ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Язык как система знаков 12
1.1 Билатеральная концепция знака Ф. Соссюра 12
1.2 Критика принципа произвольности знака
1.3 Концепция знака Ч. Пирса. Классификация знаков Пирса-Якобсона
1.4 Сравнительный анализ концепций знака Фердинанда де Соссюра и Чарльза
Сандерса Пирса 37
Глава 2. Рассмотрение сущности культурно-исторической концепции Л.С.
Выготского и А.Н. Леонтьева
2.1 Анализ культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
2.2. Анализ теории деятельности А.Н. Леонтьева
Глава 3. Проблема сознания в контексте современной культурной антропологии 50
3.1 Анализ концепции культуры Клиффорда Гирца 50
3.2 Проблема первобытного мышления в концепции Л. Леви-Брюля 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 59
Человеческая мысль оформляется в языке. Язык есть ни что иное как инструмент, позволяющий индивиду артикулировать свои когнитивные способности, делать их явными. В предыдущей работе мною была рассмотрена роль языка и речи в становлении сознания и мышления. Анализ роли античной мифологии на основе работы А.Ф. Лосева, рассмотрение риторических приёмов софистов, теории языка Аристотеля и диалога Платона «Кратил» позволили сделать вывод о том, что развитие языка, его всесторонний анализ неизбежно приводят к надстраиванию всё более сложных форм мысли. Если рассматривать данный факт, как становление сознания, его совершенствования в процессе освоения более сложных операций с языком и речью, можно утверждать, что именно овладение языком, как знако-символьной системой, играет первостепенную роль в формировании сознания.
Но что есть естественный язык по своей сути? Как было упомянуто выше, язык - это система знаков, передающих информацию. В своей работе «Слово и мысль (вопросы взаимодействия языка и мышления» А.Т. Кривоносов, на мой взгляд, очень удачно описал причины величия такого инструмента как язык: «Язык - наивысшая форма способности человека, язык неотделим от сущности самого человека. Люди всегда воспевали могущество слова, языка, будто он создаёт реальность, отражает её, позволяет видеть то, чего нет, восстанавливает то, что исчезло. Нет силы, якобы, более высокой, чем слово, и всё могущество человека проистекает из слова. Благодаря языку возможен индивид, общество. Сознание ребёнка всегда пробуждается с овладения словом. Почему на языке основан человек и весь идеальный, второй мир, в голове человека? Потому что язык есть наивысшая форма способности человека, неотделимой от сущности самого человека, от его способности к символизации, т.е. представлять реальную действительность с помощью знаков, устанавливать отношения между вещами, между людьми.» [9, с. 9] Но если естественный язык есть ни что иное как неисчислимое количество комбинаций определенного набора знаков, то что же такое знак? И если язык и речь и в самом деле играют первостепенную роль в генезисе сознания у гоминида, то не верно ли было бы рассмотреть роль знака в становлении сознания и мышления, понять его природу и то, каким образом он способен быть импульсом к столь многогранному и сложному процессу?
Теория формирования сознания через системы символов и знаков получила развитие в первой половине XX века, преимущественно психологами и антропологами. В частности, советский психолог Л.С. Выготский в своих работах указывает на прямую корреляцию между освоением языка и примитивной речи и формированием у человека высших психических функций. Рассматривая обыденный язык как систему знаков Выготский отмечает, что речь ребёнка возникает из-за взаимодействия с социумом и перениманием форм поведения, которые осмысляются в высших психических функциях. Это относится как к внутренней, так и внешней речи ребёнка. Процесс перенимания внешних форм происходит по той причине, что мир знаков и символов переживается вместе с их значениями. Наработки Выготского по данной проблеме развивались и трансформировались в работах его учеников, которые сформировали значительную по своим масштабам культурно-историческую школу советских психологов. А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.Я. Гальперин и другие развивали теорию генезиса сознания из знако - символьных систем и речи.
