Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ: ДИАГНОСТИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Работа №190815

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Содержательные характеристики и условия развития критического
мышления в образовательных практиках 6
1.1 Конструирование рабочего понятия «критическое мышление» 6
1.2 Условия развития критического мышления в образовательных практиках 14
2 Организация условий, направленных на диагностику и развитие
критического мышления в образовательных практиках 27
2.1 Диагностический инструментарий оценивания критического мышления 27
2.2 Разработка и апробация занятий, направленных на развитие рефлексивной
позиции учащихся в отношении критического мышления 43
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение А 63
Приложение Б 66
Приложение В 73
Приложение Г

Выбор темы научной работы определяется тем, что критическое мышление - одно из важнейших качеств личности, некомпенсируемое сочетанием других качеств и во многом определяющее уровень социального и профессионального развития человека. Способность человека к принятию ответственного решения определяется его способностью обрабатывать информацию и оформлять на этой основе собственную ценностно-смысловую позицию в отношении происходящих событий, фактов, предметов исследования. Образованный человек 21 века - это не просто «человек знающий», но и человек, который способен определенным образом относиться к тому, что он знает, аргументировать свою позицию и использовать свои знания как созидающую силу и ресурс собственного развития. Способность к аргументации отождествляется рядом исследователей со способностью критически мыслить, и в этом смысле развитое критическое мышление можно рассматривать как «ключ» не только к личностному познанию окружающего мира, но и к конструктивному взаимодействию с другими людьми (убеждающая коммуникация).
Результаты прикладных психологических исследований позволяют обозначить дефицит в навыках критического мышления современной молодежи как образовательный дефицит, являющийся следствием ограничений в организации традиционной системы образования. Требования к анализу информации и аргументации выводов заложены в содержание образовательных стандартов нового поколения, однако овладение студентами когнитивными стратегиями, позволяющими совершенствовать критическое мышление, еще не является предметом их образовательной деятельности как образовательной нормы.
Вопрос ценностного самоопределения в жизни и профессии молодежи в нашем таком сложном и постоянно меняющемся мире приобретает особую актуальность. В этом контексте развитие критического мышления можно рассматривать и как основание развития автономности человека, и как основание развития его социальной зрелости [4].
В современных публикациях отмечается рост исследовательского интереса как к вопросу о самой сущности понятия «критическое мышление» и его диагностики, так и к разработкам гуманитарных технологий, поддерживающих идею развития критического мышления как базовой личностно-значимой компетенции современного человека.
Кроме того, что выбранная тема исследования актуальна, так как отвечает тенденциям развития психолого-педагогического знания и образования как социальной практики развития человеческого ресурса. Разработка темы критического мышления имеет особую значимость и лично для меня как в плане личностного, так и профессионального развития.
Современные представления о феномене критического мышления основываются на тех исследованиях, которые проводились в разных областях науки: педагогики (Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит), психологии (Д. Халперн, С.Л. Рубинштейн и др.), философии (К. Поппер, Е. Н. Коханова, А. Г. Пушкарский и др.).
Результаты исследований показали, что первоначально проблему критического мышления поднимали зарубежные психологи (Д. Дьюи, Р. Пауль, Д. Халперн и др.). Отличительная черта исследований за рубежом - эмпирический подход при изучении критичности мышления. Проблемное поле многих работ отечественных авторов по критическому мышлению основывается на изучении актуальности развития критического мышления. Этому аспекту посвятили свои работы Н.В. Андрейчук, Е.П. Василенко, С.В. Лаптинская, Е.Н. Елин, О.Л. Салихова, Е.Д. Климова.
Но, несмотря на общую заинтересованность преподавателей и ученых в поиске условий развития критического мышления, обозначенная в выпускной квалификационной работе тема не только не теряет своей актуальности, но и приобретает еще большую значимость в контексте нового содержания Федеральных государственных образовательных стандартов. Анализ литературных источников, образовательных запросов, содержания Федеральных стандартов позволяют утверждать, что развитие критического мышления в образовании является сегодня не только достаточным, но и необходимым условием достижения заявленного в образовательных стандартах качества образовательного процесса [1].
