держание 2
Введение 3
1. Исторический путь к Соглашению об экономическом сотрудничестве 2014-го года 10
1.1. Положение дел до 2014 10
1.2. Подготовка к подписанию Соглашения об экономическом
сотрудничестве 20
1.3. Критика соглашения 24
2. Подписание соглашения об экономическом сотрудничестве -
реализация, прогнозы 33
2.1. Содержание соглашения 33
2.2. Реализация соглашения об экономическом сотрудничестве,
возможные перспективы 37
2.3. Влияние Соглашения об экономическом сотрудничестве на
Гану 45
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения 56
Западная Африка делает впечатляющий прогресс в области экономического роста, демократизации и регионального сотрудничества. К странам этого региона относят Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот- д'Ивуар, Либерию, Мали, Нигер, Нигерию, Сенегал, Сьерра-Леоне, Гану, Гамбию, Гвинею, Гвинею-Биссау и Того, которые стремятся принимать активное участие в мирохозяйственных связях, несмотря на то, что их доля в международной торговле, мировом валовом продукте, а также в финансовых и инвестиционных процессах незначительна. В последнее время рост насилия и конфликтов, а также незаконный оборот наркотиков, пиратства, экстремизма и других новых угроз вызвали опасения по поводу его будущего развития. Тем не менее, усилий по предотвращению конфликтов также становится все больше, что способствует общей стабильности. Политика в области развития играет решающую роль в уменьшении числа конфликтов в долгосрочной перспективе. Это требует принятия мер во многих областях, включая поддержку отстающих регионов, укрепления местного управления, улучшения управления земельными ресурсами, а также стимулирование создания новых рабочих мест.
Очевидно, что ЕС сегодня является одним из наиболее важных экономических партнеров Африки, и в 2014г это сотрудничество было подкреплено Соглашением об экономическом партнерстве. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что отношения между ЕС и Западной Африкой стремительно развиваются, а данное соглашение вызывает немало споров со стороны исследователей.
Объектом работы является экономический аспект внешней политики ЕС относительно стран Западной Африки. Предметом можно назвать роль Соглашения об экономическом сотрудничестве в отношениях ЕС-Западная Африка.
Основной целью работы является выявление степени влияния данного соглашения на экономические отношения стран Западной Африки и ЕС. Автором работы была выбрана к рассмотрению именно Западная Африка, так как в той части континента находится наибольшее число бывших французских колоний. Совместная стратегия и план действий, согласованных в Лиссабоне обеспечивают прочную платформу для расширения партнерских отношений и тесной координации усилий ЕС в целях обеспечения дальнейшего мира и безопасности на обоих континентах, а также в стремлениях внести свой вклад в глобальную безопасность. В связи с этим, основными задачами моей работы являлось:
• Исследовать процесс установления экономических отношений между ЕС и Западной Африкой, начиная с начала 2000гг. и вплоть до заключения Соглашения об экономическом сотрудничестве.
• Рассмотреть мнения и критику экспертов по поводу данного соглашения, его плюсы и минусы.
• Изучить содержание соглашения.
