Введение 2
Глава 1. Санкции как инструмент международной политики 8
1.1. Понятие международных санкций 8
1.2. Хронология режима санкций между Россией и Европейским Союзом в 2014 г. 9
1.3. Хронология режима санкций между Россией и Европейским Союзом в 2015 г. 21
Глава 2. Введение экономических санкций Россией и Европейским Союзом 26
2.1. Институты, принимающие решения о введении/продлении санкций 26
2.2. Обсуждение введения антироссийских санкций в Европейском Совете 27
Глава 3. Результаты режима санкций 2014-2015 гг. 31
3.1. Политические последствия 31
3.2. Экономические последствия 38
Заключение 45
Источники 48
Литература 53
В конце 2013 г. разгорелся украинский кризис. В него неизбежно оказались втянуты большие игроки современных международных отношений - Россия и Европейский Союз. Украина, как и все страны на постсоветском пространстве, давно были признаны сторонами сферой «пересекающихся интересов». Кризисы в Украине 2004 г., Грузии 2008 г. и Молдавии 2009 г. подтверждают это. Накалившаяся ситуация внутри Украины, усиленная резкой политикой «больших соседей» привели к кровопролитному кризису, рискующему затянуться на неопределенное время.
Имеющиеся политические противоречия России и Евросоюза, сглаживаемые до этого тесным экономическим сотрудничеством, в связи с кризисом вырвались наружу и нашли отражение в «войне санкций» между сторонами. Европейский Союз возмущен действиями российских властей по присоединению Крыма к своей территории вопреки Конституции Украины и ее помощи сепаратистским силам на востоке Украины и вводит против РФ обширные санкции; Россия возмущена применением к ней международных коллективных санкций в обход Совета Безопасности ООН и вопреки праву Всемирной торговой организации и вводит против Евросоюза контрсанкции. Все рестриктивные меры уже неоднократно продлевались и расширялись, но остается открытым вопрос об эффективности этих мер. Им задается экспертное и гражданское сообщество по обе стороны баррикад.
Проблемой данной работы является определение эффективности санкций, введенных Европейским Союзом в 2014 г. против Российской Федерации.
Цель данной работы: выяснить, какое политическое и экономическое влияние оказали санкции Евросоюза и контрмеры России на их двустороннюю торговлю, экономическое положение и политические решения и сделать вывод об эффективности санкций как инструмента достижения внешнеполитических целей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: изучить хронологию введения санкций Евросоюза и контрсанкций России, их расширения и содержание за период 2014-2015 гг.; исследовать механизм принятия решений о введении ограничительных мер в этих странах, выявить их сходства и различия, что позволит оценить, насколько быстро данное решение принимается, и что потребуется для его отмены. На основе имеющейся периодики и научной литературы выяснить и оценить последствия разных видов санкций для сторон, при этом выделив экономический и политический аспекты.
Временные рамки, охватываемые в данной работе: март 2014 - март 2016 гг. 17 марта 2014 г. был введен первый пакет ограничительных мер в отношении 21 должностного лица, граждан России и Украины, которые обвинялись ЕС в подрыве территориальной целостности Украины. Изучаемый политический процесс продолжает свое развитие, поэтому для верхней границы освещаемого периода было выбрано символическое событие, которое, однако, не ставит точку в данном процессе: это принятие Советом ЕС 14 марта 2016 г. «Руководящих принципов в отношениях с Россией». Принятие этого документа показывает, что отношения России и Евросоюза претерпели значительные изменения за указанный период, необходимость создания новых основ для взаимодействия.
Для написания работы использовался ряд источников. Одним из основных стал сайт Представительства Евросоюза в России. Данный источник является исчерпывающим во всем, что касается решений, официально принятых органами Европейского Совета в отношении России. На сайте можно найти информацию о совместных проектах стран в различных сферах, официальные заявления Верховного Представителя ЕС, ссылки на документы и законодательные акты, опубликованные в Официальном журнале ЕС, а также на сайты других органов ЕС. Конечно, сайт ограничивается освещением официальной позиции только Европейского Союза, однако имеющаяся информация хорошо структурирована, оснащена ссылками на множество дополнительных материалов, в том числе и на английском языке.
Официальная позиция России публикуется на сайте Министерства иностранных дел. На сайте можно найти официальный комментарий на каждое событие в отношениях Евросоюза и России в изучаемый период; в обзоре внешнеполитической деятельности за нужный период можно найти резюме для всех событий и принятых в связи с ними решений в отношениях ЕС. Однако для изучения узкого вопроса материалов на сайте не достаточно.
