Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗе КАК ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Работа №189944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Развивающий потенциал педагогической практики в условиях модернизации высшей школы
1.1 Функциональные возможности педагогической практики в
решении задач самоактуализации и профессионального самоопределения студентов 7
1.2 Конкретизация особенностей социального проектирования
в условиях организации педагогической практики 19
2. Разработка и апробация условий организации педагогической практики для конкретного профиля подготовки бакалавров
2.1 Обоснование условий организации педагогической практики как
практики организации профессиональных и социальных проб студентов 29
2.2 Описание диагностического инструментария и анализ
эффективности реализации разработанных условий 42
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Приложение А 73
Приложение В 75
Приложение С 77


Ориентация современного образования на достижение развивающего образовательного эффекта (развитие личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций) определяет новый фокус осмысления проблемы самоактуализации и профессионального самоопределения студентов. Поскольку содержание профессиональных компетенций включает ценностно - смысловые установки студентов, качество образовательного результата во многом будет определяться особенностями их мотивации. Мотивация в образовательной деятельности, в свою очередь, связана с представлениями о содержании профессиональной деятельности, тех требованиях, которые этой деятельностью предъявляются и возможности студентов этим требованиям соответствовать.
В этой связи проблема профессионального самоопределения студентов не только не теряет своей актуальности в условиях модернизации высшего образования, но и приобретает особую остроту. Проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой самоактуализации, о чем упоминается в трудах Е. А. Климова [19], Д.А. Леонтьева [21], Е. М. Борисова[6], Н. С. При этом самоактуализация понимается как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Исследователи полагают, что наиболее продуктивным способом самореализации, самоактуализации и самоопределения для студентов является практическая деятельность, дающая студенту возможность понять и проявить себя.
Возможность переноса теоретических знаний в различные виды сначала образовательной, а затем и профессиональной деятельности предоставляет организация различных практик, которые сопровождают студента весь период обучения. Понимание профессионального самоопределения как «социокультурного процесса, который реализуется через серию индивидуальных выборов, детерминированных социальными факторами» [57, с.25] определяет особую роль этих практик в процессе профессионального самоопределения студентов. Проблемная ситуация заключается в том, что изменение содержания подготовки бакалавров, переосмысление представлений о сущности профессиональной мобильности в новом социокультурном контексте и ориентация на индивидуальные особенности и образовательные запросы студентов требуют, в свою очередь, и пересмотра содержания как образовательной деятельности студентов в целом, так и содержания традиционных практик, в том числе, и педагогической.
Поскольку высшие образовательные учреждения традиционно занимались подготовкой педагогических кадров, то и педагогическая практика решала конкретные задачи, связанные с профессиональными пробами студентов в педагогической профессии. Сегодня, в зависимости от профиля подготовки бакалавра, педагогическая деятельность может вообще не рассматриваться как один из возможных видов профессиональной деятельности, однако педагогическая практика в учебном плане остается. Или, например, студент может рассматривать профессиональную педагогическую деятельность как возможную, но не обязательную сферу своей профессиональной самореализации.
Если функции педагогической практики очевидны для вузов педагогического профиля, то актуален вопрос о существующих сегодня проблемах и ограничениях в организации этой практики для студентов непрофильных вузов, т.е. тех студентов, которые не рассматривают педагогическую деятельность как возможность своей профессиональной самореализации. Каким образом в этих ситуациях должна быть организована педагогическая практика, и как должны измениться ее функции в профессиональной подготовке бакалавров, не ориентированных на педагогическую профессию? Как эффективно реализовать потенциал педагогической практики в решении задач самоактуализации и профессионального самоопределения студентов в соответствии с новыми требованиями государственных образовательных стандартов?
Поиск ответа на эти вопросы определил замысел данной выпускной квалификационной работы и ее актуальность как в целом для практики высшей школы, так и для эффективного решения образовательных задач на факультете психологии Томского государственного университета.
Объект исследования: организация педагогической практики в
условиях высшей школы.
