Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ

Работа №189864

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1: Особенности японской модели мягкой силы 11
1.1 Понятие «мягкой силы» и его эволюция в Японии 11
1.2 Образование в качестве инструмента мягкой силы 15
1.3 Политика японского правительства в отношении международного сотрудничества в сфере образования 19
Глава 2: Участие Японии в региональных и международных организациях в сфере образования 26
2.1 Международные организации 26
2.2 Региональные организации 32
Глава 3: Сотрудничество Японии в области образования с отдельными странами 38
2.1 Сотрудничество с Китаем 42
2.2 Сотрудничество с АСЕАН 46
Заключение

Образование - один из самых важных аспектов в развитии любого государства. Процессы глобализации и падение темпов экономического роста в Японии, которое наиболее четко можно было заметить с 2009 года на фоне глобального финансового кризиса, заставили государство пересмотреть собственную политику в определенных сферах. Так, Япония стала ориентироваться на международные стандарты, в том числе и в сфере образования. Можно сказать, что как внешние, так и внутренние факторы обуславливают эту тенденцию. В течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны в Японии наблюдался экономический рост, обусловленный хорошо налаженным сотрудничеством между промышленностью, правительством и образованием. Затем, после того, как лопнул «экономический пузырь» в 1990 японская экономика находилась в стагнации. В таких условиях, все чаще требуется, чтобы университеты вносили свой вклад в общество - обучение следующего поколения студентов, обладающих необходимыми навыками, развитие исследований, участие в совместных исследовательских проектах с промышленностью и государством и т. д. Кроме того, Япония является страной с наибольшей долей пожилого населения. Сокращение численности молодого населения связано с различными проблемами, включая нехватку рабочей силы и реорганизацию пенсионной системы. Что касается университетов, то в такой ситуации может сократиться число студентов, и сами университеты столкнутся с усилением конкуренции за привлечение иностранных студентов. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам становится важным инструментом для государства. Во-первых, потому что в студенческие годы формируется мировоззрение молодых людей, они в большей степени открыты новому: другим ценностям, языку, культуре. Во- вторых, такие студенты могут остаться жить и работать в стране, внося вклад в её развитие. И в-третьих, даже если студенты не имеют планов на постоянное проживание в принимающей стране, за время обучения они получат новые знания о культуре и традициях, обзаводятся социальным капиталом и уже вернувшись, смогут продвигать культуру и язык какой-либо страны у себя на родине. Таким образом, актуальность данной работы заключается в возрастающей роли образования, как инструмента мягкой силы, который может стать не только путем осуществления внешнеполитических целей, но и решением социальных и экономических проблем внутри страны. Образование для Японии в плане продвижения за рубежом оказывается всё более значимым аспектом, чем экономика и тем более военная сила, которая не рассматривается в качестве инструмента внешней политики с 1945 года. Здесь имеется в виду, что если раньше Япония стала известной на весь мир благодаря экономическому чуду, то сейчас в этом плане гораздо больше конкурентов в регионе Восточной Азии, поэтому имеется потребность в развитии и других инструментов внешней политики. Таким инструментом выступает образование.
Выбор временных рамок с 1991 по 2020 год обусловлен тем, что в 1991 году в Японии были пересмотрены стандарты и требования для открытия и функционирования высших учебных заведений, а начиная с 2020 года процессы международного сотрудничества были осложнены
распространением COVID-19. Многие программы и проекты образовательной мобильности были подвергнуты ограничениям, в связи с чем представляется трудным оценить реальную заинтересованность студентов в обучении в Японии, и тем более сравнивать их количество с предыдущими годами при анализе успешности осуществляемых программ и мер по их поддержке.
Проблемой исследования является изучение того, насколько успешно Япония использует образование в качестве инструмента мягкой силы для оказания влияния на соседние страны и достижения своих внешнеполитических целей.
