Аннотация 2
Введение 3
1 Причины проявления кризиса ООН после распада биполярного мира 11
1.1 Внутригосударственные конфликты как дестабилизирующий
фактор международной безопасности 15
1.2 Постбиполярное доминирование США в ООН 16
1.3 Новые вызовы и угрозы как фактор уязвимости организации: международный
терроризм 23
2 Работа ООН по реформированию организации 31
2.1 Действия, предпринятые ООН по совершенствованию
работы организации 31
2.2 Реформа Совета Безопасности 41
2.3 Позиция России по реформированию Совета Безопасности 48
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 56
Приложение 65
Организация Объединенных Наций — это уникальная организация независимых стран, которые объединились в 1945 г. во имя всеобщего мира и социального прогресса. ООН в своей деятельности преследует четыре цели: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека; и согласование действий разных стран. Организация Объединенных Наций работает практически во всех странах мира, а руководят этой деятельностью шесть главных органов.
Данная организация бесспорно является ядром современного мира и общепризнанным органом решения многих международных проблем. Однако, Организация Объединенных Наций, уже с момента своего создания в 1945 году пошла по нисходящей траектории от высоких амбиций к действительности в связи с быстро развивающимся расколом между Советским Союзом и его западными союзниками. Последующий переход к холодной войне был быстрым. ООН продолжала функционировать, однако, не в том объеме, учитывая заложенный в нее потенциал. Окончание холодной войны, а также распад Советского Союза изменили характер международной и мировой политики, что непосредственно отразилось и на самой Организации.
Хронологические рамки 1990 - 2018 гг. в исследовании были выбраны в виду того, что именно с данного времени остро встает вопрос о необходимости реформирования ООН, который не удается решить и по настоящее время.
Необходимость реформирования ООН была вызвана резкой критикой в ее адрес, к которой привели неэффективная миротворческая деятельность, стремление США к построению однополярного мира, а также рост глобальных вызовов и угроз. Именно в это время ст али появляться разнообразные предложения и решения, касающиеся реформы ООН. В начале XXI века началась постепенная модернизация организации, и многим проблемам (вопросы гендерного равенства, миротворчества, развития роста населения планеты, глобальные вызовы и угрозы) стало уделяться должное внимание, справиться с которыми можно путем совершенствования работы ООН. Данная работа актуальна в виду того, что, несмотря на кризисные явления в ее деятельности, является единственной на сегодня международной организацией, способной решать глобальные проблемы человечества. Как представляется, ни у кого не вызывает сомнений, что создание ООН более 70 лет назад, было правильным решением международного сообщества. Сегодня, спустя почти 80 лет с момента создания, ее значимость и необходимость не меньше, а возможно и больше. Поэтому она должна осуществить необходимые реформы, ведь только так она может добиться эффективности в своей деятельности и справиться с критикой, которая раздается в ее адрес на протяжении длительного времени. Данная работа актуальна для российских исследований, так как Россия всегда заявляет о центральной роли ООН в международных делах, таким образом, вопросы, касающиеся ООН занимают важное место в ее внешней политике.
Объектом исследования является Организация Объединенных Наций.
Предмет исследования - деятельность ООН, направленная на преодоление кризиса путем реформирования структуры и методов работы организации.
Цель работы - определить причины кризиса, попытки его устранения, а также предложения по преодолению кризиса Организации Объединенных Наций. Для её достижения ставятся следующие задачи:
1. Выявить причины, которые привели к кризису ООН;
2. Осуществить обзор деятельности по совершенствованию работы ООН;
3. Проанализировать предложения по реформе Совет Безопасности;
4. Рассмотреть российскую позицию по реформированию СБ ООН;
5. Оценить возможности организации по преодолению кризиса.
Методологической основой исследования выступают системный анализ ситуации, политико-правовой анализ официальных документов ООН, а именно докладов, конвенций и резолюций, политический анализ при выявлении причин кризиса, описательный и статист и- ческий подход, сбор информации в текущей периодике.
