоретические проблемы.
Относительно теологии это
неверно. Стратегии сохранения: теология обладает значимым образовательным потенциалом; она способна помочь в решении научных проблем, переопределяя целое научного знания; она соответствует современной образовательной парадигме «Просвещение-2».
Стратегия подрыва: пересмотр представлений об эпистемической эффективности (например, в концепции Плантинги).
Академическая экспансия
теологии - попытка вернуть утраченное религиозное
влияние. Стратегия сохранения: слабая теология.
Стратегия подрыва: политическая теология.
Таблица 1. Факторы легитимации и делегитимации теологии
Дальнейшее исследование проблемы академического присутствия теологии могло бы быть посвящено оценке эффективности стратегий подрыва и сохранения как ответов на каждый из указанных вызовов.
1. Аванесов С. С. Происхождение и значение термина «теология» / С. С. Аванесов // Труды Томской духовной семинарии. - 2012. - Вып. 1. - С. 96-124.
2. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки / А. И. Аврус. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - М., 2001.
3. Адо П. Размышления о понятии «культуры себя» // Духовные упражнения и античная философия. - М.; СПб.: «Степной ветер»; ИД «Коло». - 2005. - С. 299-309.
4. Альтюссер П. Идеология и идеологические аппараты государства. Заметки для исследования // Неприкосновенный запас. - 2011. - №3(77). - С. 14-58.
5. Алфеев И. Теология в современном российском академическом пространстве / И. Алфеев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (34). - С. 2239.
6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Ансельм Кентерберийский; пер., послесловие и комментарии И. В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - 400 с.
7. Антонов К. «Теология — это наука о церкви как некоторой фактической данности...» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (34). - С. 200-204.
8. Антропный принцип [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия /
под ред. В. С. Степина. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из «Электронная библиотека Института философии РАН». - URL:
http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH362f209c5da031600b8c 36 (дата обращения: 15.05.2017).
9. Арапов А.В. Становление модернистской герменевтики сакрального текста в Европе и в Индии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. - № 2 (97). - Выпуск 15. - 2011. - С. 142-145.
10. Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. и примеч. А. В. Кубицкого. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 347 с.
11. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994 - С. 384-391.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.
13. Бердяев Н. А. Истина и откровение: Пролегомены к критике откровения / Н.А. Бердяев ; сост. и послесл. В. Г. Безносова; примеч. Е. В. Бронниковой. - Спб: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1996. - 384 с.
14. Блюменберг Х. Политическая теология I и II [Электронный ресурс] // Новое
литературное обозрения. - 2007. - № 87. - Электрон. дан. - URL:
http://nlobooks.ru/sites/default/files/old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/672/674/index.html (дата обращения: 10.11.2017).
15. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет,
2000. - 389 с.
..77