АГРЕССИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
1. Феномены агрессивного поведения и тревожности в младшем подростковом возрасте 7
1.1 Агрессивное поведение 7
1.2. Психологические особенности младшего подросткового возраста 13
1.3 Психологические особенности тревожности у младших подростков 27
2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и проявлений агрессии у младших подростков 32
2.1. Материалы исследования 32
2.2. Методическое обеспечение 32
2. 3. Результаты эмпирического исследования 34
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение 1 Опросник Басса - Дарки 50
Приложение 2 Шкала тревожности
1. Феномены агрессивного поведения и тревожности в младшем подростковом возрасте 7
1.1 Агрессивное поведение 7
1.2. Психологические особенности младшего подросткового возраста 13
1.3 Психологические особенности тревожности у младших подростков 27
2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и проявлений агрессии у младших подростков 32
2.1. Материалы исследования 32
2.2. Методическое обеспечение 32
2. 3. Результаты эмпирического исследования 34
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение 1 Опросник Басса - Дарки 50
Приложение 2 Шкала тревожности
Младший подростковый возраст один из сложнейших периодов в онтогенезе человека. Коренным образом перестраиваются сложившиеся ранее психологические структуры, появляются новообразования, характерные для данного возрастного периода, происходит формирование нравственных представлений и социальных установок. Характерными для данного этапа являются такие негативные проявления как, изменение прежде устоявшейся системы интересов, дисгармоничность строения личности, протестный стиль поведения по отношению к взрослым. В то же время младший подросток становится более самостоятельным, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками становятся более разнообразными и качественными, сферы деятельности расширяются и изменяются по содержанию, формируется чувство ответственности по отношению к себе и окружающим.
Актуальность исследования обусловлена тем, что агрессивное поведение младших подростков является значимой проблемой как для педагогов и психологов, так и в целом для социума. С помощью проявлений агрессии младшие подростки утверждаются в коллективе, достигают желаемого. Таким образом, проявление агрессии является неким механизмом адаптации. Тревожность так же является адаптивным механизмом, адекватный уровень тревожности важен в эмоционально-волевой регуляции, являясь внутренним фактором, детеременирующем формирование адаптивного потенциала зрелой личности. Однако высокий уровень тревожности вызывает трудности социально-психологической адаптации и влияет на формирование адекватного представления о себе и своих личностных качествах у младших подростков (Е. И. Рогов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Проявления тревожности и агрессии у младших подростков являются специфичными для данного возрастного периода. При излишней выраженности данные качества могут иметь негативные последствия для личности.
Агрессия является междисциплинарным объектом исследования, и рассматривается в психологии, психиатрии, педагогике, социологии, юриспруденции, философии, каждая из которых рассматривает проблему агрессивного поведения в собственной терминологии и в собственном понимании. Агрессия как термин включает в себя множество разнообразных действий, нарушающих физическую или психическую целостность другого субъекта, или социальной группы, причиняющих материальный ущерб, препятствующих осуществлению намерений, противодействующих интересам или ведущим к их уничтожению (Бардин К. В, Божович Л. Н.). Агрессивное поведение напрямую связано с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию.
Проблема агрессии и агрессивного поведения представлена в работах таких авторов как: З. Фрейд, Л. Берковиц, К. Лоренц, А. Басс, С. Розенцвейг, А. Бандура, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюк, А.Е. Личко и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии изучены Р. Бэроном, Д. Ричардсоном, П.А. Ковалевым, Т.Н. Курбатовой, О.Ю. Михайловой, А.А. Реан, Т.Г. Румянцевой.
Изучением подросткового возраста занимаются такие авторы как С. Холл, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, В.Штерн, Ж.Пиаже. В отечественной психологии применяются концепции подросткового возраста, разработанные Л.С.Выготским, Л.И.Божович, Д.Б.Элькониным, Д.И.Фельдштейном.
Изучению агрессивного поведения детей и подростков школьного возраста посвящены монографии и экспериментальные работы Р.Бэрона, А.Басса, Л.Берковица, П.Брейна, Д. Долларда, К.Бютнера, К.Лорэнца, Д. Ричардсона, Р.Селмана.
Объект: агрессивное поведение младших подростков.
Предмет: агрессия как реализация ситуативной тревожности у младших подростков.
Гипотеза: тревожность как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию является катализатором проявления агрессии как поведенческого акта у младших подростков. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессии.
Цель: изучение взаимосвязи агрессивного поведения и тревожности у младших подростков.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной темам агрессивного поведения и тревожности у младших подростков, психологических особенностей младшего подросткового возраста;
2. Подобрать и обосновать методики для диагностики уровня агрессии как поведенческого акта и уровня ситуативной тревожности у младших подростков;
3. При помощи выбранных методов эмпирически изучить взаимосвязь уровня агрессии как поведенческого акта и уровня ситуативной тревожности у младших подростков.
Теоретическая значимость заключается в уточнении представлений об условиях и причинах проявлений агрессивного поведения у младших подростков и его взаимосвязи с уровнем ситуативной тревожности.