Также существует актуальный запрос на разработку диагностического инструмента, позволяющего оценить уровень достижения образовательных эффектов в плане развития критического мышления. Таким образом, фиксируются противоречия между востребованностью организации в образовании условий, направленных на развитие критического мышления студентов и школьников, и дефицитом адекватных заявленной цели видов образовательной деятельности и диагностического инструментария, позволяющего корректно оценивать степень достижения образовательных эффектов.
Необходимость разрешения данного противоречия определяет проблему исследования и тему выпускной квалификационной работы.
В качестве объекта исследования выступает развитие критического мышления молодежи. Предмет исследования - организация условий, способствующих развитию критического мышления молодежи в практике высшей и средней школы.
Методы исследования включают: проблемологический анализ, категориальный анализ, корректные методы аргументации, апробацию зарубежных опросников критического мышления студентов, методы статистического и качественного анализа данных.
Цель исследования: организация условий, способствующих развитию критического мышления старшеклассников и студентов.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников с целью конкретизации рабочего понятия «критическое мышление».
2. Анализ опыта реализации программ по развитию критического мышления в образовательной практике.
3. Анализ диагностических инструментов по оцениванию актуального уровня развития критического мышления.
4. Перевод и апробация диагностических инструментов, направленных на выявление имплицитных теорий критического мышления студентов.
5. Разработка и апробация серии занятий, направленных на организацию условий развития критического мышления в средней школе и в университете.
Гипотеза исследования: анализ имплицитных теорий критического мышления студентов и школьников может рассматриваться как способ выявления образовательных дефицитов обучающихся и постановки развивающих задач в образовательной практике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития критического мышления очень актуально в эпоху цифрового общества, так как для того, чтобы человек был успешен в решении жизненных и профессиональных задач ему необходимо уметь эффективно работать с информационным полем, развивая критичность и логичность мышления в обработке информации.
Модернизация российского образования требует новых подходов к обучению и связана с подготовкой человека к жизни в информационном обществе. Существенная роль в становлении личности, в формировании мышления отводится процессу развития способностей учащихся самостоятельно работать с информацией, критически осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и применять полученные знания и умения в решении образовательных задач.
Теоретическая значимость работы заключается в конкретизации рабочего понятия критического мышления и анализе соотношений критического мышления с другими видами мышления. Под критическим мышлением в данной работе понимается мышление, целью которого является принятие собственного ответственного решения по какому-либо вопросу на основе рассмотрения разных точек зрения. Также значимым моментом в теоретической части выпускной квалификационной работы является анализ образовательных практик высшего и среднего образования с позиции решения задач, связанных с развитием способностей человека критично отбирать и обрабатывать информационные ресурсы. Анализ научно-информационных литературных источников и опыта организации образовательных практик, связанных с развитием критического мышления позволил отнести к условиям развития критического мышления: рефлексивную позицию самого преподавателя, рассматривающего организацию условий развития критического мышления учащихся как предмет своей профессиональной деятельности; перевод участников образовательного процесса в рефлексивную позицию в отношении понимания сущности критического мышления, его роли в организации жизнедеятельности человека в целом и академической успешности в частности; моделирование образовательных ситуаций, стимулирующих необходимость иметь и уметь предъявлять учащимися собственные ценностно-смысловые позиции в отношении предмета изучения, обсуждаемой проблемы; изменение содержания учебных заданий в сторону их открытости, отсутствия однозначного правильного решения (задания дивергентного типа); использование новых видов образовательной деятельности, способствующих развитию критического мышления (эссе-аргументация, «мозговой штурм», дебаты, «инсерт», кейс-технология, веб-квест).
