Введение 3
1 Теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти 7
1.1. Угрозы и риски экономической безопасности транспортировки нефти 7
1.2. Индикаторы, показатели и пороговые значения угроз
экономической безопасности транспортировки нефти в экономической литературе 15
2 Методический подход к оценке обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти 24
2.1. Классификация индикаторов и показателей угроз экономической
безопасности транспортировки нефти 24
2.2. Методика оценки обеспечения экономической безопасности
транспортировки нефти 32
2.3. Методика экспертного определения пороговых значений 40
3 Анализ обеспечения экономической безопасности транспортировки
нефти на примере ПАО «Транснефть» 46
3.1 .Характеристика объекта исследования 46
3.2. Экспертная оценка пороговых значений 51
3.3. Оценка обеспечения экономической безопасности транспортировки
нефти для ПАО «Транснефть» 58
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложение А-Е 87-110
Нефтяной комплекс в современных мирохозяйственных отношениях рассматривается как стратегический фактор развития, поскольку нефть занимает лидирующие позиции в топливно-энергетическом балансе мира, а также вследствие значительных масштабов международной торговли углеводородами. Кроме того, ограниченность этого ресурса и неравномерность его распределения по странам и регионам мира актуализируют проблему экономической безопасности для всех государств.
Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для всех развитых государств мира. Но нефтяной комплекс не только обеспечивает высокие доходы, являясь одной из ведущих отраслей российской экономики. С ним связаны также высокие угрозы и риски для экономической безопасности. В особенности это касается вопросов транспортировки, ведь в России крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, а их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти, а большая протяжённость и сложность прохождения трассы, отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и прочие проблемы требуют применения достаточно сложных технических решений. Кроме того, процесс транспортировки подвержен множеству других рисков, которые могут нанести вред экономическим интересам компаний, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время в нефтяной отрасли немало экономических проблем, а способы и методы их решения остаются далеко не самыми благоприятными не только для нефтяных компаний, но и для государства в целом. Кроме того, существует немало специфических рисков, с которыми приходится сталкиваться конкретным предприятиям, осуществляющих транспортировку нефти, непосредственно в ходе своей деятельности.
Важность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, необходимость стратегического анализа индикаторов угроз экономической безопасности транспортировки нефти, а также разработки научно обоснованной методики оценки обеспечения экономической безопасности в этой сфере и обусловило актуальность и выбор темы настоящего исследования.
Целью данной работы является разработка методики оценки обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти, учитывающей специфические риски данной отрасли.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— определить угрозы и проблемы, с которыми приходится сталкиваться предприятиям нефтяной промышленности, а, в частности и тем, которые осуществляют транспортировку нефти;
— изучить предлагаемые в экономической литературе индикаторы и показатели угроз экономической безопасности транспортировки нефти;
— провести анализ предложенных индикаторов и провести классификацию, основываясь на особенностях транспортировки нефти;
— выделить специфические риски транспортировки нефти, а так же предложить для них систему индикаторов и показателей;
— разработать методический подход проведения анализа обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти, основанный на предлагаемых показателях;
— провести экспертную оценку для определения пороговых значений;
— проанализировать индикаторы и показатели экономической безопасности транспортировки нефти при помощи предлагаемой методики, основываясь на отчетности Службы Безопасности одной из ведущих Компаний нефтяной отрасли России.
Объектом исследования являются отрасль транспортировки нефти.
Предметом - влияние выявленных индикаторов на обеспечение экономической безопасности транспортировки нефти, а в следствии и на национальную экономическую безопасность страны.
При написании данной работы были использованы следующие методы: анализ, сравнительный метод, системно-структурный метод, индикативно¬пороговый метод и метод оценивания с использованием экспертной оценки. Методической и теоретической основой работы явились труды российских (В.К. Сенчагова, Л.С. Гурьяновой, Е.Н. Кондрата, В.Л. Тамбовцева, Л.И. Абалкина и др.) и зарубежных ученых-экономистов в области национальной экономической безопасности, развития отечественной нефтяной отрасли, а также надзора и контроля в области государственного регулирования обеспечения экономической безопасности нефтяной отрасли и транспортировки нефтепродуктов.
Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Международных экономических агентств, внутренняя отчетность Службы Безопасности одной из ведущих нефтяных Компаний России, а так же статистические данные и материалы других источников в области национальной экономической безопасности и экономической безопасности нефтяной отрасли, а также зарубежные материалы по исследуемой проблематике.
В соответствии с поставленными целью и задачами предоставлена следующая структура работы:
В первой главе определено, какие проблемы существуют в нефтяной отрасли и с какими угрозами могут столкнуться нефтяные компании. Так же в ней рассмотрены предлагаемые в экономической литературе индикаторы и показатели, используя которые, ученые-экономисты предлагают проводить анализ обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти.
Во второй главе проведена классификация подходящих для целей исследования показателей и индикаторов, а так же рассмотрены и классифицированы специфические риски транспортировки нефти, определенные на основе внутренних регламентов одной из ведущих Компаний нефтяной отрасли России. Кроме того, в ней определена предлагаемая автором методика анализа обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти и методология экспертной оценки, на основе которой будут определены недостающие пороговые значения.
В третьей главе представлена характеристика предприятия, на основе отчетности которого будет проведен анализ, проведена экспертная оценка пороговых значений, а так же оценено обеспечение экономической безопасности транспортировки нефти по предлагаемой методике. Тут же представлены выводы по проведенному анализу.
Безопасность нефтяного бизнеса - это одна из важнейших современных проблем, а потому вопросам состояния объектов ТЭК, обеспечению их безопасности сегодня уделяется серьезное внимание на самом высоком уровне.
Среди ключевых проблем нефтяной отрасли российской экономики, а в частности отрасли транспортировки нефти, которые в наибольшей степени определяют ее экономическую безопасность можно выделить три основных составляющих: финансовая безопасность, технико-технологическая и кадровая. Так же Российская нефтяная промышленность страдает как от организованной экономической преступности, так и от терактов против экономической инфраструктуры.
Безусловно, развитие нефтяного комплекса России во многом зависит от эффективного решения проблемных ситуаций и задач, возникающих при эксплуатации нефтяных объектов, в том числе и в сфере магистрального трубопроводного транспорта, который играет значительную роль в обеспечении всех отраслей национальной экономики. Реформирование экономики, внедрение прогрессивных технологий в трубопроводном транспорте нефти, а также влияние мировых тенденций на развитие нефтегазовой отрасли вызывают изменение условий деятельности нефтетранспортных предприятий. Планирование хозяйственной деятельности в условиях неопределенности и неполной информации о состоянии, как в настоящее время, так и в будущем создает барьеры при достижении эффективных результатов деятельности предприятий. Поэтому так важно производить качественную оценку обеспечения экономической безопасности.
Основной же проблемой оценки обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти является довольно общий характер предлагаемых в экономической литературе индикаторов и показателей. Отрасль транспортировки нефти имеет свои специфические черты и особенности, подвержена специфическим рискам, учитывая которые, необходимо производить корректировку существующих методик.
В связи с этим, в работе предлагается методика оценки, основанная на расчете 8 коэффициентов, которые, при участии экспертной группы, были адаптированы под исследуемую отрасль. Кроме того, были выделены группы специфических рисков, включающие риск противоправных действий, риск изменения грузооборота, валютные и процентные риски, кредитные риски, правовые риски, взаимные международные секторальные ограничения (финансовые санкции), риск запрета импорта товаров и услуг, риски, связанные с природно-климатическими явлениями, риски аварий и инцидентов, а так же кадровые и социальные риски. В каждой из рисковых сфер были проработаны угрозы и разработаны системы индикаторов и показателей, анализ которых в совокупности с основными коэффициентами позволил бы произвести дополненную, комплексную оценку обеспечения экономической безопасности транспортировки нефти.
