ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
|
Введение 3
Глава 1.Сравнительный анализ позиций РФ и РК в мировой экономике 9
1.1 Анализ развития экономик Казахстана и России на основе макроэкономических
показателей 9
1.2 Структура внешней торговли России и Казахстана 17
1.3 Место России и Казахстана в мировой финансовой системе 24
Глава 2. Современное состояние торгово-экономических связей Казахстана и России 33
2.1 Краткий обзор евразийской интеграции 33
2.2 Торогово-экономическое сотрудничество России и Казахстана в рамках ЕАЭС 36
2.3 Приграничное сотрудничество 46
2.4 Взаимные инвестиции 52
Глава 3. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС 59
3.1 Факторы, сдерживающие развитие интеграционного сотрудничества 59
3.2 Перспективы углубления и расширения ЕАЭС 65
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 75
Глава 1.Сравнительный анализ позиций РФ и РК в мировой экономике 9
1.1 Анализ развития экономик Казахстана и России на основе макроэкономических
показателей 9
1.2 Структура внешней торговли России и Казахстана 17
1.3 Место России и Казахстана в мировой финансовой системе 24
Глава 2. Современное состояние торгово-экономических связей Казахстана и России 33
2.1 Краткий обзор евразийской интеграции 33
2.2 Торогово-экономическое сотрудничество России и Казахстана в рамках ЕАЭС 36
2.3 Приграничное сотрудничество 46
2.4 Взаимные инвестиции 52
Глава 3. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС 59
3.1 Факторы, сдерживающие развитие интеграционного сотрудничества 59
3.2 Перспективы углубления и расширения ЕАЭС 65
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 75
Развитие российско - казахстанских отношений является одним из наиболее успешных примеров межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве. Это сотрудничество основано на прочной правовой базе, состоящей из почти 300 двусторонних договоров и соглашений.
Россия и Казахстан являются членами основных политических, военно-политических и экономических организаций, которые были созданы и получили развитие на постсоветском пространстве - от СНГ до ЕАЭС и от ОДКБ до ШОС, занимают в них активную позицию, стремятся координировать свою деятельность в рамках этих организаций.
Все это, несомненно, влияет не только на развитие взаимовыгодных политических и деловых связей между Россией и Казахстаном, но и на поддержание общей атмосферы дружеского сотрудничества по самому широкому кругу взаимоотношений.
Необходимо всестороннее осмысление имеющихся и конструирование новых интеграционных механизмов. Научный анализ опыта сотрудничества, накопленного в новых исторических реалиях, очень важен для развития межгосударственных отношений . Исследование темы представляет собой интерес с точки зрения задач, стоящих перед нашими странами в условиях глобализации. Ее зримым проявлением является создание единого экономического пространства с помощью ЕАЭС и ТС. Как известно, РК и РФ играют в них основную роль. Соответственно, резко возрастает значение российско- казахстанского сотрудничества, в частности приграничного, стимулирующего экономическую интеграцию двух стран. Можно утверждать, что именно приграничное сотрудничество и трансграничное взаимодействие представляется наиболее действенным средством развития и улучшения отношений между РК и РФ.
В целом, положительная динамика российско-казахстанских отношений в течение всего периода после распада СССР получила ряд дополнительных импульсов, в виде совместных политических заявлений лидеров наших стран, а также целой серии соглашений политического, экономического и правового характера по наиболее важным вопросам двустороннего и международного характера.
Объектом исследования являются двусторонние отношения России и Казахстана.
Предмет исследования - экономическое сотрудничество двух стран в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Цель исследования заключается в оценке влияния интеграции в рамках ЕАЭС на динамику и перспективы российско-казахстанского экономического сотрудничества.
В качестве точки отсчета исследования в работе принята дата образования Таможенного Союза - 2010 год. Соответственно хронологические рамки охватывают период с 2010 года по 2016 год.
В рамках выпускной квалификационной работы, для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Дать оценку общему торгово-экономическому и финансовому потенциалу двух стран.
- Анализ динамики и структуры двусторонних торговых отношений, развития приграничной торговли, инвестиционного сотрудничества в отраслевом и территориальном измерениях.
- Выявить основные препятствия и трудности, влияющие на экономическое сотрудничество России и Казахстана на макро- и микроуровнях.
- Определить перспективы дальнейшего углубления и расширения евразийской интеграции.
Методы исследования: политико-описательный; косвенное наблюдение; анализ нормативной базы двусторонних отношений; анализ экономической статистики.