Практическая значимость: изучение взаимосвязи агрессии как поведенческого акта и ситуативной тревожности младших подростков, позволит создать эмпирическую и теоретическую базу для возможности дальнейшего создания и апробации системы мероприятий по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников среднего звена.
Теоретико-методологическая основа: работы по изучению агрессии и агрессивного поведения А. Басс, А. Дарки, К. Лорэнца. Работы по изучению подросткового возраста Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Л.И.Божович. Работы по изучению тревожности младших подростков Е.И. Рогова, А.М. Прихожан, А. В. Микляевой Н.Д. Левитовой, П.В. Румянцевой.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы:
Теоретические: анализ литературы отечественных и зарубежных
авторов, посвященной темам агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте и тревожности у младших подростков. Обобщение и систематизация информации.
Диагностические методики: опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки, диагностирует типичные для респондентов формы агрессивного поведения, а так же уровень агрессивного поведения личности. Методика стандартизирована и валидизирована А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой (2005 г.). Применение возможно для респондентов младшего подросткового возраста.
«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана на основе «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973), позволяет определить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных сферах: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Методика может применяться для диагностики уровня тревожности младших подростков.
В исследовании принимали участие младшие подростки, учащиеся 7х классов МАОУ СОШ №37. В возрасте 12 - 13 лет. Общее количество - 62 респондента (41 ж., 21м.)
Структура. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов, заключения, списка литературы, приложений
Актуальность исследования обусловлена тем, что агрессивное поведение младших подростков является значимой проблемой как для педагогов и психологов, так и в целом для социума. С помощью проявлений агрессии младшие подростки утверждаются в коллективе, достигают желаемого. Таким образом, проявление агрессии является неким механизмом адаптации. Тревожность так же является адаптивным механизмом, адекватный уровень тревожности важен в эмоционально-волевой регуляции, являясь внутренним фактором, детеременирующем формирование адаптивного потенциала зрелой личности. Однако высокий уровень тревожности вызывает трудности социально-психологической адаптации и влияет на формирование адекватного представления о себе и своих личностных качествах у младших подростков (Е. И. Рогов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Проявления тревожности и агрессии у младших подростков являются специфичными для данного возрастного периода. При излишней выраженности данные качества могут иметь негативные последствия для личности.
Агрессия является междисциплинарным объектом исследования, и рассматривается в психологии, психиатрии, педагогике, социологии, юриспруденции, философии, каждая из которых рассматривает проблему агрессивного поведения в собственной терминологии и в собственном понимании. Агрессия как термин включает в себя множество разнообразных действий, нарушающих физическую или психическую целостность другого субъекта, или социальной группы, причиняющих материальный ущерб, препятствующих осуществлению намерений, противодействующих интересам или ведущим к их уничтожению (Бардин К. В, Божович Л. Н.). Агрессивное поведение напрямую связано с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию.
Проблема агрессии и агрессивного поведения представлена в работах таких авторов как: З. Фрейд, Л. Берковиц, К. Лоренц, А. Басс, С. Розенцвейг, А. Бандура, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюк, А.Е. Личко и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии изучены Р. Бэроном, Д. Ричардсоном, П.А. Ковалевым, Т.Н. Курбатовой, О.Ю. Михайловой, А.А. Реан, Т.Г. Румянцевой.
Изучением подросткового возраста занимаются такие авторы как С. Холл, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, В.Штерн, Ж.Пиаже. В отечественной психологии применяются концепции подросткового возраста, разработанные Л.С.Выготским, Л.И.Божович, Д.Б.Элькониным, Д.И.Фельдштейном.
Изучению агрессивного поведения детей и подростков школьного возраста посвящены монографии и экспериментальные работы Р.Бэрона, А.Басса, Л.Берковица, П.Брейна, Д. Долларда, К.Бютнера, К.Лорэнца, Д. Ричардсона, Р.Селмана.
Объект: агрессивное поведение младших подростков.
Предмет: агрессия как реализация ситуативной тревожности у младших подростков.
Гипотеза: тревожность как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию является катализатором проявления агрессии как поведенческого акта у младших подростков. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессии.
Цель: изучение взаимосвязи агрессивного поведения и тревожности у младших подростков.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной темам агрессивного поведения и тревожности у младших подростков, психологических особенностей младшего подросткового возраста;
2. Подобрать и обосновать методики для диагностики уровня агрессии как поведенческого акта и уровня ситуативной тревожности у младших подростков;
3. При помощи выбранных методов эмпирически изучить взаимосвязь уровня агрессии как поведенческого акта и уровня ситуативной тревожности у младших подростков.
Теоретическая значимость заключается в уточнении представлений об условиях и причинах проявлений агрессивного поведения у младших подростков и его взаимосвязи с уровнем ситуативной тревожности.
Практическая значимость: изучение взаимосвязи агрессии как поведенческого акта и ситуативной тревожности младших подростков, позволит создать эмпирическую и теоретическую базу для возможности дальнейшего создания и апробации системы мероприятий по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников среднего звена.