На сайте Представительства России в Евросоюзе находится подробное описание политических механизмов сотрудничества ЕС и России до введения санкций, а также обзоры на выступления официальных российских лиц в связи с введением санкций. Однако
Тексты официальных документов, с публикацией которых вступают в силу санкции находятся на сайте Официального журнала Европейского Союза (весь контент полностью дублируется на каждый из 28 языков ЕС). Аналогичные документы российской стороны содержатся на сайте КонсультантПлюс.
Интервью официальных лиц (министра иностранных дел С. Лаврова, его заместителя С. Мешкова) были опубликованы на сайте Российского Совета по международным делам. Эти интервью ценны тем, что позволяют из первых рук узнать ход мыслей людей, принимающих внешнеполитические решения.
Однако для качественного анализа проблемы невозможно опираться только на заявления официальных лиц и публикуемые официальными органами документы. Важнейшим источником в этой связи становится периодика других изданий. В данной работе широко использовался интерактивный проект российского информационного агентства ТАСС, посвященный кризису на Украине. Содержит большой раздел, посвященный режиму санкций между Россией и Евросоюзом в том числе. Основу проекта составляет предыстория и хронология кризиса на юго-востоке Украины, дополняемая ссылками на высказывания официальных лиц и основных участников конфликта, различными ссылками на внешние ресурсы. Факты в этом проекте изложены в нейтральном ключе, но все же он отражает взгляд на проблему, который преобладает в центральных средствах массовой информации России.
Статистические данные для работы брались, главным образом, с сайтов Евростат, Федеральной таможенной службы (ФТС). В некоторых случаях источниками статистических данных служили научные статьи других авторов.
Тема режима санкций между Россией и ЕС становится повесткой на многих научных мероприятиях. В частности, для исследования использовались материалы, полученные в ходе участия в модели «Большой двадцатки» (Итоговое коммюнике встречи глав государств-участников, 16 октября 2015 г., МГУ им. Ломоносова), и II международной конференции по международному частному праву (20-21 октября 2015 г., МГИМО (У)).
В качестве дополнительных источников использовался также сайт Европейского Союза (на английском языке), новостной европейский сайт Евроньюс, Russia Today.
Несмотря на то, что тема работы очень свежа, уже существует большое количество научных статей, посвященных ей. Это подтверждает острую актуальность данной темы. Большая часть научных статей, посвященных режиму санкций, публикуются в научных журналах («Современная Европа», «Международная жизнь», «Россия в глобальной политике», «Международная экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и новейшая история», сайт Совета по внешней и оборонной политике России). Однако уже в 2015 г. Институт Европы выпустил сборник статей, подготовленный на базе материалов конференции, проведенной в Институте Европы РАН 3 декабря 2014 г. Статьи, вошедшие в сборник, раскрывают проблему санкций с разных сторон. Впервую очередь, это экономический аспект (работа М. Головина «Влияние внешних шоков со стороны ЕС на российскую экономику», А. Бажана «Денежно-кредитная политика в условиях санкций», М. Кулакова и А. Морозовой, посвященной роли курса рубля в преодолении последствий антироссийских санкций). Большое внимание в сборнике уделено проблеме им- портозамещения (А. Папцов, А. Козлов, В. Абрамов).
Федор Лукьянов (главный редактор журнала «Россия в глобальной политике») в своих статьях освещает глобальные последствия режима санкций между Россией и Евросоюзом; считает, что игнорирование друг друга может привести к возникновению асимметричной конфронтации между сторонами. По его словам, ЕС, в отличие от США, сможет отменить экономические санкции в отношении России, но в любом случае - санкции могут стать нормой регулирования международных отношений в ближайшем будущем, и даже после отмены санкций отношения ЕС и России прежними не будут, т. к. Россия перестала стремиться к созданию так называемой «Большой Европы».
Владислав Иноземцев (Совет по внешней и оборонной политике) полагает, что санкции Евросоюза могут остаться «вечными», т. к., во-первых, сохраняются стимулы для этого: Россия не вернет Украине Крым, при этом поддерживает центробежные силы в ЕС и внутриполитическую оппозицию в странах-членах, конфликт с Турцией, дело Литвиненко. Во-вторых, основания для санкций могут быть подменены другим (например, санкции против физических лиц могут остаться «по коррупционному основанию»). И в-третьих, санкции могут сохраняться и при отсутствии оснований для них (так, поправка Джексона- Веника в США против России действовала долго и после того, как была разрешенв своюбодная эмиграция евреев в Израиль).
