Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ФУНКЦИИ СПОРТИВНЫХ СМИ

Работа №19072

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
724
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования 8
1.1 Изменение отношения в обществе к массовому спорту и спорту высших
достижений 8
1.2 Функции СМИ 12
1.2.1 Функции спортивных СМИ 21
1.2.2 Социально-управленческая функция СМИ и пути её осмысления .. 25
1.2.3 Место и роль пропагандистской функции СМИ
в системе функций 34
2 Реализация социально-управленческой и пропагандистской функций спортивных СМИ: наблюдение и анализ 43
2.1 Взаимодействие социально-управленческой и других компонентов системы функций СМИ при освещении допингового скандала 45
2.2 Мельдониевый скандал в российских и зарубежных СМИ 55
2.3 Социально-управленческая функция зарубежных СМИ: условия, формы и стратегии реализации 62
2.4 Особенности проявления современной пропаганды спорта в российских
СМИ 70
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложение


Различный комплекс факторов оказывает влияние на развитие спорта в стране, основными из которых считаются исторические традиции, тип государственного устройства, господствующая идеология, социально-экономические условия, уровень жизни населения, уровень развития науки, техники, общественной культуры [Алексеев, 2015].
Одним из важных звеньев в продвижении спорта является СМИ. Сегодня показ спортивных мероприятий подаётся СМИ как один из видов развлечения. Виды спорта можно считать предложением, которое направлено на удовлетворение социального спроса [Бурдье, 2009]. Сейчас практически у каждого издания есть отдельный раздел, отведённый для спортивных новостей. Также в сетку бесплатных телевизионных каналов включён показ крупных соревнований. Более того, есть каналы, которые специализируются только на показе спорта. Многие кабельные каналы отводят всё вещательное время для трансляции «многодневок», например, велоспорта или тенниса.
На популяризацию спорта влияет и развитие новых технологий. Так, с развитием интернет коммуникации СМИ стало больше внимания уделять форме подачи спортивного контента, который мог бы привлечь аудиторию. Например, во время освещения теннисных турниров, официальные сайты стараются дань подробную online статистику каждого гейма при помощи инфорграфики. Данное нововведение помогает повысить интеллект игры.
Также СМИ играли не последнюю роль в освещении допинг скандалов. В частности, это документальный фильм немецкого канала ARD «Секретное дело «Допинг»», на основании материалов которого всемирное антидопинговое агентство начало своё расследование в отношении российских легкоатлетов. Более того, на основе информации в статье «The New York Times», главным героем которой стал экс-глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, рассказавший о «допинг-коктелях» для российских
Актуальность темы исследования связана с возрастающим интересом граждан к спортивной жизни страны, который подогревается различными СМИ. В стране растёт количество спортивных телевизионных каналов, это и «Матч ТВ», и «НТВ Спорт» (также у НТВ есть отдельные каналы, посвящённые теннису, футболу, баскетболу), «Спорт», «Спорт 1», «Конный мир», «КХЛ» и многие другие. Также президент Российской Федерации В. В. Путин участвует в различных спортивных мероприятиях, будь то выставочный хоккей матч или его поход в спортзал вместе с премьер министром Д. А. Медведевым. Кроме того, президент России поддержал инициативу Минтруда компенсировать работникам оплату занятий спортом [Приказ Минтруда России №375Н, 2014]. Более того, сегодня спортивные соревнования принимают всё более политический характер. Разговоры о спорте, особенно во время крупных международных состязаний, приобретают политический оттенок. Также в последнее время произошло несколько крупных допинговых скандалов, в центре внимания которых оказалась элита отечественного спорта: Мария Шарапова, Павел Кулижников, Юлия Ефимова, Семён Елистратов и многие другие. СМИ разных стран освещали данную ситуацию и влияли на мнение общества.
Объектами исследования в квалификационной работе являются спортивные СМИ различных интернет изданий, телевизионных каналов. Это обусловлено тем, что вокруг России разгораются громкие скандалы с применением запрещённых препаратов спортсменами. Ситуация приобрела такой поворот, что российские легкоатлеты могут пропустить Олимпийские игры в Рио летом этого года. В свете этих событий, в России растёт интерес к спортивной тематике со стороны общества. Различные телевизионные каналы и интернет издания пытаются успокоить массовую аудиторию, прибегая к мнению авторитетных спортсменов, экспертов, политиков.