Объектом исследования в данной работе является международное сотрудничество Японии с другими странами в сфере образования. Предметом выступают программы и проекты, в рамках которых Япония укрепляет роль образования как инструмента внешней политики.
В качестве гипотезы данного исследования выдвигается предположение о том, что Япония использует образование в качестве инструмента мягкой силы для продвижения своих политических интересов и построения позитивного имиджа за рубежом.
Цель работы: Определить, насколько значимую роль играет Япония в международном сотрудничестве в сфере образования, и каким образом использует образование для расширения собственного влияния и установления диалога с другими странами.
Так, определены следующие задачи:
• Отследить развитие интернационализации высшего образования в
Японии
• Выявить, какие цели ставит японское правительство относительно
международного сотрудничества с отдельными странами Восточной Азии в сфере образования и как они реализуются.
• Рассмотреть деятельность международных организаций, в которых
Япония принимает участие
• Оценить, насколько успешно реализуются цели японского
правительства по международному сотрудничеству в сфере образования
Для оценки успешности реализации целей японского правительства были выделены следующие критерии:
• Применение международных стандартов в японском образовании
• Вовлеченность страны в международное сотрудничество (количество и эффективность существующих программ обмена, участие в международных организациях)
• Процент и рост числа иностранных студентов, участвующих в
образовательных программах Японии, и заинтересованных в изучении японского языка
• Характер осуществляемых в рамках сотрудничества проектов
• Г еографический обхват стран, с которыми сотрудничает Япония
Теоретической основой исследования являются работы, посвященные изучению концепции мягкой силы и ее применения, в том числе на японском опыте. Впервые понятие «мягкая сила» было введено Джозефом Найем. Дж. Най определяет мягкую силу как способность влиять на других с целью достижения выгодных для себя результатов без использования инструментов принуждения. В своих работах Най выделял следующие инструменты мягкой силы: привлекательная внутренняя и внешняя политика, культура, идеология, соответственно в своих работах он больше уделял внимание именно этим аспектам. Развивая идеи Ная, подробно изучала в своих работах концепцию образования, как инструмента мягкой силы Д. Найт. Однако она пришла к выводу, что образование не соотносится с концепцией «сил», а должно быть скорее продолжением дипломатии, поэтому предложила новую концепцию «knowledge diplomacy» или дипломатия знания. Дипломатия знания основана на том, что сотрудничество в области образования носит взаимовыгодный характер, а не «силовой», как в концепции Ная, где мягкая сила всё равно является формой политической власти и предполагает, что на одного из акторов оказывается давление. Относительно определения «мягкой силы» и её инструментов дискуссии ведутся до сих пор. Из отечественных исследователей образование, как возможный инструмент мягкой силы рассматривают в своих работах А.В. Торкунов и М.М. Лебедева. В исследовании А.В. Торкунова были выделены конкретные компоненты образовательной политики в качестве инструмента мягкой силы: экспорт и импорт образования, международная мобильность студентов и преподавателей, борьба за высокие места в престижных международных образовательных рейтингах, интернационализация университетов .
В качестве источников в настоящей работе используются актуальные проекты образовательных реформ, планы и рекомендации по сотрудничеству с другими странами, опубликованные Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий и Министерством иностранных дел. Эти документы включают в себя «Основной план развития образования» , план по приёму иностранных студентов в Японию .
Кроме того, источниками выступают следующие нормативно-правовые акты: Конституция Японии и «Основной закон об образовании» .
Важным источником выступают статистические данные и опросы среди японских студентов, как, например, данные международной оценки учащихся и тестирование PISA , которое кроме тестирования образовательных навыков, проводит опросы на предмет изучения условий, в которых студенты обучаются.