• Выявить изменения, произошедшие в экономических отношениях между Западной Африкой и ЕС в области экономики после заключения соглашения
• Определить влияние на конкретную страну (на примере Г аны)
В настоящее время тема взаимоотношений ЕС и Африки довольно часто освещается в статьях как зарубежных, так и отечественных исследователей. К примеру, диссертация Агидиссу Симфорьен Жонас, написанная в 2008 году, удачно демонстрирует контраст между тем что было до 2007 года, и тем, что стало после принятия Лиссабонского договора. Автор пишет о проведенном исследовании, которое показало, что объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику стран Западной Африки, был незначителен, преобладающая часть внешних финансовых ресурсов поступала в виде официальной финансовой помощи и международных кредитов. Тем не менее он подчеркивает, что по данным Всемирного Банка, Западная Африка находилась на пятом месте в списке регионов, крупнейших получателей официальной помощи от других государств - почти 70% инвестиционных расходов государств региона покрывается за счет иностранной помощи. Далее, уже в 2011 году Ник Уэсткотт, управляющий службы Европейских внешних действий в Африке, на конференции Института по изучению безопасности Европейского союза (EUISS) по политике ЕС в Африке после Лиссабона обращает внимание на то, как Лиссабонский договор в качестве «служителя государств-членов". Н. Уэсткотт описывает различные способы, с помощью которых ЕС развивает сотрудничество с Африкой и ее народом: от гуманитарной помощи до торговли и инвестиций; от безопасности и стабильности развития до борьбы с изменением климата. Если брать в целом отношения ЕС-Западная Африка, то же касается и безопасности - Джон К Шинкайе, начальник штаба бюро председателей по Африканскому союзу, пишет о том, что политический диалог между ЕС и Африкой бесспорно развивается, способствуя лучшему пониманию и реализации общих подходов к проблемам и безопасности в Африке, Европе и во всем мире, о чем свидетельствуют структурные и систематические связи между органами принятия решений, таких, как комитет по миру и безопасности ЕС ( PSC) и АС PSC, Военный комитет ЕС (ЕЦМРК) и АС Военно-штабной комитет (MSC), группы по управлению кризисами с обеих сторон ЕС также оказывает ценную финансовую поддержку операций. В подтверждение достоверности его слов мною были приведены данные из отчета Африканского фонда мира на 2014 год, которые подтверждают тот факт, что происходит наращивание потенциала в области безопасности, начинают создаваться и развиваться Африканские учебные центры мира и безопасности, также приводятся данные об их эффективности.
В области экономики прогресс подтверждается докладами Европейской комиссии «Экономическое воздействие Соглашения об экономическом партнерстве Западной Африки и ЕС», «Соглашение об экономическом партнерстве с Западной Африкой - факты и цифры», которые говорят о том, что Западная Африка является основным экономическим партнером ЕС среди регионов АКТ и что заключение соглашения демонстрирует стремления Западной Африки к более тесной региональной интеграции, которую СЭП стремится поддержать, а данное сотрудничество является крупным достижением с точки зрения торговли и развития. - и текстом самого соглашения. Также мной был изучен текст самого соглашения - «Соглашение об экономическом партнерстве между ВАС, ЭКОВАС и ЗАЭВС, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами, с другой стороны», подписанного в 2014 году. В нем говорится, что СЭП поможет Западной Африке лучше интегрироваться в глобальную торговую систему и будет поддерживать инвестиции и экономический рост в регионе. Далее мною была анализирована информация с официального сайта Европейской комиссии, Российского совета по международным делам, сайта под названием «Африканский экономический прогноз», Центрального разведывательного управления статистика ЕВРОСТАТ, , что помогло получить точные данные из проверенных источников, в том числе статистические данные и тексты договоров и соглашений.
Евросоюз имеет масштабные планы на 2014-2020 гг, которые расписаны в соответствующей программе «Региональная ориентировочная программа Европейского союза - Западной Африки на 2014-2020 годы», в частности это поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе, развитие региональной экономической интеграции и помощь в развитии торговли. Данную программу легко можно найти на официальном сайте ЕС. Александр Марк, Нилам Верджи, Стефан Могака пишут о том, что требуется вмешательство во многие области, включая поддержку отстающих регионов, укрепление местного управления, улучшение землеустройства и стимулирование создания рабочих мест среди других.
Несмотря на оптимистичные доклады Европейской комиссии, мнения насчет Соглашения об экономическом сотрудничестве весьма различались и различаются до сих пор. Согласно статье, с говорящим названием «Лидеры Западной Африки поддерживают соглашение об экономическом партнерстве с ЕС» - соглашение полностью учитывает различия в уровне развития между двумя регионами. В соответствии с условиями соглашения, Западная Африка будет по-прежнему иметь возможность защитить свою сельскохозяйственную продукцию либо путем тарифного регулирования либо, в случае необходимости, путем введения защитных мер.
