ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Краткая история философских аргументов относительно самоубийства 5
1.1. Вопрос о самоубийстве в Античности 5
1.2. Вопрос о самоубийстве в Средневековье и Возрождение 5
1.3. Вопрос о самоубийстве в эпоху Просвещения 6
1.4. Оригинальность постановки вопроса о самоубийстве в “Мифе о Сизифе” 7
Глава 2. Аргумент в пользу отказа от самоубийства в “Рассуждении об абсурде” 8
2.1. Вопрос о самоубийстве 8
2.1.1. Постановка вопроса 9
2.1.2. Методические требования при ответе на вопрос 9
2.1.3. Условия возникновения вопроса 10
2.2. Причина самоубийства 10
2.2.1. Чуждость человека миру 11
2.2.2. Невозможность ясности 11
2.2.3. Математическая непреложность смерти 12
2.3. Отказ от самоубийства 13
2.3.1. Отказ от надежды 13
2.3.2. Этика бунта 13
2.3.3. Требование сохранения абсурда 14
Глава 3. Основные элементы экзистенциальной ситуации в «Рассуждении об абсурде» 16
3.1. Человек как смертный, свободный, разумный 16
3.2. Мир как чуждый, неразумный, производящий чувство абсурда 18
3.3. Абсурд как чувство, понятие, ценность 19
Глава 4. Виды самоубийства в условиях экзистенциальной ситуации 21
4.1. Непоследовательное самоубийство 21
4.1.1. Самоубийство из бессмысленности 22
4.1.2. Самоубийство из согласия 23
4.2. Философское самоубийство 23
4.2.1. Выбор в пользу иррационального 24
4.2.2. Выбор в пользу рационального 25
4.3. Последовательное самоубийство 25
4.3.1. Самоубийство как жест 26
4.3.2. Самоубийство как самодостаточная практика 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
Актуальность данной работы обусловлена как несомненной универсальностью темы, в смысле отношения проблемы самоубийства к экзистенциальной ситуации каждого человека, так и актуальностью наследия Альбера Камю, концепты которого используются в данной работе.
Поскольку вопрос о самоубийстве ставился на протяжении всей истории западной мысли, как моральный и как экзистенциальный, его значение для философии кажется несомненным. И более того, вопрос этот, будучи философским, очевидно имеет «посюсторонний» характер, как вопрос о жизни как таковой, но в её индивидуальном измерении.
В философии от начала её истории и до наших дней стоит вопрос о смерти. Достаточно вспомнить платоновское «Философия — это подготовка к смерти». В платоновском тексте же мы впервые сталкиваемся и со связью между философией и самоубийством.
Самоубийство — это не только философский вопрос, но и социальная и экзистенциальная проблема, которая, с неуклонным ростом статистики самоубийств в развитом мире, становится всё более острой. В христианском мире существовал строгий запрет на самоубийство, обосновываемый христианской этикой и теологией. Сегодня мы живём в секулярном мире, где старый отказ от самоубийства как греха больше не рассматривается всерьёз.
Теперь отказ или принятие самоубийства как допустимого человеческого акта — снова философская проблема, которая нуждается в разрешении. И для того, чтобы подступиться к нему, нам необходимо проследить основные вехи в истории философской мысли о самоубийстве.
Вопрос о самоубийстве связан со множеством философских проблем, и в первую очередь с проблемой свободы воли. Самоубийство отличается от смерти от каких-либо внешних обстоятельств именно тем, что происходит по воле самого индивида.
В христианскую эпоху самоубийство считалось грехом, преступлением против божественного в человеке и против самого Бога. После смерти Бога и секуляризации западного общества самоубийство считается отклонением, формой болезненного поведения. Его принято связывать не с греховными и дьявольскими силами, но с психическими нарушениями и тяжёлыми жизненными ситуациями [1]. И хотя невозможно оспаривать существование такой связи, подтверждаемой статистически (к примеру, рост числа самоубийств во время Великой Депрессии), остаются случаи, когда самоубийства происходили «в здравом уме и твёрдой памяти». Примером здесь могут служить акты политического самоубийства.