Говоря о существующих исследованиях по данной теме, стоит отметить, что большое количество работ посвящено исследованию особенностей применения мягкой силы Японией. Так, Джозеф Най в своих работах «Public Diplomacy and Soft Power» и «Security and Smart Power» подробно рассматривал различные аспекты мягкой силы в Америке и Японии. О современном опыте Японии в этом направлении говорили В.А. Королёв и С.С. Кудрявцева в работе «“Мягкая сила” современной Японии: опыт и направления развития» , а так же Е.Л. Катасонова в работе «Японцы в реальном и виртуальных мирах: очерки современной японской массовой культуры». Из западных исследователей стоит выделить работу С. Грина, которая посвящена мягкой силе в образовательной политике Японии. Исторический и культурный аспекты подробно отражены в работах А.Н. Мещерякова, В.Э. Молодякова, Э.В. Молодяковой. Проблемы формирования и развития японской системы образования анализируются С.Ч. Лим в книге «История образования в Японии».
Ряд исследователей также обращались к изучению связей Японии с международными организациями. Так, А. Кулназарова и Т. Сайкава в своих работах рассматривали роль ЮНЕСКО в распространении идей о международном взаимопонимании в послевоенной Японии и налаживании отношений в Юго-Восточной Азии. Внутри Японии тема интернационализации высшего образования и его изменчивости под влиянием глобализации так же освещается национальными исследователями, например, в статьях А. Ёнэдзава, в работах на японском языке авторства М. Сугимура, С. Итикава, К. Курода и других. Особенно активно, данная тема освещалась в Японии на рубеже конца 1990-х и начала 2000-х. Данных работ было достаточно для понимания исторического контекста. Однако на современном этапе можно отметить, что в исследованиях о мягкой силе Японии чаще внимание уделяется традиционной культуре, поп-культуре и технологиям, а не образованию. Деятельности Японии в международных организациях и образовательных проектах посвящено относительно небольшое число работ, как на японском, так и на английском языках. Стоит также отметить, что работы, посвященные концепции мягкой силы чаще сосредоточены на отечественном или европейском опыте, а не на азиатском.
Методология исследования представлена историко-генетическим методом, благодаря которому был проведен анализ особенностей образования в Японии, этапов становления международных связей с другими странами в сфере образования. Статистический метод использовался, чтобы на основе официальной статистики проследить количество прибывающих в Японию студентов, прирост или падение этих показателей по годам, а также, чтобы увидеть, с какими странами Япония сотрудничает в сфере образования чаще всего. Метод анализа и сравнения использовался для изучения и сопоставления результатов изучаемых опросов и тестирований. Для построения выводов на базе приводимых в исследовании примеров использовался метод индукции.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материал для дальнейших исследований проблематики международного сотрудничества Японии в сфере образования и применять полученные данные для анализа японо-российских отношений в сфере образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент Япония имеет одну из самых развитых систем образования в мире, однако в эпоху глобализации и ей приходится сталкиваться с новыми вызовами и появлением новых трендов, которым необходимо соответствовать. От эффективности системы образования зависит и экономический потенциал страны. Таким образом, на повестке дня для японских университетов и системы высшего образования на первый план выходит международное сотрудничество, которое имеет большое значение для активизации мобильности студентов.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что развитие международных связей в сфере образования является одним из главных инструментов мягкой силы Японии на данный момент.
Так, в соответствии с поставленными задачами была проделана следующая работа:
• В первой главе было исследовано развитие интернационализации образования в Японии. Интернационализация образования являлась необходимой на фоне развития экономики в 1980х годах за счет потребности в развитии технологий и высококвалифицированной рабочей силы. Со временем интернационализация стала рассматриваться как часть механизма мягкой силы, и Япония обратилась к международному сотрудничеству в сфере образования (деятельность в ОЭСР, ЮНЕСКО) и адаптации внутренней системы к глобальным запросам, что отразилось в разработке планов по студенческим обменам и пересмотре стандартов для функционирования университетов.
• Выявлены цели, которые ставит японское правительство относительно
международного сотрудничества: это повышение престижа
университетов за счет участия в международных образовательных инициативах и привлечения одаренных студентов; сглаживание последствий исторического прошлого за счет оказания поддержки странам региона; распространение японского языка через деятельность японского фонда; решение внутренних социальных проблем за счет привлечения молодого и квалифицированного человеческого ресурса, с этой целью были изменены требования к найму иностранцев, например.