Обоснование с помощью результатов количественного и качественного результата данных того, что имплицитные теории критического мышления студентов и школьников могут рассматриваться в постановке образовательных задач позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. В процессе решения задач выпускной квалификационной работы соствлен пакет диагностических методик, в которые вошли следующие опросники. В него включены следующие опросники: опросник критического мышления Хираямы и Кусуми, опросник «Развитие критического мышления: измерение студенческих взглядов и представлений о критическом мышлении» (далее - CTLK) под авторством Э. Стаппла, развивающий диагностический опросник «Рубрики критического мышления», взятый из фонда тестов по критическому мышлению (Foundation for Critical Thinking, www.criticalthinking.org), а также открытые вопросы, взятые из исследования представлений студентов и преподавателей о критическом мышлении в психологии и использование элементов проективной методики для выявления имплицитных теорий критического мышления школьников (ассоциации, рисунки) и студентов.
Анализ имплицитных теорий критического мышления школьников позволил сделать следующие выводы:
- анализ, обобщение и систематизация имплицитных теорий критического мышления студентов может рассматриваться в качестве основания для разработки образовательных программ, ресурсов, семинаров и занятий, направленных на развитие критического мышления студентов с учетом индивидуальных различий в представлении о критическом мышлении;
- развитие критического мышления студентов предполагает работу с ресурсами в различных форматах - индивидуальном (работа с литературными источниками, оформление собственной точки зрения и т.д.) с участием студентов и преподавателей (дискуссия, дебаты, аргументация, коммуникация и приобретение опыта публичных выступлений), а также рефлексию индивидуальных представлений о критическом мышлении и условиях его развития.
Проективная методика по выявлению представлений школьников о критическом мышлении позволила обозначить такие дефициты как: непонимание особенностей критического мышления, его функциональности, отсутствие мотивации на развитие критического мышления. Обозначенные дефициты определил следующие образовательные задачи: организация условий для развития рефлексивной позиции учащихся в отношении понимания собственных дефицитов в развитии критического мышления, наполнение занятий содержанием, соответствующим образовательным дефицитам учащихся, организация социально-активных форм (дебаты, групповая форма) 55
обучения, обеспечивающих высокую степень включенности школьников в постановку решения образовательных задач.
Таким образом, гипотеза исследования получила эмпирическое подтверждение, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Алиева, С.И. Особенности развития критического мышления учащихся в условиях новой образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 2. С. 18-20.
2. Андреева, О.М. Психологические особенности критериев оценки развития критического мышления будущего специалиста-филолога // Мир образования - образование в мире. - 2009 - № 2. - С. 194-198.
3. Андрейчук, Н.В. Университетское образование и критическое мышление// Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. - 2011. - № 6. - С.42-50.
4. Василенко (Колесова) Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности // Концепт. - 2013. - № 12. - С. 1-5.
5. Волегова Е. А. Формирование навыков мышления «высшего порядка» на занятиях по иностранному языку у студентов неязыковых вузов [Текст] / Е. А. Волегова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 174-178.
6. Волков Е.Н. Корни// Критическое мышление: тесты. - [Электронный
ресурс]. URL: http://evolkov.net/critic.think/tests/posttest.01.html(дата обращения:
10.05.2016).
7. Волков Е.Н. Корни// Критическое мышление: тесты. - [Электронный ресурс]. URL: http://evolkov.net/critic.think/testsZW atson.Glaser.Critic.Think.Test-Quest.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
8. Волков Е.Н. Корни// Критическое мышление: тесты. - [Электронный ресурс]. URL:http://evolkov.net/critic.think/tests/Ennis-Weir.critic.think.essay.test.html(дата обращения: 10.05.2016).
9. Волков Е.Н. Корни// Критическое мышление: тесты. - [Электронный
ресурс]. URL: http://psyhoinfo.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-
uchashchihsya (дата обращения: 10.05.2016).
10. Волков Е.Н. Корни// Критическое мышление: тесты. - [Электронный ресурс]. URL: http://evolkov.net/critic.think/tests/pretest.01.quest.html(дата обращения: 10.05.2016).
11. Волков, Е.Н. Корни// Критическое мышление. - [Электронный ресурс]. URL: http://evolkov.net/critic.think(дата обращения: 10.05.2016).