Тем не менее, Харрис Хассан, Гуанчэн Цяо в своей статье «Соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и ЭКОВАС - новые рамки для торговли и инвестиций» пишут о том, что и правда, в результате постепенной либерализации рынка ЭКОВАС поток продуктов ЕС увеличивался. Но при этом есть вероятность, что более дешевые продукты из ЕС, затопляющие местный рынок, будут нести угрозу местному производству в Западной Африке.
Таким образом, не все авторы утверждают, что все проходило как по маслу и перспективы ожидаются радужными для обеих сторон. Кандидат политических наук института Африки РАН, И.Л. Лилеев, в статье «ЕС и Африка: время смены приоритетов» утверждает, что в течение многих лет ряд лидеров африканских государств использовали европейские деньги почти исключительно для собственного обогащения - они откровенно игнорировали мнение местной общественности. Поэтому, чтобы что-то изменить потребуется немало усилий. В статье на сайте Международного центра торговли и устойчивого развития «Страны Западной Африки и
ЕС добились умеренного прогресса в торговых переговорах» говорится о том, что перед тем как добиться экономического соглашения между ЕС и ЭКОВАС стороны столкнулись с рядом разногласий. Одним из наиболее спорных вопросов на переговорах был вопрос о том, как страны Западной Африки должны открывать свои рынки для европейского импорта. Также между ЕС и ЭКОВАС существовали разногласия по спорному положению о режиме страны наибольшего благоприятствования. ЭКОВАС добивался от ЕС отмены сельскохозяйственных субсидий, которые, по его мнению, оказывают негативное влияние на западноафриканских
сельхозпроизводителей. Однако ЕС утверждал, что у него нет особого политического желания идти на дальнейшие уступки по сельскохозяйственным субсидиям в рамках переговоров ВТО. Впрочем, на встрече в Брюсселе стороны все же договорились о создании контактной группы. Дирк Конерт, в своей статье «Экономические отношения между ЕС и Африкой: продолжающееся господство в торговле» отмечает, что двумя спорными моментами обсуждения были последствия для региональной интеграции и борьбы с нищетой.
Сильвестр Багуоро, в статье «Торговля Западной Афирики с Европой: кому это принесет больше пользы?» говорит о том, что во- первых, соглашение запрещает использование тарифов в качестве инструмента промышленного развития., что является его минусом. Второе положение, которое лишает страны-члены Западной Африки необходимого пространства для развития - использование экспортных налогов. автор приходит к выводу, что, к сожалению, Западная Африка уступила свой тарифный доход в обмен на обещанную помощь со стороны ЕС, а также что СЭП является нападением на национальный суверенитет.
Также в качестве демонстрации альтернативного мнения, мною была приведена статья Мавуна Ремарк Коутонин, в которой на примере Франции демонстрируется негативная сторона зависимости бывших африканских колоний от Запада. По данным на 2014 год, приведенным автором, 14 африканских стран обязаны поставлять Франции 85% своего иностранного резерва в центральный банк Франции под французским контролем. Того и около 13 других африканских стран до сих пор платят колониальный долг Франции. М. Дмитриев в своей статье «Специфика конкурентной борьбы за сферы влияния в современной Африке» показывает какие цели преследует ЕС в сотрудничестве с Западной Африкой. Он пишет о том, что в последнее время одна из главных целей политики Евросоюза в Африке —снизить миграционное давление на Европу путем стабилизации экономической и социально-политической ситуации в Африке. ЕС критикует область политики Африканских стран, касающуюся прав человека, что вызывает острую реакцию в Африке. всё более серьезную конкуренцию Евросоюзу в Африке начинает представлять объединение БРИКС, согласованные действия государств-членов данного объединения уже сейчас заметно снижают способность ЕС отстаивать свои интересы на африканском континенте.
Таким образом, исходя из выше перечисленной литературы и источников, можно сделать выводы о том, что путь развития отношений ЕС- Западная Африка, который привел к заключению соглашения, был сложен и тернист, что было обусловлено низким уровнем политического развития региона, существующими разногласиями между ЭКОВАС и ЕС, и т.д. Мнения и отношение к данному соглашению у экспертов, исследователей - различаются, но тем не менее, между сторонами был достигнут ряд договоренностей и многие авторы говорят о развитии данных отношений.