Участие Японии в международных организациях в сфере образования помогает поддерживать положительный образ страны в мире за счёт материальной поддержки менее развитым странам и создания основы для дальнейшего выстраивания отношений.
• Была рассмотрена деятельность Японии в международных
организациях. Япония является членом таких крупных международных организаций, как ЮНЕСКО и ОЭСР, поддерживает программу ООН по обеспечению доступа к образованию для девочек, оказывает поддержку в развитии образования в Африке и является частью Международной ассоциации университетов (IAU), благодаря которой осуществляются сотрудничество японских университетов с университетами других стран, например Великобритании и Австралии. Кроме того, Япония активно участвует в региональных проектах, а особенно в проектах стран АСЕАН. Это обуславливается стремлением к стабильности и укреплению лидерских позиций в Азиатско- Тихоокеанском регионе.
Согласно следующим критериям была произведена оценка успешности реализации целей японского правительства по международному сотрудничеству в сфере образования:
• Применение международных стандартов в японском образовании
• Вовлеченность страны в международное сотрудничество (количество и эффективность существующих программ обмена, участие в международных организациях)
• Процент и рост числа иностранных студентов, участвующих в образовательных программах Японии, и заинтересованных в изучении японского языка
• Характер осуществляемых в рамках сотрудничества проектов
• Г еографический обхват стран, с которыми сотрудничает Япония
Географический аспект представлен довольно широким спектром стран: Япония сотрудничает в сфере образования, как со странами региона Восточной Азии, так и с США, Австралией, Великобританией, Африкой; оказывает поддержку Афганистану и Непалу; Японский фонд осуществляет свою деятельности и в России. Характер сотрудничества так же зависит от региона, в таких странах, как Непал, Мьянма или Афганистан Япония оказывает поддержку в виде строительства инфраструктуры и проведения специальных программ для обеспечения всех слоев населения доступом к образованию. С Австралией и Великобританией диалог осуществляется уже на уровне университетов. Здесь стоит отметить, что тесное сотрудничество происходит чаще в рамках стран Восточной Азии, именно здесь программы направлены на активизацию студенческой мобильности, с другими же странами сотрудничество заключается либо в оказании материальной помощи, либо в принятии общих стандартов в образовании. В рамках сотрудничества с АСЕАН+3 Япония поддерживает проекты по развитию студенческой мобильности (UMAP, Campus Asia и др.). В ходе осуществляемой деятельности активно применяются международные стандарты и опыт, так программа ERASMUS была взята за основу программы CAMPUS Asia и обучение в рамках данного проекта проходит на английском языке. Япония также способствует соблюдению рекомендаций ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ОЭСР по всему миру. Таким образом, благодаря активной международной деятельности, рост числа иностранных студентов увеличивался вплоть до 2019 года, что можно считать успешным результатом. В 2020 году из-за пандемии рост ожидаемо прекратился, поэтому теперь задачи университетов и правительства изменятся, чтобы вернуться к показателям 2019 года. Осуществленная за исследуемый период деятельность Японии в сфере международного сотрудничества оценивается нами как успешная, так как она отвечает поставленным критериям.
Сложности, возникшие в ходе работы в основном связаны с поиском статистической информации и ее анализом, особенно это касается актуальной информации на 2020 и 2021 год, именно из-за этого сложно оценить ущерб нанесенный программам и проектам международного сотрудничества во время пандемии. Тем не менее, мы считаем, что поставленная цель была достигнута и роль Японии в реализации международного сотрудничества в сфере образования, а так же непосредственно осуществление самих программ было подробно рассмотрено и оценено.
