Введение 2
1 Теоретические и методические основы формирования логистического сервиса
на предприятии 5
1.1 Обзор теоретических положений, лежащих в основе формирования
логистического сервиса на предприятии 5
1.2 Классификация методов формирования логистического сервиса на
предприятиях 14
1.3 Методы оценки качества логистического сервиса 22
2 Разработка имитационной модели структуры логистического сервиса на
предприятии 37
2.1 Анализ логистического сервиса на предприятии ООО «ОптТорг»,
структуризация проблем при его осуществлении 37
2.2 Разработка имитационной модели качественного логистического сервиса
на предприятии 52
2.3 Разработка рекомендаций по формированию системы логистического
сервиса на предприятии 59
3 Оценка эффективности системы логистического сервиса на предприятии .... 64
3.1 Разработка показателей оценки качества логистического сервиса 64
3.2 Оценка эффективности имитационной модели качественного
логистического сервиса на предприятии 66
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
В современных условиях развития рынка потребительских товаров, где конкуренция ощущается особенно остро, бизнес-структуры связывают укрепление своих конкурентных преимуществ в первую очередь за счет предоставления своим потребителям высокого уровня обслуживания. Логистическое обслуживание при этом является составной частью общей политики обслуживания компании.
Все предприятия ищут возможность снижения издержек и увеличения прибыли, но при этом многие из них не уделяют должного внимания логистическому сервису. Зачастую руководство компании недооценивает роль логистического сервиса или не знает, как правильно сформировать систему логистического сервиса и какие условия для этого нужны. При этом оценки экспертов показывают, что повышение уровня логистического сервиса может увеличить прибыль предприятия на 5-15%.
Проблема формирования устойчивого логистического сервиса имеет значение в условиях актуальной сейчас клиентоориентированной стратегии предприятия, которая является средством создания конкурентных преимуществ. Логистический сервис предполагает процесс обслуживания потребителей предприятия, начиная с момента подготовки поставки продукции и заканчивая моментом экономически целесообразной ее реализации и возможного возврата наиболее эффективным с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей способом [14].
Цель данного исследования: разработка методических инструментов по формированию системы логистического сервиса на предприятии.
В процессе исследования предполагается решить следующие задачи:
- провести обзор теоретических положений, лежащих в основе формирования логистического сервиса;
- классифицировать методов формирования логистического сервиса на предприятиях;
- проанализировать методы оценки качества логистического сервиса;
- проанализировать логистический сервис на предприятии,структурировать проблемы при его осуществлении;
- разработатьрекомендации по формированию логистического сервиса на предприятии;
- разработать имитационную модель логистического сервиса на предприятии;
- разработать показатели оценки качества логистического сервиса;
- оценить эффективность имитационной модели качественного логистического сервиса на предприятии.
Объект исследования: логистический сервис на предприятии.
Предмет исследования: способы формирования системы логистического сервиса на предприятии.
Теоретическую базу дипломного проекта составляют данные финансовой отчетности предприятия, информация из периодических изданий, статьи и учебники отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.
При написании данной магистерской диссертации были использованы такие методы исследования, как изучение публицистических статей, изучение монографических материалов, а также сравнительный, аналитический методы и метод обобщения.
Особенностью данного магистерского исследования является адаптация Gap-модели Зейтгамла оценки расхождения между параметрами качества логистического сервиса разными сторонами при создании имитационной модели структуры логистического сервиса.
Структура выпускной квалификационной работы:
- в первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования логистического сервиса на предприятии, производится анализ методов формирования логистического сервиса и методов оценки его качества;
- во второй главе проекта проводится анализ логистической системы ООО «ОптТорг», аудит обслуживания потребителей, по результатам которой - в третьей главе исследования на основании результатов анализа второй главы, разрабатывается перечень ключевых показателей оценки качества логистического сервиса и проводится оценка эффективности интегративной модели логистического сервиса на предприятии.
Данная магистерская диссертация содержит 6 таблиц, 10 рисунков и 3 приложения.
В настоящее время для компании, действующей в любом секторе экономики, качественное обслуживание потребителей становится ключом к созданию конкурентных преимуществ. Логистическое обслуживание - это совокупность видов деятельности, производимых в процессе выполнения заказов и направленных на удовлетворение потребностей клиентов [73]. Система логистического сервиса, выстроенная правильным образом и осознание руководством важности логистического сервиса может поспособствовать увеличению прибыли организации на 5-15%.
В ходе исследования была поставлены и выполнена следующая цель: разработка методических инструментов по формированию системы логистического сервиса на предприятии.