Обзор источников. Использованные источники в данной работе можно поделить на несколько групп. Первую группу составляет нормативно-правовая база двусторонних отношений, она представлена международными и двусторонними договорами и соглашениями между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, актами, принятыми в рамках ЕАЭС. Это, прежде всего, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года ; Декларация о вечной дружбе и союзничестве от 6 июля 1998 года, Договор между РФ и РК о добрососедстве и союзничестве в 21 веке от 11 ноября 2013 года. В этом отношении, особенно важны документы, принятые, как на межправительственном, региональном, так и на местном уровнях. Среди них: Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1994 года и Межправительственное соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества от 29 февраля 2004 года. Так же рассматривались Таможенный кодекс Таможенного союза , Таможенный кодекс ЕАЭС , Договор о Евразийском экономическом союзе , Договор о зоне свободной торговли государств-участников СНГ, Меморандумы, заключенные на форумах межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, Документы, одобренные в ходе Заседаний Высшего Евразийского экономического совета.
В дополнение к международным документам, определяющим общие направления сотрудничества между российскими и казахстанскими приграничными регионами, не менее важны межрегиональные соглашения, относящиеся к различным областям экономического сотрудничества. Многие из этих документов носят долгосрочный характер и выражают общие интересы местных жителей. Первым основным инструментом взаимодействия между соседними регионами было Соглашение о сотрудничестве между приграничными регионами Российской Федерации и Республики Казахстан, заключенное 26 января 1995 года в Омске.
Послания президентов, стратегии экономического развития, официальные заявления глав государств , председателя коллегии ЕЭК, министров ЕЭК, министров иностранных дел, министров экономики и других представителей РК и РФ, образуют вторую группу источников.
Третья группа состоит из статистических отчетов экономических ведомств РФ и РК: аналитические отчеты Министерства развития и экономики РФ и Министерства национальной экономики РК, Центрального банка РФ и Национального банка РК; ежеквартальные отчеты Комитета по статистики РК и Федеральной службы государственной статистики; отчеты Евразийского Банка развития, Евразийской экономической комиссии и Таможенной службы. Ежегодные публикации международных финансово-экономических агентств и организаций, таких как The World Bank, Bank for International Settlements, International Monetary Fund, Central Intelligence Agency. Статистические данные позволили более объективно оценить реальное состояние и развитие сложившихся торгово-экономических отношений двух стран.
Четвертая группа источников включает в себя материалы информационных агентств и средств массовой информации: International statistical review journal, ISI Newsletter, Statistics Education Research Journal, Statistics Surveys , Global Finance, Business Insider, Index Mundi, Economy Watch, Trading Economics, Bloomberg, E-international relations ; ТАСС, Forbes, Regum, Бизнес журнал Казахстана, Вести Экономика, РИА новости , КомерсантЪ, Ритм Евразии и другие. Публикуемые материалы представляют собой самостоятельный фактор, который формирует общественное мнение и одновременно отражает преобладающие настроения общества. Изучение этих источников позволяет учесть внутренние предпосылки для формирования межгосударственного сотрудничества.
Обзор литературы.
Анализ научных публикаций по теме выпускной бакалаврской работы свидетельствует, что последнии изменения и новейшии тенденции развития экономического сотрудничества РФ и РК на региональном и субрегиональном уровне, проблемы и перспективы сотрудничества в рамках ТС и ЕАЭС, к настоящему моменту недостаточно изучены. Специалисты расходятся во мнениях и оценке положительных и отрицательных сторон экономической интеграции Евразии. Это провоцирует разного рода спекуляции на темы отсутствия будущего у ЕАЭС, о выгодности для одних стран и потерь для других, о подрыве государственного суверенитета, рассуждения на тему выхода участников из Союза.
Среди российских авторов интересны научные статьи В А Моисеев Г В. П. Зиновьева и Е. Ф. Троицкого , в которой авторы рассматривают ключевые проблемы, препятствующие интеграции ЕАЭС. Авторы пришли к выводу о большой вероятности лишь формального существования ЕАЭС и крахе консолидации ядра.
Существенный вклад в изучении вопросов, посвященных актуальным проблемам развития интеграционного процесса, внесли статьи В. И. Мунктияна и М. И. Кротова, А. Н.Рубинова, Е. Ю. Винокурова, Е. М. Кузьминой, Т. В. Цукарева В статьях дана характеристика состояния и перспективы развития Евразийской экономической интеграции. Проанализирован процесс реализации свобод в четырех сферах экономической интеграции. Показана диалектика взаимосвязи евразийского и европейского векторов развития. В работах рассматриваются основные макроэкономические итоги деятельности ЕАЭС. Проанализированы структурные проблемы нового интеграционного объединения и новые экономические тенденции, повлиявшие на негативные изменения в экономиках стран-членов ЕАЭС. Авторы подробно отвечают на вопрос: что предстоит сделать для достижения максимального положительного эффекта от создания ЕАЭС, а также обозначают важнейшие пункты «повестки дня» союза на ближайшие годы. Они придерживаются позитивного мнения развития ЕАЭС: преимущество России, Казахстана, других стран ЕАЭС заключается в том, что, если Запад свои «козыри» уже все использовал, а у КНР и «азиатских тигров» имеются проблемы с перегревом экономики, то в ЕАЭС нет проблем, связанных ни с одной, ни с другой ситуацией, у него остался и потенциал, и ресурсы. Сделав правильные выводы из мировой практики, успешно осуществив приведение монетизации экономики к нормальным параметрам, страны ЕАЭС способны занять достойное место в международном разделении труда.