Начать рассмотрение литературы по теме данной работы хотелось бы с отечественных авторов. Вне всякого сомнения, особую важность представляет книга В.Н.Фёдорова «Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке». Автор подробным образом проанализировал предпосылки и историю создания ООН, структуру и полномочия главных органов, этапы их становления и деятельности, основные направления работы организации, в том числе появившиеся уже после её создания, например миротворчество и борьба с терроризмом, ключевые вопросы международного права, включая соблюдение принципа неприменения силы в международных отношениях, а также различные аспекты реформы ООН .
В книге Н.В. Фёдорова международному терроризму посвящен собственный раздел (глава XV), где особое внимание уделяется международным конвенциям ООН, которые заложили прочную международную юридическую базу. Автор начинает рассматривать борьбу мирового сообщества с угрозой терроризма еще со времен Лиги Наций, когда была предпринята первая многосторонняя попытка принятия международного документа и подготовлена Конвенция о пресечении терроризма и наказании за него. Однако, Конвенция так и не вступила в силу, и лишь после создания ООН вновь активизировались усилия международного сообщества, направленные на то, чтобы поставить юридический заслон на пути расползания этого зла по планете .
В частности нельзя не согласиться со следующим выводом, содержащимся в работе В.Н.Фёдорова что, только при лидирующей роли ООН в формировании единой и эффективной системы противодействия глобальным вызовам и угрозам XXI в., удастся создать непреодолимые барьеры на пути террористов, фанатиков и экстремистов, сеющих смерть и разрушения во всех уголках планеты 4. Данное заключение является крайне важным, так как двусторонние или региональные усилия по предотвращению и борьбе с терроризмом не охватывают весь спектр вопросов и участников, что может привести к пробелам, которыми могут воспользоваться террористы.
Кроме того, в работе В.Н.Фёдорова особое место отведено Генеральному секретарю ООН и содержится краткий анализ не только о его административной роли, но и политической, способной вносить значимый вклад в деятельность организации, а также быть двигат елем модернизации организации. Действительно, Генеральные секретари дают импульс р е- формам и идеям, которые затем воплощаются в конкретные предложения и проекты по пр е- образованию ООН.
Следует отметить, что сегодня нет комплексного исследования причин кризиса и реформы ООН. При этом многие ученые рассматривают в своих работах отдельные элементы исследуемого феномена.
Высокая информативная содержательность и глубокий анализ отличают работы другого российского исследователя - В.Ф. Заемского. В его труде «Кому нужна реформа ООН: в интересах всех и каждого» содержится актуальный материал по проблематике реформы ООН. Автор рассматривает преобразования организации, а именно создание Совета по правам человека, Комиссии по миростроительству, и уделяет внимание некоторым аспектам кризиса организации, сложившегося после распада биполярного мира, что является важным при выявлении полного представления причин кризиса ООН. Выявить недостатки организации является важным этапом для исследования, так как прежде чем рассматривать создание новых органов или их реформирование, необходимо проанализировать причины кризиса и необходимость реформ.
Автор дает краткий анализ деятельности Совета по правам человека, преобразованного в 2006 г. из Комиссии по правам человека. В исследовании В.Ф.Заемского содержится тезис, в основе которого лежит возможность появления новых трудностей в деят ельности данного органа в виду «сохранения водораздела в концептуальном понимании доктрины прав человека и задач Совета. Запад делает упор на индивидуальные права и необходимость жёсткого мониторинга их соблюдения, в то время как развивающиеся страны выступают в поддержку коллективных прав при сохранении главенствующей роли государств» . Данный тезис актуален, и причина тому то, что до сих пор страны используют сферу прав человека как предлог для вмешательства во внутренние дела того или иного государства, что автор крайне осуждает, так как «такие действия являются игнорированием универсальных принципов и норм международного права, в том числе Устава ООН»
Кроме того, В.Ф. Заемский исследует вопрос реформирования Совета Безопасности ООН, а также анализирует различные предложения вокруг вопросов возможного расширения членского состава СБ. В частности, в работе совершенно верно отмечается, что двумя ключевыми аспектами в реформе СБ являются расширение членского состава, вокруг которого ведутся наиболее жаркие споры, и рабочие методы, используемые органом в своей работе. Автор рассматривает ранее предпринимаемые попытки реформы СБ, а именно председателем Рабочей группы открытого состава (РГОС) И. Разали, затем предложения различных государств, объединенных в группы такие как «группа четырёх», «кофейный клуб», а также доклад Генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» и другие. По поводу расширения членского состава СБ ООН Н.Ф. Заемский анализирует российскую позицию и приходит к выводу, что Россия поддерживает реформу СБ и увеличение числа его членов, однако это не должно привести к расколу ООН. «Россия выступала и выступает за то, чтобы продолжить поиск приемлемой формулы расширения СБ на основе широкого согласия и в интересах укрепления ООН» . Помимо Н.Ф. Заемского, рассмотрению российской позиции относительно реформы ООН была посвящена статья С.В.Кортунова «Реформа ООН и национальные интересы России» .
