Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Рейтинговая оценка в образовании 7
1.2. Рейтинговая оценка в физическом воспитании 13
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Методы исследования 15
2.2. Организация исследования 19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК 21
3.1. Предварительные результаты исследования технической, и физической
подготовленности 21
3.2. Особенности методики рейтинговой оценки 27
3.3. Оценка эффективности применения рейтинговой оценки в физическом
воспитании студентов ТГУ 29
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Возросшие требования к физическому воспитанию студентов диктуют необходимость поиска новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности, направленных на достижение физических кондиций, необходимых для достижения и поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности [7, 8].
Одним из средств повышения физической работоспособности студентов на занятиях по физической культуре является мотивация. Ни для кого не секрет, что человек незаинтересованный в занятиях физической культурой будет выкладываться меньше, нежели человек, который хочет достичь определенных целей в этой области. В целом проблемная ситуация, сложившаяся в физическом воспитании в вузах, определяется недостатком адекватных приемов мотивирования студентов к занятиям физическим совершенствованием с учетом их интересов.
Цель исследования - разработка рейтинговой оценки в физическом воспитании студентов ТГУ.
Задачи исследования
1. На основании изучения - научной и научно-методической литературы обосновать возможность применения рейтинговой оценки в процессе физического воспитания студентов ТГУ.
2. Разработать методику рейтинговой оценки в процессе физического воспитания студентов ТГУ.
3. Экспериментально проверить эффективность применения рейтинговой оценки на занятиях по физическому воспитанию студентов ТГУ.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов ТГУ.
Предмет исследования: рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования состояла из предположения о том, что применение рейтинговой оценки в физическом воспитании студентов:
- повысит уровень специальной и общей физической подготовленности студентов;
- повысит мотивацию к занятиям физической культурой у студентов ТГУ.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы и приложения. Список литературы включает 34 источника. Общий объем дипломной работы составляет 44 страниц компьютерного набора текста, включая 19 таблиц, 9 приложений и 6 рисунков.
5. В результате изучения и анализа литературных источников мы выявили, что в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда обучающегося в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих обучающихся.
6. В результате анкетирования студенток, занимающихся фитнесом, мы выявили, что
рейтинговая оценка имеет преимущество над обычной системой оценивания для 40% студенток. Для 97,5 % опрошенных студенток важен личный прогресс в уровне
физической подготовленности. Основным мотивом для занятий физической культурой и спортом является укрепление здоровья, а на втором месте - получение зачета по «Физической культуре».
7. В разработанной нами методике рейтинговой оценки баллы по каждому тесту определялись местом в рейтинге. Оценивались показатели тестовых упражнений, 5 из них были из раздела ОФП и 3 из раздела СФП. Упражнения, входящие в ОФП: «бег 100м», «бег 200м», «прыжки в длину», «наклон вперед, стоя на скамье», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа». Упражнения, входящие в СФП: «Жим штанги лежа», «Приседания со штангой», «Пресс на скамье».
Дополнительные баллы начислялись за физкультурно-спортивную активность (участие в соревнованиях, помощь в организации и проведении соревнований). Максимальное количество баллов, которое студент способен набрать 100 б. По сумме баллов за каждый тест и физкультурно-спортивную активность определялся общий итоговый рейтинг.
8. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной нами методики рейтинговой оценки, на основе достоверных различий:
в уровне специальной физической подготовленности в двух тестах (жим штанги лежа, пресс на скамье) из трех прирост результатов в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной;
в уровне общей физической подготовленности в трех тестах (бег 2000 м, прыжок в длину, сгибание и разгибание рук в упоре лежа) из пяти прирост результатов в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.
1. Иванов, Г.Д. Действенность закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»: проблемы физического воспитания в вузах /Г.Д.Иванов //Вестник физической культуры. Алматы: б.и., 2001. - С. 9 - 11
2. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодёжи потребностей в физической культуре: автореф. дис. . д-ра. пед. наук /А.В. Лотоненко. Краснодар: б.и., 1988. - 40 с.
3. Лубышева, Л.И. Эффективность массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузах с преимущественно женским контингентом: автореф. дис. . канд. пед. наук /Л.И. Лубышева. Омск: б. и., 1984. - 215 с.
4. Лубышева, Л. И. Физкультурное воспитание как средство формирования физической культуры личности студента /Л.И. Лубышева //Проблемы развития физической культуры молодежи: межвуз. сб. науч. тр. /Воронеж, ун-т, Воронеж: б. и., 1992. - С.22-28
5. Мандриков, В. Б. Поиск решения в оздоровлении студентов / В. Б.Мандриков, В. В.Наумин // Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи: тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф. -Смоленск: б.и., 1998.-С. 124-125.
6. Мандриков, В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: автореф. дис. . д-ра. пед. наук /В.Б. Мандриков. Краснодар: б.и., 2002. - 59 с.
Марчибаева, У. С. Физическое воспитание студентов вуза с учетом физического развития и физической подготовленности: автореф. . канд. пед. наук /У.С. Марчибаева. Алматы:
6. и., 1998. - 29 с.
7. Михайлов, В.А. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов специального учебного заведения /В.А. Михайлов //Вестник физической культуры. 2001. № 1. - С. 446
8. Наскалов, В. М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов /В.М. Наскалов //Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 10.-С. 55-59.
9. Тараненко, А.Ф. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями в зависимости от профессиональной ориентации: автореф. дис. . канд. пед. наук /А.Ф. Тараненко. Малаховка: б. и., 1992. -23 с.
10. Шилько, В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. .д ра. пед. наук /В.Г. Шилько. -М.: б. и., 2003.-47с.
11. Шилько, В. Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов /В.Г. Шилько //Теория и практика физической культуры. 2002. - № 9. - С. 50-52.
12. Телеева, Е. В. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие /Сост. Е.В.Телеева - Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2009. - 116с.
13. Федоров Р. Ю. Балльно - рейтинговая система оценки знаний студентов ВУЗА: Актуальность и систематика литературы // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] //URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18241/ (дата обращения: 07.05.2018)
14. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. - № 6. С.28-40.
15. Зубарев В. Н. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21718/ (дата обращения: 07.05.2018)...35