В дальнейшем, продолжая исследования по данной теме, если будет известна новая информация и статистика за 2021 -2022 года можно будет детальнее рассмотреть и проанализировать ущерб, нанесенный программам международного сотрудничества. Кроме того, в данной работе рассмотрены лишь некоторые страны, с которыми Япония активно сотрудничает, поэтому работа имеет потенциал на расширение и в территориальных рамках.



1. ASEAN Statistical Yearbook 2021 // Jakarta, ASEAN Secretariat. - 2021. - URL: https://www.aseanstats.org/wp-content/uploads/2021/12/ASYB_2021_All_Final.pdf (Дата обращения: 18.04.2022)
2. ASEAN university network/Southeast Asia engineering education development network
phase 2 // JICA. 2013. - URL:
https://www.jica.go.jp/english/our_work/evaluation/tech_and_grant/project/term/asia/c8h 0vm000001rr8t-att/asean_2012_01.pdf (Дата обращеня: 13.03.2022)
3. Basic Act on Education ( Act No. 120 of December 22, 2006 ) // Ministry of Education,
Culture, Sports, Science and Technology (MEXT) - URL:
https://www.mext.go.jp/en/policy/education/lawandplan/title01/detail01/1373798.htm (Дата обращения: 10.02.2022)
4. BEGIN: basic education for growthinitiative // Ministry of Foreign Affairs of Japan. -
URL: https://www.mofa.go.jp/region/africa/education3.html (Дата обращения:
08.03.2022)
5. CAMPUS Asia" launched: the first Japan-China-Korea Committee for Promoting
Exchange and Cooperation among Universities // MEXT. 2010. - URL:
https://www.mext.go.jp/en/policy/education/highered/title02/detail02/sdetail02/sdetail02/ 1374098.htm (Дата обращения: 20.04.2022)
6. Changes in number of applicants and examinees // Japanese-Language Proficiency Test.
2018. - URL: https://www.jlpt.jp/statistics/pdf/suii_2018.pdf (Дата обращения:
25.02.2022)
7. Diplomatic Bluebook 2007 Summary. - 2007, P. 25.-
URL: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2007/index.html (Дата обращения: 20.02.2022)
8. Education in Japan beyond the crisis of COVID-19 // Ministry of Education, Culture,
Sports, Science and Technology (MEXT), 2021. - URL:
https://www.mext.go.jp/en/content/20200904_mxt_kouhou01-000008961_1.pdf (Дата обращения: 10.04.2022)
9. Education on Line. Survey report on the data of Chinese-Foreign schooling at
undergraduate level. 2020. - URL:
https://www.eol.cn/e_coop/gol/html/report2020/content.shtml (Дата обращения: 16.04.2022)
10. Enhancing the skills of Japanese mono-zukuri (manufacturing skills) in Ho Chi Minh City vocational college // Japan International Cooperation Agency. 2016. - URL: https://www.jica.go.jp/vietnam/english/activities/c8h0vm00004cfemz-att/GC_11.pdf (Дата обращения: 15.04.2022)
11. Grant listings for enhancement of Japanese studies network. 2019-2020 // Japan
Foundation. 2020. - URL:
https://www.jpf.go.jp/e/project/intel/study/network/supportlist/2019.html (Дата
обращения: 03.03.2022)
12. Guidelines for exchange and cooperation among universities in China, Japan and Korea
with quality assurance // Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology. 2011. - URL: https://www.mext.go.jp/a_menu/koutou/shitu/1303468.htm (Дата
обращения: 14.03.2022)
13. International cooperation in education by Japan // National Institute for Educational
Policy Research. 2012. - URL:
https://www.nier.go.jp/English/educationjapan/pdf/201209IEC.pdf (Дата обращения: 05.03.2022)
14. Introduction to CAMPUS Asia. - URL:
https://www.waseda.jp/top/en/about/activities/campus_asia (Дата обращения:
03.04.2022)
15. International students in Japan 2004. JASSO. 2005. - URL:
https://www.jasso.go.jp/en/about/statistics/intl_student_e/2004/index.html (Дата
обращения: 06.04.2022)
..95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