РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА
|
Введение 3
1 Общая характеристика государственного бюджета 5
1.1 Экономическая роль и функции бюджета 5
1.2 Общая характеристика доходов федерального бюджета 9
2 Экономическая сущность и формирование косвенных налогов 16
2.1 Сущность косвенного налогообложения 16
2.2 Опыт применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 23
2.3 Опыт применения акцизов в Российской Федерации 32
2.4 Опыт применения налога на добавленную стоимость в странах ОЭСР 38
3 Место косвенных налогов в доходах регионального и федерального бюджета РФ 44
3.1 Анализ поступления косвенных налогов в консолидированный бюджет за
2016-2018 год
3.2 Роль акцизов в региональном бюджете 47
Заключение 54
Список использованной литературы 57
1 Общая характеристика государственного бюджета 5
1.1 Экономическая роль и функции бюджета 5
1.2 Общая характеристика доходов федерального бюджета 9
2 Экономическая сущность и формирование косвенных налогов 16
2.1 Сущность косвенного налогообложения 16
2.2 Опыт применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 23
2.3 Опыт применения акцизов в Российской Федерации 32
2.4 Опыт применения налога на добавленную стоимость в странах ОЭСР 38
3 Место косвенных налогов в доходах регионального и федерального бюджета РФ 44
3.1 Анализ поступления косвенных налогов в консолидированный бюджет за
2016-2018 год
3.2 Роль акцизов в региональном бюджете 47
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой построенной на преобладании косвенного налогообложения.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Структура налоговых доходов бюджета России построена на преобладании косвенного налогообложения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что российская налоговая система со дня ее создания и на протяжении всего периода существования является системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения. В российской налоговой системе доля косвенных налогов составляет более 60 %, косвенные налоги играют важную роль в формировании бюджетов всех уровней.
Целью данной работы является анализ налоговых поступлений от косвенных налогов в бюджет государства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы доходов государственного бюджета;
2. Рассмотреть теоретические основы и особенности косвенных налогов в России;
3. Проанализировать практику применения косвенных налогов в других странах;
4. Провести анализ места и роли косвенных налогов в формировании государственных бюджетов;
5. Показать динамику косвенных налогов в консолидированном и федеральном бюджетах России за ряд лет;
6. Рассмотреть и проанализировать особенности распределения акцизов по уровням бюджетной системы;
7. Показать практику формирования доходов формирования доходов регионального бюджета;
8. Выявить факторы, влияющие на динамику доход бюджетов от косвенных налогов.
Объект исследования - система косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Предмет исследования - налоговые поступления от НДС и акцизов в бюджет Российской Федерации.
Основу информационной базы исследования составляют: федеральные законы РФ, Налоговый кодекс РФ, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах, аналитические материалы специализированных периодических изданий. Для общего представления объекта анализа и рассматриваемых проблем была использована современная учебная и научная литература и статистические данные.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, метод сравнительного анализа, расчетно-аналитические методы.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Структура налоговых доходов бюджета России построена на преобладании косвенного налогообложения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что российская налоговая система со дня ее создания и на протяжении всего периода существования является системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения. В российской налоговой системе доля косвенных налогов составляет более 60 %, косвенные налоги играют важную роль в формировании бюджетов всех уровней.
Целью данной работы является анализ налоговых поступлений от косвенных налогов в бюджет государства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы доходов государственного бюджета;
2. Рассмотреть теоретические основы и особенности косвенных налогов в России;
3. Проанализировать практику применения косвенных налогов в других странах;
4. Провести анализ места и роли косвенных налогов в формировании государственных бюджетов;
5. Показать динамику косвенных налогов в консолидированном и федеральном бюджетах России за ряд лет;
6. Рассмотреть и проанализировать особенности распределения акцизов по уровням бюджетной системы;
7. Показать практику формирования доходов формирования доходов регионального бюджета;
8. Выявить факторы, влияющие на динамику доход бюджетов от косвенных налогов.
Объект исследования - система косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Предмет исследования - налоговые поступления от НДС и акцизов в бюджет Российской Федерации.
Основу информационной базы исследования составляют: федеральные законы РФ, Налоговый кодекс РФ, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах, аналитические материалы специализированных периодических изданий. Для общего представления объекта анализа и рассматриваемых проблем была использована современная учебная и научная литература и статистические данные.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, метод сравнительного анализа, расчетно-аналитические методы.
Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране. С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на данный момент бюджетно - налоговой политикой. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства. Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.
Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.
Рассмотрев структуру доходов государственного бюджета РФ, можно сделать вывод о том, что основная часть доходов бюджетной системы России приходится на налоговые поступления, большая часть из них - косвенные налоги, Система косвенного налогообложения играет важнейшую роль в формировании бюджета страны. Но в отличие от прямых налогов косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию - фискальную.
