Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт лоббизма как механизм политического участия

Работа №190140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4530 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические аспекты института лоббизма как механизма политического участия 10
1.1 Понятие и сущность политического лоббизма 10
1.2 Место лоббистской деятельности в выработке и принятии политических
решений 17
1.3 Группы интересов как основные акторы политического лоббирования 26
2 Модели и тенденции институционализации лоббистской деятельности: зарубежный опыт и российские реалии 32
2.1 Нормативно-правовые модели регулирования лоббистской деятельности на примере США и Германии 32
2.2 Институциализация лоббистской деятельности в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49


Актуальность темы исследования. Одна из главных целей управления - это регулирование и координация процессов, возникающих между объектом и субъектом управления. Когда в качестве объекта выступает общество, представленное разнообразными интересами социальных групп, а в качестве субъекта управления - государство, необходимо, чтобы политические решения являлись результатом сбалансированного и системного участия всех заинтересованных групп. Вопрос о взаимоотношениях групп интересов с государственными структурами изучается в рамках лоббистской деятельности.
В политических системах всех стран существует лоббизм, вне зависимости от политической культуры, исторических традиций и характера политического режима. Обладая значительным политическим, экономическим и организационным потенциалом, лоббистская деятельность может оказывает значительное воздействие на политический процесс современных государств.
Несмотря на то, что лоббистская деятельность присутствует в каждой стране, уровень её влияния, природа и специфика функционирования зависят непосредственно от степени развития демократии, путей взаимосвязи общества и политической системы в целом. Лоббистская деятельность, в одних странах, осуществляется на официальном уровне и становится формальным институтом, в других - существует как неформальная политическая практика.
Цивилизационный лоббизм, институционализация которого давно прошла на Западе, оказывает видимое влияние на власть и общество. Так как, с одной стороны, лоббистская деятельность гарантирует репрезентацию большинства групп интересов, позволяя быть услышанными в государственных структурах. А с другой стороны, обеспечивает государственные органы информацией о различных социальных проблемах и помогает законодателям в процессе принятия общественно важных решениях.
В современной же России лоббизм хоть формально и не институционализирован, но постепенно превращается в атрибут социально-политического процесса. Поэтому появляется необходимость в изучении проблем институционализации лоббизма, его прогнозировании и законодательного оформления.
Особую актуальность предоставляет выработка рекомендаций по механизмам принятия политических решений с участием групп интересов и формирование правовой базы лоббистской деятельности в Российской Федерации.
Степень изученности темы. Общие проблемы научного изучения лоббистской деятельности представляются в отсутствии комплексного подхода к лоббированию, как политическому явлению. Авторы исследований исходят из представления о лоббистской деятельности как механизме воздействия со стороны акторов политического процесса на принятие политико-управленческих решений государственными структурами.
Значимое влияние на построение общеметодологических оснований и построение понятийного аппарата оказали работы: Дегтярёва А.А., Соловьёва А.И., Алмонда, Дж. Пауэлла, Любимов А. П. и др. Общетеоретические и методологические проблемы изучения лоббирования, так же как и его междисциплинарный характер нашли отражение в работах: Ильичёвой Л.Е., Любимова А.П., Нещадина А.А., и др.
Фундаментальный вклад в создание теоретико-методологической основы исследования групповой политики внесли труды исследователей, таких как А. Бентли, Д. Трумэн, М. Олсон и др.
Разработка модели лоббизма и участие групп интересов в политическом процессе были разработаны в трех направлениях - плюралистическом, корпоративистском и неокорпоравистском. К представителям первого направления относится Р. Даль, Г. Вильсон, Л. Милбрах, они считали, что группы интересов независимы от государства и между ними может быть конкуренция. Представители корпоративистского подхода К. Гринволд и К. Фредрич утверждали, что государство выделяет одну группу интереса и отдает ей право на монопольное представительство интересов. Шмиттер, основоположник неокорпоративистского подхода, считал, что группы самостоятельны, но ограничены влиянием государства, требуются сильные и независимые органы власти.
Важным для данной выпускной квалификационной работы является блок работ, посвящённых, исследованию процесса принятия политико-управленческих решений Г. Саймона, Ч. Линдблома и т.д. Указанные исследователи разработали основные модели принятия политико-управленческих решений, что даёт возможность открыть новые грани в изучении лоббистской деятельности на стадии воздействия на принятие политико-управленческих решений.
Одним из источников анализа отдельных аспектов механизмов лоббирования, как в России, так и в зарубежных странах, выступали исследования: Суровцева С. И., Сиротенко С. П., Перегудова С. П, Росс У., Исаков В. В. и др.
Объектом исследования является лоббизм как политический институт. В соответствии с объектом исследования предмет исследования составляет институт лоббизма как механизм политического участия.
Цель исследования выявить роль лоббистской деятельности как механизма политического участия.
Для достижения обозначенной цели в работе поставлен ряд исследовательских задач:
1) раскрыть сущность лоббизма как политического явления;
2) проанализировать политологические концепции, где лоббизм является одним из источников исследования;
3) определить место лоббизма в системе политического представительства интересов;
4) на основе сравнительного анализа раскрыть нормативно-правовые модели лоббистской деятельности в США и Германии;
5) изучить состояние и перспективы законодательного регулирования лоббизма в России.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследовательская работа будет построена в рамках системного подхода, поскольку предмет исследования представляет собой комбинированное, многофункциональное явление. Данное исследование также опирается на приёмы сравнительного и структурно-функционального анализа.
Эмпирическая база исследования. В работе использовался анализ нормативно-правовых актов Соединенных Штатов Америки, Германии и Российской Федерации, а также труды российских исследователей в области конституционного права, в которых рассматриваются регламентации лоббистской деятельности в Российской Федерации.
Выбранные методы исследования в дополнении к подходам помогут достигнуть поставленной цели работы.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Проявилась в разработке оснований теоретической модели лоббистской деятельности как института политической системы, а также предложение соответствующих практических рекомендаций, способствующих его интеграции в современный политический процесс Российской Федерации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лоббизм, несомненно, важный элемент политической жизни государства, выполняя задачи артикуляции интересов различных представителей гражданского общества, он помогает преобразовать интересы людей в конкретные требования к политической власти. При помощи лоббизма реализуется функция обратной связи в политической системе. Особенности политического устройства определяют то, насколько лоббизм может влиять на механизм взаимоотношений общества и государственной власти.
Разнонаправленность действия института лоббирования проявляется фактически на всех этапах. Артикуляция и агрегирование интересов на примере общественных объединений развивается по разным направлениям и под действием разных центров влияния: от общества в целом до структур, организованных государственными органами для построения сетей лоббирования по отдельным направлениям. Эти процессы помогают понять, что разнонаправленность действия лоббирования является элементом стабилизации политической системы. С одной стороны она помогает выявить проблемные моменты, с другой стороны устраняет противоречия между акторами политического процесса.
Анализ политического опыта Соединенных Штатов Америки и Германии показывает, что лоббизм является важным механизмом взаимосвязи государства и общества. Лоббистская деятельность призвана осуществлять корректировку политических решений государственными органами власти с динамикой интересов социальных групп и организаций. Лоббизм способствует мобилизации общественной поддержке или оппозиции какому-либо законопроекту.
На сегодняшний день процесс инститцуионализации в России еще не завершен. Он функционирует на правовом поле РФ, но не имеет четкой структуры и рамок определения данной деятельности. Для повышения эффективности лоббирования необходимо принять законодательство в данной сфере, это приведет к развитию гражданского общества и активизации участия различных групп населения в политическом процессе. Институт лоббизма должен функционировать как простой, универсальный, эффективный и доступный для всех заинтересованных групп, вне зависимости от количества имеющихся ресурсов, механизм отстаивания интересов и информировании органов власти об актуальных проблемах общества.



1. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. / сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; науч. ред. М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль. М.: Аспект Пресс. 2002. 535 с.
2. Бакун Л.А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 1999. № 1. С. 163-167.
3. Бинецкий А. Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий - М.: Теис. 2004. 247 с.
4. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2т. Т. 1. М., 1999. С. 331.
5. Быкова В. А. Управленческие сети в публичной политике: автореф. дис. ... канд. полит. наук / В. А. Быкова. - М., 2011. - 47 с.
6. Васильева В. М. Лоббизм: проблемы теоретической интерпретации [Электронный ресурс] // World and politics. - URL: http://mir-politika.ru/113-lobbizm-problemy- teoreticheskoy-interpretacii.html (дата обращения 10.05.2018).
7. ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 6.
8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 6.
9. государственной власти» // Государство и право. 1998. № 1. С. 106.
10. Даниленко В. И. Неокорпоративизм. Совр. полит. словарь // В. И. Даниленко. - М. : NOTA BENE, 2000. 543 с.
11. Дегтярёв А. А. Прикладной политический анализ. [Электронный ресурс] //
Электронный учебник для студентов-политологов. - URL:
https://mgimo.ru/files2/2013_05/up24/file_59082ae315107afb4191f31a25971edd.pdf (дата обращения 01.05.2018).
12. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики [Электронный ресурс] / Finlit Online. -
URL: https://finlit.online/menedjment-obschie-voprosyi/kogda-nujdyi-delayut-
24211.html (дата обращения: 23.05.2018).
13. Зяблюк Н. Г. Практика лоббистской деятельности в США / Н. Г. Зяблюк. - М., 1994. С. 27.
14. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в политической системе. Политическая система США: Актуальные измерения / Н. Г. Зяблюк - М., 2000. С. 70-79.
15. Ильичева Л.Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти // Государственная служба. — 2002. — №2. - С.101-110...60



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