После распада биполярного мира в мировом соотношении сил зримо проявился фактор перевеса сил в пользу Соединенных Штатов Америки. Распад СССР, ускорение глобализации, от которой США пытались получить максимальные дивиденды, технологические прорывы, трансформировали систему международных отношений. Главной задачей США в новых условиях стало закрепление своего доминирующего положения на мировой арене, и в ООН в том числе, действуя исключительно исходя из своих национальных интересов. Сл е- довательно, необходимо было рассмотреть сотрудничество США и ООН в 1990 - е годы, что стало возможным благодаря статье Е.В. Журбея. В своей работе «Стратегия Национальной Безопасности США в 90-е гг. ХХ в.» автор рассматривает официальные документы США, в которых имеются положения об их взаимодействии с ООН . На основе данной работы можно прийти к выводу, что американская администрация к середине 1990 - х годов окончательно отошла от сотрудничества с ООН, считая себя единственной сверхдержавой, ответственной за поддержание мира.
При анализе российской литературы, посвященной современным угрозам и вызовам, представляется целесообразным упомянуть о статье А.Х. Абашидзе и Г.В.Гусейновой «Роль ООН в противостоянии современным угрозам и вызовам международной безопасности. Часть 2» . Должное внимание уделено Целям развития тысячелетия и Целям устойчивого развития, которые должны способствовать искоренению несправедливости в мировом развитии, к которой привела глобализация. Авторы приходят к выводу, что « в свете глобализ а- ции наблюдается любопытное состояние международного сообщества: вместе с достаточно отчётливым осознанием положительных и отрицательных её последствий международное сообщество не в состоянии демонстрировать адекватную готовность к решительным действиям; оно как бы плывёт по течению и довольствуется констатацией негативных сторон процесса глобализации, вместо того чтобы искать реальные пути и средства их преодоления» .
Примечательно также, что количество зарубежных источников, посвященных анализу деятельности ООН, в несколько раз превышает число работ российский авторов. В связи с чем необходимо уделить внимание иностранной литературе.
Важно понимать, что Устав ООН предусматривает изменение, и ООН эволюционирует. Об изменениях в Уставе, произошедших с момента создания Организации в 1945 г., пишет американский политолог М. Франда в своей книге «Организация Объединенных Наций в двадцать первом веке: процесс управления и реформ в переполненной проблемами организации» . Он приходит к выводу о том, что существующий разрыв между завышенными ожиданиями и реальностью и есть преграда на пути успешного реформирования. Однако, его книга вышла до изменений, произошедших в ООН: создание Комиссии по миростроительству и Совета по правам человека.
Реформированию ООН в таких сферах как безопасность, миротворчество, права человека, устойчивое развитие, посвящены труды И. Мюллера , Ю.М. Ханхимяки , П. Хаин- беккер и П. Гофф .
Интерес вызывают исследования Д. Б. Картера и Р.В.Стоун , а также С.Роуз . Они рассматривают связь финансовой помощи США другим государствам и голосование в ООН. С.Роуз в своей статье анализируют данные Государственного департамента США и высказывания американских политиков, а именно Президента США Д.Трампа и бывшего Постоянного представителя США при ООН Н. Хейли, на основе которых построены ее суждения. Естественно, исследование связи между иностранной помощью и голосованием в ООН, как правило, сложно доказуемо, однако есть все основания полагать, что данная связь присутствует, и данная политика использовалась США в течение длительного времени.