Проблемы формирования, содержания и основных функций системы управления Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, формирование таможенно-тарифной политики стран-участниц, а также единого таможенного законодательства рассматриваются в научных статьях Ю. А. Максимова, П.В., Фроловой И.А. Макаровой А. А. Карась,
Среди исследователей приграничного сотрудничества и межгосудартвенных экономических отношений можно выделить: А.В. Огнева, Д.Малышева, А.Дружинин, А.А.Макаров, В. Панфилова. Проблемой экономического взаимодействия регионов в условиях глобализации, занимались Р.С.Ягудаев, О.В.Плотников. С.Голунов, который провел SWOT-анализ приграничного сотрудничества России и Казахстана.
В работах казахстанских ислледователей акцентрируется необходимость и цели сотрудничества с Россией в контексте растущей взаимозавимости национальных экономик. Это было подробно проанализировано в диссертация и статьях ряда политологов, историков, экономистов, таких как, М. Шибутов, М. Бекмамбетов, А.Ш.Мендагалиева, Т. А. Турсынбаева, Д. Сатпаева, Б. Султанова. Х. И. Кужабергенова, Р Е Сагындыкова, Н У Шаяхметова и других.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В первой главе дается оценка позиций России и Казахстана в мировой экономике по определенным макроэкономическим показателям. Рассматривается внешняя торговля между РФ и РК, а также место России и Казахстана в мировой финансовой системе, с целью последующего сравнения национальных экономик и дальнейшего анализа проблем и перспектив экономического сотрудничества.
Вторая глава систематизирует экспортно-импортные операции с точки зрения интеграции ТС и ЕАЭС. Описывается история евразийской интеграции для лучшего понимания данного процесса на современном этапе. Исследуются препятствия взаимной торговли в рамках Союза, возможности расширения рынка и интеграционный потенциал стран-членов ЕЭП. Вместе с тем, изучается приграничное и межрегиональное сотрудничество; оцениваются совместные российско-казахстанские проекты и взаимные инвестиции.
В третьей главе излагаются ключевые проблемы и направления совершенствования интеграционных процессов, ряд рекомендаций по реализации экономических механизмов взаимодействия и сотрудничества между государствами-членами и налаживания основных внешнеэкономических связей ЕЭП. Рассмотрены перспективы сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, а также возможности расширения ЕАЭС.
Россия и Казахстан являются членами основных политических, военно-политических и экономических организаций, которые были созданы и получили развитие на постсоветском пространстве - от СНГ до ЕАЭС и от ОДКБ до ШОС, занимают в них активную позицию, стремятся координировать свою деятельность в рамках этих организаций.
Все это, несомненно, влияет не только на развитие взаимовыгодных политических и деловых связей между Россией и Казахстаном, но и на поддержание общей атмосферы дружеского сотрудничества по самому широкому кругу взаимоотношений.
Необходимо всестороннее осмысление имеющихся и конструирование новых интеграционных механизмов. Научный анализ опыта сотрудничества, накопленного в новых исторических реалиях, очень важен для развития межгосударственных отношений . Исследование темы представляет собой интерес с точки зрения задач, стоящих перед нашими странами в условиях глобализации. Ее зримым проявлением является создание единого экономического пространства с помощью ЕАЭС и ТС. Как известно, РК и РФ играют в них основную роль. Соответственно, резко возрастает значение российско- казахстанского сотрудничества, в частности приграничного, стимулирующего экономическую интеграцию двух стран. Можно утверждать, что именно приграничное сотрудничество и трансграничное взаимодействие представляется наиболее действенным средством развития и улучшения отношений между РК и РФ.
В целом, положительная динамика российско-казахстанских отношений в течение всего периода после распада СССР получила ряд дополнительных импульсов, в виде совместных политических заявлений лидеров наших стран, а также целой серии соглашений политического, экономического и правового характера по наиболее важным вопросам двустороннего и международного характера.
Объектом исследования являются двусторонние отношения России и Казахстана.
Предмет исследования - экономическое сотрудничество двух стран в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Цель исследования заключается в оценке влияния интеграции в рамках ЕАЭС на динамику и перспективы российско-казахстанского экономического сотрудничества.
В качестве точки отсчета исследования в работе принята дата образования Таможенного Союза - 2010 год. Соответственно хронологические рамки охватывают период с 2010 года по 2016 год.
В рамках выпускной квалификационной работы, для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Дать оценку общему торгово-экономическому и финансовому потенциалу двух стран.
- Анализ динамики и структуры двусторонних торговых отношений, развития приграничной торговли, инвестиционного сотрудничества в отраслевом и территориальном измерениях.
- Выявить основные препятствия и трудности, влияющие на экономическое сотрудничество России и Казахстана на макро- и микроуровнях.
- Определить перспективы дальнейшего углубления и расширения евразийской интеграции.
