Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Определение стратегии и ее роли в повышении эффективности
деятельности предприятия 9
1.2 Типы стратегий предприятия 13
1.3 Факторы, влияющие на формирование стратегии развития предприятия 23
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1 Принципы и этапы разработки стратегии развития предприятия 26
2.2 Методы анализа среды организации 31
2.3 Портфельные модели выбора стратегии развития организации 35
3 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО
«СТАРТ» 40
3.1 Общая характеристика и анализ деятельности ООО «Старт» 40
3.2 Анализ среды организации ООО «Старт» 47
3.3 Выбор и реализация стратегии развития ООО «Старт» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
Проявление кризисных явлений в экономике, сложность и высокая динамика бизнес- процессов, возрастающее конкурентное давление на традиционных рынках требуют от предприятий непрерывного системного роста, эффективной реализации существующего потенциала, формирования адекватных методов оценки и выбора стратегических альтернатив, отвечающих сложившимся экономическим реалиям. Универсальным инструментом, способным обеспечить необходимый и непрекращающийся во времени процесс адаптации организации к требованиям окружающей среды, является стратегия предприятия.
В настоящее время огромное внимание уделяется стратегическому развитию предприятий, которое позволяет организации выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях рыночной и конкурентной борьбы должны разрабатывать свою собственную долгосрочную стратегию, которая будет позволять им быть достойными конкурентами на рынке.
Однако не всякий субъект хозяйствования в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию, когда как объект обладает достаточным потенциалом для формирования стратегии, адекватной внешней и внутренней среде, объект способен использовать свои ресурсы для перестройки внутренней среды и адаптации к внешней среде, используя при этом благоприятные условия и свои возможности для предотвращения и снижения рисков, ориентируя деятельность на получение достаточной прибыли в долгосрочном периоде [8, с. 49].
Актуальность темы исследования состоит в том, что каждая успешная компания должна иметь стратегию развития, понимая, что это очень важно для достижения новых успехов в будущем. Выбор стратегии в бизнесе один из ведущих вопросов в управлении. Если, цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.
Степень разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день различные аспекты многогранной проблемы формирования стратегий предприятий, анализа и оценки развития организаций глубоко изучены и широко представлены в экономической литературе. Существенный вклад в их решение внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как: Л.И. Абалкин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, С.В. Валдайцев, С.Ю. Глазьев, М.П. Синицын, В.Е. Сомов, Р.А. Фатхутдинов, А.Д. Шеремет, Р. Акофф, И. Ансофф, А. Маршалл, М. Портер, А. Смит, Б. Стюарт, А.А. Томпсон и ряд других.
Вместе с тем многие вопросы, связанные с формированием стратегий, обеспечивающих непрерывное и сбалансированное развитие предприятия, их системной оценкой, остаются малоизученными и дискуссионными как в экономической науке, так и в хозяйственной практике. Развернувшиеся отечественные и зарубежные исследования в данной области пока не представляют целостной концепции, охватывающей и взаимоувязывающей различные подходы к пониманию сущности и содержания стратегии развития предприятия, ее особенностей, методов формирования и реализации, процедур оценки и выбора, а также иных необходимых инструментов стратегического управления. В связи с этим высокую значимость приобретают уточнение понятийного аппарата исследуемой проблемы, идентификация стратегии развития предприятия в системе иных стратегий предприятия и выделение ее базовых особенностей.
Проблема исследования. При наличии большого числа работ по теории и практике управления, недостаточно исследований, включающих такие взаимосвязанные элементы как: разработка и формирование стратегии предприятия; роль и место маркетинга в стратегических решениях и действиях организации; обоснование выбора конкретных стратегий на предприятиях; разработка конкретных инструментов реализации стратегии применительно к реальным рыночным условиям. Таким образом, теоретические и методические основы эффективного стратегического управления предприятием в условиях развития рыночных отношении, усиления конкуренции, становится актуальной научной проблемой.
Цель работы - повышение эффективности деятельности ООО «Старт» на основе разработки стратегии его развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить сущность стратегии предприятия, выделить виды стратегии развития предприятия.