Теоретико-методологическая основа: работы по изучению агрессии и агрессивного поведения А. Басс, А. Дарки, К. Лорэнца. Работы по изучению подросткового возраста Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Л.И.Божович. Работы по изучению тревожности младших подростков Е.И. Рогова, А.М. Прихожан, А. В. Микляевой Н.Д. Левитовой, П.В. Румянцевой.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы:
Теоретические: анализ литературы отечественных и зарубежных
авторов, посвященной темам агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте и тревожности у младших подростков. Обобщение и систематизация информации.
Диагностические методики: опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки, диагностирует типичные для респондентов формы агрессивного поведения, а так же уровень агрессивного поведения личности. Методика стандартизирована и валидизирована А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой (2005 г.). Применение возможно для респондентов младшего подросткового возраста.
«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана на основе «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973), позволяет определить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных сферах: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Методика может применяться для диагностики уровня тревожности младших подростков.
В исследовании принимали участие младшие подростки, учащиеся 7х классов МАОУ СОШ №37. В возрасте 12 - 13 лет. Общее количество - 62 респондента (41 ж., 21м.)
Структура. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов, заключения, списка литературы, приложений
В результате проведенного нами теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим в силу сложности, многозначности и размытости данного понятия. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, наносящие вред другому лицу или объекту. В ряде исследований разводят понятия агрессии и агрессивности. Агрессия рассматривается как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как психическое свойство личности. В данной работе за основу взято определение агрессии по А. Басс и А. Дарки как поведенческого акта, как реакции личности на реальные или вымышленные угрозы, содержащее угрозу или наносящее вред другим.
2. Младший подростковый возраст имеет свои особенности. Переход к
периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой перестройкой психики. Ведущими потребностями являются
самоутверждение и общение со сверстниками. Для младшего подросткового возраста характерно нарастание трудностей в общении, проявляющихся в скрытности, конфликтности, негативизме, эмоциональной
неуравновешенности, отстаивании своих прав. В самосознании появляется так называемое «чувство взрослости». В то же время младшим подростка свойственна неуверенность в собственных силах, сопровождающаяся состоянием беспокойства и тревожности. Выражение эмоций у младших подростков - бурное и непосредственное, они часто не могут сдерживать радость, гнев, агрессию.
3. В литературе описаны различные определения понятия тревожности,
большинство исследований рассматривают данное понятие
дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. В данной работе за основу взято понятие ситуативной тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, различное по интенсивности и динамичное во времени. Рассматривается в контексте школьной тревожности, проявляющиеся во взаимодействии младшего подростка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии.
4. Результаты проведенного нами в рамках ВКР исследования взаимосвязи уровня ситуативной тревожности и уровня агрессии у младших подростков показали, что чем выше у респондентов показатели по шкалам уровня тревожности, тем выше показатели по шкалам уровня агрессии, и наоборот. Исключение составляет лишь проявление физической агрессии. Возможно, подобные результаты по данной шкале могут говорить о проявлении феномена социальной желательности у испытуемых. Это указывает на актуальность формирования у респондентов представлений о различных видах агрессивного поведения.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась - тревожность как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию является катализатором проявления агрессии как поведенческого акта у младших подростков. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень
1. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим в силу сложности, многозначности и размытости данного понятия. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, наносящие вред другому лицу или объекту. В ряде исследований разводят понятия агрессии и агрессивности. Агрессия рассматривается как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как психическое свойство личности. В данной работе за основу взято определение агрессии по А. Басс и А. Дарки как поведенческого акта, как реакции личности на реальные или вымышленные угрозы, содержащее угрозу или наносящее вред другим.
2. Младший подростковый возраст имеет свои особенности. Переход к
периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой перестройкой психики. Ведущими потребностями являются
самоутверждение и общение со сверстниками. Для младшего подросткового возраста характерно нарастание трудностей в общении, проявляющихся в скрытности, конфликтности, негативизме, эмоциональной
неуравновешенности, отстаивании своих прав. В самосознании появляется так называемое «чувство взрослости». В то же время младшим подростка свойственна неуверенность в собственных силах, сопровождающаяся состоянием беспокойства и тревожности. Выражение эмоций у младших подростков - бурное и непосредственное, они часто не могут сдерживать радость, гнев, агрессию.
3. В литературе описаны различные определения понятия тревожности,
большинство исследований рассматривают данное понятие
дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. В данной работе за основу взято понятие ситуативной тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, различное по интенсивности и динамичное во времени. Рассматривается в контексте школьной тревожности, проявляющиеся во взаимодействии младшего подростка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии.
4. Результаты проведенного нами в рамках ВКР исследования взаимосвязи уровня ситуативной тревожности и уровня агрессии у младших подростков показали, что чем выше у респондентов показатели по шкалам уровня тревожности, тем выше показатели по шкалам уровня агрессии, и наоборот. Исключение составляет лишь проявление физической агрессии. Возможно, подобные результаты по данной шкале могут говорить о проявлении феномена социальной желательности у испытуемых. Это указывает на актуальность формирования у респондентов представлений о различных видах агрессивного поведения.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась - тревожность как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию является катализатором проявления агрессии как поведенческого акта у младших подростков. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень
Подобные работы
- Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С
ТРУДНОСТЯМИ В КОММУНИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Формирование толерантности у подростков
в контексте инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика суицидального поведения у российских и узбекских подростков (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023





