Введение 3
Глава 1. Характеристика взаимодействия России и ФРГ в докризисный период 10
Глава 2. Кризисный период в российско-германских отношениях 29
2.1. Процесс смены внешнеполитических курсов обеих стран в отношении друг
29 друга
2.2. Противоречия между Россией и Германией относительно сирийского и
42 украинского конфликтов
2.3. Влияние политического кризиса на экономические и гуманитарные
49 взаимосвязи
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Стремительная трансформация международного геополитического ландшафта в связи с затягивающимся украинским кризисом продолжает вносить серьезные корректировки в характер взаимоотношений многих ведущих стран мира. Санкции, ответные меры России, взаимные обвинения в нарушении Минских договоренностей, угроза поставок военной техники и вооружений на Украину — все это является серьезными дестабилизирующими факторами как в целом в отношениях между трансатлантическим Западом во главе с Соединенными Штатами и Россией, так и влияет на характер двусторонних связей России с отдельными странами.
В свете серьезных описанных выше потрясений в последнее время в различных средствах массовой информации появляются множество статей и репортажей на тему взаимоотношений между Россией и Германией. При их оценке эксперты все чаще используют такие термины как «кризис», «недопонимание», «разногласия». Украинские события выявили значительные противоречия в позициях двух стран касаемо вопроса урегулирования конфликта. И если для рядовых российских и германских граждан такой поворот кажется довольно резким и неожиданным, то многие политические аналитики рассматривают сегодняшнее состояние российско-германских взаимоотношений как результат смены политического курса правящих элит обеих стран, который произошел за несколько лет до развития событий на Украине. Последние рассматриваются зачастую лишь в качестве катализатора, ускорившего процесс охлаждения отношений.
Логичным тогда представляется вопросы: в чем кроются истинные причины разногласий между странами? И когда было положено начало их возникновению?
В целом, история российско-германских отношений насчитывает не одно столетие. И всем известно, что их развитие происходило не всегда гладко. Были периоды, как тесного плодотворного сотрудничества, так и военного смертельного противостояния. Но, тем не менее, степень их значимости никогда не преуменьшалась. Позиции столь крупных участников международных отношений порой определяли судьбу не тол ько европейского континента, но и всего мира. Именно по этой причине многие аналитики и международные эксперты уделяют большое внимание развитию двусторонних отношений между Москвой и Берлином. В данной работе также предпринимается попытка рассмотреть данный вопрос в контексте последних международных событий. Для того чтобы понять современные тенденции развития двусторонних отношений, необходимо изучить минимальный исторический базис общих достижений и проблем, накопившихся к моменту начала охлаждения отношений.
Таким образом, целью данной исследовательской работы станет: выявление причин и основных параметров кризиса в российско-германских отношений, а также оценка возможных перспектив их дальнейшего развития.
В качестве точки отсчета регресса во взаимодействии ФРГ и РФ будет принята дата прихода к власти в ФРГ «большой» коалиции из ХДС/ХСС и СДПГ по результатам парламентских выборов в сентябре 2013 года. Соответственно, хронологические рамки проводимого исследования охватывают период с осени 2013 г по весну 2016.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. Определить характер взаимоотношений между объединенной ФРГ и Российской Федерацией в докризисный период.
2. Проанализировать процесс смены внешнеполитических курсов обеих стран в отношении друг друга (когда и как произошло и в чем проявилось?).
3. Оценить степень влияния внешней политики стран на экономические и гуманитарные взаимодействия между ними.
Обзор источниковой базы исследования. Источники, использованные при изучении обозначенной проблемы, можно поделить на несколько категорий. Первую группу составляют международные и двусторонние договоры и соглашения Российской Федерации и Федеративной республики Германия, официальные государственные документы, законы, программы партий. В числе двусторонних соглашений при написании работы были использованы Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом советских социалистических республик и Федеративной республикой Германия от 9 ноября 1990 года , Соглашение между правительством РФ и правительством ФРГ о культурном сотрудничестве от 16. 12. 1992 , Меморандум по
итогам встречи Президента России Д.Медведева и Федерального канцлера Германии А.Меркель 4-5 июня 2010 года и др.