Для характеристики источниковой базы исследования за основу берётся видовая классификация письменных источников, разработанная Л. М. Пушкаревым.
Документальные источники
Нормативно правовые акты. Эта группа источников включает в себя официальные документы ООН и США. Устав Организации Объединенных Наций позволяет рассмотреть цели, структуру, функции и полномочия главных органов Организации. Конвенции ООН по борьбе с международным терроризмом, а также Протоколы, дополняющие данные Конвенции, которые направленны на создание прочного юридического фундамента в данной сфере. Резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, использование которых позволяет сформировать представление о деятельности ООН в разных областях. Директива Президента Б.Клинтона «Политика администрации Клинтона в области реформирования многонациональных миротворческих операций» (англ. «The Clinton Administration's Policy on Reforming Multilateral Peace Operations») , которая дала возможность проанализировать американское и ооновское взаимодействие в 1990 - х годах.
Статистические данные. Данный корпус источников представлен отчетами Генерал ь- ной Ассамблеи ООН, данными аналитического центра Института экономики и мира (англ. Institute for Economics and Peace) и организацией Глобальный политический форум (англ. Global Policy Forum). На основе этих данных возможно сделать вывод о взносах государств - членов в регулярный бюджет ООН и их задолженностях, об увеличении членов ООН, а также о странах, наиболее подверженным террористическим актам.
Повествовательные источники
Периодическая печать. Значительную роль в изучение истории ООН, ее успехах и неудачах сыграли новостные сводки, репортажи и статьи газет, журналов, информационных порталов: «ТАСС», «Фореин Эфэиз» (англ. Foreign Affairs), «Зэ Экономист» (англ. The Economist), « Зэ Гардиан» (англ. The Guardian). Данные источники предоставляют аналитическую информацию, высказывания известных политических деятелей, информацию о различных событиях по данной тематике.
Научно - публицистические произведения. Важную содержательную информацию содержат доклады Генеральных Секретарей ООН. Доклад Кофи Аннана «При большей свободе»: время решений в ООН является важным документом при изучении вопроса реформирования ООН, так как содержит целый раздел, посвященный модернизации Организации. В докладе Института Экономики и Мира по терроризму опубликованы ряд статей, которые рассматривают различные аспекты, связанные с угрозой терроризма. В докладе за 2016 год имеется статья под названием «Оценка усилий ООН по борьбе с терроризмом» (англ. Assessing the UN’s efforts to counter) , в которой отражены меры ООН в борьбе с международным терроризмом в XXI веке. Кроме того, необходимо упомянуть о докладах ООН по результатам осуществления Целей устойчивого развития (ЦУР), благодаря которым возможно делать выводы об их эффективности.
Электронные / Интернет ресурсы. В работе активно использовались официальные сайты ООН, а также других организаций, которые исследуют вопросы по данной теме. Данные источники содержат информацию о программах, инициативах, новостные сводки, стат и- стические данные и т.д.
Окончание холодной войны и распад Советского Союза изменили характер международной и мировой политики, в том числе и ООН. Несмотря на рост организации и веру международного сообщества в способность организации выполнять свои цели и обязанности, де - факто уже к середине 1990 - х годов наблюдается рост критики в адрес ООН. Она в первую очередь была направлена миротворческой деятельности ООН, в частности в связи с неудавшимися миротворческими операциями в Руанде, Сомали и Югославии. В основе неэффективной миротворческой деятельности прослеживается изменившийся характер самих конфликтов. Межгосударственные столкновения как главная угроза, приводящая к нарушению мира, перестают быть основным дестабилизирующим фактором международной безопасности, что нельзя сказать о внутригосударственных конфликтах. Замороженные в период холодной войны, они разгорелись в 1990 - х годах с новой силой, проявившись в форме гражданских воин и этнических конфликтов.
