Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ МИРА ЧЛЕНОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

Работа №189961

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4560 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ психологических концепции, рассматривающих
образ мира личности и образ мира человека, состоящего в неформальной группе 9
1.1 Понятие и определение «образа мира» в социально-психологической
концепции 9
1.2 Образ мира в пространстве мифологического мышления 12
1.3 Неформальные группы определения и понятия их культуры 18
2 Методология и методы экспериментального исследования образа мира субъектов 22
2.1. Построение психосемантических пространств 22
2.2 Методика «Шкала Тревоги» по Беку для анализа состояния выраженности тревоги 22
2.3 Диагностика образа мира субъекта 23
3 Экспериментальное исследование динамики и особенностей образа мира
учащейся молодежи 38
3.1. Качественный анализ образа мира людей, состоящих и не состоящих
в неформальных группах 38
3.2 Изучение тревоги у лиц, не состоящих в неформальных группах 44
3.3 Изучение уровня тревоги у лиц, состоящих в неформальных группах 45
3.4 Анализ и сравнение Тревоги лиц, состоящих и не состоящих в неформальных группах 45
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 47
Приложение 1 50


Неформальные группы представляют собой объединение лиц, отличающихся своим поведение и стилем жизни от «обычных» людей. Данные группы начали свое зарождение еще в XX веке, однако даже в XXI подобные группы можно до сих пор наблюдать на улицах, университетах, школах и т.д.
Неформальные группы или по-другому субкультуры помогают человеку само реализоваться как личности. Субкультур насчитывается огромное количество, каждая из них может вытекать из культуры другой субкультуры формируя новые. В России особую популярность неформальных групп, как правило, считают 2007 год. На просторах интернета существует множество шуток косаемого этого года «Верните мне мой 2007». В то время чаще всего дети и молодые люди становились панками, рокерами, готами, эмо и т.д.
Каждая из этих неформальных групп является носителем культуры, человек выбирает эти группы подстать себе. Зачастую такие ребята являются изгоями и белыми воронами в «нормальном» обществе. Они имеют нестандартную для всех картину мира. К примеру, в культуре готов образ мира завязан на эстетике смерти, мрака и тьмы, в то время как славянские объединения напротив, ценят свет, жизнь и радость.
Однако, многие люди, не входящие в круг неформальной группы, достаточно плохо осведомлены о традициях этих групп. За недостатком информации у этих людей складывается неверное мнение и впечатление. Среди обычных людей бытует мнение о том, что неформалы зачастую это люди с тяжелым детством и девиантным поведением, но это далеко не так, среди множества субкультур могут встречаться люди с таким же мышлением, как и у обычных людей, то есть их темперамент не держится только в рамках «меланхолика-холерика». Они бывают довольно жизнерадостными и открытыми для общения.
Данная работа содержит исследование образа мира респондентов, динамики образа мира, а также попытку выделить специфические особенности внутренней картины мира.
Объект исследования: Образ мира членов неформальных групп.
Предмет исследования: Динамика и особенности образа мира членов неформальных групп.
• Основная цель работы заключается в исследовании и анализе динамики образа мира людей в зависимости от их принадлежности к неформальным группам.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
• Выявить основные подходы в теоретике-методологических исследованиях отечественных и зарубежных учёных, связанных с конструированием образа мира.
• Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы, связанные с конструированием образа мира.
• Определить и сравнить основные характеристики образа мира у респондентов, состоящих и не состоящих в неформальных группах
• Проанализировать и сравнить результаты опросника на тревогу у лиц, входящих и не входящих в неформальные группы.
Основной гипотезой явилось предположение о том, что смысловая структура мировоззрения людей, избравших неформальные группы как стиль жизни менее подвержены тревоге, чем люди, не относящиеся к каким-либо группам.
В исследовании применялось две методики:
• Семантический опросник-тест «Шкала Тревоги по Беку».
• Вербальный критериально-ориентированный проективный тест
диагностики образа мира субъекта (ВТОМ) Г.А. Берулавы.
Неформальные группы представляют собой объединение лиц, отличающихся своим поведение и стилем жизни от «обычных» людей. Данные группы начали свое зарождение еще в XX веке, однако даже в XXI подобные группы можно до сих пор наблюдать на улицах, в университетах, школах и т.д.
Неформальные группы или по-другому субкультуры помогают человеку самореализоваться как личности. Субкультур насчитывается огромное количество, каждая из них может вытекать из культуры другой субкультуры формируя новые. В России пик популярности неформальных групп, принято считать 2007 год. На просторах интернета этому феномену посвящено множество шуток: «Верните мне мой 2007Й». В то время чаще всего дети и молодые люди становились панками, рокерами, готами, эмо и т.д.
Каждая из этих неформальных групп является носителем культуры и человек выбирает наиболее комфортную для себя. Часто такие ребята являются изгоями и белыми воронами в «нормальном» обществе. Они имеют нестандартную для большинства окружающих картину мира. К примеру, в культуре готов образ мира завязан на эстетике смерти, мрака и тьмы, в то время как славянские объединения напротив, ценят свет, жизнь и радость.
Однако, многие люди, не входящие в круг неформальной группы достаточно плохо осведомлены о традициях этих групп. В связи с недостатком информации, у этих людей складывается неверное мнение и впечатление. Среди обычных людей бытует мнение о том, что «неформалы», зачастую, это люди с тяжелым детством и девиантным поведением, но это далеко не так, среди множества субкультур могут встречаться люди с таким же мышлением, как и у обычных людей, то есть их темперамент не держится только в рамках «меланхолика-холерика». Они бывают довольно жизнерадостными и открытыми для общения.
Данная работа содержит исследование образа мира респондентов, динамики образа мира, а также попытку выделить специфические особенности внутренней картины мира.
Объект исследования: Образ мира членов неформальных групп.
Предмет исследования: Динамика и особенности образа мира членов неформальных групп.
Основная цель работы заключается в исследовании и анализе динамики образа мира людей в зависимости от их принадлежности к неформальным группам.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
• Выявить основные подходы в теоретико-методологических
исследованиях отечественных и зарубежных учёных, связанных с конструированием образа мира.
• Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы,
связанные с конструированием образа мира.
• Определить и сравнить основные характеристики образа мира у респондентов, состоящих и не состоящих в неформальных группах
• Проанализировать и сравнить результаты опросника на тревогу у лиц, входящих и не входящих в неформальные группы.
Основной гипотезой явилось предположение о том, что смысловая структура мировоззрения людей, избравших неформальные группы как стиль жизни менее подвержены тревоге, чем люди, не относящиеся к каким-либо группам.
В исследовании применялось две методики:
• Семантический опросник-тест «Шкала Тревоги по Беку».
• Вербальный критериально-ориентированный проективный тест
диагностики образа мира субъекта (ВТОМ) Г.А. Берулавы.
Содержательные характеристики образа мира рассматривались, прежде всего, в виде полюсности «положительный-отрицательный», 6
«неподвижный-движущийся», то есть использовался семантический дифференциал, который определял отдельные дифференциальные составляющие эмпирического опыта (эмпирических представлений) личности и позволял исследовать образ мира в его богатстве и многомерности. А методика диагностики образа мира субъекта позволила выявить семантическую представленность восприятия в смысловых категориях самих испытуемых.
В процессе обработки результатов были задействованы следующие статистические методы:
1. Описательная статистика.
2. Дисперсионный анализ.
Описательная статистика использовалась только в аспекте выявления математического ожидания как меры центральной тенденции при изучении выборки. Дисперсионный анализ - метод в математической статистике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путём исследования значимости различий в средних значениях. .
Выборка состояли из 72 человек, их возраст варьировался от 15 до 35 лет (см. рисунок 1):
• Неформальные группы 34 человека;
• Не состоящие в неформальных группах 38 человек;
Безусловно, образ мира таких людей должен отличатся. Неформальные группы носят разнообразный характер и смысл. В каждой культуре таких групп действуют свои законы и правила, будь то одежда, то взгляды на жизнь, то любовь к определенному жанру музыки.
Надежность и достоверность результатов и выводов обеспечивается применением методов математической статистики, качественной интерпретацией полученных фактов и закономерностей. При обработке результатов в построении семантических пространств и выявлении значимых различий была использована специализированная программа StatSoft Statistica v.6.0., а для изучения математического ожидания и обработки проективной методики как вспомогательная использовалась программа Excel из пакета Microsoft Office 2003 Professional.
Научная новизна. Исследование образа мира с помощью вышеуказанных методик отражает главную задачу психологии личности - построение модели субъективного мира человека и вносит вклад в изучение индивидуальных различий.
Практическая значимость: Исследование образа мира может послужить не только для разработки новой, более эффективной, программы обучения путем создание более комфортной психологической среды, но и послужить весомым аргументом для работодателей дать право неформальным лицам одеваться так, как им будет комфортно.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Основными подходами в теоретико-методологических исследованиях отечественных и зарубежных учёных, связанных с конструированием образа мира, является методика Г. А. Берулавы, тест- опросник Бека «Шкала Тревоги».
2. Анализируя полученные результаты респондентов, состоящих и не состоящих в неформальных группах, не было найдено существенных различий в понимании образа мира.
3. В обеих категориях респондентов большинство составляют личности, увлекающиеся творчеством и стремящиеся к познанию. Их взгляды на окружающий их мир довольно схожи в плане восприятия его как прекрасного и данного.
4. Для подавляющего большинства респондентов, важны их друзья, которых они считают их теми людьми, которым они доверяют, ценят и уважают.
5. Лица, состоящие и не состоящие в неформальных группах в большинстве своем не подвержены тревоге.
6. Гипотеза о том, что нахождение в неформальных группах помогает человеку лучше бороться с тревогой - не подтверждена