Предмет исследования: условия организации педагогической практики, способствующие самоактуализации и профессиональному самоопределению бакалавров.
Цель: разработка и апробация условий организации педагогической практики, направленной на самоактуализацию и профессиональное самоопределение бакалавров и определение оснований для разработки новой образовательной программы педагогической практики для бакалавров, обучающихся по профилю «Психолог в социальных практиках».
Задачи:
1. Анализ научно-информационных источников с целью конкретизации рабочих понятий исследования и определения функций педагогической практики в образовательном процессе высшей школы.
2. Образовательная интерпретация социального проектирования как способа организации профессиональных и социальных проб студентов.
3. Разработка условий организации педагогической практики и диагностического инструментария для оценки эффективности этих условий.
4. Анализ полученных результатов и их обобщение для корректировки содержания образовательной программы педагогической практики для конкретного профиля подготовки бакалавров.
Гипотеза: полагаем, что педагогическая практика будет способствовать решению задач самоактуализации и профессиональному самоопределению бакалавров, если при ее организации ориентироваться на:
- учет индивидуальных образовательных запросов студентов и особенностей их профессионального самоопределения;
- содержательную вариативность социально-ориентированных заданий и проектных замыслов студентов;
- стимулирование самостоятельности и творческой активности студентов при организации формирующей поддержки со стороны кураторов практики.
Методология исследования. В качестве методологической основы исследования выступают основные положения компетентностного и конструктивистского подходов к образованию; идеи социального конструктивизма.
В качестве методов исследования использовали: проблемологический и категориальный анализы, методы корректной аргументации, метод наблюдения и экспертной оценки, ретроспективный анализ деятельности, метод опроса, методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании развивающего потенциала педагогической практики в условиях изменения содержания образования как практики социального проектирования; конкретизации условий организации педагогической практики для решения задач самоактуализации и профессионального самоопределения студентов.
Практическая значимость работы заключается в:
- разработке диагностического инструментария для выявления готовности студентов к осуществлению профессиональных проб в педагогической деятельности и установок в отношении педагогической практики как вида образовательной деятельности;
- разработке приемов организации педагогической практики как практики организации профессиональных и социальных проб студентов;
- определении корректных оснований для разработки образовательной программы педагогической практики для конкретного профиля подготовки бакалавров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный рынок труда предъявляет выпускникам высшей школы достаточно высокие требования: сегодня нужен не просто специалист «знающий», а специалист, способный к творческому осуществлению профессиональной деятельности. В этой связи проблемы профессионального самоопределения и профессиональной мобильности выпускников высшей школы приобретают новое звучание.
Профессиональная мобильность понимается сегодня как «основанное на высоком уровне обобщенности социально-педагогических знаний и умений интегрированное личностное качество, проявляющееся не только в готовности и способности творчески трудиться в избранной профессии, но и в случае необходимости выбрать иной вид профессиональной деятельности в рамках специальностей «человек-человек» [41,с.56]. Следовательно, педагогическое знание может быть значимым не только в контексте осуществления профессиональной педагогической деятельности, но и в контексте постановки и решения познавательных и профессиональных задач более широкого спектра.
Соответственно и на организацию педагогической практики можно смотреть как на условие интеграции и систематизации усвоенных ранее знаний и навыков студентов, повышения уровня профессионального самосознания и самоопределения студентов. Решение проблемы профессиональной мобильности возможно через создание таких условий в процессе профессионального обучения, чтобы студенты наряду с узко профессиональными компетентностями овладевали такими
общепрофессиональными компетенциями, которые позволяли бы им не только эффективно осуществлять конкретные виды профессиональной деятельности, но и по необходимости гибко перестраивать содержание своей деятельности и осваивать новые профессиональные компетенции. Эта идея в полной мере находит отражение в замысле выпускной квалификационной работы, что и определяет ее актуальность и значимость в условиях модернизации высшего образования.