В последнее время налоговая система Российского государства постоянно трансформировалось под влиянием различных факторов и условий, например, таких как социально - экономические и политические. Различные хозяйственные процессы являлись фактором трансформацией практически всех элементов налоговой системы России - ставок налогов, их состава, методов расчетов, законодательства о налогах и сборах и так далее. В частности увеличения ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года.
Косвенные налоги с момента формирования Российской Федерации как самостоятельного государства являются одним из самых значимых источников пополнения бюджетной системы Российской Федерации. Определяется это тем, что косвенные налоги просты как инструмент изъятия и удобны в силу невозможности уклонения от их уплаты для государства. Кроме того, они не явные и воспринимаются плательщиками психологически проще.
Имея НДС в налоговой системе, любое государство в зависимости от уровня его развития имеет соответственно:
- гарантированный высокоэффективный источник наполнения бюджета (свойственно для стран с развивающейся экономикой);
- резервный инструмент, включение которого для формирования критического бюджета обеспечивается за счет необходимой корректировки законодательства в случаях, когда бюджет образующие налоги не справляются со своими функциями.
Отсюда и самая высокая практика использования налога в налоговых системах - 137 стран применяют налог на добавленную стоимость на сегодняшний день. В структуре НДС как источника доходов федерального бюджета большая часть - это НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации. Рост демонстрируют как абсолютные, так и относительные значения данного показателя, что подтверждает рост внутреннего производства и повышение промышленно - производственного потенциала страны. Не следует скидывать со счетов и инфляционное влияние на рост доходов от косвенных налогов, а так же тот факт, что практически в любой отрасли пока присутствует валютная составляющая в цене товара и это - причина роста цен, обеспечивающего общую тенденцию роста поступлений от НДС в доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Акцизы один из наиболее древних и надежных статей доходов бюджета государства, хотя на данный момент фискальное значение акцизов находится далеко не на первом месте доходов консолидированного бюджета. Их специфика заключается в высоком потенциале адаптации для государственного регулирования производства и последующего потребления товаров через механизм регулирования налоговых ставок, включения/исключения из перечня подакцизных товаров, формирования налоговых резервов в виде подакцизных товаров с нулевой ставкой и т.д.
Практика применения косвенного налогообложения, особенности экономического развития и сложившаяся геополитическая ситуация позволяет определить его положительные и отрицательные стороны для России.
Положительные стороны: -
простота взимания и уплаты в бюджет; - высокая собираемость за счет включения в стоимость товара;
- возможность использования как инструмента ограничения/стимулирования потребления и производства путем регулирования ставок, освобождения от налогообложения и т.д.;
- возможность проведения эффективной протекционистской политики в целях ограничения или расширения импорта.
Недостатки:
- косвенные налоги увеличивают цену продукции и как следствие снижают потребительский спрос и покупательскую способность населения;
- повышение ставок (с 01.01.2019 ставка НДС увеличена с 18% до 20%) несет риск увеличения денежной массы, повышению инфляции;
- отвлечение капитала на непроизводительное потребление; - не являются стимулом для развития производства, снижают эффективность инвестиционных процессов; -
самый бюджетообразующий налог - НДС является закрепленным налогом и полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований и нивелирует распределительную функцию налога, которая полностью перекладывается на бюджетную систему;
- излишняя централизация налоговых доходов от НДС и акцизов. В федеральный бюджет направляется 100% НДС и самых обеспечивающих акцизов на табачную продукцию, автомобили, на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и т.д. Местные бюджеты практически лишены доходов от косвенных налогов.
- сложное налоговое администрирование косвенных налогов - постоянные и многочисленные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ в целях поддержания бюджетных интересов и адаптации к новым экономическим условиям (ежегодные корректировки ставок акцизов, расширение перечня подакцизных товаров, введение механизма корректировочного счет - фактуры, коррекция льгот) и т.д.
Высокий уровень косвенного налогообложения сегодня объективно обусловлен больше экономической составляющей и теми условиями, в которых находится Российская Федерация. Налоговая политика России сохраняет своей целью и задачей ограничение косвенных налогов при формировании центрального бюджета, снижение их фискальной роли через систему их перераспределения в пользу территорий и формирование налогового механизма с оптимальным соотношением косвенного и прямого налогообложения.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что налоговое законодательство и механизм налогового администрирования косвенных налогов нуждается в совершенствовании.
Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.
Рассмотрев структуру доходов государственного бюджета РФ, можно сделать вывод о том, что основная часть доходов бюджетной системы России приходится на налоговые поступления, большая часть из них - косвенные налоги, Система косвенного налогообложения играет важнейшую роль в формировании бюджета страны. Но в отличие от прямых налогов косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию - фискальную.