В ходе данного магистерского исследования были выполнены следующие поставленные задачи:
- проведен обзор теоретических положений, лежащих в основе формирования логистического сервиса, что позволяет выделить некоторые из них, связанные с деятельностью конкретного предприятия;
- классифицированы методы формирования логистического сервиса на предприятиях, что позволило выбрать группу методов для формирования системы логистического сервиса на предприятии;
- анализ практики повышения качества логистического сервиса на российских и зарубежных предприятиях позволил выделить предприятия для реализации методов бенчмаркинга;
- проведен анализ логистического сервиса на предприятии... и структуризация проблем при его осуществлении, что позволило выявить и классифицировать проблемы, требующие решения при формировании системы логистического сервиса;
- разработана система мероприятий по формированию логистического сервиса на предприятии, что позволяет создать план-график формирования логистического сервиса;
- разработана имитационная модель качественного логистического сервиса на предприятии, что позволяет сформировать стратегию развития логистического сервиса на предприятии;
- разработана система показателей оценки качества логистического сервиса, что позволяет измерить качество логистического сервиса;
- произведена оценка эффективности имитационной модели качественного логистического сервиса на предприятии.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты обслуживания потребителей и логистического сервиса в частности, были отобраны методы формирования логистического сервиса на предприятии и проведен анализ методик оценки качества логистического сервиса на предприятии.
Вторая глава магистерской диссертации содержит анализ логистической системы предприятия ООО «ОптТорг», анализ текущего состояния системы логистического сервиса и структуризацию проблем при его осуществлении. На основании проведенного анализа была разработана имитационная модель структуры логистического сервиса на предприятии, основанием которой послужила модель оценки разрывов между параметрами качества логистического сервиса Зейтгамла. Для поддержки разработанной модели был предложен комплекс мероприятий, включающий в себя применение таких инструментов, концепций и технологий как: штрихкодирование, CRM, ABC-анализ, Кайзен, JIT.
В третьей главе нами была разработана система показателей оценки качества логистического сервиса и проведена оценка эффективности предлагаемой модели.
Оценки показывают, что при внедрении разработанной имитационной модели структуры логистического сервиса на предприятии ООО «ОптТорг» позволит повысить уровень логистического сервиса на 12% - с 71%, что является средним показателем до 83%, что является приближенным к высокому уровню качества логитического сервиса.
Помимо этого, внедрение разработанной модели и рекомендуемых мероприятий позволит улучшить такие показатели как:
- время приема заявки;
- корректировка параметров заявки;
- время комплектации заказа;
- информирование о состоянии заказа;
- замена товара;
- точность времени доставки;
- возврат товара;
- время подготовки сопроводительных документов.
Таким образом, внедрение данной модели позволит повысить клиентоориентированность сотрудников компании, оптимизировать бизнес процессы компании и вывести взаимоотношения с потребителями на новый качественный уровень.
1. Byrne, Patrick M. and Markham, William J., Improving Quality and Productivity in the Logistics Process. Oak Brook, IL: Council of Logistics Management
2. DDT (Demand Driven Techniques) [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://lektsii.net/4-47153.html
3. French, Tom, LaBerge, Laura, and Magill, Paul
[Электронный ресурс]. Five ‘no regrets’ moves for superior customer engagement, McKinsey Quarterly, - Режим доступа:
http://www.mckinsey.com/insights/marketing_sales/five_no_regrets_moves_for_s uperior_customer_engagement
4. JustinTime [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. kpms. ru/General_info/Just_in_T ime. htm.
5. KPI: ключевые показатели эффективности [Электронный ресурс]:
Управление логистикой // Клуб логистов территории настоящих профессионалов. - Режим доступа:
http://www.logists.by/library/category/logistics-management
6. Mentzer, John T; Flint, Daniel J. and Hult, Tomas M.
[Электронныйресурс]. Logistics Service Quality as a Segment-Customized Process, The Journal of Marketing, 65 (4), pp. 82-104 - Режимдоступа: http: //www.j stor.org/stable/3203500
7. Акулич M.B. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга / М.В. Акулич // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С.39.
8. Акунина Ю. С., Окольнишникова И. Ю. Тенденции развития современного рынка логистических услуг в России / Ю. С. Акунина, И. Ю. Окольнишникова // Вестник ЮУрГУ. Сер. Экономика и менеджмент. - 2015. - Т. 8.№ 1. - С. 137-140.
9. Алексеенко, В.Б. Основы логистики: учеб. пособие / Алексеенко В.Б., Стрельникова И.А. - Москва: РУДН, 2013. - 118 с.
10. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 116 с.
11. Аникин, Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б. А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. - 432 с.
12. Аристов В.М. Формирование системы оценки качества логистических услуг: Автореф. ... дис. канд. экон. наук. / В.М. Аристов- СПб., 2013. - 18 с.
13. Афонин, А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
14. Бабаев, С. Управление закупками и продажами / С. Бабаев // Российская торговля. -2015. - № 5. - С.11-13.
