Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКИХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Работа №190655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Генезис развития инклюзивного образования в России в постсоветский
период 8
1.1 Основные понятия и их характеристика 8
1.2 Развитие инклюзивного образования в постсоветский период 9
2. Характеристика основных проблем и подходов к инклюзивному
образованию в России 22
2.1 Основные проблемы развития инклюзивного образования в России 22
2.2 Основные принципы инклюзивного образования и подходы 29
2.3 Применение инклюзивного образования на примере Томских бюджетных
профессиональных образовательных учреждений 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
Том 2.
Приложение А Программа исследования
Приложение Б Гайд интервью
Приложение В Интервью №1
Приложение Г Интервью №2
Приложение Д Интервью №3
Приложение Ж Интервью №4
Приложение З Интервью №5
Приложение И Интервью №6
Приложение К Интервью №7
Приложение Л Интервью №8
Приложение М Интервью №9
Приложение Н Интервью №10

Данная работа посвящена изучению развития инклюзивного образования, основных проблем и подходов к инклюзивному образованию в России.
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают люди с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы обеспечения жизнедеятельности людей из данной категории определены в законах Российской Федерации.
Имея в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» равные со всеми права на образование и творческое развитие, люди с ОВЗ и инвалидностью часто лишены возможности реализовать это право. Основная задача — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — меняет общественное мнение о инвалидах, формирует отношение к ним как полноценным людям.
Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью этой проблемы и её малой изученностью. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. Постепенное развитие общества выдвинуло в разряд актуальных проблему адаптации и интеграции людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в общество. Для того чтобы определить основные проблемы и подходы развития инклюзивного образования в России, необходимо изучить существующие данные и проанализировать их.
На сегодняшний день существует вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений.
Инклюзивное образование стало более оформленным в 90-ых годах прошлого века. До этого времени люди с ОВЗ и инвалидностью имели особое положение в обществе. И 4
данное положение было хуже, чем в настоящее время. Общество, большей своей частью, развивалось обособленно от людей с инвалидностью и ОВЗ. На современном этапе так и не удалось преодолеть эту проблему. Люди с ОВЗ и инвалидностью не могут полностью включиться в общественную и образовательную структуру.
В последнее десятилетие XX века, особое внимание стало уделяться детям с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и интеграции в обществе.
Формами интегрированного обучения в России в конце XX - начале XXI века стали специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе. Последнее стало наиболее важным для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе. Для детей с тяжелыми формами патологии в развитии, например с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, аутизмом, сложными комплексными нарушениями, преобладающей моделью стала социальная интеграция. Так как в настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, а интеграция стала одним из ведущих направлений при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Все это привело к сближению массовой и специальной образовательных систем на всех их ступенях. Интегрированное обучение стало одной из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого стали: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы отношений со стороны социума.
Данная проблема рассматривается рядом авторов: Д. Б. Эльконин, Ю. Л. Загуменнов, С. Н. Сорокоумова, Л. М. Шипицина, С. И. Сабельникова, Л. И. Акатов. Людмила Михайловна Шипицина поднимает все эти вопросы в своих трудах: «Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы», «Тенденции и трудности инклюзивного образования в России».
Большой вклад в развитие инклюзивного образования внес Даниил Борисович Эльконин. Д. Б. Эльконин написал несколько монографий и научных статей, посвященных обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностики.
Он занимался такими вопросами, как психологическое развитие детей в разном возрасте, психология игры и вопросы учебной деятельности школьников, а также проблемой развития речи и обучение чтением детей.
Основным вкладом Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».
Важным автором для изучения инклюзивного образования в России является Михаил Васильевич Фирсов, который в ряде сборников и учебных пособий смог объединить все данные об инклюзивном образовании и его развитии. Так же явный вклад сделала российский социолог Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова в ряде своих статей, она описывала развитие инклюзивного образования и основные проблемы.
Изучением исторических аспектов становления инклюзивного образования в России так же занимались Р. Г. Юсупов, Н. М. Назарова. В данных работах рассмотрены проблемы восстановления трудоспособности инвалидов, их обучения, переквалификации и интеграции в общественную жизнь. Так же рассматриваются этапы зарождения инклюзивного образования.
Объект исследования: Развитие инклюзивного образования в России
Предмет исследования: Основные проблемы инклюзивного образования в России и подходы к нему
Проблема: Каковы проблемы развития инклюзивного образования в России и подходы
Цель: Выявить проблемы развития инклюзивного образования в России и основные подходы
Задачи:
1. Дать определения основных понятий в инклюзивном образовании
2. Рассмотреть процесс и особенности становления инклюзивного образования в России в постсоветский период
3. Рассмотреть проблемы развития инклюзивного образования в России
4. Выделить основные подходы к инклюзивному образованию в России
5. Рассмотреть применение инклюзивного образования на примере Томских бюджетных профессиональных образовательных учреждений
Поставленные задачи были достигнуты благодаря использованию нескольких методов. Первым методом стал анализ источников и литературы. Были проанализированы различные электронные источники, статьи, монографии, законы и приказы, программы, как отечественные, так и зарубежные. В них описывались этапы становления инклюзивного образования, основные проблемы, принципы и подходы. Большую значимость для работы, имели зарубежные источники, программы развития ООН, информация ЮНЕСКО, данные Таненбаумского Центра Межрелигиозного Понимания и Всемирной организации здравоохранения.