Валентин Федоров («Современная Европа») считает, что санкции должны быть запрещены как инструмент внешней политики в международных отношениях, т. к. негативно отражаются на жизни населения, не имеющего отношения к принятию внешнеполитических решений. Кроме того, Россия не может экономически соперничать с Европейским Союзом, поэтому даже собственные контрсанкции, которые, кстати, не затрагивают энергетического сектора - самого чувствительного для ЕС, сильнее бьют по собственной экономике, чем по европейской.
Значительное исследование было проведено коллективом авторов Института экономики РАН, которое было посвящено позиции стран Центрально-восточной Европы в «войне санкций» ЕС и России. К странам, активно поддерживающим санкции авторы отнесли Польшу, Болгарию, Румынию, Литву, Латвию и Эстонию; к скептикам, опасающимся, что санкции серьезно навредят их торговым интересам, ухудшат международную политическую обстановку и европейскую экономику в целом - Словения, Венгрия, Словакия. Позицию Чехии и Хорватии авторы охарактеризовали как отстраненную и выжидательную. Позиции стран региона, не входящие ЕС, также получили оценку экспертов: Албания поддерживает антироссийские санкции, в то время как Сербия традиционно поддерживает Россию.
Владимир Лизун (государственный советник РФ III класса) подробно рассматривает антироссийские санкции в энергетическом секторе и их влияние на развитие российского Севера. Он подчеркивает, что в сложившихся условиях нужно возобновлять собственную инноватику и описывает проект долгосрочной государственной стратегии технологического обновления. Вместе в тем, автор согласен, что сотрудничество с ЕС в этой сфере также важен для России.
Еще одним представителем отечественной академической науки, занимающимся проблемой режима санкций, является Владислав Загашвили (ИМЭМО РАН). Содержательная работа автора охватывает и вопрос об эффективности санкций как таковых, их правомерности и соответствии международному праву, проблему издержек для страны инициатора. Автор подчеркивает, что санкции, вкупе с другими факторами, привели к ухудшению экономической ситуации в России (среднесрочное последствие), понижению ее инвестиционной привлекательности, а также снижению доверия к российским инвесторам за рубежом (долгосрочное последствие).
Важные теоретические выкладки о механизме международных санкций сделаны группой американских авторов (Джон Хови, Роберт Хьюзби, Д. Ф. Спринз; World Politics, №4, 2005), которые условия эффективности санкций представили в виде алгебраических неравенств и схем.
Помимо академической науки, вопрос исследуется и в вузах. В Томском государственном университете влияние санкций Евросоюза на российскую экономику и сельское хозяйство изучают студенты Экономического и Биологического факультетов. Результаты их исследований опубликованы в сборниках материалов научных конференций.
Выпущенная в 2015 г. монография Ричарда Саквы (Университет Кента, Великобритания) «Украина на пороге войны. Кризис в пограничных землях» включает главу о санкциях, где автор широко освещает процесс введения антироссийских санкций странами Запада, дает характеристику многим лицам и предприятиям, попавшим под санкции. Характерным является то, что автор занимает пророссийскую позицию, доказывая, что политика западных стран в Восточной Европе во многом привела к украинскому кризису, как то: расширение на Восток НАТО, выход США из договора по ПРО, политика в рамках
«Восточного партнерства» ЕС.
Очень подробный анализ финансовых ограничительных мер ЕС содержится в статье Натальи Орловой (главный экономист Альфа-банка) и их влияния на банковский сектор России. Она также подчеркнула, что, несмотря на замедление экономического роста, Центральный банк России предпринял действия, направленные на «сдерживание» экономики - подняли процентную ставку на кредит в корпоративном сегменте. Хоть это и замедлило отток капитала из страны, но данная мера препятствует развитию реального производства в стране, т к. предприниматели не имеют возможности из-за большого процента взять кредит для реализации актуализировавшейся политики импортозамещения.
Можно заметить, что санкции активно обсуждаются и исследуются научным сообществом, в открытом доступе находятся все необходимые источники, что дает возможность всесторонне изучить предмет исследования и ответить на поставленный в работе вопрос: как повлияли санкции на экономики России и Евросоюза и их политические решения и можно ли сказать, что санкции Евросоюза и российские антисанкции эффективны.
В заключении ответим на поставленный вопрос: являются ли санкции эффективным методом внешней политики?
Эффективные, результативные санкции - те, которые заставили страну-объект пойти на политические уступки, или которые привели к реализации политической цели страны, инициировавшей их, т е. склонили страну-объект к изменению своего внешнеполитического курса в соответствии с требованиями.
