🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОСОБЕННОСТИ Я КОНЦЕПЦИИ, ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКИМИ АДДИКЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Работа №190278

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость8100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретик методологические проблемы я-концепции, ценностей, смыслов и особенности их проявления у лиц с химическими аддикциями 6
1.1. Проблема я-концепции, ценностей и смыслов в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Психологические особенности у лиц с химическими аддикциями 10
1.3. Ресоциолизациая как форма реабилитационной и профилактической
деятельности 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей я-концепции, ценностей и смыслов у лиц с химическими аддикциями в процессе ресоциализации 32
2.1. Организация, методы и ход исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов 41
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемых источников и литературы

Проблема формирования наркотической зависимости продолжает оставаться актуальной как для науки, так и для практической деятельности психологов. Работы многих отечественных и зарубежных ученых посвящены исследованию ее факторов. Так в работах Гульдана В.В., Завьялова В.Ю. и др. рассматриваются факторы, условия, причины употребления психоактивных веществ. Исследования Березина С.В., Назарова Е.А., Рожновой В.Е., Рыбаковой Т.Н., Шапатиной О.В. направлены на изучение роли семьи в возникновении зависимого поведения. В работах Битенского В.С., Ганнушкина П.Б., Личко А.Е., Пятницкой И.П., Херсонского Б.Г.и др. представлены исследования преморбидной структуры личности, а в свою очередь, Березин С.В., В.Дайк, Р. Крэйг, Лисецкий К.С., Пятницкая И.П. доказывают, что преднаркотической личности не существует. Однако до сих остаются не объяснимыми многие аспекты данной проблемы., Традиционное выделение социальных, биологических и психологических факторов формирования аддиктивного поведения во многом представляет человека пассивным существом, оказавшимся под влиянием внутренних и внешних воздействий, с чем ни всегда можно согласиться. В формировании зависимости немаловажное значение имеет и выбор человека, обусловленный особенностями ценностно-смысловой сферы личности. Поэтому и проблему наркозависимости, необходимо рассматривать, прежде всего, во взаимосвязи с ценностносмысловыми аспектами личности.
Возникновение любой психологической зависимости, обычно связывают с изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности, влекущими за собой образование доминирующих мотивов, удовлетворение которых достигается через обращение к предмету или объекту зависимости. Однако наличие доминирующего мотива или потребности само по себе еще не определяет возникновение такой зависимости. Зависимость - это, прежде всего, вынужденность поведения, под которым следует понимать поведение, не только побуждаемое доминирующим мотивом либо потребностью, но и невозможностью его сознательного контроля и регуляции. Очевидно, что в случае психологической зависимости у человека должны возникать особые психические состояния, когда он оказывается не в силах противостоять действию определенного побуждения, и его реализация осуществляется помимо его воли.
Теренс Т. Горски предлагает способы, предотвращения рецидивов и развития собственной личности.
На первом этапе восстановления человеку необходимо признать сам факт наличия зависимости и болезненности своего состояния, посредством рационального мышления, включающего точное понимание происхождения проблемы, проекции этого понимания относительно самого себя.
Затем, принять зависимость эмоционально, то есть, преодолеть эмоциональные страдания, связанные с отказом от наркотика, для чего требуется осознание ощущений и способность их словесного описания и найти способы замещения стимулирующих веществ. Это возможно лишь осознав недостойность образа жизни, связанного с употреблением наркотиков и изменив жизненные ценности.
Заключительной частью процесса выздоровления является поддержание установок на трезвый образ жизни. Но, необходимо и помнить о своей зависимости, проводить анализ и стараться своевременно решать проблемы. Сущность выздоровления заключается в самосовершенствовании, иначе велика опасность срыва и даже рецидива.
Человек, не отягощенный проблемами, ориентирован на поиски путей личностного роста, а значит, формирование умений владеть чувствами и управлять поступками, признавая свое несовершенство, но продолжать стремиться к лучшему в меру своих возможностей.
Цель работы: Изучение особенностей ценностностей, смыслов и Я- концепций у лиц с химическими аддикциями в процессе ресоциализации
Задачи исследования:
1. Изучить проблему «Я-концепции», ценностей и смыслов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Проанализировать психологические особенности лиц с химическими аддикциями.
