Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Дальневосточного Федерального университета)

Работа №71529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Система высшего образования как пространство формирования конфликтов 6
1.1 Основные характеристики современной системы высшего образования 6
1.2 Конфликты в учреждении высшего образования: их особенности, причины и пути формирования 21
2 Конфликтологическая практика в учреждении высшего образования Дальневосточный Федеральный университет 30
2.1 Характеристика высшего учебного заведения Дальневосточный Федеральный университет 30
2.2 Конфликтная комиссия как механизм урегулирования конфликтов 34
3 Эмпирическое исследование уровня осведомлённости обучающихся ДВФУ о деятельности конфликтных комиссий ДВФУ 42
3.1 Программа и методика исследования уровня осведомлённости обучающихся ДВФУ о деятельности конфликтных комиссий ДВФУ 42
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования уровня осведомлённости обучающихся ДВФУ о деятельности конфликтных комиссий ДВФУ 44
Заключение 52
Список литературы 52
Приложение А

Система высшего профессионального образования на сегодняшний день трансформируется и изменяется. Экологизация мышления, глобализация, особенности рыночной экономики и политической жизни, активная информатизация общества в России определяют существенные изменения в этой области. Тенденции развития высшего профессионального образования главным образом связаны с экономическими аспектами развития общества, с адаптацией системы образования к рыночным отношениям.
Высшее образование в современном обществе является одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, и в последнее время его социальная роль заметно повысилась, так как от направленности и эффективности образования во многом зависят перспективы развития человечества. Причиной этого явилось понимание того, что главной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Выступая одним из важных гарантов завершения формирования его личности (социализации), этот процесс может сопровождаться различного рода возникающими конфликтами, что может негативно на нём отразиться, а также сформировать или подкрепить негативные представления об обществе, в котором студенту предстоит жить в будущем. В свою очередь, конфликты в системе высшего образования могут привести к разного рода сбоям в системе высшего образования, в которую помимо студентов включены преподаватели и другие работники ВУЗов, а это может негативно сказаться на процессе передачи знаний студентам и иной университетской работе. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важности и значимости гармонизации социальных отношений в образовательной системе, для чего необходимо иметь возможность оперативного выявления и урегулирования возникающих в них конфликтов.
Объектом исследования являются конфликты в учреждении высшего образования.
Предметом исследования является система технологий урегулирования и разрешения конфликтов в учреждении высшего образования.
Целью исследования является описание и анализ механизмов разрешения конфликтов в учреждении высшего образования.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить систему высшего образования в России как пространство формирования конфликтов.
2. Вскрыть особенности конфликтов в учреждении высшего образования, описать причины и пути их формирования.
3. Рассмотреть структуру высшего учебного заведения Дальневосточный Федеральный университет.
4. Исследовать процедуру урегулирования возникающих противоречий
структурными подразделениями Дальневосточного Федерального университета.
5. Провести эмпирическое исследование путём анкетирования среди студентов.
Гипотеза исследования - современное учреждение высшего образования не может эффективно выполнять свои функции без грамотного использования технологий урегулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе его деятельности.
В процессе подготовки данной выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение, описание, обобщение, опрос, методы анализа и математической обработки данных.
Теоретико-методологической базой исследования являются научная и учебная литература по проблемам конфликтологии и высшего образования, отражённым в работах Ананьева Б.Г, Анцупова А.Я. и Белякова, Выготского, Епифановой С.М., Сагиновой О.В., Черкасовой Т.В., Якунина В.А., Белоцерковского А.В. , Лисовского В.Т. и др., а также ведомственные документы и материалы учреждения высшего образования.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возникающие конфликты в рамках высших учебных заведений могут явиться серьёзным препятствием для решения задач, поставленных обществом и государством перед системой высшего образования. Ввиду того, что конфликт является закономерным явлением во взаимодействии между людьми, можно с уверенностью сказать о том, что избежать их возникновения практически невозможно, только повлиять на вектор его развития. В связи с этим повышается роль регулирующих механизмов этих социальных явлений, от своевременности и правильного подхода к разрешению которых зависит уровень негативных последствий, ими нанесённых.