Одновременно с таким феноменом, как увеличение количества внутригосударственных конфликтов, в мировом соотношении сил после распада биполярного мира зримо проявился фактор перевеса сил в пользу Соединенных Штатов Америки. Распад СССР, ускорение процессов глобализации, от которой США пытались получить максимальные дивиденды, технологические прорывы, трансформировали систему международных отношений. Главной задачей США в новых условиях стало закрепление своего доминирующего положения на мировой арене, и в ООН в том числе, действуя исключительно исходя из своих национальных интересов, что у них и получилось. Обладая значительными финансовыми, экономическими и политическими возможностями, США могли проводить односторонние действия, что непосредственно накладывало отпечаток на саму организацию. Это проявлялось не только в односторонних силовых действиях в Ираке и Югославии, но и в воспрепятствовании переизбранию на второй срок Генерального секретаря Бутроса - Бутроса Гали, а также сокращение финансирования к середине 1990 - х годов .
Кроме того, следует отметить двойственность американской внешней политики в отношении ООН. С одной стороны, к середине 1990 - х годов американская администрация отошла от сотрудничества с ООН, не видя в ней влиятельную организацию, способную быстро и эффективно реагировать на ситуацию. С другой стороны, события 11 сентября немного переориентировали политику Вашингтона к отношениям с ООН, что не привело, однако, к сотрудничеству. США лишь осознали, что с помощью ООН можно решать свои проблемы, а также пытаться легитимизировать свои действия через СБ ООН, а если не удастся, то действовать в одностороннем порядке.
Также негативным фактором стало то, что появились новые угрозы такие, как ядер- ная угроза, международный терроризм, эскалация различных вооруженных конфликтов, изменение климата, растущее неравенство в обществе, опасность «темной стороны» инноваций, проблема беженцев , которые бросили вызов организации. Так как Организация Объединенных Наций согласно Уставу преследует цель поддержания международного мира и безопасности , она тем самым является ядром усилий всего мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. На сегодняшний день принято 16 международных документов (11 конвенций и 5 протоколов), направленных на борьбу с терроризмом и открытых для участия всех государств, однако не все вступили в силу или их не ратифицировали. Более того, создана достаточно разветвлённая антитеррористическая структура.
На современном этапе упор делается на осуществление многостороннего подхода в борьбе с международным терроризмом, который заложен в программе ООН «Предупреждение насильственного экстремизма, способствующего терроризму» (CVE) от 2014 г. . Она включает в себя широкий перечень мер: от предотвращения конфликтов, укрепления прав человека и верховенства права до вовлечения общин в данный процесс, расширения прав и возможностей женщин и молодежи, а также развития образования и занятости. Сложно пока говорить об эффективности или неэффективности данной программы, однако можно с уверенность сказать, что ее успех зависит именно от взаимодействия с местными органами власти, которые в полной мере имеют право и возможности для предотвращения распространения насильственного экстремизма в своих общинах. Тем не менее, несмотря на успехи ООН по борьбе с международным терроризмом, существует ряд трудностей и вновь появившихся проблем и опасностей, которые необходимо решать. К числу таких преград следует отнести: не ратификация международных соглашений, использование терр о- ризма как источника обогащения, слабые государства, которые являются плацдармом для террористов.
В то же время, на эффективность деятельности ООН влияли и влияют внутренние нерешенные проблемы - это проблема формирования бюджета, схожие программы и структуры, а также не отвечающие современным реалиям органы.
Однако, как представляется, ни у кого не вызывает сомнений, что создание ООН явилось одним из важнейших достижений прошлого столетия. Сила ее заключается в универсальности и накопленном опыте. Как отмечает российский дипломат В.Ф. Заемский: «ООН, разумеется, не идеальна, но лучше организации у человечества попросту нет». Однако, чтобы лучше отвечать современным реалиям и требованиям, ООН нужно реформировать. Нельзя отрицать факт того, что ООН пытается совершенствовать свои механизмы и структуры. Помимо расширения состава Совета Безопасности (1963 г.) и Экономического и Социального Совета (1965, 1971 гг.), активно в 1990 - е годы обсуждался вопрос реформирования Совета по Опеке. И если в отношении Совета по Опеке не удалось прийти к единому виденью относительно его будущего, то реформировать Комиссию по правам человека (КПЧ) в Совет по правам человека (СПЧ) в 2006 г. удалось, что значительно расширило участие развивающихся стран в данном органе.