Также во второй половине XX века в культурно-антропологической среде набирает популярность идея формирования сознания человека как результата освоения культурных программ поведения. Так, например, в теории интерпретации американского антрополога Клиффорда Гирца, сознание человека есть ни что иное как продукт культуры, которую сотворил сам человек. В свою очередь, главной и основополагающей структурной единицей культуры у американского антрополога выступает именно язык.
Таким образом, на сегодняшний день видится большой интерес к данному методу исследования природы сознания, поскольку к тому же современная аналитическая философия и нейронауки игнорируют такой подход к рассмотрению проблемы сознания и двигаются, в большей степени, по материалистическому пути, пытаясь отыскать его материализацию проявление в мозге человека.
Актуальность: На данный момент философия и психология уделяют мало внимания влиянию знака и языка на формирование сознания. Это обусловлено уклонением в сторону нейронаук и когнитивистики, которые склонны к физикалистическому подходу в изучении сознания. Однако рассмотрение знаков и символов становится все более актуальным в контексте понимания глубоких культурных и социальных процессов. Структурные единицы языка являются не только инструментами мышления, но и основными средствами культурного выражения. Их роль в формировании сознания и социокультурных реалий не может быть недооценена, поскольку они оказывают значительное влияние на наше восприятие мира. Анализ взаимоотношения языка как системы знаков в контексте становления сознания представляет собой важную область исследований, которая требует детального исследования.
Объект исследования: Проблема сознания в философии языка, культурной антропологии, и психологии
Предмет исследования: Влияние знаков и символов на процессы формирования сознания и мышления.
Проблема исследования: Какова роль знаков и символов в формировании сознания и мышления?
Цель: Выявить корреляции между возникновением языка как знаковой системы и формирования сознания в рамках семиотического и культурно-антропологического подходов к проблеме сознания
Задачи:
1. Рассмотреть билатеральную модель знака Ф. Соссюра и, в частности, провести анализ природы знака
2. Рассмотреть концепцию знака Ч. Пирса, а также классификацию знаков Пирса-Якобсона
3. Провести сравнительный анализ Ф. Соссюра и Ч. Пирса. Сделать общий вывод о природе знака и его влиянии на становление сознания и мышления у гоминида
4. Проанализировать роль культуры в формировании смыслового поведения и развития человека
5. Проанализировать становление человеческих переживаний, являющихся импульсом формирования новых культурных средств организации поведения человека и высших психических функций
6. Рассмотреть роль знака и символа в рамках теорий культурных антропологов XX века, К. Гирца и Л. Леви-Брюля
Подводя итог проделанной работы можно с уверенность утверждать, что существующий в современной аналитической философии и науке в целом подход к проблеме сознания слишком сужает поле исследования в сфере поиска природы сознания. Рассмотренные в данной работе концепции лингвистов, психологов, антропологов, философов убедительно, правомерно и аргументированно указывают на фундаментальное значение знака и символа в генезисе сознания и мышления
Фердинанд де Соссюр своей концепцией знака указывает на то, что человеческая мысль вне языка и вне знака не имеет основания для существования. Она лишь аморфная масса, неспособная к оперированию понятиями, способности к суждениям и любого рода интеллектуальным операциям. Знак и символ, как его разновидность, суть психические феномены, а язык, в концепции швейцарского лингвиста есть ни что иное как социальный институт. Таким образом, можно утверждать социальную и психическую природу знака, что может указывать только на то, что именно развитие знаков и языка дают возможность к становлению сознания у гоминида.
Чарльз Пирс в своей трёхчастной концепции знака показывает, что человеческая мысль в самом своём основании имеет знак и только знак. По своей сути она и есть знак и без знака существовать не способна. Другими словами, всё что не выражено в виде знака не является мыслью. Интерпретирующее сознание, которое является главным условием для существования знака у Пирса, имеет, таким образом, знаковую природу поскольку в концепции Пирса весь универсум состоит из знаков т.к. процесс семиозиса по своей сути - бесконечен. Несмотря на то, что две данные концепции в большинстве вопросов касательно природы знака несопоставимы, они, так или иначе сходятся в одном - мышление и сознание невозможно вне знакового контекста. Без языка, как чистой и фундаментальной знаковой системы два данных феномена не способны существовать, а это может означать лишь то, что знак - лежит в основе сознания.