15. Бауэрсокс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс. - 2-е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера]. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 640 с.
16. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности / Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2010
17. Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике / Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2010
18. Будрин В.А. Методы и модели управления сервисными потоками в логистике: Автореф. .дис. канд. экон. наук. - СПб., 2012. - 20 с.
19. Букринская, Э. М. Реверсивная логистика : учебное пособие / Э.М. Букринская. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 79 с.
20. Бурмистрова Н.С. Влияние логистического сервиса на выручку компании Н. С. Бурмистрова // Логистика и управление цепями поставок. - 2013 г.-№ 5 (58). - С.60-68.
21. Виноградов, А.Б. Роль межфункциональной координации в логистике складирования / А.Б. Виноградов // Управление складированием в цепях поставок: монография / В.В. Дыбская. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 720 с. - Гл. 3. - С.64-75.
22. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. 20-е изд., перераб. и доп. / А. М. Гаджинский-М.: Дашков и К», 2012. - 484с
23. Гатторна Дж. Управление цепями поставок / Дж. Гатторна - М.: Инфра-М, 2008. - 670 с.
24. Григорьев, М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров / — М.: Юрайт, 2011. — 782 с.
25. Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга. / В. Г.Дегтяренко - Ростов н/Д.: Экспертное бюро, М.: Гардарика, - 2013. - 248c
26. Джонсон Д. Современная логистика / Д. Джонсон, Д. Ф. Вуд, Д. Л. Вордлоу. 7 - е изд. - М. : Вильямс, 2002. - 624 с.
27. Дыбская, В. В., Иванова, А. В. Формирование системы логистического сервиса и управление качеством сервиса в сети распределения / В. В. Дыбская, А. В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 4. - С. 23-31
28. Дыбская, В. В., Сергеев В. И. Использование SCOR-модели для контроллинга цепей поставок / В. В. Дыбская, В. И.Сергеев // Логистика сегодня. - 2014. - № 03 (63). - С. 134-148.
29. Дыбская, В.В. Взаимодействие логистики и смежных служб компании при разработке политики обслуживания потребителей / В.В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. - 2016. - №1 (72). - С.50-61.
30. Дыбская, В.В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании потребителей / В.В. Дыбская, А.В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок. - 2014. - № 5. - С.5-17.
31. Дыбская, В.В. Интеграция функциональных областей логистики / / В.В. Дыбская // Логистика сегодня. - 2010. - № 1 (37). - С. 2-8.
32. Дыбская, В.В. Классификация и определение состава услуг логистических центров / В.В. Дыбская, В.И. Сергеев // Логистика сегодня. -
2011. - № 5 (47). - С.262-278.
33. Дыбская, В.В. Сбытовая деятельность компании: роль маркетинга и логистики / В.В. Дыбская // Логистика сегодня. - 2013. - № 4. - С.232-240.
34. Дыбская, В.В. Современные тенденции развития логистики на предприятиях оптовой торговли / В.В. Дыбская // Логистика сегодня. -2013. - № 5 (59). - С.310-320.
35. Дыбская, В.В. Формирование политики обслуживания потребителей с точки зрения логистики / В.В. Дыбская, А.В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок. - 2015. - № 4. - С.55-67.
36. Евтодиева, Т.Е. Экономическое содержание логистической услуги / Т.Е. Евтодиева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7 (7). - С. 57-61.
37. Иванова, А.В. Способы оценки логистического сервиса / А.В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок. - 2014. - № 3. - С.69-80.
38. Иванова, А.В. Стратегические основы управления логистическим сервисом на предприятиях оптовой торговли /А.В. Иванова //
Инновационные технологии в логистике и управлении цепями поставок: сб. науч. ст., под общ. ред. В.И. Сергеева. - М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2015. - Ел. III. - С. 104-112.
39. Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. - 320с.
40. Ковалков В. А. Система измерения уровня логистического сервиса / В. А. Ковалков // Логистика и управление цепями поставок. - 2010.- № 6.- С.33-39
41. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 634 с.
42. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. - 3- е изд., пер с англ. под ред. С.Г.Божук. - СПб.: Питер, 2016. - 480 с.
43. Круглов, М.Г. Управление процессами компании на основе протоколов соглашения об уровне обслуживания / М. Г. Круглов, А. В. Черняев, С. В. Черняева // Менеджмент качества. -2011. - № 4 (16). - С.244- 257.
44. Лазарев, В.А. Логистические услуги предприятий торговли / В.А. Лазарев, Д.А. Карх // Управленец. - 2015. - № 3 (55). - С.78-82.
45. Линерс, М. Управление закупками и поставками: учебник для высших учебных заведений / Майкл Линдере [и др.]. - М: ЮНИТИ, 2014. - 723 с.
46. Логистика. Полный курс MBA, учебник. / Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. - М.: Эксмо, 2013. - 944 с.