12. Волков Е.Н. Корни// Дельфи-доклад: сайт. - [Электронный ресурс] - URL: http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html(дата обращения: 5.05.2017).
13. Гущин Ю.Ф.// Оценка уровня развития критического мышления учащихся. - [Электронный ресурс] URL:http://psyhoi nfo.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-kritichesko go-myshleniya-uchashchihsya(дата обращения: 26.04.2016).
14. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник ННГУ. - 2005. - №1(6). - С. 181-188.
15. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж.Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М. : Лабиринт, 1999. - 192 с.
16. Елин Е.Н. Критическое мышление специалиста IT сферы: мотивационный подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №1(23).
- С. 179-181.
17. Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности// Медиаобразование. - 2016.
- №4. - С. 47-65.
18. Загашев И.О. Проект «Развитие критического мышления для высшего образования» в России/ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, , В.В. Марико // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - №6. - С. 11-21.
19. Загашев И.О. Умение задавать вопросы. // Перемена. - 2001 - №4. - С. 8-13.
20. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. - 2005. - №4. - C.66-72.
21. Зелинский М.М. Использование цикла познания Д.Колба в преподавании экономических дисциплин/ М.М. Зелинский, Г.А. Зелинская// Проблемы.Поиск.Решения.
- 2014. - №15. - С. 39-50.
22. Климова Е.Д. Критическое мышление как фактор профессиональной
компетентности (на примере менеджеров) // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. - 2012. - №2. - С. 209-212.
23. Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. - 2001. - № 4, - С. 36-40.
24. Козлова Н.В. Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы/ Н.В. Козлова, М.С. Щеглова // Сибирский психологический журнал. - 2015. -№ 57. - С. 34-49.
25. Кузнецова Е. Г. Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Проблемы педагогики. - 2015. - № 4 (5). - С.21-25.
26. Кукушкина Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности программистов/ Ю.А.Кукушкина, В.Ф.Спиридонов // Психология. - 2008. №1. - С.165-174.
27. Лазырина, О. М. Технология критического мышления как основа формирования навыка работы с информацией // Высшее образование сегодня: Научный журнал. - 2015. - №3. - С.54-56.
28. Лаптинская С.В. Критическое мышление как объект педагогического исследования в системе высшего юридического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2005. - №5. - С. 125-129.
29. Лэй Сун Дебаты как инновационная образовательная технология// Высшее образование в России. - 2012. - №12. - С. 145-146.
30. Ляшко Е.Н. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов - будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук/ Е.Н. Ляшко. - Казань,
- 2009, - 196 с.
31. Макарова Л.Н. Технология разработки индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателя и студента / Л.Н.Макарова, И.А. Шаршов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2015. № 1 (25). - С.74-83.
32. Малиева З.К. Приминение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов // Высшее образование в России. - 2015.
- № 10. - C.126-132.
33. Медникова О. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся // Вестник ТГПУ - 2015. - №6 (159). - С.17-20.
34. Мередит К. Критическое мышление - углубленная методика: пособие/ К.Мередит, Дж.Стил, Ч.Темпл. - М. : Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.
35. Миронов Е.В. Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления//Высшее образование в России. - 2013. - №7. - C. 101-104.
36. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный
ресурс] / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛ.). - URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения 25.04. 2017).
37. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛ.). - URL:
Ьйр://минобрнауки.рф/документы/2365 (Дата обращения 25.04. 2017).
38. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2009. - 144с.
39. Нечитайлова Е.В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников // Проблемы современного образования. - 2011. - №5. - C. 89-95.
40. Ноэль-Цигульская Т.Ф.// О критическом мышлении. - [Электронный ресурс]. URL:http://kuchaknig.ru/show book.php?book=26693&page=1/(дата обращения: 10.04.2017).
41. Ольховая Т.А. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов / Т.А. Ольховая, В.Н. Елисеев // Высшее образование сегодня. - 2013 -№9. - С.46-51.