С этой точки зрения, ни санкции Евросоюза, ни ответные меры России на данный момент нельзя назвать эффективными, т к. они не достигли ни одной из своих целей. Для Евросоюза этими целями являются восстановление территориальной целостности Украины, соблюдение минских соглашений. Для России - отмена антироссийских санкций. При этом российская сторона подчеркивает, что ее меры являются исключительно «ответными», т е. не санкциями в полном смысле, т к. их отмена зависит от отмены ограничительных мер Евросоюза.
Несмотря на то, что данный режим санкций пока не показал себя эффективным, он оказал значительное влияние на политическую и экономическую сферу их отношений, а также на внутреннюю ситуацию. Было установлено, санкции нанесли экономический ущерб обеим сторонам, но не достаточный, чтобы повлиять на внешнеполитическое решение оппонента.
Также санкции оказали влияние на глобальную политическую обстановку, т к. затронуты были крупные и политически значимые государства. Появилась тенденция к сближению России во странами АТР, БРИКС и ЕС с США в рамках Тихоокеанского партнерства. Несмотря на то, что санкции на время возобновили риторику Холодной войны между сторонами, на самом деле они стали еще одним шагом в развитии мировой системы дальше от времени Холодной войны, т. к. показали, что многополярность мира уже не поддается сомнению, и экономический и политический потенциал мира складывается из потенциалов многих полюсов. Среди них есть как отдельные государства (Россия, США, Китай, Индия), так и интеграционные объединения (ЕС, АСЕАН, ЕАЭС, МЕРКОСУР).
Санкции Евросоюза, введенные против Крыма и Севастополя, призваны препятстовать экономической интеграции новых субъектов в состав РФ. Действительно, российское правительство тратит значительные ресурсы на поддержание сообщения с полуостровом, развития его инфраструктуры и экономики. Но в настоящее время политические издержки от потери полуострова превышают для российской стороны экономические издержки от его присоединения, поэтому Россия не склонна менять свой внешнеполитический курс.
Как показывают статистические данные, эффективность санкций как инструмента внешней политики не высока: только в трети из 100 случаев санкции достигают своей цели. Основные причины неэффективности санкций:
• страна, подвергнувшаяся санкциям может нейтрализовать их действие через
переориентацию на других партнеров, использование накоплений,
импортозамещение, введения нормирования, бойкот санкций;
• страна-инициатор может снять санкции, т к. сама испытывает издержки;
• население может сплотиться вокруг правительства, подвернувшемуся санкциям.
Как оказалось, политическая результативность режима санкций между Россией и Евросоюзом в настоящий момент стало второстепенной проблемой. В данном случае санкции сторон против друг друга стали в меньшей степени инструментом давления, и в большей - способом продемонстрировать свою позицию как на мировой арене, так и перед собственным населением.
Санкции действительно оказывают давление как на страну-объект, так и на собственную экономику инициатора. Европейский Союз при долгосрочных санкциях подвергает угрозе свою энергетическую безопасность, т.к. лишенная высокотехнологичного оборудования российская нефтегазовая промышленность не сможет в близкой перспективе реализовывать проекты в тяжелых климатических условиях.
Влияние российских контрсанкций на отечественную экономику оказалось тяжелее, т. к. введение продовольственного эмбарго потребовало немедленных мер по реализации внутреннего и внешнего импортозамещения. Контрсанкции, в силу нефтяного кризиса, не затронули энергетический сектор, который мог бы стать главным рычагом воздействия.
Эффективность санкций остается под вопросом, т к. процесс мирного урегулирования конфликта на Украине еще не окончен. На данный момент можно сказать, что санкции сторон против друг друга оказывают значительное экономическое давление, особенно это касается мер ЕС против России. Возможно, что экономические издержки сторон смогут сдвинуть их политические позиции. Но стоит повторить, что эти позиции продиктованы национальными интересами сторон, в первую очередь, национальной безопасности. В этом случае, экономические издержки, вероятнее, будут преодолены сторонами за счет замещений и новых торговых партнеров. А политическое равновесие будет найдено с изменением ситуации на Украине. Необходимо помнить, что гражданский конфликт на Украине имеет не только внешние причины, но и внутренние, для решения которых требуются значительные усилия украинского правительства. Поэтому возможно, что политическое решение и прекращение «войны санкций» в ближайшем будущем не возможен по причинам, не зависящим от российской и европейской сторон.
