Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Работа №190853

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1 Источники традиционного менталитета и идеологии 8
1.1 Географический фактор 8
1.2 Религиозные учения 11
1.2.1 Конфуцианство 15
1.2.2 Даосизм 19
1.2.3 Буддизм 21
1.2.4 Неоконфуцианство 23
Глава 2 Республиканский Китай (1912-1949 гг.) 28
2.1 Открытие Китая и европейское влияние 28
2.2 Синтез европейских и конфуцианских ценностей 35
Глава 3 Коммунистический Китай 51
3.1 Мао Цзэдун и попытки синтеза социализма и конфуцианства. 51
3.2 Синтез социализма и нового конфуцианства 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Китай - одно из самых древних государств мира. Сложная и своеобразная дорога на пути исторического развития привела китайский народ и его страну в настоящий момент к бурному экономическому развитию и заслуженному месту одной из сильнейших держав на мировой арене. В связи с этим, спорить о роли китайской цивилизации не приходится. Неуклонный рост экономического, политического и культурного могущества Китая в 21 веке активизирует обсуждение мировой роли китайской цивилизации, вызывает потребность осознания его успехов и всестороннего изучения. Ученые практически единогласны во мнении, что прочным фундаментом для дальневосточной цивилизации и причиной непрерывности ее развития - с древнейших времен до сегодняшнего времени - стала именно ее идеология.
Путь, по которому идет страна, определяется не только экономическими и политическими изменениями, влиянием со стороны других государств, а прежде всего своеобразием самого китайского народа, особенными чертами национального характера, и наконец, идеологией. Потому, исследуя историю Китая, государство, экономику, культуру или же идеологию, мы уже будем более подготовлены к тому, как Китай, возможно, поведет себя в ближайшем будущем. Изучение и исследование идеологии и ее места в проводимой Китаем политике, в большей степени, поможет спрогнозировать его поведение в будущем и понять “изнутри”.
Для более глубокого понимания политической направленности китайского общества и его специфики необходимо рассмотреть основные доктрины древности - конфуцианство, буддизм и даосизм. В большей степени, мы рассмотрим конфуцианство, ведь оно на протяжении многих веков является движущей духовной силой для китайского народа. Оно сыграло особую роль в формировании политических взглядов китайцев.
Учение Конфуция называют величайшим философским и духовным наследием Китая. Но сама суть конфуцианства лежит глубже. Оно является не просто национальной идеей, а национальной психологией. Конфуцианство состоит из нескольких слоев. Существует официальная традиция восприятия учения. В ней собраны неоконфунцианские трактовки, которые развивались в XI-XIII вв. Конфуцианство, несмотря на морально-этическую терминологию, прагматично. Прагматизм является ядром китайской цивилизации. Он проявляется и в политической культуре, и в поведенческих стереотипах, и в особенностях мышления китайцев. В отличии от индивидуального учения Конфуция, конфуцианство не является целостным учением, представляющим собой стройную систему взглядов, политических доктрин, представлений и морально-этических установок. Оно больше играет роль политической идеи, которая объединяет Китай. Помимо конфуцианства, огромную роль в формировании современной политической идеологии Китая сыграли буддизм и даосизм.
Степень разработанности темы. Существенное значение для изучения китайской идеологии имели труды известных российских и западных синологов.
Большое внимание религиозной культуре Китая уделялось в самых ранних работах таких ученых, как Н.Я. Бичурин, П.И. Кафаров. Исследования культуры Китая получили своё продолжение и развитие в российском «университетском китаеведении»
2 3
второй половины XIX - начале XX в., в работах В.П. Васильева , С.М. Георгиевского , А.О. Ивановского , П.С. Попова.
Значительную роль в исследовании мировоззрения и национальных представлений китайцев сыграли труды В.М. Алексеева и представителей его школы, работы таких известных советских китаеведов, как Н.И. Конрад , Л.С. Васильев , М.В.
9
Крюков , М.В. Софронов. Конечно, следует отметить современные труды,
посвященные философии и религиозной культуре Китая, это работы Н.В. Абаева ,
11 12 13 14
Н.А. Абрамовой , М.Е. Кравцовой , А.Е. Лукьянова , Е.А. Торчинова и др.
Современное состояние китайского общества и идеологии было отражено в работах О. Н. Борох , Л. И Головачевой , А. В. Ломанова и др. Проблемы государственного устройства, политики и власти в Китае были рассмотрены в работах 18 19 20 21
В.В. Малявина, В.М. Крюкова , Л.П. Делюсина , З.И. Лапиной , Л.С. Переломова .