42. Панов А.В. Формирование системного мышления/ А.В. Панов, М.А Федорова// Омский научный вестник. - 2014. - №4. - C.162-165.
43. Плаус С. Психология оценки и принятия решений [Текст] / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 368 с.
44. Плотникова Н.Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении// Образовательные технологии и общество. - 2009. - Т.12. - №1. С.396-400.
45. Салихова О.Л. Критическое мышление в структуре рефлексивной компетентности дизайнера // Сборники конференция НИЦ социосфера. - 2013. - №26. - С. 89-94.
46. Сычев И. А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Сычев. - Барнаул, 2009. - 197 с.
47. Ушаков Д.Н. Философская Энциклопедия: в 5 т./ Д.Н. Ушаков; под ред. Ф.В. Константинова. - М. : Советская энциклопедия, 1960-1970. - Т. 1-5.
48. Тушминцева Е. В. Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе // Молодой ученый. - 2010. - №3. - С. 301-303.
49. Утемов В.В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике// Концепт: научно-методический журнал. - 2012. - № 7. - С. 1-8.
50. Факультет психологии НИ ТГУ [Электронный ресурс] / НИ ТГУ «Факультет психологии». - URL:http://www.psy.tsu.ru/sites/default/files(Дата обращения 15. 10. 2016).
51. Халперн Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
52. Черных, А.В. Технология формирования критического мышления в лабораторном физическом практикуме //Физическое образование в вузах. - 2015. Т.21. - №2. - С.137-144.
53. Шмаков А. Г. Метод мозгового штурма / АГ. Шмаков, Е. А. Колесник, Л. В. Костарева // Сборник статей: Теория и опыт применения интерактивных методов обучения в вузе. - 2015. - С. 185-198.
54. Шульгина, Е.М Технология веб-квест как средство для развития критического мышления студентов // Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. - 2014. C.142-148.
55. Эннис Р.Х. Таксономия места критического мышления и способностей / КМ новости. - 1985.- №1. - с.12
56. СгШсаХ thinking testing and assessment. Rubrics for assessing student reasoning
abilities/ [Electronic resource] // Foundation for Critical Thinking - Electronic data. - [S. l.], 2015. - URL: http:// www.criticalthinking.org (access date: 11.11.2016).
http://www.criticalthinking.org/pages/critical-thinking-testing-and-assessment/594
57. Duro E., Elander J., Maratos F.A., Stupple E.J.N., Aubeeluck A. In Search of Critical Thinking in Psychology: an exploration of student and lecturer understandings in higher education. - Psychology Learning and Teaching, Vol.12, № 3. P. 275 - 281.
58. Glaser R. 1984. Education and thinking: The role of knowledge. American Psychologist, 39, P. 93-104
59. Hale E. S. A Critical Analysis of Richard Paul’s Substantive Trans-disciplinary Conception of Critical Thinking. - Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008 45 p.
60. Leming James S. Some Critical Thoughts about the Teaching of Critical Thinking // The Social Studies, volume 89, issue 2, 1998, p.61-66.
61. Lipman, M. (1988). Critical thinking: What can it be? Educational Leadership (46)1, P. 38-43
62. Manaloa E., Takashi K., Koyasub M., Michitac Y, Tanakad Y. To what extent do culture-related factors influence university students’ critical thinking use? - Thinking Skills and Creativity. - 2013. - №10. P.121 -132.
63. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. - Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.
64. Stupple E., Maratosa F., Elandera J., Hunta T., Cheungb K., Aubeeluckc A. Development of the Critical Thinking Toolkit (CriTT): A measure of student attitudes and beliefs about critical thinking - 2017. - №23. - P. 91-100
65. Test of Leadership: Charting the Future of U.S. Higher Education. Final Report of the Secretary's Commission on the Future of Higher Education. 2006: сайт. - URL: http://www2.ed.gov/about/bdscomm/list/hied-future/reports/final-report.pdf(дата обращения: 30.04.2015).
66. Wade C., Tavris C. Psychology. Harper and Row, 1990 - 692 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