Система высшего образования представляет из себя ступень профессионального образования, позволяющая обеспечить индивида подготовкой к деятельности с высоким уровнем квалификации. Обращая внимание на специфику развития этой системы в нашей стране, стоит отметить, что она всегда соответствовала вектору развития страны, что и обозначило степень противоречивости, существующую на данный момент. Это произошло благодаря тому, что изначально система высшего образования в нашей стране отвечала требованиям советского руководства и обеспечивала решение задач, стоящих перед СССР, в то время как после его распада перед нашей страной и системой высшего образования в частности её сменившимся руководством были поставлены уже другие задачи, но ввиду необходимости их стремительного выполнения, в этой системе остались как традиционные элементы, так и элементы современной системы высшего образования, о сосуществовании которых на данный момент сложно сказать, что оно является гармоничным. Учитывая тот факт, что процесс совершенствования системы высшего образования в нашей стране имеет незаконченный характер, то, независимо от того, что по данной теме накоплено уже достаточно много теоретического и практического материала, пока нет оснований утверждать, что эта тема в достаточной степени изучена. В связи с этим особую актуальность приобретает исследовательская работа в области конфликтов, возникающих в процессе образования для успешной работы соответствующих органов в высших учебных заведениях, в том числе и в качественно новых учреждениях высшего образования федерального уровня.
В рамках нашей работы рассматривалось высшее учебное заведение федерального уровня Дальневосточный Федеральный университет и механизмы урегулирования возникающих противоречий, возникающих в нём с участием обучающихся, представленные органами конфликтная комиссия и совет проректоров. Исходя из его специфики, можно было предположить, что перед органами урегулирования конфликтов внутри высшего учебного заведения будет стоять сложная задача ввиду деятельности в преимущественно новых условиях. На данный момент, по происшествии пяти лет его функционирования, в этих органах произошла адаптация к этим условиям и существенно проработаны технологии их деятельности, что свидетельствует об эффективности выполнения задач, которые перед ними ставятся. Однако, независимо от уровня успешности работы этих органов, существовало предположение о том, что в студенческой среде не сложилось чёткого представления об их работе, поскольку информации об их деятельности нет на основных информационных источниках (сайт ДВФУ, информационные группы в социальных сетях и тп), благодаря которым студенты имеют представление о вузе, происходящих в нём изменениях и мероприятиях. Ввиду того, что конфликтные комиссии представляют из себя орган, позволяющий не только разрешать возникшие противоречия, но и определять уровень ответственности за совершённые проступки, которая в отдельных случаях носит серьёзный характер, знание его деятельности в среде обучающихся служило бы дополнительным фактором стимуляции не совершать те или иные нарушения. В связи с этим было проведено эмпирическое исследование по методике анкетирование с целью определения уровня осведомлённости обучающихся ДВФУ о деятельности конфликтных комиссий внутри него, а также с промежуточной целью определить частоту совершаемых ими нарушений и их связь и возможное влияние на эту частоту знания правил проживания в кампусе ДВФУ, по итогам которого мы пришли к выводу о том, что уровень осведомлённости среди обучающихся высшего учебного заведения Дальневосточный Федеральный университет о работе этих органов носит частичный поверхностный характер, а также о том, что информированность о правилах проживания в кампусе не влияет на частоту совершаемых ими нарушений этих правил. Факт эмпирически-подтверждённой противоречивости во взаимосвязи в рамках университета его главных структурных элементов не носит характер основной проблемы внутри вуза, разрешение которой не является серьёзным препятствием для деятельности органов по урегулированию и разрешению конфликтов в вузе и будет способствовать совершенствованию их работы.
По итогу исследования мы пришли к выводу что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что современное учреждение высшего образования не может эффективно выполнять свои функции без грамотного использования технологий урегулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе его деятельности, подтвердилась. В качестве рекомендаций по устранению возможного конфликтного потенциала, который заключается в разрозненности элементов высшего учебного заведения Дальневосточный Федеральный университет, для его устранения можно предложить проведение мероприятий по ознакомлению обучающихся с порядком работы органов по урегулированию и разрешению конфликтов в их вузе


1. Алексеенко, А. П. Высшее образование в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vysshee-obrazovanie-v-federalnom-zakone-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii
2. Ан, Ю.Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе : виды и причины возникновения [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZvnutriorganizatsionnye-konflikty-v-vuze
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1996.- 384 с.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. 5-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2013. - 503 с.
5. Астахова, В.И., Антонова, В.Р., Артеменко, Л.А. : Глоссарий современного образования.- Харьков : Изд-во НУА, 2014 г.. - 532 с.
6. Ахметшина, Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в
условиях реформирования системы высшего образования в России [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZprofessionalnaya-identichnost-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii
7. Белоцерковский, А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. - Москва, 2012.- С. 3-9.
8. Беляков, С. А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.
9. Винокуров, М.А. Высшее образование и наука в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/vysshee-obrazovanie-i-nauka-v-rossii
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.- М. : Педагогика - Пресс, 1999.- 536 с.
11. Глебова, Л.Н. Высшее образование: контроль, надзор и оценка качества [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kontrol-nadzor-i-otsenka-kachestva
12. Гомцян, О.А. Высшее образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee- obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy
13. Дайджест «Высшее образование в России: логика изменений» : Сетевое издание «Интерфакс». - Москва, 1991-2018 гг. - Режим доступа: http: //edu.interfax.ru/articles/807
14. Данюшенко, В.С. Проблемы современного образования и возможности его улучшения [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennogo-obrazovaniya
15. Джуринский, А.Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-i-kachestva-vysshego-obrazovaniya-v-rossii
16. Дмитриев, А.В., Сычев, А.А. Общая социология: учеб. пособие.- М. : Альфа-М, 2011.- 389 с.
17. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко.- М. : ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
18. Дьячкова, М. А. Поликультурность европейского образовательного пространства как условие реализации права на образование // Философия права и права человека : Сборник научных статей.- Екатеринбург: Издательско- полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015.- С. 55-58.
19. Епифанова, С.М. Формирование учебной мотивации. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.¬1324 с.
20. Ивановский, З.В. Высшее образование в условиях глобализации [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-usloviyah-globalizatsii
21. Кон, И.С. Психология ранней юности.- М. : Просвещение, 1989.- 256 с.
22. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология для экономистов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 342 с.
23. Лисовский, В.Т. Воспитание студентов вузов российской федерации: материалы концепции.- Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- С. 69-89.
24. Лицензия на осуществление образовательной деятельности. [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/1bb/%D0%9B%D0%B8%D 1 %86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%BE%D1%82%201.07.2016.pdf
25. Маджуга, А. Г. Здоровьесозидающий менеджмент образования: система
управления здоровьем субъектов образовательного процесса как ресурсом // Здоровье и образование в XXI веке [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesozidayuschiy-menedzhment-
obrazovaniya-sistema-upravleniya-zdoroviem-obrazovatelnogo-protsessa
26. Майбуров, И.С. Высшее образования в развитых странах [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-razvityh-stranah
27. Никитенко, Е. В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. - Москва, 2014.- С. 44-49.
28. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ / Российская Федерация [Электронный ресурс] : Официальный интернет-ресурс министерства образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2004-2018 гг. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/885
29. О создании федеральный университетов в Северо-Западном, Приволжском,
Уральском и Дальневосточном федеральных округах : указ президента РФ от 21.10.2009 №1172 / Российская Федерация [Электронный ресурс] : Юридический справочник КонсультантПлюс. - Москва 1997-2018 гг.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=
464988#03933079647945801
30. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) / Российская Федерация [Электронный ресурс] : Юридический справочник КонсультантПлюс. - Москва 1997-2018 гг.- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
31. Определение слова Деканат [Электронный ресурс] : Словари и
энциклопедии на Академике. - Германия, 2000-2018 гг. - Режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/786482
32. Определение слова Кафедра [Электронный ресурс] : Словари и
энциклопедии на Академике. - Германия, 2000-2018 гг. - Режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/832570
33. Определение слова Образование [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике. - Германия, 2000-2018 гг. - Режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc1p/33714
34. Определение слова Ректорат [Электронный ресурс] : Словари и
энциклопедии на Академике. - Германия, 2000-2018 гг. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/207098
35. Определение слова Факультет [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике. - Германия, 2000-2018 гг. - Режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/1074674
36. Перова, Е.В. Социальный портрет преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] : Сайт проекта «Научный форум» издательства «Международный центр науки». - Москва, 2013-2018 гг.- Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf
37. Положение о конфликтной комиссии ДВФУ, конфликтной комиссии Школы и филиала ДВФУ, совете проректоров : Приложение к приказу об утверждении Положения о конфликтной комиссии ДВФУ от 26.01.2017 // СЭД «DIRECTUM». - 2017. - 26 янв
38. Рейтинг национальных систем образования на май 2015 г. [Электронный
ресурс] : Объединение ведущих глобальных университетов Universitas 21. - Великобритания, 1998-2018 гг. - Режим доступа:
https://universitas21 .com/sites/default/files/2018-03/2015/report.pdf
39. Сагинова, О. В. Трансформационные процессы в высшем образовании. - М.: Палеотип, 2005. - 272 с.
40. Свидетельство о государственной аккредитации. [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/5f7/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D0%B 4%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D 0%BE.pdf
41. Сысоева, Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-portret-studenta-v-usloviyah-modernizatsii-sovremennogo-obrazovaniya
42. Устав ДВФУ. Приказ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/937/%D0%A3%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B2%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20(%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%BE%D 1 %82%2006.05.2016).pdf
43. Флоря, В.И. Некоторые проблемы высшего профессионального образования
в контексте основных прав и свобод человека [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Москва, 2012-2018 гг. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-vysshego-
professionalnogo-obrazovaniya-v-kontekste-osnovnyh-prav-i-svobod-cheloveka
44. Черкасова, Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде. - М.: Альфа-М, 1997. - 170 с.
45. Якунин, В.А. Педагогическая психология.- СПб. : Изд-во «Полиус», 1998.-638 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