Отдельного упоминания заслуживают Генеральные секретари ООН, которые часто давали импульс изменениям. Доклад Кофи Аннана, озаглавленный «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», лег в основу «Декларации тысячелетия», принятой главами государств и правительств в ходе Саммита тысячелетия в 2000 г., в основу которых легли Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Когда в 2015 г. срок достижения ЦРТ закончился, добившись снижения показателей в ряде областей таких, как детская смертность, бедность, образование и другие , им на смену пришли Цели устойчивого развития (ЦУР), которые рассчитаны на период до 2030 г. Роль Генеральных секретарей велика в плане привлечения внимания к определенному вопросу. К примеру, следующий после Кофи Аннана Генеральный секретарь Пан Ги Мун уделял должное внимание вопросу по защите прав женщин и обеспечению их равенства с мужчинами. Ему удалось добиться поддержки государств - членов относительно обсуждения данного вопроса и его включения в список повестки дня, что в конечном итоге привело к созданию новой в истории ООН структуры - «ООН - женщины». Таким образом, создание отдельного органа «ООН-женщины» явилось мощнейшим импульсом для решения проблем в области гендерного равенства и дискриминации женщин на национальных уровнях, а также повысило имидж ООН. В самой организации увеличилась доля женщин, занимающих высшие руководящие должности, более чем на 40 процентов, в результате чего процентная доля женщин на должностях этого уровня стала самой высокой за всю историю Организации.
В то же время, необходимо затронуть главные органы ООН в процессе реформирования, в частности Совет Безопасности, которые являются центральными элементами данной организации и обладают уникальными механизмами, которые давно не отвечают современным требованиям. Однако, специфика и сложность данного процесса заключается в том, что виденья государств - членов на реформу СБ ООН по таким вопросам как: право вето, расширение постоянных и непостоянных членов, методы работы, отличаются порой кардинальным образом. Среди огромного количества воззрений можно выделить несколько крупных групп таких, как «группа четырёх», которую представляют Германия, Бразилия, Индия и Япония; Ь69,состоящая из развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки; Африканский Союз, в котором прочные позиции занимают Нигерия, Египет и Южная Африка.
Важным шагом в данном вопросе стало перенесение в 2007 г. обсуждение реформы Совбеза из Рабочей группы в рамки межправительственных переговоров (IGN), где все вышеупомянутые группы пытаются скоординировать свою позицию по реформе ООН. Несмотря на то, что эти все предложения довольно разные и единую позицию до сих пор не удалось сформировать, есть то, что их всех объединяет - попытка изменить статус - кво в СБ. Простое внесение пары поправок в Устав ООН в отношении членства, хотя бы непостоянных членов, в Совете Безопасности было бы правильным шагом, прецедентом само по себе. Возможно, данное изменение и не решит многих проблем, однако оно сможет запустить процесс реформ, которые давно уже необходимо осуществить.
Хотя обсуждение реформы Совета Безопасности в основном сосредоточено на расширении его членского состава, некоторые страны утверждают, что реформирование методов работы Совета является гораздо более актуальным и значительным для большинства государств-членов. Основными действующими лицами в процессе реформирования методов работы в начале XXI века являлись группа из пяти небольших стран, так называемая S5: Коста- Рика, Иордания, Лихтенштейн, Сингапур и Швейцария, которые выявили основные проблемы в работе Совета Безопасности. В мае 2013 года была создана новая группа государств, которая называлась «Группа подотчетности, согласованности и прозрачности» и использовала аббревиатуру «ACT». ACT стремится опираться на более раннюю работу S-5, мобилизуя большую сеть государств из разных географических регионов. Деятельность ACT не рассматривает вопросы членства и расширения Совета, а также не направлена на взаимодействие с процессом IGN по всеобъемлющей реформе Совета Безопасности. Они настаивают на принятии конкретных мер в виде прозрачности и подотчётности, отодвигая наиболее дискутируемые аспекты, которые затрудняют процесс модернизации СБ. Однако, некоторые формулировки слишком расплывчаты, поэтому необходимо разработать ключевые принципы, что явилось бы первым шагом к улучшению работы Совета Безопасности.