Методы исследования: политико-описательный; косвенное наблюдение; анализ нормативной базы двусторонних отношений; анализ экономической статистики.
Обзор источников. Использованные источники в данной работе можно поделить на несколько групп. Первую группу составляет нормативно-правовая база двусторонних отношений, она представлена международными и двусторонними договорами и соглашениями между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, актами, принятыми в рамках ЕАЭС. Это, прежде всего, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года ; Декларация о вечной дружбе и союзничестве от 6 июля 1998 года, Договор между РФ и РК о добрососедстве и союзничестве в 21 веке от 11 ноября 2013 года. В этом отношении, особенно важны документы, принятые, как на межправительственном, региональном, так и на местном уровнях. Среди них: Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1994 года и Межправительственное соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества от 29 февраля 2004 года. Так же рассматривались Таможенный кодекс Таможенного союза , Таможенный кодекс ЕАЭС , Договор о Евразийском экономическом союзе , Договор о зоне свободной торговли государств-участников СНГ, Меморандумы, заключенные на форумах межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, Документы, одобренные в ходе Заседаний Высшего Евразийского экономического совета.
В дополнение к международным документам, определяющим общие направления сотрудничества между российскими и казахстанскими приграничными регионами, не менее важны межрегиональные соглашения, относящиеся к различным областям экономического сотрудничества. Многие из этих документов носят долгосрочный характер и выражают общие интересы местных жителей. Первым основным инструментом взаимодействия между соседними регионами было Соглашение о сотрудничестве между приграничными регионами Российской Федерации и Республики Казахстан, заключенное 26 января 1995 года в Омске.
Послания президентов, стратегии экономического развития, официальные заявления глав государств , председателя коллегии ЕЭК, министров ЕЭК, министров иностранных дел, министров экономики и других представителей РК и РФ, образуют вторую группу источников.
Третья группа состоит из статистических отчетов экономических ведомств РФ и РК: аналитические отчеты Министерства развития и экономики РФ и Министерства национальной экономики РК, Центрального банка РФ и Национального банка РК; ежеквартальные отчеты Комитета по статистики РК и Федеральной службы государственной статистики; отчеты Евразийского Банка развития, Евразийской экономической комиссии и Таможенной службы. Ежегодные публикации международных финансово-экономических агентств и организаций, таких как The World Bank, Bank for International Settlements, International Monetary Fund, Central Intelligence Agency. Статистические данные позволили более объективно оценить реальное состояние и развитие сложившихся торгово-экономических отношений двух стран.
Четвертая группа источников включает в себя материалы информационных агентств и средств массовой информации: International statistical review journal, ISI Newsletter, Statistics Education Research Journal, Statistics Surveys , Global Finance, Business Insider, Index Mundi, Economy Watch, Trading Economics, Bloomberg, E-international relations ; ТАСС, Forbes, Regum, Бизнес журнал Казахстана, Вести Экономика, РИА новости , КомерсантЪ, Ритм Евразии и другие. Публикуемые материалы представляют собой самостоятельный фактор, который формирует общественное мнение и одновременно отражает преобладающие настроения общества. Изучение этих источников позволяет учесть внутренние предпосылки для формирования межгосударственного сотрудничества.
Обзор литературы.
Анализ научных публикаций по теме выпускной бакалаврской работы свидетельствует, что последнии изменения и новейшии тенденции развития экономического сотрудничества РФ и РК на региональном и субрегиональном уровне, проблемы и перспективы сотрудничества в рамках ТС и ЕАЭС, к настоящему моменту недостаточно изучены. Специалисты расходятся во мнениях и оценке положительных и отрицательных сторон экономической интеграции Евразии. Это провоцирует разного рода спекуляции на темы отсутствия будущего у ЕАЭС, о выгодности для одних стран и потерь для других, о подрыве государственного суверенитета, рассуждения на тему выхода участников из Союза.
Среди российских авторов интересны научные статьи В А Моисеев Г В. П. Зиновьева и Е. Ф. Троицкого , в которой авторы рассматривают ключевые проблемы, препятствующие интеграции ЕАЭС. Авторы пришли к выводу о большой вероятности лишь формального существования ЕАЭС и крахе консолидации ядра.
Существенный вклад в изучении вопросов, посвященных актуальным проблемам развития интеграционного процесса, внесли статьи В. И. Мунктияна и М. И. Кротова, А. Н.Рубинова, Е. Ю. Винокурова, Е. М. Кузьминой, Т. В. Цукарева В статьях дана характеристика состояния и перспективы развития Евразийской экономической интеграции. Проанализирован процесс реализации свобод в четырех сферах экономической интеграции. Показана диалектика взаимосвязи евразийского и европейского векторов развития. В работах рассматриваются основные макроэкономические итоги деятельности ЕАЭС. Проанализированы структурные проблемы нового интеграционного объединения и новые экономические тенденции, повлиявшие на негативные изменения в экономиках стран-членов ЕАЭС. Авторы подробно отвечают на вопрос: что предстоит сделать для достижения максимального положительного эффекта от создания ЕАЭС, а также обозначают важнейшие пункты «повестки дня» союза на ближайшие годы. Они придерживаются позитивного мнения развития ЕАЭС: преимущество России, Казахстана, других стран ЕАЭС заключается в том, что, если Запад свои «козыри» уже все использовал, а у КНР и «азиатских тигров» имеются проблемы с перегревом экономики, то в ЕАЭС нет проблем, связанных ни с одной, ни с другой ситуацией, у него остался и потенциал, и ресурсы. Сделав правильные выводы из мировой практики, успешно осуществив приведение монетизации экономики к нормальным параметрам, страны ЕАЭС способны занять достойное место в международном разделении труда.
