ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственно-частного партнерства в Российской Федерации и за рубежом 12
1.1. Сущность, цели, формы и модели взаимодействия государства и бизнеса 12
1.2. Методология оценки эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации 24
1.3. Международный опыт реализации государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса 34
Глава 2. Прикладные аспекты исследования реализации государственно - частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 46
2.1. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации 46
2.2. Современное состояние системы жилищно-коммунального комплекса в экономике регионов Российской Федерации 56
2.3. Российская практика реализации государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации 65
2.4. Региональное законодательство и проектная практика государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунальном комплекса Белгородской области 79
Глава 3. Проблемы и перспективные направления реализации государственно-частного партнерства в целях модернизации системы жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации 91
3.1. Проблемы в реализации государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации и пути их решения 91
3.2. Перспективные направления реализации государственно - частного партнерства в целях модернизации системы жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации 104
Заключение 121
Список использованных источников 128
Приложения 148
Актуальность исследования. Состояние коммунальной инфраструктуры является одним из наиболее значимых показателей уровня развития экономики государства в целом.
В Российской Федерации, как и во многих странах, инфраструктура коммунального сектора не в полной мере удовлетворяет темпам экономического развития. При этом в условиях кризисного финансового состояния муниципальных и государственных организаций коммунального комплекса, недостатка у них собственных оборотных средств, высокого износа коммунальной инфраструктуры привлечение в сферу коммунального хозяйства частного бизнеса кажется своевременным, оправданным и перспективным.
Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс, включающий в себя несколько десятков видов экономической деятельности, что требует разработки комплексного подхода к управлению данной сферой и ее развитию. Данный комплекс является специфической отраслью с гарантированным спросом, который составляет, «без учета промышленности, 143 млн. потребителей. Годовой оборот отрасли - 4,14 трлн. руб., а собираемость платежей - 96%. Вместе с тем, отрасль обладает существенным потенциалом повышения эффективности, который обуславливается высоким платежом при низких тарифах и высоком уровне потерь» [80].
На сегодняшний день 60% россиян недовольны ЖКХ, две трети россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или аварийном состоянии. Общая потребность населения РФ в жилье составляет 1570 млн. кв. м., т.е. для удовлетворения этой потребности жилищный фонд надо увеличить на 46%. 11% всего жилищного фонда требует неотложного капремонта, однако ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется лишь 1% от всего жилищного фонда.
В системе жилищно-коммунального комплекса наиболее явственно пересекаются государственные и частные интересы. В данной отрасли существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40%, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий.
Привлечение частного капитала в инфраструктуру дает значительный кумулятивный эффект. Так, 1 млрд. долл. США, вложенных в инфраструктурные проекты, создает 15 тыс. рабочих мест в данных отраслях и еще около 30 тыс. дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.
В данной ситуации нужны особые инструменты и механизмы инфраструктурного инвестирования, среди которых наиболее успешным в мировой практике признан механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
По данным Центра развития ГЧП, «наибольшее число концессионных проектов, прошедших стадию коммерческого закрытия, действует в системе жилищно-коммунального хозяйства - они составляют порядка 40% от общего количества соглашений во всех отраслях» [80]. Это результат планомерной реализации стратегии развития системы жилищно-коммунального комплекса в регионах Российской Федерации, в числе основных приоритетов которой - привлечение частных инвестиций в модернизацию отрасли, и повышение интереса частного бизнеса к управлению предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
В настоящее время, для бизнеса в Российской Федерации сформировано комфортное законодательство, в том числе серьезно усовершенствована концессионная нормативная база. Принято более 30 соответствующих нормативных правовых актов.
Потенциально коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей экономики с точки зрения экономических рисков, и существует объективная возможность для привлечения в эту сферу профессионалов, готовых заниматься бизнесом на понятных, стабильных и справедливых условиях.
Состояние коммунальной инфраструктуры является одним из наиболее значимых показателей уровня развития экономики государства в целом.
По экспертным оценкам, наша страна по жилищным условиям, с учетом их комфортности, занимает 80-100-е место среди 146 стран мира.
A ведь именно развитая система жилищно-коммунального комплекса - одно из важнейших условий экономического роста, социальной стабильности Российского государства....
По итогам проделанной работы можно констатировать, что поставленная цель успешно достигнута: систематизированы теоретико-методические положения и научно-практические рекомендации по реализации механизма государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального комплекса.
Состояние коммунальной инфраструктуры является одним из наиболее значимых показателей уровня развития экономики государства в целом.
В Российской Федерации, как и во многих странах, инфраструктура коммунального сектора не в полной мере удовлетворяет темпам экономического развития. Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс, включающий в себя несколько десятков видов экономической деятельности, что требует разработки комплексного подхода к управлению данной сферой и ее развитию. Данный комплекс является специфической отраслью с гарантированным спросом, который составляет, «без учета промышленности, 143 млн. потребителей. Годовой оборот отрасли - 4,14 трлн. руб., а собираемость платежей - 96%. Общая потребность населения РФ в жилье составляет 1570 млн. кв. м., т.е. для удовлетворения этой потребности жилищный фонд надо увеличить на 46%. 11% всего жилищного фонда требует неотложного капремонта, однако ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется лишь 1% от всего жилищного фонда.