СМИ стремится освещать больше спортивных мероприятий, так как на сегодняшний день - это очень перспективный бизнес, который подаётся публике, как сфера развлечений [Бурдье, 2009]. Также, благодаря освещению спортивных мероприятий, пропагандируется здоровый образ жизни. Комментаторы в своих репортажах призывают аудиторию не только смотреть различные виды спорта, но в свободное время идти и заниматься физической культурой. В стране проводятся значимые международные спортивные мероприятия, такие как: Универсиада в Казани - 2013, Олимпийские игры в Сочи - 2014, Чемпионат мира по плаванию в Казани - 2015, Чемпионат мира по хоккею с шайбой - 2016, Чемпионат мира по футболу - 2018. Растёт и потребность населения узнать больше о различных видах спорта.
Скоро грядут летние Олимпийские игры в Рио (2016), к освящению которых уже готовятся СМИ. На «Матч ТВ» показывали серию документальных фильмов «Рио ждёт», рассказывающие о подготовке к летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро.
Зарубежные Интернет сайты также готовят очень интересные проекты к крупным международным соревнованиям. Это помогает подготовить аудиторию к максимально осознанному просмотру предстоящего события.
Предметом исследования является вычленение из статей, сюжетов различных российских и зарубежных изданий социально-управленческих и пропагандистских механизмов, при помощи которых оказывается влияние на общественное мнение. Это обусловлено тем, что сегодня активно освещается допинговый скандал с российскими легкоатлетами, а также ситуации с «мельдониевым делом» и «допинг-коктелей» Григория Родченкова. В работе будет рассмотрен документальный фильм «Секретное дело «Допинг»», показанный в декабре 2014 года немецким каналом ARD, где повествуется о том, как российские легкоатлеты, якобы, по указанию тренеров принимали запрещённые препараты. Именно этот фильм подтолкнул WADA (Всемирное антидопинговое агентство) провести расследование в отношении 5
Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), московской антидопинговой лаборатории, российского антидопингового агентства (РУСАДА) и Министерства спорта РФ [ТАСС, 2016]. Также были рассмотрены материалы газеты «The New York Times», в одном из выпусков которой экс¬глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков рассказал практически о существовании допинговой системы в российском спорте.
Всего было исследовано более 50 материалов российских и зарубежных СМИ.
Степень изученности темы. При исследовании заявленной проблемы диссертант опирался на научные статьи по спортивной тематике для того, чтобы понять философию спорта и занимаемое им место в массовой культуре. Были изучены работы таких исследователей как У. Эко, П. Бурдье, Б. Брехт, Р. Хитцлер, У. Морган, С. Мельников, Е. Корчагина, О. Кильдюшов, К. А. Алексеев. Для выявлений функций спортивных СМИ были изучены не только работы П. Воронкова, О. С. Шустера, которые рассматривают лишь спортивный аспект, но и таких исследователей как Е. П. Прохоров, С. Г. Корконосенко, И. Д. Фомичёва, Л. В. Васильева и В. Т. Третьяков, в чьих работах изучаются функции СМИ в целом. Последний учёный, в своей книге «Как стать знаменитым журналистом», рассматривает функции СМИ с политического ракурса. Он говорит о политической/управленческой функции СМИ.
Изучение приёмов манипуляции и пропаганды находят отражение в работах Э. Аронсона и Э. Р. Пратканиса, Н. В. Демьяненко, С. Г. Кара-Мурзы, И. М. Дзялошинского и других. Только исследователи не рассматривают социально-управленческую и пропагандистскую функции в разрезе спорта.
Главная цель исследования проследить социально-управленческую и пропагандистскую функции спортивных СМИ.
Задачи исследования заключаются в следующем:
• выявить изменения отношений в обществе к массовому спорту и спорту высших достижений;
• охарактеризовать функции СМИ;
• охарактеризовать функции спортивных СМИ;
• дать определение социально-управленческой функции СМИ и её присутствие в спортивной прессе;
• дать определение пропагандистской функции СМИ и её наличие в спортивной прессе.