Степень теоретической разработанности темы:
На сегодня существует две основные стратегии исследования проблемы самоубийства. Исследование самоубийства в рамках психиатрического и психологического дискурса, при котором действует допущение о том, что акт самоубийства представляет собой иррациональное поведение индивида, вызванное наследственными или социально - обусловленными отклонениями в его психической жизни, и исследование самоубийства как акта свободной воли, который может иметь или не иметь рациональное и моральное обоснование. Зарождение и переход к первой стратегии продемонстрированы, например, в работе А. Антипова [4]. Исследование в рамках второй стратегии неизбежно требует обращения к истории аргументов, имевших место в европейской этике и моральной философии. К работам такого ряда относятся тексты Дж. Бриско и У. Кинхорна [15], Дж. Чорона [16], С. Дэна [17] и Дж. Варелиуса [38], С. С. Аванесова [2], [3], Д. Г. Трунова [10], В. Барри [14], Р. И. МакКью[28], Л. Дж. Нельсона [31]. Опираясь на тексты второй группы, мы можем воспроизвести историю аргументации относительно проблемы самоубийства в философии и проследить изменения в аргументативных стратегиях по проблеме самоубийства в перспективе истории западной мысли.
Большинство западных мыслителей, высказывающихся о самоубийстве, так или иначе выражали позицию, согласно которой самоубийство — это или запретная практика, или практика, к которой можно обратиться только в узком числе случаев. Среди них Платон, Аристотель, Томас Гоббс, Джон Локк, Иммануил Кант, Альбер Камю. В противоположность им, право индивида на самоубийство допускали стоики, Эпикур, Пико делла Мирандола, Монтень, Дэвид Юм.
Что касается наследия Камю, в последние годы активно ведутся исследования, реабилитирующие его как философа, в противоположность устоявшейся традиции исследования Камю как литератора или философского писателя. К исследователям Камю как философа относятся Р. Сригли [35] и М. Шарп [34].
Помимо этого, Камю исследуется как мыслитель традиции эллинизма и мыслитель христианской традиции. Среди исследователей первой группы можно выделить Аршамбо [12], среди второй — Т. Л. Ханну [19], Дж. Онимуса [32], Дж. В. Вёлфела [40]
Проблема, решение которой предпринимается в данной работе, может быть сформулирована в виде вопроса «Возможно ли последовательное самоубийство в условиях экзистенциальной ситуации, заданной в “Рассуждении об абсурде”?»
Объект данного исследования:
Самоубийство как автономный выбор индивида.
Предмет данного исследования:
Самоубийство в экзистенциальном горизонте.
Цель данной работы:
Исследование проблемы самоубийства в экзистенциальном горизонте
Соответственно, в задачи данной работы входят:
1. Краткое воспроизведение истории философских аргументов относительно самоубийства и обоснование оригинальности подхода Камю к вопросу о самоубийстве
2. Воспроизведение аргументации Камю в пользу отказа от самоубийства
3. Выявление основных элементов экзистенциальной ситуации и их черты
4. Определение видов самоубийства в условиях экзистенциальной ситуации и определение условий возможности последовательного самоубийства
Методами данной работы являются:
Концептуальная экспликация, герменевтический метод, экзистенциальный анализ и интерпретация философского текста.
Структура данной работы представляет собой:
Введение, четыре главы, поделенных на параграфы и пункты
В первой главе была кратко воспроизведена история философской аргументации относительно проблемы самоубийства с разбиением этой истории на эпохи. Была обоснована оригинальность подхода Альбера Камю к проблеме самоубийства и его аргумента, обосновывающего отказ от самоубийства.
Во второй главе был воспроизведён и проанализирован аргумент Камю в пользу отказа от самоубийства, приведённый в первой главе «Мифа о Сизифе», озаглавленной «Рассуждение об абсурде». Была продемонстрирована логика перехода Камю от постановки вопроса о самоубийстве, выдвижения методических требований и изображения условий возникновения вопроса о самоубийстве в конкретной экзистенциальной ситуации к демонстрации и анализу причин, по которым происходит самоубийство, к каковым относятся чуждость человека миру, невозможность достижения человеком исчерпывающей ясности относительно мира и математическая непреложность человеческой смерти, и затем к отказу от самоубийства, с сопровождающими его условиями отказа от надежды, соблюдения этики бунта и требования сохранения абсурда, которое и является главным аргументом Камю в пользу отказа от самоубийства.