3. Рассмотреть ресоциолизацию как форму реабилитационной и профилактической поддержки.
4. Провести эмпирическое исследование текущего состояния «Я- концепции» ценностей и смыслов у лиц с химическими аддикциями.
Объект исследования: система ценностей, смыслов «Я-концепции».
Предмет исследования: особенности «Я-концепции», ценностей и смыслов у лиц с химическими аддикциями в процессе ресоциализации.
Гипотеза: мы предполагаем, что в процессе ресоциализации у лиц с химическими аддикциями, происходит стабилизации «Я-концепции», ценносмысловой сферы.
Методы исследования: Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирический метод исследования - тестирование (тест смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А., диагностика межличностных отношений Т. Лири, опросник Ш. Шварца по изучению личностных ценностей).
Теоретико-методологическая основа исследования.
В качестве теоретико-методологического основания нашего исследования взяты: Идеи о ценностно-смысловой сфере личности и смыслового понимания освещенные в работах таких авторов как: М. Рокича, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.
Идеи о «Я-Концепции» представленные в трудах таких авторов: Р. Бернса, И.С. Кон, Ч. Куи и др.
Представления о химических аддикциях раскрытые в работах таких авторов как: Ц.П. Короленко, Н.П. Дмитриевой и т.д.
В исследовании применялись тесты - опросники.
Структура работы: введение, заключение, основная часть, состоящая из двух глав, теоретической и практической, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Химическая аддиктивность, является одним из наиболее негативно отражающихся на обществе в целом ассоциальных явлений. Особенно печален факт, что в основном ей подвержено подрастающее поколение, и подобное аморальное поведение людей становится образом жизни, распространяется в социуме и передается следующим поколениям.
Люди с химическими аддикциями, а наркозависимостью особенно, в силу неспособности справляться с жизненными трудностями, не умеют и не хотят реализовывать свои внутренние потенциалы. Под воздействием вещества, уходя от проблем и трудностей, требующих преодоления, попадают в другой мир, мир иллюзий и мифов. Постепенно у таких людей целью и смыслом жизни становится поиск и употребление очередной дозу, невзирая на средства и способы. Лица с химическими аддикциями имеют целый комплекс проблем психического характера, а не желание отказаться от приема наркотика подкрепляется всевозможными защитными механизмами.
Поэтому зависимым людям практически не реально справиться со своей проблемой без помощи из вне, без участия специалистов.
В процессе самой реабилитации наркозависимого формируется мотивационная сфера, человек учится заново воспринимать себя и окружающих, такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками присущими людям. Разрушаются стены отрицания и стереотипный стержень с его ложными и навязанными идеалами. У человека открываются глаза, и он приобретает подлинные ценности и смыслы своего бытия.
Но для достижения стабильной и продолжительной ремиссии этого мало. Необходимо с новым багажом знаний влиться в повседневную жизнь, восстановить отношения с родными и близкими, устроиться на работу, завести отношения с противоположным полом, друзей и заметьте все это необходимо сделать в трезвости без химического воздействия. Это продолжительный процесс со множеством испытаний, который можно обозначить как рессоциализация.
В представленной работе используя теоретический материал,
подкрепленный эмпирическим исследованием, мы обратили внимание на то, как сильно влияет химическая аддикция на восприятие себя и окружающего мира.
Целью работы было выявить особенности «Я-концепции», ценностей и смыслов у лиц с химическими аддикциями в процессе ресоциализации.
В процессе достижения цели нами были рассмотрены следующие вопросы:
- Что представляет «Я-концепция», как явление, с точки зрения психологии, как она формируется, в каких возрастных периодах, что именно влияет на восприятие себя и как это восприятие может изменяться. А так же какую роль в структуре личности занимают ценности и смыслы.
- Психологические особенности лиц с химическими аддикциями;
- Ресоциолизациая как форма реабилитационной и профилактической деятельности.
Проведено эмпирическое исследование с целью, доказательства выдвинутой нами гипотезы, о том, что в процессе ресоциализации у лиц с химическими аддикциями, находящихся в состоянии длительной ремиссии, происходит стабилизации «Я-концепции», ценно-смысловой сферы.
В результате, можно сделать следующие выводы:
Под «Я - концепцией» понимается совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. В процессе формирования «Я-концепции» человека, важнейшую роль играют ценности и ценностные ориентации.