Анализ был проведен на примере ПАО «Транснефть», являющейся наиболее показательной компанией отрасли транспортировки нефти в России. Были рассмотрены все рисковые сферы, а так же выявлены слабые и сильные места в обеспечении экономической безопасности в Транснефти. Большая часть коэффициентов находятся в безопасной зоне, но обнаружились и слабые места - коэффициент автономии, чье значение оказалось ниже нормативного, и относительная доля рынка, значение которой в 14 раз превышает норматив. В первом случае занижение значения можно объяснить тем, что на производствах, использующих большие мощности, для приобретения высокотехнологичного производственного оборудования требуются банковские кредиты, поэтому доля собственных средств так не высока. Тем не менее, рассмотрев коэффициент в динамике, можно было увидеть увеличение значение показателя и расценить это как положительную тенденцию. Во втором случае такое сильное превышение объясняется тем, что ПАО «Транснефть» транспортирует 85% всей добываемой в стран нефти, что делает
компанию по сути монополистом в отрасли транспортировки. Большое значение показателя с точки зрения коэффициентной оценки нельзя расценить негативно, но такая высокая доля рынка делает Транснефть субъектом антимонопольного регулирования. Общий же уровень обеспечения экономической безопасности в ПАО «Транснефть» был оценен на уровне 2,5, что по предлагаемой шкале расценивается как высокий уровень обеспечения экономической безопасности. Можно отметить, что проведенный анализ помог оценить общий уровень экономической безопасности, а так же одновременно дать оценку, как по величине, так и по направлениям развития уровня экономической безопасности, что может быть особенно важно при проведении дальнейшего стратегического анализа.
Кроме того в ходе исследования была выявлена сильная взаимосвязь между показателями технико-технологической безопасности и финансовой, а так же технико-технологической в совокупности с кадровой и влиянием факторов внешнего вмешательства третьих лиц. Можно отметить, что все вышеперечисленные индикаторы в разной степени влияют на экономическую безопасность отрасли, но их общее влияние создает некий рисковый фон для действия предприятий нефтяной промышленности, что, в связи с высоким уровнем значимости нефти в России, отражается и на национальной безопасности страны в целом.
Это позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность - комплексная система взаимосвязанных показателей, отражающих все сферы деятельности компании, которые необходимо рассматривать в совокупности. При формировании комплекса мер, направленных на выявление и предотвращения различных угроз деятельности предприятий нефтяного комплекса, необходима систематизация индикаторов хозяйственного риска при эксплуатации нефтяных объектов. Кроме того, необходимо учитывать специфику деятельности той или иной компании. Пренебрежение корректировкой на специфику деятельности может повлечь принятие неверных стратегических решений, сделанных на основе неверных выводов, что может повлечь усугубление рисков национальной безопасности страны, поскольку деятельность нефтяных компаний находится в сфере геополитических интересов страны. Поэтому обеспечение безопасности является одной из важнейших составляющих экономической политики России. При этом проблема анализа и обеспечения безопасности нефтяной отрасли в последние годы привлекает все более пристальное внимание специалистов-ученых и практиков, решающих задачи управления экономикой в ее топливно-энергетическом секторе.
1 О безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3 О государственной стратегии экономической безопасности РФ
(Основные положения) [Электронный ресурс] : указ президента РФ от от
29.04.1996 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ президента РФ от 17.12.1997 № 1300 ред. от 10.01.2000 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5 Аболенцев Ю.И., Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения): учебное пособие / Аболенцев Ю.И., Попов В.И. ; под ред. Ю.И. Аболенцева и В.И. Попова. - М.: Моск. ин-т МВД России, 2001. - 140 с.
6 Адоевская О.А., Хищение из нефтепроводов, нефтепродуктопродов и газо-проводов: понятие, причины, превенция: науч. изд. / Адоевская О.А., Безверхов А.Г., Сережкина К.Н. - Самара, 2007. - 36 с.
7 Белокрылова Е.А., Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный): монография / Белокрылова Е.А., Бевзюк ; под общ. ред. В. М. Бочарова. - Калининград : Калининградский ЮИ МВД России, 2009. - 218 с.
8 Бикетов П.В., Криминологические меры противодействия хищениям нефти и нефтепродуктов, совершаемым на предприятиях нефтегазовой
отрасли : дисс. ... канд. юридических наук : 12.00.08 / Бикетов П.В.; - Москва, 2010. - 202 с.
9 Бирюкова В.В. Факторы устойчивого развития нефтяной компании : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13 / Бирюкова В.В. - Москва, 2014. - 234 с.
10 Богданова Т.В., Экономическая безопасность транспортных организаций: научно-методические подходы и практика оценки / Богданова Т.В., Капырин А.А., Русинов Р.В. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - Москва, 2017. - Т. 10, № 4. - С. 55-59.
11 Бочаров А.И., Вопросы повышения эффективности мероприятий по подрыву экономических основ незаконного оборота нефти и нефтепродуктов, похищенных из магистральных трубопроводов / Бочаров А.И. // Вестник МВД России № 1. - М., 2009.