Что касается возможности снятия санкций Европейского Союза с России, то несмотря на улучшение двусторонних отношений России с некоторыми странами ЕС (Греция, Словения, Австрия) это вряд ли возможно в ближайшем будущем. Российская и европейская экономики устояли перед первой и самой тяжелой волной экономических последствий от торговых ограничений и нашли способы замещения, что дает повод думать, что эта стратегия будет развиваться и дальше. Также ЕС вынужден показать свою солидарность по вопросу территориальной целостности европейской страны перед мировым сообществом и своими гражданами. В-третьих, ЕС не решится ставить свою внешнеполитическую линию в отношении России вразрез с линией США в тот момент, когда террористическая угроза и финансовый и миграционный кризис грозит сильно пошатнуть положение ЕС. Как отмечает В. Иноземцев, основания для санкций могут меняться с течением времени или подменяться (например, поправка Джэксона-Вэника в США, которая действовала и после того, как условия для ограничительных мер в России исчезли).
Санкции становятся не только единственным инструментом давления во внешней политике по определенному вопросу ввиду запрещения войны, но в большой степени - способом выразить свое несогласие с позицией противника. По этому поводу Ф. Лукьянов заметил, что в будущем экономические меры ограничения будут применяться все больше и больше. В мире, где война практически исчезнет, санкции станут «нормой регуляции международных отношений».
1. Акт правительства Российской Федерации "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320" от 07.08.2014 № 778 // Консультант Плюс. с изм. и допол. в ред. от 01.03.2016.
2. Выводы Европейского Совета касательно Украины (27/06/2014) // Представительство ЕС в России URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/n ews/2014/20140627_3_ru.htm (дата обращения: 03.05.2016).
3. Выводы Совета ЕС касательно Украины (17/03/2014) // Представительство ЕС в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/2 0140317_2_ru.htm (дата обращения: 02.07.2015).
4. Выводы Совета касательно Украины (23/07/2014) // Представительство ЕС в России URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/201407 23_ru.htm (дата обращения: 03.05.2016).
5. Выводы Совета по Украине (14/04/2014) // Представительство ЕС в России URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140414_2_ru. htm (дата обращения: 02.05.2016).
6. Дмитрий Медведев: Очень важно, чтобы на Украине были стабильность и порядок (4 декабря 2013) // Russia Today URL: https://russian.rt.com/article/19266 (дата обращения: 13.05.2016).
7. Заседание Европейского Совета 19-20 марта - Выводы касательно международных отношений (20/03/2015) // Представительство ЕС в России URL:
http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2015/20150320_ru.htm (дата обращения: 06.05.2016).
8. Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова информагентству «Россия сегодня», 1 октября 2014 года // МИД РФ URL: http://www.mid.ru/evropejskij-souz-es/-/asset_publisher/6OiYovt2s4Yc/content/id/668611 (дата обращения: 05.05.2016).
9. Интервью Константина Затулина. Программа "Познер". Выпуск от 21.03.2016 // Первый канал URL: http://www.1tv.ru/shows/pozner/vypuski/pozner-vypusk-ot- 21032016 (дата обращения: 15.05.2016).
10. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова авторской программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» на телеканале «Россия 1», 21 марта 2015
и оборонной политике URL: http://qps.ru/r7ux8 (дата обращения: 02.04.2016).
г. // Представительство России в ЕС URL: http://qps.ru/zEyYK (дата обращения: 15.05.2016).
11. Комментарий МИД России в связи с согласованными Евросоюзом очередными антироссийскими санкциями (30.07.14) // МИД России URL:
http://www.mid.rU/evropejskij-souz-es/-/asset_publisher/6OiYovt2s4Yc/content/id/676183 (дата обращения: 04.05.2016).
12. Комментарий МИД России в связи со вступлением в силу решения Совета ЕС по иностранным делам о расширении антироссийских санкций // МИД РФ URL: http://www.mid.ru/evropejskij-souz-es/-/asset_publisher/6OiYovt2s4Yc/content/id/954716 (дата обращения: 16.05.2016).
13. Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном
объединении БРИКС В 2015-2016 гг. // Официальный сайт председательства РФ В БРИКС URL: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383.html (дата обращения:
14.05.2016).
14. Крым и Севастополь: одобрены дальнейшие санкции ЕС (19/12/2014) // Представительство ЕС в России URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all _news/news/2014/20141218_ru.htm (дата обращения: 05.05.2016).
15. Нужно получить политическое решение (интервью И. Юргенса газете "Коммерсантъ" 22.02.2016) // Российский Совет по международным делам URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7308#top-content (дата обращения: 06.03.2016)...195