Проблемы формирования, содержания и основных функций системы управления Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, формирование таможенно-тарифной политики стран-участниц, а также единого таможенного законодательства рассматриваются в научных статьях Ю. А. Максимова, П.В., Фроловой И.А. Макаровой А. А. Карась,
Среди исследователей приграничного сотрудничества и межгосудартвенных экономических отношений можно выделить: А.В. Огнева, Д.Малышева, А.Дружинин, А.А.Макаров, В. Панфилова. Проблемой экономического взаимодействия регионов в условиях глобализации, занимались Р.С.Ягудаев, О.В.Плотников. С.Голунов, который провел SWOT-анализ приграничного сотрудничества России и Казахстана.
В работах казахстанских ислледователей акцентрируется необходимость и цели сотрудничества с Россией в контексте растущей взаимозавимости национальных экономик. Это было подробно проанализировано в диссертация и статьях ряда политологов, историков, экономистов, таких как, М. Шибутов, М. Бекмамбетов, А.Ш.Мендагалиева, Т. А. Турсынбаева, Д. Сатпаева, Б. Султанова. Х. И. Кужабергенова, Р Е Сагындыкова, Н У Шаяхметова и других.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В первой главе дается оценка позиций России и Казахстана в мировой экономике по определенным макроэкономическим показателям. Рассматривается внешняя торговля между РФ и РК, а также место России и Казахстана в мировой финансовой системе, с целью последующего сравнения национальных экономик и дальнейшего анализа проблем и перспектив экономического сотрудничества.
Вторая глава систематизирует экспортно-импортные операции с точки зрения интеграции ТС и ЕАЭС. Описывается история евразийской интеграции для лучшего понимания данного процесса на современном этапе. Исследуются препятствия взаимной торговли в рамках Союза, возможности расширения рынка и интеграционный потенциал стран-членов ЕЭП. Вместе с тем, изучается приграничное и межрегиональное сотрудничество; оцениваются совместные российско-казахстанские проекты и взаимные инвестиции.
В третьей главе излагаются ключевые проблемы и направления совершенствования интеграционных процессов, ряд рекомендаций по реализации экономических механизмов взаимодействия и сотрудничества между государствами-членами и налаживания основных внешнеэкономических связей ЕЭП. Рассмотрены перспективы сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, а также возможности расширения ЕАЭС.
Исследование экономического сотрудничества России и Казахстана позволяет сделать вывод о его состоянии на современном этапе и развитии на ближайшую перспективу.
Рассматривая докризисный период, экономические отношения двух стран имели положительную динамику, были установлены множественные контакты во всех сферах общества. Развивались приграничные и межрегиональные торгово-экономические отношения на основе межправительственных соглашений и долгосрочных программ. На сегодня можно выделить главное направление внешнеэкономической деятельности - это торговля, в меньшей степени осуществляется производственная и научно-техническая кооперация и инвестирование. Благодаря взаимозависимости экономик, личным отношениям двух президентов и вследствие быстрого темпа экономического роста двух стран были созданы дружественные и партнерские отношения между РК и РФ.
Однако после 2014 года с ведением антироссийских санкций и девальваций национальных валют объем взаимной торговли и взаимных инвестиций заметно уменьшился.
После исследования экономических отношений двух стран можно сделать следующие выводы:
Россия и Казахстан располагают огромными природными ресурсами. Экспорт топливно-энергетических ресурсов, металлов является двигателем экономического роста, на который приходится большая часть от общего объема экспорта и значительная часть ВВП двух стран. Экономический потенциал России значительно больше казахстанского. Также национальные экономики чувствительны к конъюнктуре на мировом рынке.
В Казахстане и России соотношения взаимной и внешней торговли невелико и имеет тенденцию к снижению. Это указывает на большой нереализованный потенциал роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС для РК и РФ.
Для Казахстана Россия является главным торговым партнером, однако стремительно растет роль Китая во внешней торговле РК. Для России Казахстан является одним из основных внешнеторговых партнеров. Из стран СНГ более важное значение для РФ имеет Беларусь.