12 Брехова Ю.В. Об оценке системной несостоятельности предприятий нефтяного комплекса / Брехова Ю.В. // Научный вестник ВАГС. Серия: экономика. 2015. - № 2. С. 74-78.
13 Брехова Ю.В. О направлениях развития отечественной нефтяной отрасли в контексте обеспечения экономической безопасности России / Брехова Ю.В. / сборник материалов II межвузовской научной конференции; под ред. Т.И. Безденежных, В.В. Шапкина. - СПб, 2015. - 157с.
14 Брехова Ю.В. Стратегии развития нефтяных компаний в условиях колебаний мировых цен на нефть : учебное пособие / Брехова Ю.В. ; под ред. Т.И. Безденежных, В.В. Шапкина - 2015. - № 3-4. С. 17-23
15 Бушуев В.В., Конопляник А.А., Миркин А.А. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз. М.: Энергия, 2016. 109 с.
16 Быть во всеоружии [Электронный ресурс] : газета ПАО
«Транснефть»: «Индустрия безопасности» - Москва, 2018. - Режим доступа: http://kama.transneft.ru/press/news/?id=49691
17 Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации / Воронов А.М. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 4 (26). С. 35-42.
18 Громов А.И. Мировой рынок нефти и нефтяная отрасль России в условиях «низких» цен на нефть [Электронный ресурс] / Громов А.И. // Вестник Финансовой академии. - 2003. - №4. - Режим доступа: http://www.fief. ru/img/files/Mirovoi_rynok_neffi
19 Губин Б.В. Тенденции основных угроз экономической безопасности по регионам страны // Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 185-201.
20 Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Гунич С.В. - 2014. - С. 15-17.
21 Гуриев С.К., Экономика «ресурсного проклятия»: науч. изд. / Гуриев С.К., Сонин К.П., - 2008. № 4.
22 Дарькин С.М. Обеспечение экономической безопасности трансграничных регионов России: дис. ... канд. эконом. наук.: 16.00.04 / Дарькин С.М. - М.: Институт экономики РАН, 2004. - 301 с.
23 Десять основных рисков для компаний нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] : Исследование «Эрнст энд Янг» в области бизнес¬рисков - Электрон. журн. - 2016. - Режим доступа: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.
24 Калюжный А.Н. Федеральный закон «О безопасности»: итоги реализации и перспективы развития // Военно-юридический журнал. 2014. № 3. С. 7-10.
25 Капырин А.А. Концептуальные основы экономической безопасности и пути их реализации на предприятиях транспорта: дис. ... канд. экон.наук. 13.00.16 / Капырин А.А. - М., 2016.
26 Капырин А.А. Влияние угроз экономической безопасности воздушного транспорта / Капырин А.А. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М., 2008.
27 Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности / Кардашова И.Б. // Административное право и процесс: сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2014. № 5. С. 29-32.
28 Мельников А.В. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития нефтяной отрасли: дисс. ...канд. экон. наук. 10.01.14 - СПб., 2014. - 56 с.
29 Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ.ред. А.А. Прохожева. - М.: РАГС, 2005. - 344 с.
30 Подчерняев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов в нефтяной отрасли: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2007 - 32 с.
31 Растамханова Л.Н., Братцева А.А. Анализ внешних и внутренних факторов финансовой устойчивости дочернего нефтегазового предприятия // ARS ADMINISTRANDI. 2012. № 3. С. 70-79.
32 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К.Сенчагова - 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
33 Сливной бизнес. Нелегальные врезки в нефтепроводы остаются не решаемой проблемой для правоохранителей и законодателей [Электронный ресурс] : газета «Наша Версия» - Москва, 2018 - Режим доступа: http://druzhba. transneft.ru/press/news/? id=48491
34 "Транснефти" нужно больше безопасности Газета «ComNews». :
газета «ComNews» - Москва, 2017 - Режим доступа:
http://centralsiberia.transneft.ra/press/news/?id=48121
35 Хлопов О.А. Особенности влияния ОПЕК на международную энергетическую безопасность // Власть . 2014. № 10 . С. 79 - 83.
36 Zable, Graham Population and Energy [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mnforsustain.org/pop_population_and_energy_zable.g.htm