Методы исследования: был использован теоретический метод исследования - контент анализ при изучении содержания статей.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании идёт выявление использования механизмов политической журналистики в спортивной. Спорт рассматривается не как часть массовой культуры, а как часть политической системы, которая может формировать общественное мнение.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе исследуются методологические основы освещения проблемы. Во второй главе производится анализ выбранных материалов, которые освещали проблемы допинговых скандалов. Это, прежде всего, серия фильмов немецкого канала ARD «Секретное дело «Допинг»», статьи про «мельдониевое дело» и материал о допинге на Олимпийских играх в Сочи издания «The New York Times». Также были рассмотрены материалы, которые призваны привлекать или пропагандировать спорт среди населения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С течением времени роль спорта и отношение к нему в обществе постоянно менялось: с Древней Греции, где Олимпийские и Пифийские игры были частью культуры, до сегодняшних дней, где спорт - это часть индустрии развлечений, направленный на массовую аудиторию. К таким изменениям причастны в какой-то степени и СМИ, которые видят в спорте индустрию развлечений, а так как у подобных программ (Чемпионаты мира по футболу, хоккею, биатлону, Олимпийские игры) обычно наблюдается высокий рейтинг, то спонсоры заинтересованы в рекламных блоках во время показа.
Более того, успехи страны на спортивной арене формируют её имидж в международном сообществе, то есть политика всё больше проникает в спорт и заинтересована в нём. При освещении последних допинговых скандалов в российском спорте, на первый план вышли не информационная и коммуникационная функции, а социально-управленческая и пропагандистская, которые часто используются в политической журналистике. Так, социально¬управленческая функция реализуется через психологическое давление, через управление информационными потоками, логические уловки, через технологию социального контроля, а также через ценностно-эмоциональное манипулирование. Пропагандистскую функцию по эмоциональному воздействию можно разделить на позитивную, которая нацелена на формирование единого общества, и на негативную. Главная цель последней, создать отрицательный имидж стране-конкуренту. Например, при помощи мифологических образов или «белой», «серой» и «черной» пропаганды.
Так, бывший тренер сборной Финляндии по лыжам Кари - Пекка Кюрё
считает, что напряжённая ситуация в мировой политике сегодня напрямую
влияет на спорт. Сейчас ситуация выглядит так, как будто, только славяне
употребляют запрещённые препараты. Также он говорит, что российские
спортсмены - это «меньше 10 % мирового элитного спорта и точно меньше
20% допинга» |ИноТѴ, 20.05.2016]. Один из упрёков в сторону России
75
В США во время скандала с Лэнсом Армстронгом (когда его «сдали» партнёры по команде) никто не говорил о государственной системе допинга и никому в голову не пришло отстранять сборную «звёздно-полосатых» от соревнований. На западе и за океаном спорт - это бизнес. Он спонсируется, в основном, из внебюджетных организаций, поэтому каждый случай рассматривается отдельно.
В приведённых в исследовании допинговых скандалах нужно чётко разделять научные исследования - это анализы крови, мочи, которые делает ВАДА, а результаты публикует на своём сайте; официальные исследования и ту информацию, которая попадает в СМИ с налётом сенсационности. Сейчас, в какой-то степени из-за материалов, опубликованных в «The New York Times» о допинг-коктейлях, которые употребляли российские спортсмены на Олимпийских играх в Сочи, идёт массовая перепроверка ВАДА допинг-проб атлетов из разных стран, взятых во время Олимпийских игр в Пекине и Лондоне. В основном проверяют спортсменов, которые могут выступить достойно на играх в Рио. Важно отметить, что ВАДА проверяет не только российских спортсменов, но и атлетов из других стран. Так допинг-проба ямайского спринтера Несты Картера с Олимпийских игр в Пекине дала положительный результат. Но в тоже время, данная организация материально вознаграждает чету Степановых за предоставление информации о российском допинге.