Большое значение имело изучение программ и партийных установок партий Германии: ХДС/ХСС,СДПГ, СвДП, Зеленые/Союз 90, а также Коалиционного договора ХДС/ХСС и СДПГ от 2013 г . Это позволило сформировать более цельное представление об основных аспектах внешней политики ФРГ, её приоритетах на международной арене.
Также рассматривались такие российские законодательные акты, как Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей" .
Официальные заявления глав государств, министров иностранных дел и других законных представителей России и Германии на международной арене формируют вторую группу источников. В рамках данной исследовательской работы были проанализированы выступление президента РФ В.В. Путина в 2001 г. в Бундестаге , доклад Посла ФРГ в России Ульриха Бранденбурга 2012 года , интервью российского президента немецкой телерадиокомпании ARD . Сравнение выступлений министра иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайера в Москве в 2009 году и на Мюнхенской конференции 2014 года позволило проследить эволюцию международной политики Германии, в том числе, и на восточном направлении.
Третья группа включает статистические отчеты экономических ведомств России и Германии, отчеты неправительственных российско-германских организаций, информационные справки внешнеполитических ведомств двух стран. В частности использовались отчеты Российско-германской внешнеторговой палаты, информационно - аналитические материалы Министерства развития и экономики РФ, отчеты Федерального статистического ведомства Германии, данные Департамента стран Европы и Америки Минэкономразвития и др. Этот фактологический материал позволил более объективно оценить реальное развитие и состояние на сегодняшний день сложившихся между Россией и Германия связей, особенно в торгово-экономической сфере.
В последнюю группу источников входят публикации информационных агентств и авторитетных международных изданий, таких как die Welt, der Spiegel, der Bild, die Zeit, издательского дома Коммерсантъ. С одной стороны, они отражают преобладающие настроения общества в целом и его отдельных сегментов (бизнесменов, правозащитников, политиков) относительно тех или иных международных и внутригосударственных событий, затрагивающих интересы граждан. С другой стороны, публикуемые материалы выступают самостоятельным фактором, формирующим общественное мнение. Таким образом, изучение этих источников дополняет общую картину исследования и позволяет учесть внутренние предпосылки для формирования внешнеполитического курса государства.
Изучение данного вопроса является актуальным как для России, так и для Германии, поэтому этой теме посвящено большое количество как российской, так и зарубежной литературы.
Обзор использованной литературы. Коллективная монография под редакцией В. Б. Белова «Германия. Вызовы XXI века» на сегодняшней день является самым масштабным обзором немецкой внутренней и внешней политики объединенной Германии, начиная с послевоенного периода, включая процесс объединения ФРГ и ГДР, и заканчивая 2009 годом.. В числе его авторов-составителей, в основном, сотрудники Института Европы Российской академии наук, такие известные исследователи - германисты, как И.Ф. Максимычев, Н.В. Павлов, К.С. Вяткин и др. Их совместный научный труд представляет собой всеобъемлющий анализ внутренних и внешних факторов, сформировавших политический курс одного из лидеров Европейского союза - единой Федеративной республики Германия.
Настоящей энциклопедией внешней политики Германии на современном этапе можно назвать монографию кандидата исторических наук, эксперта МГИМО А. К. Никитина «Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ» . В рамках данной работы проводится комплексный анализ основных направлений внешней политике Германии и результатов её реализации на основе представлений о ФРГ как о глобальной державе с геополитическими амбициями. Особое внимания эксперт уделяет вкладу ФРГ в урегулировании основных проблем международной повестки, сотрудничеству с ключевыми международными правительственными и неправительственными организациями, в том числе ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ. Кроме того, в фокусе внимания исследователя находятся взаимодействия Германии и России.
Глубинный анализ внешней политики ФРГ также представлен монографией известного германиста Н. В. Павлова «Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире» . Исследователь проводит комплексный анализ динамики внешней политики Германии, изучает вклад государства в обеспечение международной безопасности, выявляет основные тенденции и отслеживает этапы эволюции внешней политики . Как и А. К. Никитин Н. В. Павлов уделяет приоритетное внимание отношениям Германии с Россией, Евросоюзом и союзникам Берлина по НАТО.