Лица с химическими аддикциями имеют свои психологические особенности и ценностные ориентации, принципиально отличающиеся от ориентаций лиц, не имеющих зависимостей. Они, как правило, в целом личностно нарушены, изолированы и менее удовлетворены своей жизнью, соответственно, что свидетельствует о деформации их Я -концепции.
Одним из этапов реабилитации лиц, с химическими аддикциями, является ресоциализация - позволяющий максимально снизить риск срыва и плавно выйти в социум, установив новые связи с социумом, закрепить, утвердить и применить знания и принципы, полученные на реабилитации в социальной среде.
Проведенное на практике эмпирическое исследование, путем оценки источников смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем, настоящем и прошлом по методу Д.А. Леонтьева (тест СЖО), исследования представлений о себе и об «идеальном Я», по методу Т. Лири и исследования преобладающих ценностей, проведением опроса методом Ш.Шварца, дало следующие результаты:
- Показатели осмысленности жизни у группы исследуемых, в пределах
средне-нормативных значений, с учетом стандартных отклонений.
- Средние показатели преставлений о себе характеризуются умеренной агрессивностью, доминированием, подчинением и высокими, но не критично дружелюбия, что свидетельствует об адаптивности поведения и адекватности оценки собственного «Я». Имеющиеся противоречия между «Я-реальное» и «Я- идеальное» незначительны.
- Среди ценностей для группы в целом, преобладающее значение имеют общечеловеческие ценности - безопасность, щедрость, а на уровне индивидуальных приоритетов - индивидуалистические - самоопределение и достижения.
Также отмечается взаимосвязь процесса повышения показателей
смысложизненных ориентаций и представлений о собственном «Я» с продолжительностью ремиссии. Исследуемые, длительное время
воздерживающиеся от принятия стимулирующих веществ, отличаются большей независимостью мышления, свободой выбора действий и стремлением к достижению социального успеха, лидерству. Следовательно, говорить об изменении у них определяющей мотивационной цели, заключающейся в личностном росте и соответственно, о достаточно высоком уровне представлений о собственном «Я».
Таким образом, можно сделать вывод, что, в процессе ресоциализации у лиц с химическими аддикциями, находящихся в состоянии длительной ремиссии, происходит стабилизации «Я-концепции», ценно-смысловой сферы.



1. Абшаихова У. А., Сирота Н. А. Клинико-катамнестическое исследование
подростков, больных гашишной наркоманией //Саморазрушающее поведение у подростков. — Л.: Изд-во Ленинградский
психоневрологический институт,1991-186 с. 186.
2. Бабаян Э. А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М., Медицина. - 1987. - 336 с.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001. - 191 стр.
4. Битенский В.С., /Наркомании у подростков/, Изд. «Феникс», Москва, 1989.
5. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. //Мир психологии. Научно- методический журнал. -М.- Воронеж., 2002. №2. (С. 12-17.)
6. Букановская Т.И. Избранные лекции по психиатрии / Т.И. Букановская. Владикавказ. Сев.-Осет. гос. мед. акад. Иристон. -2001. - 263с.
7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».) ISBN 589502-443-2 (МПСИ). ISBN 5-89395-497-1 (НПО «МОДЭК»). (С. 37-39.)
8. Генайло С.П. Особенности преморбида больных наркоманиями // Журнал невропатол. и психиатр, 1990 - №2.- С.42-47.
9. Дудко, Т.Н. Роль социального работника в процессе реабилитации
наркологических больных: методические рекомендации / Т.Н. Дудко, В.Е. Пелипас, В.И. Ревенко. М, 1998. - 356 с.
10. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с. ISBN 5-7695-1248-2 (С. 131-136.)
11. Иващенко А.В., Агапов В.С. Проблемы «Я-концепции» личности в отечественной психологии. //Мир психологии. Научно- методический журнал. М.- Воронеж., 2002. №2 (С. 48-52.)
12. Иванец, Н.Н., Цетлин, М.Г. Концепция реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в учреждениях здравоохранения М.: Ось - 89. 2008.
13. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006. - 337с.
14. Кандрашов В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство - СПб.-Речь, 2004. - 70с.
15. Курек Н.С. Особенности экспрессивно-импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией // Журнал невропатол. и психиатр, 1991. - С.64-67.
..39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