Негативные тенденции в двухсторонней торговле - сокращение стоимостного объема торговли. Российский экспорт в РК по-прежнему более чем вдвое опережает импорт. Более того, разница между ними даже увеличилась, по причине более значительной девальвации российского рубля по сравнению с казахстанским тенге. Тем самым, спрос на подешевевшие российские товары в РК вырос, а на подорожавшие казахстанские в РФ - упал.
На фоне сокращения объемов минеральных продуктов в структуре торговли наблюдается диверсификация структуры торговли. Однако, доля минеральных продуктов во взаимной торговле остается достаточно высокой, чтобы оказывать существенное влияние на динамику торговли внутри Союза, в том числе и вследствии падения цен на мировых рынках.
Доля ЕАЭС во внешней торговле России и Казахстана меньше, чем у остальных участников. Необходимо отметить, что с сокращением объемов взаимной торговли снижался и коэффициент «интеграции»:
Вместе с тем, ощущения кризиса в российско-казахстанской торговле во многом создается из-за того, что ее объем традиционно измеряется в долларах США. После резкой девальвации национальных валют ценовые пропорции изменились и уже не отражают реальную ситуацию. По заявлению российского посольства в РК, физический объем товарооборота между странами вырос, более того, в рублевом исчислении объем взаимной торговли тоже вырос.
Анализируя структуры притока ПИИ: для Казахстана и России характерно, что большая часть ПИИ направлена в добычу и первичную переработку сырья. ПИИ. После 2014 года, приток инвестиций в Казахстан и Россию сильно сократился. Основными причинами резкого снижения являются осложнение геополитической ситуации и снижение уровня доверия инвесторов.
Преследуя цель привлечения инвестиций в страну и при эффективном использовании внутренних и внешних ресурсов, РК и РФ могут добиться хороших результатов, которые положительно скажутся непосредственно на развитии экономики в целом. Для привлечения ПИИ важна политика стимулирования трансграничного инвестирования; повышение уровня защиты инвесторов, повышение прозрачности, расширение возможностей по управлению рисками, поддержка стабильности финансового рынка.
Существует ряд вопросов, первоочередными среди которых являются:
-создание единых рынков товаров и услуг (так до настоящего времени затягивались решения о запуске единого рынка фармацевтических и лекарственных средств);
-отмена и унификация нетарифных барьеров внутри союза, которые существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая эффективность общего рынка, и в особой степени препятствуют развитию и кооперации технологических отраслей.
В мониторинге взаимных торговле стран ЕАЭС отмечается, что развитие наднационального регулирования в рамках ЕАЭС , повышение степени гармонизации национальных регулятивных систем, сокращение оснований для отступления членами Союза от зафиксированных в Договоре о ЕАЭС обязательств станет положительным фактором увеличения активности сотрудничества.
Требует дальнейшего развития нормативно-правовая база межрегионального и приграничного сотрудничества Казахстана и России. В ней отсутствуют специальные законы, регламентирующие эту сферу деятельности. Необходимо завершить разработку и принятие в РФ и РК закона о приграничном сотрудничестве и закона о межрегиональном сотрудничестве, в которых будут определены компетенции центральных и региональных органов государственной власти, полномочия муниципальных образований, формы и направления сотрудничества.
Одной из слабых сторон российско-казахстанского интеграционного сотрудничества является его недостаточное информационно-аналитическое сопровождение. Необходимо создание Казахстанско-российского института для мониторинга решений Форумов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, Заседаний глав государств ЕАЭС, дополнив его функции проведением информационной и аналитической работы.
Торгово-экономические отношения между РФ и РК нельзя считать образцовыми. Огромный ресурсный потенциал двух стран свидетельствуют, что существующие возможности пока в значительной степени не реализованы. Новые перспективы открываются в связи с реализацией программ импортозамещения в России и форсированной индустриализации в Казахстане, которые позволят существенно разнообразить структуру взаимной торговли. Большие перспективы существуют в сфере выстраивания трансграничных производственных цепочек в машиностроении и других отраслях обрабатывающей промышленности. Значительный потенциал есть в сельском хозяйстве и производстве продовольствия, где до сих пор велика доля импорта. Поэтому можно предположить, что после преодоления кризисных тенденций российско- казахстанскую торговлю ожидает рост.
В ЕАЭС «моторами» которого, вне всякого сомнения являются Россия и Казахстан, мог бы стать альтернативой таких интеграционных проектов, таких как ЭПШП, американское «Транстихоокеанское партнерство», или же предложенного ушедшей американской администрацией нового формата сотрудничества США и пяти центральноазиатских государств «С5+1». Пробуксовка ЕАЭС только открывает дорогу для утверждения в постсоветской Евразии конкурирующих проектов. Это негативно также сказывается на перспективах экономического и политического взаимодействия России и Казахстана, с другими странами Центральноазиатского региона. Между тем, углубленная интеграция могла бы способствовать решению многих проблем, способных омрачить двусторонние российско-казахстанские отношения.