Обширные данные о взаимодействии Германии с России представлены в коллективной монографии «Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций» под редакцией А. В. Девяткова и А. С. Макарычева. В рамках данной работы были изучены различные аспекты российско-германских отношений на современном этапе. Подробному анализу подвергаются структуры двустороннего диалога; исследуется сотрудничество государств в социально-политической сфере и даются некоторые прогнозы дальнейшего развития многосторонних связей между ФРГ и Россией.
Большую ценность для изучения современного состояния российско-германских отношений представляет сборник «Россия и Германия в новой Европе: конец XX- начало XXI вв: Материалы Международной Интернет-конференции (май-июнь 2012 г.)» . Там широко представлено мнение экспертного сообщество из России и других стран постсоветского пространства по обозначенной тематике. Авторы статей в сборнике рассматривают самые различные вопросы касательно политического, культурного, экономического развития двух стран. Известный российский ученый Н.В. Павлов, о котором уже упоминалось выше, рассматривает особенности отношений Гер мании и России в 1990-2010 гг. В своей работе автор прослеживает эволюцию отношений, выделяя различные этапы, начиная с «адаптации» и заканчивая установлением «многоступенчатого диалога». На последнем, описываемом авторе этапе, он утверждает, что ФРГ, как «представитель наиболее авторитетных западных военных, политических и экономических альянсов...» придерживается более прагматического курса в отношениях с Россией.
Помимо комплексных монографий, при написании работы, были использованы научные статьи, посвященные отдельным аспектам взаимодействия России и Германии. Полезную информацию для данной исследовательской работы содержит аналитическая статья Ильи Классена, Секретаря-референта Генерального консульства РФ в Мюнхене, «Новый курс во внешней политике Германии» , опубликованная в 2014 году. В ней автор кратко рассмотрел итоги деятельности коалиционного правительства Германии 2009-2013 гг, и сделал прогнозы дальнейшего развития приоритетных направлений внешней политики Берлина, с учетом усиление его влияния на международной арене.
В статье С. В. Арапины и Г. А Яковлева «Германо-российские отношения и сирийский кризис» , опубликованная в 2014 г, рассматривается один из актуальнейших на сегодня вопросов - проблема взаимодействия Берлина и Москвы на фоне нарастания международной напряженности на примере сирийского кризиса. Анализируются основные пункты сирийского вопроса, по которым государства сотрудничают друг с другом, кратко характеризуется позиций России и Германии по данной проблеме, выделяются точки соприкосновения и противоречия стран.
Рассматривая докризисный период двусторонних отношений, справедливо утверждать, что шло поступательное развитие сотрудничества между странами, начиная с инициативы политических кругов были установлены множественные контакты во всех сфера жизни общества. Во время первого президентского срока В. В. Путина (1999 -2004 гг.) и канцлерства Г. Шрёдера (1998-2005 гг.) статус отношений между Берлином и Москвой вполне обоснованно определялся как «особые» и дружественные.
Причинами тому были, во-первых, быстрые темпы экономического роста в России, что привлекало многих иностранных торгово-экономических партнеров, в том числе, и немецких. Во-вторых, личные отношения двух лидеров, которые довольно быстро нашли общий язык и обрели взаимопонимание по многим международным вопросам, такие как сотрудничество в сфере безопасности, близкие позиции касател ьно военного вмешательства в Ирак в 2003 г, и т.д. Это создало благоприятную почву для развитие функционального диалога не только между российскими и немецкими политиками, но и между представителями гражданского общества двух стран, предпринимателями, культурными деятелями, научными работниками, студентами и рядовыми гражданами. Был создан целый комплекс двусторонних связей.