Оборот предприятий системы ЖКХ в 2013-2017 гг. имеет тенденцию к росту. Самый значительный рост данного показателя был в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 559,2 млрд. руб. (или на 8,5%); а в целом, за анализируемый период оборот предприятий системы ЖКХ увеличился с 6424,1 млрд. руб. в 2013 г. до 7789,2 млрд. руб. в 2017 г. (или на 21,2%). Основной причиной роста вышеназванного показателя является рост уровня тарифов на услуги предприятий ЖКХ.
Число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 3,86 % по сравнению с 2013 г.; объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог - рост на 10,1 % по сравнению с 2017 г.; динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015-2017 гг. суммарно снижается до 98,2 % по сравнению с 2013 г.
Что касается финансово-экономических показателей, то финансовый результат предприятий ЖКХ имеет тенденцию к увеличению и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог - рост на 136% по сравнению с 2013 годом; рентабельность оказанных услуг растёт с 2014 г. и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 41% по сравнению с 2014 г., но снижение на 14; по сравнению с 2013 г.
Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.
Согласно данным Росстата, степень износа всех основных составляющих системы жилищно-коммунального хозяйства на конец 2017 г. составляет более 50%.
Следствием износа всех основных составляющих системы ЖКХ в Российской Федерации являются потери тепловой энергии, которые с 2013 г. по 2017 г. выросли на 44%, а потери воды и тепла в сетях в 2-3 раза превышают допустимый в России уровень и в 4-6 раз - аналогичные показатели в Европе. Несмотря на положительную динамику по количеству коммунальных проектов,
вопрос нехватки финансирования остается актуальным. Поддержание системы ЖКХ осуществляется в пределах средств, предусмотренных тарифами на коммунальные ресурсы, но этих средств не хватает, а износ инфраструктуры обгоняет вложенные средства....
1. Аблаев И.М. Основные принципы государственно-частного партнерства в условиях модернизации российской экономики [Электронный ресурс] // Экономические науки. - 2013. - № 02. - С. 17-20. - Режим доступа: http://absopac.rea.ru/OpacUnicode/mdex.php?url=/notices/index/IdNotice:276013/Sour ce:default
2. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] // Информационный портал ГЧП: Россия.РУ. - 2011. - Режим доступа:http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html
3. Алхасов Т.А. Анализ инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона [Электронный ресурс] // Инновации. Инвестиции. - 2013. - №9. - Режим доступа:
http://uecs.ru/logistika/item/2379-2013-09-26-10-31-01
4. Альбеков А., Кизим А., Демченко А. Инструменты ГЧП в российской практике реализации транспортно-логистических инфраструктурных проектов [Электронный ресурс] // Логистика. - 2014. - №5. - С. 50-54. - Режим доступа: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/fLles/logistics_0514_50-54.pdf
5. Борщевский Г.А. Государственно - частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Г.А. Борщевский - Москва: Юрайт, 2015 - 344 с.
6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2014. - № 6. - Режим доступаhttp://www.strana-oz.ru/2014/6/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-problemy-stanovleniya
7. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект [Электронный ресурс] // Власть. - 2016. - № 7. - Режим доступа: http://www.g-k-h.ru/directory/articles/159/5361/
8. Воротников А.М. Концессия: вектор развития. Региональные центры ГЧП как институт согласования интересов концессионных соглашений [Текст] // Автомобильные дороги. -2009. - № 7. - C.22-25.
9. Воротников А.М. Региональные центры ГЧП - новые возможности развития [Электронный ресурс] // Портал «Бюджет.ру». - 2017. - № 7. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/59849.php?sphrase_id=832315
10. Воротников А.М., Королев В.А. О развитии государственно - частного партнерства в российских регионах [Электронный ресурс] // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2016. - №2(43). - Режим доступа http://dpr.ru/journal/journal_41_15.htm
11. Герасимова Н.Е. Механизмы финансирования проектов ГЧП в сфере дорожного хозяйства [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №1. - Режим доступа:
http://web. snauka.ru/issues/2015/01/30940
12. Горбань Т.С. Концессия как приоритетная форма государственно-частного партнерства в реализации внешнего политического экономического потенциала региона[Текст] // Экономические науки. Научно-информационный журнал. - 2011. - № 12 (85) - С.332-337.
13. Гохштейн П. Плавающие и фиксированные ставки при финансировании проектов ГЧП [Текст] // Государственно-частное партнерство. - 2015. - №6. - С.11-14.
14. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей[Текст] // Инвестиции в России. - 2001. - № 4. - С. 5-16.
15. ГЧП: региональный аспект [Электронный ресурс] / Шевелкина К.Л. - Сайт Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте», 2015. - Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ah UKEwj6jZL8l83JAhULVywKHUHHDCYQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fuk ros.ru%2Fwp- content%2Fuploads%2F2015%2F03%2F%25D0%25A8%25D0%25B5%25D 0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25 BD%25D0%25B01.doc&usg=AFQjCNEwdD2VK3- JO9TCGAeviHe_oEbo8Q&sig2 =JSD4BnyMe4ni1F444H5Kkg&cad=rjt....(132)