Проведённое исследование показывает, что в спортивной журналистике в последнее время стали использоваться элементы политического влияния. Идёт манипулирование общественным сознанием, пропаганда определённых убеждений. Также освещение допинг-скандалов сейчас напоминает



1 Алексеев К. А. Трансформация роли спорта в общественно¬
политической жизни СССР (на материале газеты «Красный спорт» в 1940-е гг.) // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2015. № 4. URL:
http://www.mediascope.ru/?q=node/2071 (дата обращения: 27.04.2016)
2 Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Пер. с англ. И. Н. Волкова, Е. Н. Волков. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
3 Бодрунова С. С. Медиакратия: атлантические подходы к определению термина // Медиа-философия II. Границы дисциплины. СПб., 2009. С. 91-105. URL: http://www.intelros.ru/pdf/mediafilosofia_2/13.pdf (дата обращения: 06.05.2016)
4 Большая советская энциклопедии / под ред. Б. А. Введенского. 2- изд. Т. 35. М.: «Большая советская энциклопедия», 1955. 672 с.
5 Брехт Б. Кризис спорта // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. № 5 (95). С. 213-216.
6 Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? // Философско-литературный журнал «Логос». 2009. № 6. С. 99-113.
7 Бурдье П. О телевидении и журналистики / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой, Ю. В. Марковой. Отв.ред. Н. А. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. 160 с.
8 Васильева В. В. Релаксационный аспект журналистки развлечения
// Современные проблемы науки и образования, 2012. № 2. URL:
http://www.science-education.ru/102-5907 (дата обращения: 21.04.2016)
9 Васильева Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». Благовещенск: АмГУ, 2010. № 50. С. 109-112.
10 Воронков П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс] //
Журнал «Самиздат». 2001. URL:
http://zhurnal.lib.ru/w/woronkow_p/sport_press.shtml (дата обращения: 22.05.2016)
11 Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой учёный. 2012. № 8. С. 152-155. URL: http://www.moluch.ru/archive/43/5220/ (дата обращения: 04.05.2016)
12 Гаркуша М. С. Особенности формирования благоприятного имиджа благотворительной организации // Молодой учёный. 2012. № 4. С. 110-115.
13 Демидов С. и др. Медали из пробирки: кто побеждает в борьбе с допингом [Электронный ресурс] / С. Демидов [и др.]; отв. ред. А. Михайлов // Информационное агентство России «ТАСС» [сайт]. URL: http://tass.ru/spec/doping-v-sporte (дата обращения: 21.04.2016)
14 Демьяненко Н. В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский Академический Журнал. 2012. № 1. Т. 19. С. 20-27.
15 Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии и масс- медиа // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 29-54.
16 Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2016. 560 с.
17 Ермакова Л. В. Манипулятивные технологии как способ реализации модусной категории персуазивности в дискурсе СМИ // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 3. С. 141-144.
18 Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ // М.: Академия медиаиндустрии, 2009. С. 84.
19 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием: учеб. пособие для вузов. М.: Эскимо, 2005. 832 с.
20 Кильдюшов О. Интеллектуальный трэш, или Альтернативная история спорта. Борьба с олимпизмом в борьбе за олимпизм // Пушкин. 2010. № 1. С. 142-146.
21 Кильдюшов О. О спорт, ты - война? Спортивные игры Современности как субститут вооружённых конфликтов // Сократ. 2010. № 2. С. 188-191.
22 Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 287 с.
23 Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналистики: учеб. пособие для вузов. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 272 с.
24 Корчагина Е. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 190-203.
25 Мандель Б. Р. Политическая психология: учеб. пособие для вузов. М.: «ФЛИНТА», 2013. 322 с.
26 Мельников С. Античный «спорт» // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. № 5 (95). С. 159-170.
27 Михайлова В. Низвержение короля [Электронный ресурс] / В. Михайлова // Журнал «Русский репортёр» [сайт] |2012] |№ 43 (272)]. URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/43/nizverzhenie-korolya/ (дата обращения: 05.05.2016)
28 Михайлова О. В. Трансформация социальных функций средств массовой информации в пространстве Интернета // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 166. С. 159-162.
29 Морган У. Философия спорта: Исторический и концептуальный обзор и оценка её будущего // Философско-литературный журнал «Логос».
2006. № 3 (54). С. 147-159.