1. Артемьева Е. Ю. Семантические измерения как модели // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1991. - № 1.- с. 18-21.
2. Багадирова С. К.,Юрина А. А. "Психология личности" (раздел "Теории
личности") //Учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. - М.:Директ-
Медиа, 2014.- С. 121.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - . С. 616
4. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. - М.:Высшая школа, 2003. - С. 64.
5. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. - М., 2000. - С.92.
6. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка: СПб.: Норинт, 2000 - С. 1536.
7. Кузнецова. М. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. - ИНФРА-М, 2007 - С. 333.
8. Лебедева Л. Б. Высказывания о мире: содержательные и формальные особенности // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность теста. - М., 1990. - С. 52.
9. Леви-Строс К. Путь масок - М., 2000. - С. 399.
10. Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ мира // Языковое сознание: Тезисы IX симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М.: 1988 - С. 105.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 1999. - С. 271.
12. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - №. 10. - С. 79-88.
13. Обухов А. Исторически обусловленный модификации образа мира. - М., 1983.- С. 141-149.
14. Первушина О. В. «Образ мира» как проблема междисциплинарного
исследования // МНКО. 2009. №4. URL: http// cyberleninka.ru/article.ru/obraz-mira-kak-problema-mezhdistsiplinarnogo- issledovaniya.
15. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - C. 13-20...31



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