Несмотря на несовершенства нормативно-правовой базы и организационной структуры, наличие барьеров и препятствий, трудностей согласования экономических интересов, ЕАЭС доказал свою жизнеспособность в ситуации нарастания внешнего давления и внутреннего кризиса. Около 40 стран проявили интерес к заключению с Союзом соглашения о свободной торговле.
Следующие вопросы будут основными в совместной геополитической повестке дня в ближайшие десятилетия: как будут развиваться отношения РК и РФ? Будут ли эти два государства основой дальнейшего углубления интеграционных процессов в Евразии или же инерция распада, подгоняемая их национальными интересами и геополитическим давлением со стороны, заставляет их выбирать свои маршруты? В ответах содержится призыв к детальному изучению будущего экономической интеграции, степени взаимозависимости и взаимных интересов, а также потенциала двустороннего сотрудничества.
Российское экспертное сообщество считает, что Москва не хочет, чтобы «особые» политические ориентации казахстанской элиты (включая независимую внешнюю политику) стали камнем преткновения на пути к более тесному экономическому сотрудничеству. Ожидается, что взаимовыгодные экономические отношения и успешные двусторонние интеграционные проекты повысят доверие и эффективность в политических отношениях между двумя странами.
В целом, следует отметить, что создание и работа такого крупного интеграционного союза должна оцениваться по проишествии большего количества времени.
Рассматривая докризисный период, экономические отношения двух стран имели положительную динамику, были установлены множественные контакты во всех сферах общества. Развивались приграничные и межрегиональные торгово-экономические отношения на основе межправительственных соглашений и долгосрочных программ. На сегодня можно выделить главное направление внешнеэкономической деятельности - это торговля, в меньшей степени осуществляется производственная и научно-техническая кооперация и инвестирование. Благодаря взаимозависимости экономик, личным отношениям двух президентов и вследствие быстрого темпа экономического роста двух стран были созданы дружественные и партнерские отношения между РК и РФ.
Однако после 2014 года с ведением антироссийских санкций и девальваций национальных валют объем взаимной торговли и взаимных инвестиций заметно уменьшился.
После исследования экономических отношений двух стран можно сделать следующие выводы:
Россия и Казахстан располагают огромными природными ресурсами. Экспорт топливно-энергетических ресурсов, металлов является двигателем экономического роста, на который приходится большая часть от общего объема экспорта и значительная часть ВВП двух стран. Экономический потенциал России значительно больше казахстанского. Также национальные экономики чувствительны к конъюнктуре на мировом рынке.
В Казахстане и России соотношения взаимной и внешней торговли невелико и имеет тенденцию к снижению. Это указывает на большой нереализованный потенциал роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС для РК и РФ.
Для Казахстана Россия является главным торговым партнером, однако стремительно растет роль Китая во внешней торговле РК. Для России Казахстан является одним из основных внешнеторговых партнеров. Из стран СНГ более важное значение для РФ имеет Беларусь.
Негативные тенденции в двухсторонней торговле - сокращение стоимостного объема торговли. Российский экспорт в РК по-прежнему более чем вдвое опережает импорт. Более того, разница между ними даже увеличилась, по причине более значительной девальвации российского рубля по сравнению с казахстанским тенге. Тем самым, спрос на подешевевшие российские товары в РК вырос, а на подорожавшие казахстанские в РФ - упал.
На фоне сокращения объемов минеральных продуктов в структуре торговли наблюдается диверсификация структуры торговли. Однако, доля минеральных продуктов во взаимной торговле остается достаточно высокой, чтобы оказывать существенное влияние на динамику торговли внутри Союза, в том числе и вследствии падения цен на мировых рынках.
Доля ЕАЭС во внешней торговле России и Казахстана меньше, чем у остальных участников. Необходимо отметить, что с сокращением объемов взаимной торговли снижался и коэффициент «интеграции»:
Вместе с тем, ощущения кризиса в российско-казахстанской торговле во многом создается из-за того, что ее объем традиционно измеряется в долларах США. После резкой девальвации национальных валют ценовые пропорции изменились и уже не отражают реальную ситуацию. По заявлению российского посольства в РК, физический объем товарооборота между странами вырос, более того, в рублевом исчислении объем взаимной торговли тоже вырос.
Анализируя структуры притока ПИИ: для Казахстана и России характерно, что большая часть ПИИ направлена в добычу и первичную переработку сырья. ПИИ. После 2014 года, приток инвестиций в Казахстан и Россию сильно сократился. Основными причинами резкого снижения являются осложнение геополитической ситуации и снижение уровня доверия инвесторов.
Преследуя цель привлечения инвестиций в страну и при эффективном использовании внутренних и внешних ресурсов, РК и РФ могут добиться хороших результатов, которые положительно скажутся непосредственно на развитии экономики в целом. Для привлечения ПИИ важна политика стимулирования трансграничного инвестирования; повышение уровня защиты инвесторов, повышение прозрачности, расширение возможностей по управлению рисками, поддержка стабильности финансового рынка.