30 Науменко Т. В. Функция журналистики и функции СМИ //
Теоретический журнал «Credo». 2000. URL:
http://credonew.ru/content/view/176/52/ (дата обращения: 24.04.2016)
31 Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации: учеб. пособие для вузов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. 274 с.
32 Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский Язык», 1990. 921 с.
33 О некоторых предварительных показателях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2014 году // Исследовательские материалы, подготовленные общественным советом [сайт] [2014]. URL: http://minsport.gov.ru/onekotorixpokazateleiFkci.doc (дата обращения: 21.04.2016)
34 Первый канал. Человек и закон [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon/o-proekte (дата обращения: 18.05.2016)
35 Попов А. Н., Третьяков В. И. Спортивная политика государства в свете глобальной реструктуризации экономики. В кн.: психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития, Челябинск, 2011: материалы. Челябинск: Южно-уральский гос. университет, 2011. С. 120¬123.
36 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 июня 2014 № 375Н [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/257 (дата обращения: 25.04.2016)
37 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 232 с.
38 Пую Ю. В. Антропология манипулирования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 2. Т. 2. С. 61-67.
39 Савинова О. Н. К вопросу о трансформации функций журналистики
// Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2010. № 4. URL:
http://www.mediascope.ru/?q=en/node/660 (дата обращения: 21.04.2016)
40 Словарь иностранных слов / 15-е изд. М.: «Русский язык», 1988. 608 с.
41 Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. 4-изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1989. 1632 с.
42 Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л.
Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с. URL:
http://sociology_encyclopedy.academic.rU/1146/УПРАВЛЕНИЕ (дата обращения: 04.05.2016)
43 Сур Е. И. Эвфемизм как языковое средство манипулирования общественным мнением // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». 2012. № 4. С. 169-171.
44 Сучилин А. А. Идеалы Пьера де Кубертена и современное олимпийское движение // Известия ВГПУ. 2012. № 4. Т. 68. С. 68 - 71.
45 Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом |Электронный
вид] // СПб.: Ладомир, 2004. 289 с. URL:
http://dedovkgu.narod.ru/bib/tretijakov.htm#_Лекция_4._Общая_теория_современ ной_
46 Философия: Энциклопедический словарь [Электронный вид] / Под ред. А. А. Ивина. М.: «Гардарики», 2004. URL: http://ariom.ru/wiki/FJeS (дата обращения: 12.05.2016)
47 Фомичёва И. Д. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учеб. пособие для вузов. Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. 236 с.
48 Фомичёва И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 335 с.
49 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: «Олма-пресс», 2002. 448 с.
50 Хитцлер Р. Является ли спорт культурой? // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. № 5 (95). С. 213-240.
51 Чаушьян С. Олимпийская история: барон де Кубертен
[Электронный ресурс] //Аргументы и факты [сайт] [2014]. URL: http://aif.ru/olymp2014/profile/olimpiyskaya_istoriya_baron_de_kuberten (дата
обращения: 21.04.2016).
52 Черных А. Мир современных медиа. М.: «Территория будущего»,
2007. 312 с.
53 Шустер О. С. Средства массовой информации и спорт. СПб.: ГАФК, 1998. 127 с.
54 Эко У. Болтовня о спорте // Философско-литературный журнал «Логос». 2009. № 6 (73). С. 188-193.
55 Экономико-социологический словарь / Под ред. Г. Н. Соколовой, О. В. Кобяк. Минск: «Беларуская наука», 2013. 616 с.
56 Boyle R. Editorial: Sport and the New Media // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. 2010. Vol. 16 (3). P. 259-262.
57 Herzog H. What do we really know about day-time serial listeners? // Radio research 1942-1943. N.Y., 1944. IAAF. Chapter 15: Drugs in sport / Doping control [Электронный вид] // IAAF, 2012. URL: http://www.iaaf.org/about- iaaf/documents/medical (дата обращения: 15.05.2016)
58 IAAF. Chapter 15: Drugs in sport / Doping control [Электронный вид] // IAAF, 2012. URL: http://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/medical (дата обращения: 15.05.2016)
59 Nordenstreng K. The Structural Context of Media Ethics // Media Ethics. Opening Social Dialog, 2000.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