Как показал Л.С. Выготский значение знако-символьных систем, смыслов и значений, а также речи, в которой данные параметры выражаются, имеют фундаментальное значение в генезисе сознания ребенка и получают дальнейшее развитие через интериоризацию внешней деятельности и социальной среды. Социальная природа сознания практически не рассматривается в современных концепциях проблемы сознания и сводится лишь к его поиску в головном мозге человека. Проблема физикализма в проблеме сознания не учитывает знаковый аспект в формировании сознания. Выготский в свою очередь указывает на важнейшую роль в этом феномене процесса интериоризации и овладение человеком знако-символьными средствами.
Немаловажный вклад в исследование развития психических функций внёс А.Н. Леонтьев, рассмотрев зависимость становления сознания через предметную деятельность индивида. Включенность человека в социум, а также его развитие понимается психологом через предметное действие, а социогенез представляется в его работах исключительно через развитие предметной практики. С одной стороны, такой подход сужает поле исследования сознания и мышления, но с другой стороны теория А.Н. Леонтьева перенимает традицию культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и не исключает из своих положений роль знака и символа в развитии социогенеза и становления сознания.
Знаки и символы играют фундаментальную роль в становлении сознания и мышления в традиции американской культурной антропологии. В частности, описанная в работе концепция Клиффорда Гирца постулирует тезис о том, что именно культура сыграла определяющую роль в становлении социогенеза и сознания. Культура понимается Гирцом как исторически сложившаяся упорядоченная система символов и знаков, передающуюся из поколения в поколение. Такой подход к проблеме сознания позволяет раскрыть в полной мере роль культуры в его становлении. Исходя из данной концепции, можно прийти к парадоксальному выводу: человек сам запустил генезис сознание благодаря смыслам и значениям, которые он вкладывал в знаки и символы, которые, в свою очередь, сформировали существующую культуру.
Рассмотренная в данной работе концепция французского антрополога Л. Леви- Брюля также указывает на нематериальные основания человеческого сознания. Его исследования помогли сделать вывод о том, что формы мышления исторически изменяются. Мышление первобытного человека практически не поддаётся формальному логическому описанию, ввиду особой формы мышления, связанной с мистическими практиками и отождествления одних объектов с другими, что также зиждется на символическом фундаменте. Закон партиципации и прелогического мышления, сформулированные Леви-Брюлем, до сих пор обсуждаются в научных сообществах, что показывает интерес к данной научной проблеме, которую, по мнению автора данной работы необходимо развивать.
Также, хотелось бы обратить внимание на проблему поиска локализации сознания, его онтологического статуса. Его локализации очень часто сводится к функциям работы мозга. Даже, например, Соссюр, очень часто использует термин «мозг» в значении «сознания». Но можно ли утверждать с неизбежностью то, что сознание находится именно в мозге? Автору данной работы было бы сложно ответить на данный вопрос исходя из проделанной работы и рассмотренных концепций. Сознание невозможно без знака, который не имеет материальной природы. Мозг есть лишь инструмент в реализации сознательных актов, но никак не наоборот. В этом смысле, по мнению автора, ответ на вопрос о локализации сознания дал В.В. Чешев в своей статье «Есть ли у сознания онтологический статус?»: «Сознание (или мозг как его средство) не приносится ветром с Каспийского моря, как это представилось гоголевскому персонажу, но в помешательстве литературного героя верно отражено, что «субстрат сознания» не заключен в человеческом индивиде самом по себе. Если такой субстрат существует, то им является смысловая реальность, сформированная обществом, вступившим в социогенез. Эта реальность идеальнее ветра с Каспийского моря ив то же время, бесспорно, действительна. Она скрывается в процедуре обозначения, совершаемой человеком. Значения существуют не для мозга, но для человека, для его поведения и его предметной деятельности. Объективность этих «идеальных значений» проявляется в том, что они стали необходимым средством жизни существ, опосредуя их отношение к внешней реальности освоением символического мира культуры, т.е. опосредуя его сознанием.» [23, с. 145] Сознание в таком случае представляется свойством знакового и символьного поведения индивида в социальной среде. Такой взгляд на проблему локализации сознания видится автору работы наиболее релевантным и правомерным.