Существует ряд вопросов, первоочередными среди которых являются:
-создание единых рынков товаров и услуг (так до настоящего времени затягивались решения о запуске единого рынка фармацевтических и лекарственных средств);
-отмена и унификация нетарифных барьеров внутри союза, которые существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая эффективность общего рынка, и в особой степени препятствуют развитию и кооперации технологических отраслей.
В мониторинге взаимных торговле стран ЕАЭС отмечается, что развитие наднационального регулирования в рамках ЕАЭС , повышение степени гармонизации национальных регулятивных систем, сокращение оснований для отступления членами Союза от зафиксированных в Договоре о ЕАЭС обязательств станет положительным фактором увеличения активности сотрудничества.
Требует дальнейшего развития нормативно-правовая база межрегионального и приграничного сотрудничества Казахстана и России. В ней отсутствуют специальные законы, регламентирующие эту сферу деятельности. Необходимо завершить разработку и принятие в РФ и РК закона о приграничном сотрудничестве и закона о межрегиональном сотрудничестве, в которых будут определены компетенции центральных и региональных органов государственной власти, полномочия муниципальных образований, формы и направления сотрудничества.
Одной из слабых сторон российско-казахстанского интеграционного сотрудничества является его недостаточное информационно-аналитическое сопровождение. Необходимо создание Казахстанско-российского института для мониторинга решений Форумов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, Заседаний глав государств ЕАЭС, дополнив его функции проведением информационной и аналитической работы.
Торгово-экономические отношения между РФ и РК нельзя считать образцовыми. Огромный ресурсный потенциал двух стран свидетельствуют, что существующие возможности пока в значительной степени не реализованы. Новые перспективы открываются в связи с реализацией программ импортозамещения в России и форсированной индустриализации в Казахстане, которые позволят существенно разнообразить структуру взаимной торговли. Большие перспективы существуют в сфере выстраивания трансграничных производственных цепочек в машиностроении и других отраслях обрабатывающей промышленности. Значительный потенциал есть в сельском хозяйстве и производстве продовольствия, где до сих пор велика доля импорта. Поэтому можно предположить, что после преодоления кризисных тенденций российско- казахстанскую торговлю ожидает рост.
В ЕАЭС «моторами» которого, вне всякого сомнения являются Россия и Казахстан, мог бы стать альтернативой таких интеграционных проектов, таких как ЭПШП, американское «Транстихоокеанское партнерство», или же предложенного ушедшей американской администрацией нового формата сотрудничества США и пяти центральноазиатских государств «С5+1». Пробуксовка ЕАЭС только открывает дорогу для утверждения в постсоветской Евразии конкурирующих проектов. Это негативно также сказывается на перспективах экономического и политического взаимодействия России и Казахстана, с другими странами Центральноазиатского региона. Между тем, углубленная интеграция могла бы способствовать решению многих проблем, способных омрачить двусторонние российско-казахстанские отношения.
Несмотря на несовершенства нормативно-правовой базы и организационной структуры, наличие барьеров и препятствий, трудностей согласования экономических интересов, ЕАЭС доказал свою жизнеспособность в ситуации нарастания внешнего давления и внутреннего кризиса. Около 40 стран проявили интерес к заключению с Союзом соглашения о свободной торговле.
Следующие вопросы будут основными в совместной геополитической повестке дня в ближайшие десятилетия: как будут развиваться отношения РК и РФ? Будут ли эти два государства основой дальнейшего углубления интеграционных процессов в Евразии или же инерция распада, подгоняемая их национальными интересами и геополитическим давлением со стороны, заставляет их выбирать свои маршруты? В ответах содержится призыв к детальному изучению будущего экономической интеграции, степени взаимозависимости и взаимных интересов, а также потенциала двустороннего сотрудничества.
Российское экспертное сообщество считает, что Москва не хочет, чтобы «особые» политические ориентации казахстанской элиты (включая независимую внешнюю политику) стали камнем преткновения на пути к более тесному экономическому сотрудничеству. Ожидается, что взаимовыгодные экономические отношения и успешные двусторонние интеграционные проекты повысят доверие и эффективность в политических отношениях между двумя странами.
В целом, следует отметить, что создание и работа такого крупного интеграционного союза должна оцениваться по проишествии большего количества времени.
Подобные работы
- Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ШОС, 2012-2016
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ ТОРГОВО¬
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (90 гг. XX - начало XXI вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Международные отношения России и Республики Казахстан в XXI веке (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Экономические аспекты энергетического сотрудничества России и стран Каспийского региона (Мировая Экономика в топливной энергетике, Московский Государственный Институт Международных Отношений)
Магистерская диссертация, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2019 - Экономические аспекты энергетического сотрудничества России и стран Каспийского региона (Мировая Экономика в топливной энергетике, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА С. А. САРГСЯНА
THE PARTICIPATION OF ARMENIA IN THE POST-SOVIET INTEGRATION UNDER THE
PRESIDENCY OF SERZH SARGSYAN
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС (Научно-исследовательская работа, Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2021