В западных исследованиях социально-политической картины Китая очень важны труды французского синолога Этьена Балаша , Дж. К. Фэрбэнка , а также занимавшегося исследованием связей Китая и Запада, голландского дипломата
24
Роберта ван Гулика . Также важны труды отечественных ученых по этой теме: труды
25 26 27
В. П. Илюшечкина , В. И. Глунина , А. М. Григорьева и др.
Однако обзор состояния изученности проблемы позволяет отметить, что в целом, комплексные исследования внутренней политики Китая в ее связи с традиционной культурой представлены в синологической литературе недостаточно.
Объектом исследования является современная и традиционная китайская культура.
В качестве предмета исследования выступает современная и традиционная идеология Китая.
Цель данного исследования состоит в выявлении места традиционной идеологии во внутренней политике Китая.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить основные истоки идеологии;
2. Охарактеризовать традиционные учения;
3. Охарактеризовать социально-политические изменения, произошедшие в республиканском Китае;
4. Раскрыть основные этапы эволюции взглядов Сунь Ятсена;
5. Охарактеризовать политические доктрины Сунь Ятсена;
6. Выявить особенности политической ситуации в коммунистическом Китае;
7. Рассмотреть основные этапы эволюции взглядов Мао Цзэдуна;
8. Определить степень влияния новаций на традиционную идеологию в политике Китая.
Хронологические рамки. От позднего неолита (3000г. до н. э.), когда происходило земледельческое освоение будущей этнической территории китайцев, и когда географические условия предопределяли формы социального объединения, что закреплялось на идеологическом уровне до начала XXI в. Данная работа охватывает именно такие хронологические рамки по причине того, что древность является фундаментом, надежной основой современности. Именно в древности происходили события, которые во многом повлияли на развитие китайской страны, зародилось все то, что, претерпев множественные трансформации существует до сих пор. А в современности мы можем видеть действительное отражение зародившегося в древности отношения к окружающему миру.
Территориальные рамки охватывают современную территорию Китая.
Методология и методы исследования. Основными принципами данного исследования являются принципы историзма и объективности, позволяющие просмотреть изменения, происходящие на основных этапах развития китайского общества.
Среди методов исследования использовались как общенаучные - наблюдение, сравнение, описание, анализ и синтез, так и специальные - сравнительно-исторический и историко-типологический. Кроме того, теоретическая основа исследовательской работы включает каузальный анализ, который помогает объяснить причины проведения той или иной политики в традиционном и современном Китае.
Источниковая база. В ходе написания работы основными источниками были письменные памятники религиозно-философской мысли Китая. Например, одни из древнейших памятников конфуцианства: сборник “Лунь Юй””*, в котором ученики Конфуция записали его поступки и деяния, а главное изречения об идеале совершенного человека; книга ‘“Конфуцианское четверокнижие” (“И^”)29, которая является сводом канонических конфуцианских текстов, также оказавших огромное влияние на духовную культуру Китая. Мы обратились к такому произведению, как “Ши-цзин” , которое дало нам информацию о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая.
Мы обратились к книге “Буддизм: основы пути” (в переводе А. Мевченко) автора Сангхаракшиты, крупного буддистского деятеля европейского происхождения для общего понимания идей даосизма.
Для понимания основ даосизма был использован трактат “Дао-дэ-цзин2”, в котором основной концепций является “дао” - «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди, путь совершенствования в выполнении совокупности морально-этических норм.
Нами были использованы и другие древние тексты, такие как “Шу Цзин”, “Го Юй”, “Мэн-цзы” и другие, которые хорошо описаны в многотомной книге “Древнекитайская философия”33 под редакцией Л. В. Литвинова. Данные источники послужили материалом, дающим характеристику различных философских школ и определение основных ценностей жителей Поднебесной.
Мы обратились к множественным биографиям великих китайских деятелей, “Mao: A Life” автора П. Шорта, “Дэн Сяопин ” Д. Барача, “Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене ”” в переводе Матвеевой Г. С. Они были создателями сегодняшнего Китая, поэтому было необходимо узнать о том, как они пришли к своим идеям и применили их на практике.
Также при написании работы использовалась художественая литература, более досконально описывающая события, происходящие на протяжении долгой истории Китая, что дало нам информацию о том, какие изменения происходили в китайском обществе и сознании людей.
Практическая значимость исследования. Изучение традиционной культуры и политики Китая дает нам целостное представление о стране и народе, помогает дать оценку духовной культуре, знакомит с принципами жизни и нравственными устоями. Изучение идеологии имеет социально-культурный смысл, так как позволяет понять своеобразие развития общества и культуры, несет практический смысл для политиков, экономистов, менеджеров, психологов, философов, историков, культурологов, педагогов и так далее.
В общей сложности, наше исследование, проведенное в ходе написания работы, может быть полезным для понимания китайского общества, проводимой политики и действий всего китайского народа в целом.
Структура работы состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются источники традиционного менталитета и идеологии.