47. Логистика: учебник под ред. В.И. Сергеева / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. - М.: Эксмо, 2011. - 944 с.
48. Логистический процесс на складе [Электронный ресурс] // Знай товар. - http://www.znaytovar.rU/s/Logisticheskij_process_na_sklad.html.
49. Лукинский В.С., Методы определения уровня обслуживания в логистических системах / В. С. Лукинский //Логистика сегодня. - 2010. - №01 (37). - С. 70-87.
50. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Магистр, 2015. — 656 с.
51. Мизевич, Р.С. Методы анализа качества и эффективности логистического обслуживания клиентов / Р.С. Мизевич // Розвиток мeтoдiв управлшня та господарювання на транспорт^ -2011. - № 37. - С.84-98.
52. Миротин Л. Б. Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Е. Логистика:
обслуживание потребителей. - Москва : ИНФРА-М, 2012.— 190 с.
53. Миротин, Л.Б. Эффективная логистика / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, О.Г. Порошина - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 160 с.
54. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебник / Н.К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2011. - 527 с.
55. Неруш, Ю.М. Логистика: учебник / Неруш Ю.М. - 4-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2013. - 520 с.
56. Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. - Москва: Дашков и К, 2015. - 980 с.
57. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] :федер. закон от 07.02.1992 № 2300-1 ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
58. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
59. Петрикова В. А. Пути ускорения оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности / В. А. Петрикова // Молодой ученый. - Астрахань : [б.н.], 2013 г. - № 4.
60. Разработка мероприятий ускорения оборачиваемости запасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alversch.ru/finansovyj- menedzhment-finansovaya-matematika/razrabotka-meropriyatij-uskoreniya.html.
61. Результаты внедрения 1C CRM [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://vnedrenie- 1c-crm.ru/vnedrenie- 1s-crm/rezultaty-vnedreniya- 1s-crm/.
62. Сергеев В. И., Бурмистрова Н. С. Управление качеством логистического сервиса сетевого ритейлера путем оптимизации баланса «затраты/сервис» / В. И. Сергеев, Н. С. Бурмистрова // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 4 (45).
63. Сергеев, В.И. Процедура оценки качества логистического сервиса / В. И. Сергеев // Логистика сегодня. - 2010. № 1 (37). - С. 34-41.
64. Сергеев, В.И. Разработка сбалансированной системы показателей в процессе контроллинга логистики компании / В.И. Сергеев // Логистика сегодня. - 2011. - №6 (36). - С.330 - 337.
65. Сергеев, В.И. Управление качеством логистического сервиса / В.И. Сергеев // Логистика сегодня. - 2013. - № 7. - С.270-280.
66. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок / В.И. Сергеев. — М.: Юрайт, 2014. — 479 с.
67. Скоробогатова Т.Н. О роли сервисной логистики в социально ориентированной экономике / Т.Н. Скоробогатова // Логистика. - 2015. - №7. - С. 47-51.
68. Система складирования как основа рентабельности работы склада. [Электронный ресурс] : Основные проблемы функционирования складов. Логистический процесс на складе. Система складирования как основа рентабельности работы склада. - Режим доступа: http://lektsn.org/3- 105871.html.
69. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 430 с.
70. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 5-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2012, XXXII, 797 с.
71. Теплова Т. В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Учебное пособие. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2014. — 264 с
72. Транспортировка в логистике: Учеб. пособие / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, И. А. Пластуняк, Н. Г. Плетнева. - СПб.: СПбГИЭУ, 2014. - 139
73. Тянущая система управления материальными потоками
[Электронный ресурс] : Logistics Time. - Режим доступа:
http://logisticstime.com/materialnye-potoki/tyanushhaya-sistema-upravleniya- materialnymi-potokami/
74. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.
75. Ускорение оборачиваемости запасов [Электронный ресурс] : Знай товар. - Режим доступа:
http: //www.znaytovar.ru/s/Uskorenie_oborachivaemo sti_zapa. html.
76. Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения. - М.: Интел-синтез, 2015. - 344 с
77. Федоренко, К. П. Система CRM и эффективность сбыта / К. П. Федоренко // Управление продажами. - 2012. - № 1.
78. Цуневская, О. Я. Автоматизация программ лояльности на основе CRM-технологий / О. Я. Цуневская // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 7.
79. Чекстер, Е. Н. Оптимизация маркетинговой активности в условиях кризиса / Е. Н. Чекстер // Индустриальный и В2Вмаркетинг. - 2012. - № 3.
80. Челенков, А. П., Сонина, Т. Е. Маркетинг взаимоотношений: системы управления / А. П. Челенков, Т. Е. Сонина //Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 4.
81. Шехтер Д. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / Д. Шехтер - М.: Альпина, 2013. - 452 с.