2) Проанализировать факторы, влияющие на формирование стратегии развития предприятия.
3) Изучить принципы, содержание и этапы разработки стратегии предприятия
4) Рассмотреть методы анализа среды организации.
5) Охарактеризовать портфельные модели выбора стратегии развития организации.
6) Провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Старт»
7) Определить стратегию развития предприятия для ООО «Старт».
Объект исследования - стратегия развития ООО «Старт».
Предмет исследования - процесс разработки стратегии развития предприятия.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования была рассмотрена и изучена учебная литература, монографии и периодические издания, посвященные вопросам стратегического управления на предприятии, менеджмента, развития, вопросам сущности и понятия стратегии предприятия, разработки стратегии предприятия, вопросам корпоративного развития и осуществления эффективных стратегических преобразований, вопросам конкурентного анализа и маркетингового исследования предприятий. В исследовании использовались и заслуживают особого внимания, работы таких авторов, как: Акманаева Р.И., Акофф Р., Алтухов П.Л., Амельченко А.В., Ансофф И., Афоничкин А.И., Боев А.Г., Виханский О.С., Гительман Л.Д., Клейнер Г.Б., Селезнева О.В., Томпсон А.А., Фролова В.В. и другие.
Методологическая основа исследования. Для реализации указанных выше задач исследования были применены следующие методы: а) обзорно-аналитическое исследование литературы; б) синтез методологических подходов формирования решений в экономических системах и системах современного маркетинга; в) общенаучные методы, такие как: сравнительный, факторный, структурный анализ, синтез, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, экономико-математические методы анализа, а также экспертные оценки.
Информационная база исследования. Открытые данные бухгалтерской и статистической отчетности ООО «Старт», планы развития предприятия на краткосрочную перспективу, экономико-статистическая информация, характеризующая общую ситуацию в предприятий ремонтно-отделочной сферы в г. Томске, аналитические материалы, материалы периодической печати.
Практическая значимость исследования. Основные положения исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций по совершенствованию деятельности исследуемого предприятия в условиях усиления конкуренции. Результаты конкурентного анализа, анализа внешней и внутренней среды предприятия, полученные в исследовании, могут быть использованы для обеспечения обоснованного выбора стратегии развития предприятий ремонтно-отделочной сферы деятельности, в целях повышения их конкурентоспособности. Оценки, выводы и рекомендации, сделанные автором, могут быть использованы в основе разработке стратегии развития предприятия при наличии схожих предпосылок развития с учетом индивидуальных особенностей хозяйствующего субъекта.
Структура исследования. Работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы и сформулирована проблема исследования, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, сделаем следующие выводы:
1. Стратегия - это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.
2. Стратегия организации - это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды. Главная задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
3. Стратегии роста предполагают увеличение размеров фирмы и требуют достаточных ресурсов. К данным стратегиям относятся: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста и усиления позиций на рынке. Основными признаками таких стратегий являются: диверсификация путем поглощения менее сильных конкурентов (конгломерация); открытие новых производств; межфирменное сотрудничество и кооперация в целях контроля за рынками сбыта и ресурсов; внешнеэкономическая деятельность как элемент географической экспансии.
4. Диверсификация - это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы. В этом случае предприятие отделяется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависимым от одного рынка или товарной группы. Стратегия концентрической диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых товаров, продуктов, услуг, похожих на товары, продукты, услуги предприятия. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых групп клиентов.
5. Применение стратегий диверсификации в управлении предприятием позволяет осваивать принципиально новые направления деятельности, лучше удовлетворять потребности рынка, повышать финансовую устойчивость предприятия, создавать новые рабочие места.
6. Стратегия «концентрической диверсификации» («конвергентные
приобретения») применяется в том случае, когда предприятие стремится максимально использовать имеющийся производственный опыт, свои технологические возможности, а также опыт в сфере коммерческой деятельности. В этом случае предприятие остаётся на том же товарном рынке, а главной целью являются достижение синергетического эффекта и более глубокое проникновение на рынок.