В третьей главе были воспроизведены и проанализированы основные элементы экзистенциальной ситуации, приведённой в «Рассуждении об абсурде» и составляющей условия возникновения вопроса о самоубийстве. Тремя проанализированными элементами этой экзистенциальной ситуации стали человек, с основными характеристиками смертности, данности ему в ощущении его свободы и присущей ему разумности, мир, с его основополагающими характеристиками чуждости человеку, принципиальной неразумности и позиции производства чувства абсурда в человеке, и абсурд, который интерпретируется в качестве чувства, понятия и ценности абсурдного человека.
В четвёртой главе были воспроизведены и проанализированы виды самоубийства, которые возможно эксплицировать из условий экзистенциальной ситуации, предлагаемой Камю, непоследовательное физическое самоубийство, совершаемое из бессмысленности, непоследовательное физическое самоубийство, совершаемое из согласия, философское самоубийство, происходящее при выборе теоретиком позиции предпочтения иррационального и отрицания рационального и философское самоубийство, происходящее при выборе теоретиком позиции предпочтения рационального и отрицания иррационального. Также были предложены два вида последовательного самоубийства, самоубийство как жест и самоубийство как самодостаточная практика, выводимые из условий экзистенциальной ситуации и методических предписаний, предлагаемых в «Рассуждении об абсурде» и отказа от онтологизирования абсурда как существующего не только в форме открытой и удерживаемой человеком истины.
Выводом данного исследования можно считать возможность практики последовательного самоубийства, учитывающего открытие истины экзистенциальной истины абсурда.
Возможности дальнейшего исследования предполагают теоретическое развитие идеи практики последовательного самоубийства и сопоставление такого самоубийства с другими практиками, например, практикой производства объекта искусства, в терминах экзистенциальной аналитики.
1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. / Н. Абаньяно — СПб.: Алетейя, 1998. — 507 с.
2. Аванесов С. С. Введение в философскую суицидологию / С. С. Аванесов— Томск: Издательство ТГУ, 2000. — 122 с.
3. Аванесов С.С. К вопросу о психологическом аспекте суицида // Психологический универсум образования человека ноэтического: Материалы международного симпозиума. — Томск: Издательство ТГУ, 1998. — С. 13-16.
4. Антипов А. В. Зарождение психиатрического взгляда на самоубийство и вопросы морали // Философия и общество. — 2017. — №3 (84). — С. 119-129.
5. Камю А. Миф о Сизифе // Сочинения. В 5-ти томах. Т. 2. — Харьков: Фолио, 1997. — С. 5-113.
6. Кочеров С. Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. — 2016. — №1. — С. 31-45.
7. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сенека. — М.: Наука, 1977. — 383 с.
8. Счастливцева Е. А. Изгибы абсурдного сознания в философии А. Камю // Вестник ВятГУ. — 2016. — №12. — С. 5-9.
9. Тавризян Г.М. Христианский экзистенциализм: отход от «философии
существования» // Французская философия сегодня. — М.: Наука, 1989. — С. 213233.
10. Трунов Д.Г. Определение суицида: поиск критериев // Суицидология. — 2016. — №1 (22). — С. 64-67.
11. Amundsen. D. Suicide and Early Christian Values // Suicide and Euthanasia: Historical and Contemporary Themes — Dordrecht: Kluwer, 1989. — pp. 77-153.
12. Archambault, P. Camus’ Hellenic Sources. / P. Archambault— Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1972. — 176 p.
13. Bronner S. Camus: Portrait of a Moralist. / S. Bronner— Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1999. — 200 p.
14. Barry V. Philosophical Thinking about Death and Dying / V. Barry— Belmont: Wadsworth, 2007. — 288 p.
15. Briscoe J. Spirituality, Religion, and Rational Suicide / J. Briscoe, W. Kinghorn, // Rational Suicide in the Elderly. — Springer, Cham, 2017. — pp. 187-202.
..40