Вторая глава посвящена исследованию эволюции мысли Сунь Ятсена в период Китайской Республики.
В третьей главе рассматриваются политические события их их влияние на идеологию в период становления Китайской Народной Республики.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать выводы, что: традиционная китайская политическая идеология, конечно же, базировалась на трех главных религиозных учениях Китая - конфуцианстве, буддизме и даосизме. По сравнению с Западом, китайцы уделяли гораздо больше внимания гармоничным отношениям людей и природы. Одним из очень известных утверждений в китайской традиционной идеологии является «Природа и человек - одно целое». Большое внимание уделялось индивидуальному моральному самосовершенствованию и духовному просветлению, а не логическим рассуждениям. В этих учениях нет “Бога” как такового, если лишь человек и природа. Потому китайский народ продолжает верить в духов, в древних предков. Именно такой рациональный подход к жизни предопределил отношение китайцев к чужой культуре.
Постепенно в Китай проникали другие культуры. Однако, как мы видим, у них никогда не было возможности доминировать в китайском обществе. Постепенные изменения в китайской идеологии начинаются с приходом на китайскую землю иезуитских миссионеров. Они прибыли в Китай в XVI веке, во время социальной и политической нестабильности, что в какой-то мере помогло распространить им свое учение. Надеясь обратить китайское население в свою веру, иезуиты пытались сначала достичь благосклонности у ученой элиты, которая могла бы им помочь в достижении своей цели, делясь различными научными знаниями. С приходом Цин отношение к иезуитам поменялось, за их деятельностью следили более пристально, в то же время маньчжурское правительство проводило свою политику в соответствии с заповедями конфуцианства, чтобы уменьшить возможность свержения трона. Следует сказать, что китайцы перенимали из западной культуры лишь то, что было им полезно и не противоречило традиционной идеологии.
Чтобы закрепить свою власть, правительство Цин закрывает Китай, но это не останавливает иностранные державы от проникновения. После серии опиумных войн и восстаний в целях свержения цинского и иностранного господства, Китай погружается в хаос. Становится некой полуколониальной, зависимой от Запада страной.
Именно в такой обстановке зарождается революционно-демократическое движение. Вождем этого движения стал великий китайский идеолог - Сунь Ятсен. В основе его идеологии лежали “Три народных принципа”: национализм, народовластие, народное благосостояние”. Сунь Ятсен прилагал все усилия, чтобы связать свои доктрины с учениями мудрецов и избежать проявления себя в качестве сторонника западной цивилизации. Так, например, в его идее национализма можно обнаружить сходство с некоторыми более старыми идеями китайцев. Конфуцианство пропагандирует чувство ответственности индивида перед человечеством, а Сунь Ятсен предлагал заменить термин “человечество” на «китайскую расу». В идеологию национализма он также хотел включить некоторые элементы старой морали, указав на ее превосходство в традиционном обществе и необходимость в современном Китае. Еще двумя элементами идеи национализма были возвращение к древним китайским знаниям и внедрение опыта западных наук в неразвитых сферах китайских знаниях. Именно в этом проявился его разрыв с прошлым; именно это придает его идеологии частично революционный характер.
Идею демократии он также связывал с прошлым, считал, что демократия была для мудрецов “идеалом, который не мог быть немедленно реализован”, и поэтому подразумевал, что современный Китай, реализуя демократию, добивается такого заветного в прошлом идеала. Если западная демократия пропагандирует свободу личности, то Сунь Ятсен применил ее к нации. Ведь свободна личности всегда существовала в Китае, а свобода нации была утрачена из-за угнетения и эксплуатации иностранными державами.
Его последний принцип народного благосостояния был главным следствием его разрыва с традиционной китайской идеологией. Это было преднамеренное объявление промышленной революции. При использовании западных методов он хотел провести модернизацию и привести китайскую экономику к процветанию.
Мы видим, что для Сунь Ятсена выживание и восстановление Китая были главной целью, и сам он никогда не мечтал о свержении всего традиционного порядка вещей. Его три модификации должны были быть добавлены к традиционной идеологии, а не заменить ее. Его энергия была направлена на очищение и восстановление идеологии за счет укрепления ее собственных моральных и интеллектуальных ценностей и инноваций западных наук.
После создания КНР и прочного установления КПК с Мао Цзэдуном во главе, традиционная китайская идеология подверглась очередным изменениям. Хоть Мао и ненавидел конфуцианство, это не помешало ему впитывать знания, что то преподносило. В то же время он увлекался чтением западной литературы. Совместив у себя в голове западные и восточные идеи, Мао пришел к мысли, что марксистскую теорию исторического прогресса можно сравнить с классической китайской идеей цикличности истории; а марксистскую идею о Золотом веке в будущем можно сравнить с периодом Великой Гармонии, о которой писал Конфуций. Мао, как и Сунь Ятсен, пытался совместить идеи Востока и Запада, пытался манипулировать ими, чтобы вновь вернуть Китаю былую славу.