Такой характер отношений можно было наблюдать и после выборов 2005 г в Германии, когда страну возглавила госпожа канцлер Ангела Меркель. Несмотря на существования некоторых противоречий (критика недостаточно развитой демократии, наличия коррупции в России, а также несогласие немецкого правительства с присутствием российских войск в ряде постсоветских стран присутствовали всегда), обе стороны были вполне довольны существующим сотрудничеством и готовы были и дальше с помощью совместных структур развивать диалог и преодолевать препятствия. Зачастую такая тесная кооперация не приветствовалась западными коллегами ФРГ. Берлин критиковался за излишнюю податливость Москве.
Однако международная конъюнктура подвержена постоянным изменением, что влечет за собой перегруппировку сил на мировой арене. По мере становления Германии одной из ведущих держав ЕС за счет экономических успехов страны логично, что она стремится к увеличению своего политического веса и расширения геополитических амбиций. Это предполагает повышение международной активности государства и большую вовлеченность в разрешении мировых проблем. Напрямую это относится к расстановке приоритетов среди стран-партнеров, и отражается на их двусторонних 60
отношениях. То, что отношения Берлина и Москвы охладели - неоспоримый факт. Связано это с целым рядом причин.
Определенно можно сказать, что американский фактор во внешней политике Германии и обострение отношений между США и Россией сыграли определенную роль в этом. Но утверждать, что это послужило единственным основанием наступившего кризиса, было бы ошибочно. Отсутствие существенного прогресса в диалоге стран по вопросам модернизации, демократии, соблюдения гражданских прав, разное видение европейской политики безопасности отдаляли государства друг от друга.
Во время возникновения украинского конфликта российская и немецкая стороны продемонстрировали кардинально противоположные видение проблемы и способов её урегулирования, хотя стоит отметить, что оба государства крайне заинтересованы в скорейшем мирном разрешении конфликта. Впервые за всю историю двусторонних российско-германских отношений политический диалог отличается жесткими заявлениями в адрес друг друга и требованиями. Не стоит забывать, что несмотря на успешный опыт сотрудничества в прошлом в основе политики любого государства лежит прагматизм и национальные интересы. Внешняя политика Германии в сегда отличалась мультилатерализмом и умением балансировать между восточными и западными партнерами. Поэтому в будущем есть все шансы на преодоления кризисного этапа отношений.
Но, учитывая сложившуюся в мире ситуацию, на сегодняшний день мы имеем следующее. В современных реалиях «восточная политика» Германии отныне не характеризуется таким лозунгом как "Россия превыше всего", который был довольно актуален в последние два десятилетия. Политика в отношении соседних с ЕС государств и, в частности, "Восточное партнерство" будет иметь не меньшую значимость для Германии - в том числе потому, что Берлин заинтересован в стабилизации стран, являющихся непосредственными соседями Евросоюза. Германия делает ставку на развитие столь же тесных связей и с другими странами постсоветского пространства: Украина, Белоруссия, Грузия.
С учетом новых рисков безопасности подход Германии к отношениям с Россией в дальнейшем будет заключаться в сотрудничестве там, где это возможно. Это подразумевает сочетание кооперации и одновременного сдерживания. Лучший пример успешного осуществления такого рода кооперации - это уничтожение химоружия в Сирии. Сотрудничество и взаимодействие с Россией всегда останется важной частью восточной политики Германии, поскольку результаты взаимодействия двух стран приносят обоюдные выгоды. Но столь тесные экономические связи заставляют Берлин и Москву постоянно оглядываться друг на друга и учитывать возможные болезненные последствия внешнеполитических решений для экономик своих стран, в первую очередь.
Разногласия во внешнеполитических взглядах определенно наложили свой отпечаток на другие каналы взаимодействия между странами. Это отражается не только в сокращении прибыли крупных концернов и предпринимателей, но и в формировании негативного имиджа стран-партнеров в глазах рядовых граждан.
И на сегодняшний день величайший вызов для обеих сторон - восстановить доверие и достичь определенного компромисса. Во многом это будет определяться выполнением Минских соглашений. Их реализация проблематична и имеет место масса нарушений, но всеобщая приверженность к осуществлению этих договоренностей сближает Берлин и Москву и предоставляет возможность для дальнейшего диалога.