В логике данной работы предлагается новый фокус осмысления содержания педагогической практики как практики социального проектирования или практики проектирования социальных и профессиональных проб студентов, направленных на решение широкого спектра развивающих задач. Преодолеть функциональную редукцию педагогической практики предлагается за счет организации специальных условий, направленных на:
- учет индивидуальных образовательных запросов студентов и особенностей их профессионального самоопределения;
- содержательную вариативность социально-ориентированных заданий и проектных замыслов студентов;
- стимулирование самостоятельности и творческой активности студентов при организации формирующей поддержки со стороны кураторов практики.
Анализ научно-информационных источников позволил
конкретизировать особенности социального проектирования в условиях образовательной деятельности и обосновать организацию педагогической практики как практики конструирования социальных и профессиональных проб студентов.
Необходимость в процессе определения содержания практики вступать во взаимодействие с разными и незнакомыми людьми: учащимися, преподавателями, представителями администрации образовательных учреждений, педагогами-психологами ставит практикантов в ситуации не только профессиональных, но и социальных проб. В этой связи имеет смысл делать эти ситуации предметом рефлексивных обсуждений со студентами; акцентировать внимание на том, насколько студенты способны к эффективной самопрезентации, насколько готовы к самостоятельному и конструктивному разрешению возникающих проблемных ситуаций, каковы их ценностные предпочтения в организации социального взаимодействия в целом.
Понимание того, что студентам в будущем предстоит выстраивать аналогичное взаимодействие со своими работодателями, определяет, с нашей точки зрения, целесообразность моделирования в процессе организации педагогической практики ситуации, в которых студенты имеют возможность самостоятельно определить: содержание своей педагогической практики и место ее прохождения.
Значимым практическим результатом выполненной работы является разработка этапов организации педагогической практики и соответствующего методического сопровождения. При организации педагогической практики соблюдается ориентация на стимулирование самостоятельности и творческой активности студентов, что проявляется в моделировании ситуаций неопределенности, связанных с возможностью выбора содержательной направленности и базы педагогической практики или инициирования и реализации собственных проектных замыслов. При этом при необходимости студентам оказывается адекватная и своевременная поддержка со стороны кураторов.
Ориентация на содержательную вариативность социально -
ориентированных заданий и проектных замыслов студентов проявляется в специфике предлагаемых студентам заданий, предусматривающих организацию как профессиональных, так и социальных проб. При этом значимо, что предметом рефлексии студентов становятся не только ситуации, связанные с решением профессиональных задач достаточно широкого профиля, но и ситуации, проявляющие способности студентов к конструктивному социальному взаимодействию в различных видах деятельности.
Учет индивидуальных образовательных запросов студентов и особенностей их профессионального самоопределения является основополагающим условием организации педагогической практики. Ориентация на это условие проявляется в том, что сама организация практики начинается с выявления этих запросов и особенностей, на основе которых на первых двух этапах строится ориентировочная индивидуальная траектория деятельности студента, предполагающая их самоопределение в содержании и условиях этой деятельности. Значимо, что в процессе педагогической практики запросы студентов могут меняться, и поэтому рефлексивное сопровождение деятельности студента позволяет оперативно реагировать на эти возможные изменения и гибко перестраивать содержание и условия деятельности.
С целью эмпирического подтверждения выдвинутой гипотезы в процессе выполнения выпускной квалификационной работы был разработан опросник, позволяющий выявлять: готовность студентов рассматривать педагогическую деятельность как сферу своей профессиональной самореализации; представления студентов о возможных результатах своей деятельности во время педагогической практики; «смысловое» отношение студентов к этой практике; особенности представления студентов о педагогической практике как практике организации не только профессиональных, но и социальных проб и практики, «работающей» на решение задачи самоактуализации студентов.
Анализ процесса и результатов педагогической практики позволяет выявить не только личностные и образовательные дефициты студентов, но и дефициты в организации самой педагогической практики:
- поскольку социальные практики можно понимать как ситуации, в которых человек получает социальный опыт, а социальное проектирование как организацию социальных проб, то, соответственно, в узком смысле решения учебных задач педагогическую практику можно рассматривать как организацию профессиональных проб, а в широком социокультурном контексте - как организацию профессиональных и социальных проб студентов.