Однако, придя к власти, коммунисты не могли игнорировать противоречия между традиционной и социалистической идеологией. В условиях маоистского режима, стремившегося подчинить личность и порвать традиционные семейные связи, национальные стереотипы стали мешать воспитанию нового поколения, что привело к культурной революции. Результатом революции вновь стала полная дезорганизация общества. В порядок страну привел Дэн Сяопин, который решил говорить с людьми, используя язык, который был понятен и близок каждому в Китае на протяжении тысячелетий, реанимировав конфуцианство. Успех проводимых им реформ привел к созданию “социализма с китайской спецификой”, нацеленного на построению процветающего, могучего, демократического, цивилизованного и гармоничного современного социалистического государства.
В современном Китае западное мировоззрение и технологии оказывают большое влияние на жизнь общества. И все же, благодаря особым качествам китайской идеологии, западное мировоззрение и технологии, сталкивающиеся с китайскими ценностями и китайским мировоззрением, не смешиваются с ними, а формируют симбиозный конгломерат в массовом сознании. Классическое китайское мировоззрение сохраняется, поскольку китайцы, проходя через западные знания и западное мировоззрение, берут с собой только то, что соответствует их духу и пониманию. Все это характерно для психологии обычного китайца, чье мировоззрение формируется и существует через структуру своего языка, через идеи своих ценностей, через метафорическую систему и высказывания. Не случайно китайский мыслитель Чжан Чжидун любил говорить: «Китайское знание - это суть; западные знания - это инструмент».
Сложившиеся в древнем Китае духовные и этические идеи, социальные и политические институты, которые на тысячелетия определили характер китайского образа жизни, принято соотносить с конфуцианством, буддизмом и даосизмом. Концепции этих учений соответствовали историческим реалиям китайского общества, они получили широкое распространение и стали основой развития. С помощью этих учений формировались подходы к управлению страной, формировались единые правила воспитания на основе уважения старших, добродетельного поведения, лояльности, честности и бескорыстности.
Можно видеть, что очень многие социокультурные обычаи и духовно-нравственные ценности прошлого прочно вошли в жизнь современных китайцев, в политику, проводимую государством. Можно с уверенностью сказать, что именно традиционная культура Китая оказывала во все времена наибольшее влияние на формирование китайской политической идеологии.
По мере расширения связей с миром правительство КНР сегодня умело сочетает национальные особенности китайского народа, как традиционные, так и появившиеся в современных реалиях в своей внутренней и внешней политике. Уважение к историческому прошлому выступает неким стабилизатором и гарантом спокойствия и умеренного развития Китая. В современном обществе сложно следовать традиционным ценностям, но они все еще играют очень важную роль в Поднебесной.



1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / ред. Л.В. Литвинова. - М. : Мысль. - 1973. - 384 с.
2. Конфуцианское «четверокнижие» («Сы Шу») / Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева и др. - М.: Восточная литература. - 2004. - 431 с.
3. Конфуций. Лунь юй / пер. с кит. Л.С. Переломова. - М.: Восточная литература. -
2001. - 180 с.
4. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин / пер. с кит. Ян Хин-шун. - М.: Мысль. - 1972. - 114-138 с.
5. Сангхаракшита Буддизм: основы пути / пер. А. Мевченко - СПБ. - 1998.- 363 с.
6. Сунь Ятсен. Избранные произведения. / М.,- 1985. - 759 с.
7. Сунь Ятсен. Три народных принципа. /Sun Zhong Shan Xuanji / пер. Ф. Прайс - Шанхай. - 1927. - 922 с.
8. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха / Перевод с кит. В.В. Ма лявина. — М. Белые альвы, 2000. —. 192 с.
9. У Чэнэнь Путешествие на Запад / пер. на рус. А. Рогачев. Том 1. - СПб.: Наука. - 2015.
10. Шицзин. Книга песен и гимнов / пер. А. Штукина. - М. : Художественная литература. - 1987. - 353 с.
11. P. Short Mao: A Life - Henry Holt and Co.- 2000. - 798 c.
Литература
1. Бадак А. Н. Всемирная история. Том 3 Век железа / - Мин.: Харвест, М.: АСТ.- 2003. - 509 с.
2. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / - Мин.: Харвест, М.: АСТ.- 2000. - 848 с.
3. Барач Д. Дэн Сяопин. / пер. В. Иванова.- М.: «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».- 1989 - 264 с.
4. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. / - М.:«Восточная литература» РАН, - 1998. - 320 с.
..46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