7. ООО «Старт» является юридическим лицом со статусом коммерческой организации учреждено на неограниченный срок деятельности, сегодня это динамично развивающаяся компания строительной сферы г. Томска
8. В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые сильные стороны ООО «Старт»», обеспечивающие конкурентные преимущества. К ним относятся: во-первых, возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка и наличие собственных средств, необходимых для развития, что дает ООО «Старт» возможность увеличения доли рынка; во-вторых, профессионализм кадров, который позволяет вовремя среагировать на изменяющиеся условия внешней среды, нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями внешней среды.
9. На основании проведенного анализа ООО «Старт», были выделены основные проблемы: а) отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка б) низкая рекламная деятельность, которая не является достаточно эффективной в настоящий период времени; в) низкий уровень маркетинговых исследований; г) перенасыщенность отрасли типичными предприятиями строительного сектора.
10. Для решения обозначенных проблем и как следствие повышение конкурентоспособности предприятия, мы выбрали, предложили и разработали стратегию концентрической диверсификации, которая даст возможность значительного увеличения прибыли, а, следовательно, возможность развития ООО «Старт». Используя имеющиеся производственные мощности, наличие квалифицированных кадров, налаженный технологический процесс по основному виду деятельности, предприятие сможет выйти за рамки отработанной цепочки, внутри которой действовало раньше. Разработанная стратегия концентрической диверсификации, реализуется путем освоения новой ниши - внедрение инновационного вида услуг - изящная художественная ковка, аналогов которого в г. Томске не существует. Реализация данной стратегии, даст возможность значительного увеличения прибыли, а, следовательно, возможность развития ООО «Старт» и повышения конкурентоспособности ООО «Старт» в целом и предоставляемых услуг в частности.
Итак, предложенная стратегия концентрической диверсификации характеризуется формированием оптимального ассортимента услуг, развитием дополнительных и новых услуг, проникновением на новые рынки услуг.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
(ред.от31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
2. Акманаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учебное пособие / Р.И. Акманаева. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 424 с.
3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Анофф. - Пер. с англ. - М.: Сирин, 2016. - 256 с.
4. Амельченко А.В. Методология и методы формирования и оценки стратегий развития промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.В. Амельченко. - СПб., 2016. - 40 с.
5. Алтухов П.Л. методические положения по выбору стратегии управления развитием предприятия / П.Л. Алтухов // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - Том 4. - № 1(36). - С. 124-132.
6. Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия / А.А. Андреева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - №20. - С. 33-39.
7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
8. Афоничкин А.И. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие: в 2 ч. - Ч. 2: Финансовая политика предприятия / А.И. Афоничкин, Л.Д. Журова. - Тольятти: Издательство Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2017. - 528 с.
9. Ахмедова С.А. Формирование стратегии развития предприятий ресторанного бизнеса / С.А. Ахмедова // Транспортное дело России. - 2015. - №7. - С. 49-52.
10. Боев А.Г. Сущность и особенности стратегии развития промышленного предприятия / А.Г. Боев, С.И. Воронин // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия: Экономика и управление. - 2014. - №2. - С. 160-165.
11. Вавилов В. Стратегии, которые помогают выйти из кризиса победителем: опыт зарубежных компаний / В. Вавилов // Стратегия и развитие. - 2016. - № 7. (43). - С. 62-66.
12. Вахтель Д. Анализ продуктового портфеля - ключевой метод стратегического планирования бизнеса в рамках разработки, выпуска и сбыта продуктов компании / Д. Вахтель // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - №6. - С. 452-462.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Издательство «Гардарика», 2017. - 164 с.
14. Виханский О. Менеджмент / О. Виханский, А. Наумов. - 3-е издание доп. и переработанное. - М.: Экономист, 2018. - 670 с.
15. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: учебное пособие - Общий и специальный менеджмент / Л.Д. Гительман; под редакцией А.Л. Гапоненко, А.М. Панкрухина. - М.: Прогресс, 2013. - 568 с....43