Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация содержания психологической подготовки гимнасток 12-14 лет на этапе спортивного совершенствования

Работа №190088

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы76
Год сдачи2025
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Психологическое обеспечение спортивной деятельности 5
1.1 Психологические особенности детей 12 - 14 лет 5
1.2 Психорегуляция как метод повышения эффективности спортивного
совершенствования 8
2 Методы и организация исследования 15
2.1 Методы исследования 15
2.2 Организация исследования 18
3 Результаты исследования и их обсуждение 19
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 19
3.2 Разработка содержания психологической подготовки гимнасток 12-14 лет 22
3.3 Динамика результатов исследования 32
Выводы 40
Список использованной литературы 41
Приложение А Анкета для тренеров художественной гимнастики 45
Приложение Б Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «художественная гимнастика» 47
Приложение В Социотипический опросник Е. Филатовой 52
Приложение Г Тест на уровень личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина 58
Приложение Д Анкета психической надежности В. Э. Мильмана 63
Приложение Е Анкета психической устойчивости для спортсменов 66
Приложение Ж Дневник самоконтроля гимнастки 70


Актуальность изучения психологического сопровождения обусловлена недостаточной разработанностью системы подготовки детей к занятиям спортом в целом. Сопровождение спортсменов - задача многофункциональная и разносторонняя. Она содержит несколько направлений, в том числе совершенствование технико - тактической подготовки, выбор новых путей, который в последствии выведет на повышение работоспособности спортсмена. Тренеры, специалисты, конечно же, как и сами спортсмены, находятся в постоянном поиске средств, гарантирующих максимальный потенциал повышения спортивной результативности [5].
Одним из путей улучшения спортивной подготовки считается применение достижений спортивной психологии. Нынешняя психологическая доктрина обладает существенным запасом методов, технологий, а также средств, способных значительно воздействовать на результативность тренировочного, а также соревновательного процессов. В основополагающем плане достижения психологии в спорте применяются уже давно. Но большая часть экспертов в данной сфере следуют рассуждения, что диапазон способностей здесь отнюдь не исчерпан [29,30].
В настоящее время, в художественной гимнастике в связи с ранним начальным этапом подготовки детей в спортивную деятельность, ставит психологическую подготовку в очень болезненное состояние. Спортсменам, которым преимущественно давали физическую подготовку и исключали, вероятно и никак не брали во внимание психологическую подготовку ребенка, в будущем происходят проблематичные обстоятельства, в последствии являющиеся невыполнимой преградой для гимнастки.
В контексте любого вида спорта, соревнования представляют собой завершающий этап, отражающий эффективность и качество предшествующей подготовки спортсмена. В художественной гимнастике, как и во многих других видах спорта, соревнования играют ключевую роль, являясь мерилом того, насколько успешно осуществлялась подготовка. Весь труд и усилия, вложенные в тренировочный процесс, находят свое проявление и оценку в ходе выступлений.
Однако, несмотря на тщательную подготовку, гимнастки зачастую сталкиваются с эмоциональными срывами во время соревнований, что может отразиться на их результативности. Переход от тренировочного состояния к соревновательным условиям порой вызывает стресс и волнение, что, в свою очередь, может повлиять на проявление навыков и результаты выступлений.
Важным аспектом исследования является анализ воздействия психоэмоциональных факторов на выступления гимнасток [5].
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание психологической подготовки спортсменок 12 -14 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивного совершенствования.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности психологической подготовки спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на основе проведения обзора и анализа научной, учебной и методической литературы;
2) Изучить двигательную подготовленность и психоэмоциональное состояние спортсменок 12 - 14 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
3) Разработать психолого-педагогические приемы и средства подготовки спортсменок 12 - 14 лет, занимающихся художественной гимнастикой и оценить эффективность их применения.
Объект исследования: психологическая подготовка спортсменок 12 -14 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: содержание психологической подготовки спортсменок 12 -14 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение в тренировочный процесс специально разработанных психолого-педагогических приёмов, направленных на формирование эмоциональной устойчивости, концентрации внимания и психической надёжности, будет способствовать нормализации психоэмоционального состояния гимнасток 12-14 лет и повысит результативность их выступлений на соревнованиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе обзор и анализа учебной, научной и методической литературы по теме исследования было выявлено, что психологической подготовке в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся художественной гимнастике, недостаточно уделяют внимание.
2. Проведена оценка двигательной подготовленности и психоэмоционального состояния гимнасток 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Выявлено, что несмотря на достаточный уровень специальной физической подготовленности, положительно влияющей на техническое исполнение соревновательной программы, у спортсменок наблюдались трудности психологического характера — низкая психическая надёжность, повышенная тревожность и нестабильная эмоциональная устойчивость. С учётом полученных данных были разработаны и внедрены в тренировочный процесс психолого-педагогические приёмы и средства, направленные на повышение психологической устойчивости и эмоциональной саморегуляции спортсменок.
3. После внедрения разработанных психолого-педагогических приёмов в тренировочный процесс (методы саморегуляции, дыхательные упражнения, визуализация, упражнения на концентрацию) было проведено повторное тестирование. Его результаты подтвердили эффективность применяемого содержания психологической подготовки гимнасток 12-14 лет: средний балл двигательной подготовленности повысился до 4,5, уровень тревожности снизился, а психическая устойчивость улучшилась — высокий уровень надёжности показали уже 1% гимнасток, средний — 39%, а низкий сохранился лишь у 60%. Это свидетельствует о положительной динамике развития как физической, так и психологической подготовленности спортсменок


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология в 2 т.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 814 с.
2. Автономов Д. А. Динамика взглядов на проблему аддикции с психоаналитической точки зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2015. - 16 с.
3. Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики: научный журнал. - Екатеринбург: УрФУ, 2021-2024.
4. Алексеев А. В. Преодолей себя!: психическая подготовка в спорте. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Феникс, 2006. - 350 с.
5. Быстрова И. В. Психолого - педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности (на примере групповых упражнений в художественной гимнастике): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Быстрова Инна Валентиновна; Нац. гос. ун - т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт - Петербург. - СПб., 2008. - 22 с.
6. Винер - Усманова, И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. д - р. пед. наук наук: 13.00.04. - СПб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - 210 с.
7. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Дис. ... канд. пед. наук, СПб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 11 с.
8. Гиссен Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Спорт, 2022. - 200 с.
9. Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте: (из опыта работы в командах по академической гребле)/ Л. Д. Гиссен. - М.: Советский спорт, 2010. - 158 с. - (Атланты спортивной науки). - ISBN 978-5-9718-0466-6. - Электрон. текст: НЭБ, дата обращения: 11.06.2025.
10. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов / Е.Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2005. - 224 с. - Электрон. фрагменты: дата обращения: 11.06.2025.
11. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта: учебник для вузов / Г. Д. Горбунов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2025. - 269 с. - Электрон. текст: образовательная платформа Юрайт, URL: https://urait.ru/bcode/563114 (дата обращения: 05.06.2025).
12. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 495 с.
13. Грязных, А. В. Анализ функциональной и психологической подготовки девушек 15-17 лет, занимающихся художественной гимнастикой в условиях соревновательной деятельности / А. В. Грязных, Е. Н. Менщикова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2021. - № 22(2). - С. 77-87.
14. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 80 с.
15. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии: монография/ Т. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с. - (Мастера психологии). - ISBN 5-318-00495-4. - Электрон. текст: НЭБ, дата обращения: 11.06.2025.
..47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