- содержательная взаимосвязь педагогической практики с другими видами практик может обеспечить кумулятивный эффект в решении образовательных задач, связанных с развитием общепрофессиональных компетенций студентов и компетенций, определяющих конструктивность социального взаимодействия в условиях решения ими личностно и профессионально - значимых задач;
- научно-образовательное сотрудничество с образовательными организациями, принимающими участие в проведении педагогической практики, может способствовать более эффективной организации профессиональных и социальных проб студентов;
- содержательная преемственность и практическая ориентация курсов
психолого-педагогического модуля, направленного на развитие общепрофессиональных компетенций позволит рассматривать
педагогическую практику как форму процессуального тестирования, позволяющую в реальной ситуации решения профессиональных задач или выстраивания конструктивного социального взаимодействия оценивать уровень сформированности этих компетенций.
Анализ данных разработанного в процессе выполнения квалификационной работы опросника и рефлексивных текстов студентов позволяет утверждать, что в процессе педагогической практики:
- студенты стали лучше понимать свои «сильные» и «слабые» стороны и адекватно оценивать соответствие собственных ресурсов требованиям педагогической профессии, что может свидетельствовать о функциональных возможностях педагогической практики в плане создания условий для самопознания, а, соответственно, и самоактуализации студентов;
- студенты получили корректное представление о содержании деятельности педагога-психолога и приняли участие в организации и реализации различных видов профессиональной деятельности; рефлексия результатов этой деятельности стала основанием для проблематизации профессионального выбора, что может свидетельствовать о функциональных
возможностях педагогической практики в плане профессионального самоопределения студентов;
- предметом рефлексии студентов стали не только ситуации профессиональных проб, но и результаты социальных проб, конструирование которых стало предметом совместной деятельности студентов и кураторов практики, что и позволяет рассматривать педагогическую практику как практику социального конструирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза получила эмпирическое подтверждение и разработанные условия организации педагогической практики могут рассматриваться как основания для разработки новой образовательной программы педагогической практики, позволяющей решать достаточно широкий спектр развивающих образовательных задач и способствовать профессиональному самоопределению студентов не только в педагогической профессии.



1. Азарова, Л. Н. Вопросы содержания и организации педагогической практики в условиях бакалавриата // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 212 - 214.
2. Акмаева Е. А. Педагогическая практика: организация и содержание // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 2(3). - С. 67 - 70.
3. Базарова Т. С. Социальная практика студентов как приоритетный компонент современного профессионального - образования // Психология и педагогика : методология, теория и практика. - 2016. - С. 27 - 29.
4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
5. Боева Е. М. Профессиональное самоопределение студентов в ходе практики // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 394 - 396.
6. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - М., 1995. - 411 с.
7. Бурдье П. Практический смысл : пер. с фр. / А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина ; под ред. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2001.
8. Виноградова С. А. Самоактуализация личности в процессе профессиональной подготовки педагогов - психологов // Наука - образованию, производству, экономике. - 2015. - С. 13 - 14.
9. Габдрахманова Е. В. Организационно - педагогические условия организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.
10. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб. : Питер, 2007.
11. Гидденс Э. Устроение общества : Очерк теории структурации. - 2-е изд. - М. : Академический Проект, 2005. - 528 с.
12. Гординенко И. В. Педагогические условия подготовки выпускников к будущей социально - профессиональной деятельности // Иновации в АПК: проблемы и перспективы. - 2015. - № 3(7). - С. 40 - 43.
13. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Общественные науки. Педагогика. - 2007. - № 1 - С. 63 - 68.
14. Гурьянова М. П. Условия эффективной реализации профессионального социально - педагогического образования // Бюллетень учебно - методического объединения вузов РФ по психолого - педагогическому образованию. - 2015. - №1(8). - С. 111 - 118.
15. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно - структурная концепция. // М. : Дело. - 2003. -С. 568... 60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