Все доводы в пользу социокультурного происхождения сознания кажутся более убедительными, нежели физикалистский подход к изучению данного вопроса. Знаки и символы с неизбежностью привносят в развитие индивида смыслы и значения, которые в свою очередь рождают на свет поле для деятельности сознания, поле для его реализации.
1. Бенвенист Э. Общая лингвистика [Текст]: Пер. с фр. / Под ред., с вступ. статьей и коммент. Ю. С. Степанова. - Москва: Прогресс, 1974. - 446 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь // В 6 т. М.: Педагогика. 1982.
3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений, том 6-М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
4. Выготский, Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982.
5. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с
6. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
7. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ- Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
8. Зеер Э.Ф, Павлова А.М. Прикладные аспекты общепсихологической теории
деятельности А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс]// URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnye-aspekty-obschepsihologicheskoy-teorii- deyatelnosti-a-n-leontieva-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-a-n-leontieva/viewer(дата обращения 28.04.2022)
9. Кривоносов А.Т. Слово и мысль [Текст]: (вопросы взаимодействия языка и мышления) / А. Т. Кривоносов. - Москва; Нью-Йорк: Авторское издание; 2017. - 547 с.
10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика- Пресс, 1994. — 608 с.
11. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность Знак Личность) М.: Смысл 2001 392 с
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. - 130 с.
13. Лобастов Г.В. Мышление и речь: что было в начале? [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZmyshlenie-i-rech-chto-bylo-vnachale/viewer (дата
обращения 18.04.2024)
14. Мустафин А. А. К вопросу о ключевых понятиях теории знаков Чарльза Пирса и Чарльза Морриса // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 3. С. 32-41.
15. Пирс Ч. С.Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия.
Социология. Политология. — 2009. — № 3 (7). — С. 88-95 / пер. с англ.
А. А. Аргамаковой; с предисл. к публ. С. 86-87.
16. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос, 2000. - 448с.
17. Резанова З.И. История языкознания: XIX — 1-я половина XX в. / Сост., автор комментариев и заданий д-р филол. наук З.И. Резанова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. - Ч .1. - 266 с.
18. Сепир Эдвард Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир; Пер. с англ. под ред. и с предисл., [с. 5-22] А. Е. Кибрика. - Москва: Прогресс: Изд. группа "Универс", 1993. - 654
19. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики/Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; Примечания / Пер. с франц. С. В. Чистяковой. Под общ. рея. М. Э. Рут. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 432 с.
20. Черникова И. В. Проблема сознания в философии и когнитивной науке / И. В.
Черникова, Д. В. Черникова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. №4. С.103-111. [Электронный ресурс]// URL: http://vital. lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000553759
(дата обращения 17.04.2024)
21. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 - 320 с.
22. Чешев, В.В. Введение в культурно-деятельностную антропологию [Текст]:
монография / В.В. Чешев. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010. - 230 с.
23. Чешев В.В. Есть ли у сознания онтологический статус? // Философия науки и техники 2023. Т. 28. № 1. С. 133-147
24. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо или оправдание разума / Томск: Томский Государственный университет, 2016. - 286 с.
25. ЯкобсонР.О. В поисках сущности языка // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. С.102-117.
26. Якобсон Р.О. Избранные работы: пер. с англ., нем., фр. яз. / Роман Якобсон; сост. и общ. ред. д. филол. н. В. А. Звегинцева; предисл. д. филол. н. Вяч. Вс. Иванова. - М.: Прогресс, 1985. - 454 с.
27. Brown, R. W., Black, A. H., & Horowitz, A. E. (1955). Phonetic symbolism in natural languages. / The Journal of Abnormal and Social Psychology, 50(3), 388-393. // [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.1037/h0046820(дата обращения 28.04.2024)