В последнее время налоговая система Российского государства постоянно трансформировалось под влиянием различных факторов и условий, например, таких как социально - экономические и политические. Различные хозяйственные процессы являлись фактором трансформацией практически всех элементов налоговой системы России - ставок налогов, их состава, методов расчетов, законодательства о налогах и сборах и так далее. В частности увеличения ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года.
Косвенные налоги с момента формирования Российской Федерации как самостоятельного государства являются одним из самых значимых источников пополнения бюджетной системы Российской Федерации. Определяется это тем, что косвенные налоги просты как инструмент изъятия и удобны в силу невозможности уклонения от их уплаты для государства. Кроме того, они не явные и воспринимаются плательщиками психологически проще.
Имея НДС в налоговой системе, любое государство в зависимости от уровня его развития имеет соответственно:
- гарантированный высокоэффективный источник наполнения бюджета (свойственно для стран с развивающейся экономикой);
- резервный инструмент, включение которого для формирования критического бюджета обеспечивается за счет необходимой корректировки законодательства в случаях, когда бюджет образующие налоги не справляются со своими функциями.
Отсюда и самая высокая практика использования налога в налоговых системах - 137 стран применяют налог на добавленную стоимость на сегодняшний день. В структуре НДС как источника доходов федерального бюджета большая часть - это НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации. Рост демонстрируют как абсолютные, так и относительные значения данного показателя, что подтверждает рост внутреннего производства и повышение промышленно - производственного потенциала страны. Не следует скидывать со счетов и инфляционное влияние на рост доходов от косвенных налогов, а так же тот факт, что практически в любой отрасли пока присутствует валютная составляющая в цене товара и это - причина роста цен, обеспечивающего общую тенденцию роста поступлений от НДС в доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Акцизы один из наиболее древних и надежных статей доходов бюджета государства, хотя на данный момент фискальное значение акцизов находится далеко не на первом месте доходов консолидированного бюджета. Их специфика заключается в высоком потенциале адаптации для государственного регулирования производства и последующего потребления товаров через механизм регулирования налоговых ставок, включения/исключения из перечня подакцизных товаров, формирования налоговых резервов в виде подакцизных товаров с нулевой ставкой и т.д.
Практика применения косвенного налогообложения, особенности экономического развития и сложившаяся геополитическая ситуация позволяет определить его положительные и отрицательные стороны для России.
Положительные стороны: -
простота взимания и уплаты в бюджет; - высокая собираемость за счет включения в стоимость товара;
- возможность использования как инструмента ограничения/стимулирования потребления и производства путем регулирования ставок, освобождения от налогообложения и т.д.;
- возможность проведения эффективной протекционистской политики в целях ограничения или расширения импорта.
Недостатки:
- косвенные налоги увеличивают цену продукции и как следствие снижают потребительский спрос и покупательскую способность населения;
- повышение ставок (с 01.01.2019 ставка НДС увеличена с 18% до 20%) несет риск увеличения денежной массы, повышению инфляции;
- отвлечение капитала на непроизводительное потребление; - не являются стимулом для развития производства, снижают эффективность инвестиционных процессов; -
самый бюджетообразующий налог - НДС является закрепленным налогом и полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований и нивелирует распределительную функцию налога, которая полностью перекладывается на бюджетную систему;
- излишняя централизация налоговых доходов от НДС и акцизов. В федеральный бюджет направляется 100% НДС и самых обеспечивающих акцизов на табачную продукцию, автомобили, на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и т.д. Местные бюджеты практически лишены доходов от косвенных налогов.
- сложное налоговое администрирование косвенных налогов - постоянные и многочисленные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ в целях поддержания бюджетных интересов и адаптации к новым экономическим условиям (ежегодные корректировки ставок акцизов, расширение перечня подакцизных товаров, введение механизма корректировочного счет - фактуры, коррекция льгот) и т.д.
Высокий уровень косвенного налогообложения сегодня объективно обусловлен больше экономической составляющей и теми условиями, в которых находится Российская Федерация. Налоговая политика России сохраняет своей целью и задачей ограничение косвенных налогов при формировании центрального бюджета, снижение их фискальной роли через систему их перераспределения в пользу территорий и формирование налогового механизма с оптимальным соотношением косвенного и прямого налогообложения.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что налоговое законодательство и механизм налогового администрирования косвенных налогов нуждается в совершенствовании.
Подобные работы
- Прямые и косвенные налоги
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ
НАЛОГ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Косвенные налоги, их роль и место в формировании бюджетов
различных уровней на примере филиала ОАО «Татспиртпром» «Мамадышский
спиртзавод»
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Прямые налоги в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы формирования налоговых доходов субъекта РФ и пути их решения (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Современное состояние и перспективы развития косвенных налогов в РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