Таким образом, Украина одновременно является и ключом к преодолению кризисного периода. Но это не единственная проблема, которую предстоит разрешить. Как отмечалось, предпосылки отдаления Берлина от Москвы зародились раньше Майдана и связаны как с внутриполитической ситуацией в России, так и с возрастающими лидирующими позициями ФРГ в Европе. Но продолжающийся диалог политических элит, как в двустороннем формате, так и на уровне многосторонних консультаций в рамках международных организаций, дает определенные надежды на восстановление взаимопонимания и доверия. К тому же не исключено, что испытав на себе все негативные последствия дистанцирования Берлина от Москвы, политические установки ФРГ на международной арене изменятся, и новым рубежом для этого станут результаты парламентских выборов 2017 года.
1. "Путин остается в силе": ведущие германские СМИ об итогах визита Ангелы
Меркель в Россию, 19.11.2012. [Электронный ресурс] / URL: -
http://regnum.ru/news/polit/1594956.html (Дата обращения 10.03.2016)
2. "Рособоронэкспорт": Россия легитимно поставляет оружие в Сирию.
[Электронный ресурс] / URL: http://rg.ru/2015/10/27/orujie-site.html (Дата
обращения 12.05.2016)
3. "Сапсан" едет в Нижний Новгород, 30.07.2010. [Электронный ресурс] / URL: http://ria.ru/society/20100730/259878656.html (Дата обращения 29.02.2016)
4. «Стрижка» депозитов на Кипре, последствия кипрского кризиса два года
спустя: обращения в высшие судебные инстанции и возможные дальнейшие шаги и судебные перспективы. [Электронный ресурс] / URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/03/21/5111057.shtml (Дата обращения
09.03.2016)
5. 14-ое заседание Форума «Петербургский диалог». «Модернизация как шанс для
создания общего европейского дома». URL: http://petersburger-
dialog.ru/images/forums/programmaforum_2015.pdf (Дата обращения 16.05.2016)
6. Й. Гаук, “Роль Германии в мире: заметки об ответственности, нормах и
альянсах—. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Downloads/DE/Reden/2014/01/140131 -Muenchner-Sicherheitskonferenz-Russisch.pdf? blob publicationFile (дата
обращения 11.03.2016)
7. Властям ЕС предложили наказать российских чиновников за обыски в НКО, 27.03.2013. [Электронный ресурс] / URL: https://lenta.ru/news/2013/03/27/check/ (Дата обращения 10.03.2016)
8. Встреча с представителями деловых кругов Германии. [Электронный ресурс] / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51697 (Дата обращения 16.05.2016)
9. Встреча с премьер-министром Баварии Хорстом Зеехофером. [Электронный
ресурс] / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51266 (Дата обращения
16.05.2016)
10. Выступление в бундестаге ФРГ, 25.09.2001. [Электронный ресурс] / URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21340 (Дата обращения 16.04.2016)
11. Газопровод «Северный поток» — это принципиальной новый маршрут экспорта российского газа в Европу. [Электронный ресурс] / URL: http://www.gazpromexport.ru/projects/ (Дата обращения 29.02.2016)
12. Годовой отчет РЖД за 2011 г. Скоростное и высокоскоростное движение.
[Электронный ресурс] / URL:
http ://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4248&layer_id=5184&refer erLayerId=5183&print=1 (Дата обращения 29.02.2016)
13. Д.Медведев: В банках Кипра заблокированы деньги Российской Федерации,
21.03.2016. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.rbc.ru/politics/21/03/2013/850096.shtml (Дата обращения 10.03.2016)
14. Двусторонние экономические отношения. URL: https://russische-
botschaft.ru/ru/information/beznesmenam/dvustoronnie-ehkonomicheskie-otnosheni/ (Дата обращения 16.05.2015)
15. Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом советских социалистических республик и Федеративной республикой Германия от 9 ноября 1990 года. [Электронный ресурс] / URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id =472 (Дата обращения 15.04.2016)... 93