Вторым методом, для решения последней поставленной задачи, было полустандартизированное интервью с представителями среднего профессионального образования на примере учреждений города Томска. В исследовании приняли участие 10 респондентов. Респонденты дали обширную информацию о системе инклюзивного образования на примере колледжей и техникумов.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзивное образование является важным этапом на пути становления гармоничного, толерантного общества. Изучение проблем инклюзивного образования необходимо для их преодоления. Необходимо качественное изучение всей системы образования, не только в рамках школ, но и в рамках среднего и высшего профессионального образования .
Новизна исследования заключается в том, что упор делается на инклюзию в среднем профессиональном образовании. Исследований на эту тему проведено очень мало, но именно среднее профессиональное образование, как правило, выбирают люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью после получения общего образования. Трудности, встречающиеся на пути построения образования для всех, не могут быть преодолены только одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех образовательных учреждений.
«Посредством образования для всех необходимо позволить всем людям, включая людей с ограниченными возможностями, развивать свой потенциал, внести свой неповторимый вклад в общество, которое может за счет этого только обогатиться. В нашем полном различий мире не лица с ограниченными возможностями, а общество по большому счету нуждается в специальном обучении для того, чтобы стать подлинным обществом для всех».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью инклюзивной школы является желание дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивается наиболее полное взаимодействие и забота друг о друге как членах сообщества.
Можно выделить следующие факторы, свидетельствующие о
необходимости внедрения инклюзивного образования в России:
- число детей, официально получающих пособия по инвалидности растет;
- внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды» (пандусов, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках;
- отсутствие программно-методического обеспечения для работы с детьми со сложными нарушениями;
- неподготовленность педагогических работников (недостаток знаний, отсутствие опыта)
- отсутствие адаптивной, доступной потребностям людей с ОВЗ среды.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, на современном уровне, требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования, устранение явных пробелов в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.
Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров (педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов), недостаточным уровнем их подготовки.
Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ.
Для того чтобы любой человек с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться, необходимы особые условия. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников, является важной проблемой. Обучение - это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство образовательных учреждений, создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду, возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только особого, но и самого обычного.
Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом истажировки. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом.
Еще одной проблемой, является готовность всего коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре школы. Культура имеет прямое выражение в типах и способах коммуникации участников школьного сообщества - руководителя и учителя, учителя и ученика, учителя и родителя. Коммуникация же определяется теми установками, которые есть в личном опыте человека, и теми правилами, которые выработало сообщество. Многие инклюзивные школы имеют Кодекс таких правил и культурных норм; важно, чтобы он был выработан самими участниками.
Ценностные изменения, к которым неизбежно приводит процесс инклюзии, должны закрепляться в культуре школе.
Проблемы развития инклюзивного образования стоят во всей системе образования. Существует необходимость рассмотрения инклюзии в рамках различных образовательных учреждений. При рассмотрении инклюзивного образования на примере среднего профессионального образования, был выявлен целый ряд проблем: проблема доступной
среды, нехватки специалистов, отсутствия системы сопровождения и индивидуального подхода, комплекс данных проблемы существует во всей системе образования. Для решения данных проблем, необходимы изменения не только на законодательном уровне, но и в каждом, отдельно взятом, образовательном учреждении.
Чем чаще будет подниматься вопрос о решении этих проблем и ряда других, возникающих в системе образования, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.
Улучшение качества жизни через реализацию инклюзивных подходов в образовании предполагает:
- получение качественного образования, являющегося фактором будущей социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;
- создание в образовательных учреждениях специальных условий обучения для людей с особыми образовательными потребностями;
- создание гибкой адаптивной образовательной среды;
- обучение с предоставлением необходимой педагогической поддержки;
- обретение опыта позитивного социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формирование социальных навыков по оказанию поддержки детям и взрослым из социально уязвимых групп.
Только при реализации всех условий доступного и качественного инклюзивного образования, возможен полноценный переход к неиу.
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
Важно, чтобы включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокая философская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия.
Наше общество состоит из разных людей. Не каждый может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость «другому» имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение «другого» будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.
Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку.
Таким образом, инклюзия - это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.
Инклюзивное образование - результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние.


1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 30.12.2006, вступила в силу в РФ 03.05.2012//КонсультантПлюс: Справ.правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 23.11.2019г.)
2. Всемирная декларация об образовании для всех и Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей [Электронный ресурс] Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1990// http://www.un.org/ru/index.html. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 02.11.2019г.)
3. ООН по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: Доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/pdf/salamanka.pdf
4. «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. «О социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 29.12.2013) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ (ред. от 03.05.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 30.12.2009) //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
10. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда» на 2011 - 2020 годы". Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297.
11. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 27.04.2016).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 Электрон. данные. - URL: https://base.garant.rU/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 25 декабря 2019).
13. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы» (утратил силу). Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н.
14. «Об определении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и их формы». Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н.
15. «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р». Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 214н (ред. от 18.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2013 № 28858)....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