Сегодня значимость и необходимость ООН для России не меньше, а возможно и больше. Поэтому реформа ООН, и в частности Совета Безопасности, которая бы смогла укрепить свои позиции в мире и эффективно отвечать современным вызовам, должна занимать важное место в числе внешнеполитических приоритетов России. Однако, Россия придерживается позиции умеренного расширения, предполагающее увеличение членов СБ до « 20 +» без предоставления права вето новым членам, с целью того, чтобы «не превратить Совет Безопасности в раздутый и неуправляемый орган» .
Таким образом, реформирование организации должно происходить и будет происходить, однако лучше по частям. Оставить всё как есть - невозможно, учитывая потребности человечества в более эффективном сотрудничестве и управлении, а также универсальность и масштабность ООН. Предложения о внесении скромных изменений в структуре и методах работы ООН, что также и предусматривает Совет Безопасности, как представляется, имеют больше шансов получить широкое согласие или вызвать меньше возражений, чем грандиозные планы по всеобъемлющей реформе.
1. Доклад Генерального секретаря «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке» под номером А/54/2000 [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.Org/ru/A/54/2000 (дата обращение: 28.04.19)
2. Доклад Генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» [Электронный ресурс]: под номером А/59/2005 от 6 июля 2005 г. URL: https://undocs.Org/ru/A/59/2005 (дата обращения: 26.04.19)
3. Доклад Генерального секретаря «Повестка дня для мира: превентивная дипло
матия, миротворчество и поддержание мира» [Электронный ресурс] от 2 июля 1992 года, Ст. 30, 43,44.- URL: https://www.un.org/ru/siteindex/agenda_forpeace.pdf (дата обращения:
03.04.2019)
4. Доклад Генерального секретаря. Улучшение положения женщин в системе Организации Объединенных Наций от 27 июля 2017 г. [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.Org/ru/A/72/220 (дата обращения: 05.05.19)
5. Доклад Генерального секретаря о работе Организации, Нью - Йорк, 2018 [Электронный ресурс] - URL: https://www.un.org/annualreport/pdf/ru/Russian_Full_Report.pdf (дата обращения: 04.04.19)
6. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26.07.2018. [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/supplement/5323 (дата обращения: 14.04.19)
7. Официальный документ ООН от 17 декабря 1963 года под номером
A/RES/1991(XVIII) [Электронный ресурс] - URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/1991(XVIII) (дата обращения: 12.04.19)
8. Официальный документ ООН по случаю Конференции ООН по устойчивому
развитию. РИО + 20 [Электронный ресурс] - URL:
https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/brochure_rio.pdf (дата обращения: 28.04.19)
9. Официальный документ ООН под номером A/51/950 [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.org/ru/A/51/950 (дата обращения: 16.04.19)
10. Проект «Группы четырёх» под номером А / 59 / L.64 от 6 июля 2005 г.
11. Проект группы «Объединившихся в поддержку консенсуса» под номером A / 59 / L.68 от 21 июля 2005 г.
12. Резолюция ГА ООН от 14 сентября 2009 года под номером A/RES/63/311 [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.org/A/res/63/311 (дата обращения: 15.05.19)
13. Резолюция СБ 1373 [Электронный ресурс] - URL:
https://undocs.Org/ru/S/RES/1373%282001%29 (дата обращения: 15.03.19)
14. Резолюции ООН по проблеме борьбы с терроризмом [Электронный ресурс] -
URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_terrorism.shtml (дата обращения:
15.03.19)
15. Резолюция Австрии, Германии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Турции, Франции и Хорватии от 14 июня 2009 г. под номером S/2009/310 [Электронный ресурс] - URL: https://undocs.Org/ru/S/2009/310 (дата обращения: 23.05.19)...82