Западная Африка является крупнейшим торговым партнером ЕС в странах Африки к югу от Сахары. А ЕС является крупнейшим торговым партнером для Западной Африки. ЕС поставляет большую часть оборудования, что способствует экономическому росту и развитию в регионе и является основным экспортным рынком для Западной Африки сельскохозяйственной и рыбной продукции. Соглашение объединяет не только 16 стран региона, но и их две региональные организации: Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС). Это является ясным свидетельством стремления Западной Африки к более тесной региональной интеграции, которую СЭП стремится поддержать. Как и в других регионах АКТ, это соглашение будет реализовано на практике взаимовыгодным образом.
Основными вопросами, на которых сосредоточивалось в последние годы внимание Европейского Союза, когда речь шла об Африке, были вопросы долгового бремени, региональной безопасности, урегулирования конфликтов, борьбы с эпидемией СПИДа и борьбы с нелегальной иммиграцией. Ник Уэсткотт, директор Европейской службы внешних действий по Африке, в своей речи на конференции в 2011 отмечает, что после принятия Лиссабонского договора, а в частности после создания Европейской службы внешних действий. в отношениях ЕС и Африки начался новый этап. Объявляется начало борьбы с пиратством через EUNAVFOR, в тесном сотрудничестве с США, Россией, Китаем и Индией. ЕС продолжает оказывать гуманитарную поддержку, являясь крупнейшим поставщиком гуманитарной помощи в целях содействия в развитии стран. Что касается торговых отношений, Западная Африка является крупнейшим торговым партнером ЕС в странах Африки к югу от Сахары. В 2014 году между ЕС и странами западной Африки (ЭКОВАС ) было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве с Западной Африкой, которое охватывает и сотрудничество в области развития. Политический диалог бесспорно развивается, способствуя лучшему пониманию и реализации общих подходов к проблемам и безопасности в Африке. Происходит содействие региональной интеграции, экономическому сотрудничеству и качественному управлению экономикой в Западной Африке, создается торгово-экономическое партнерство. ЕС также оказывает ценную финансовую поддержку операций по поддержанию мира, проводимой Африканским союзом. Евросоюз имеет масштабные планы на 2014-2020 гг, которые расписаны в соответствующей программе, в частности поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе, развитие региональной экономической интеграции и помощь в развитии торговли. СЭП прокладывает путь для стабильных и долгосрочных двусторонних торговых отношений между Западной Африкой и ЕС. Обе стороны нуждаются в данном сотрудничестве, но не исключено что есть цели, которые не лежат на поверхности - добиться влияния, как, возможно, этого хочет ЕС, соревнуясь с другими государствами. Критика, обрушавшаяся на Соглашение об экономическом сотрудничестве, конечно, не образовалась на пустом месте - ограниченная защита местных рынков, возможные потери для местного производства, нападение на суверенитет и на способность принимать самостоятельные политические решения - во всем этом обвиняется договор. Также эксперты обвиняют Западную Африку в том, что она уступила свои тарифные доходы в обмен на обещанную помощь со стороны ЕС, хотя доходы, которые можно получить без СЭП, даже больше, чем эта неопределенная помощь. Например, Гана может потерять более 300 млн долларов в год, по оценкам Южного центра, подписав СЭП. Регион в целом теряет 1,8 млрд долл. в год в виде налоговых поступлений от импорта. В свою очередь, ЕС обещает выделить 6,5 млрд. Евро (8,8 млрд. Долларов) на весь регион в течение пяти лет. Это бледнеет по сравнению с доходом, который можно было бы получить. Говоря о Гане, как о конкретно взятом примере, прогресс пока что, не ощущается, некоторые показатели - такие как темпы роста ВВП например, напротив, падают. Помимо отношений в сфере экономики, энергетики и торговли, между ЕС и странами Африки развиваются также политические, культурные и научные связи. Положительная динамика в данных отношениях вполне ощутима, по- крайней мере, с точки зрения Европейского
1) Национальная экономическая энциклопедия [Электронныйресурс], - http://vocable.ru/termin/lomeiskie-konvencii.html
2) Российский совет по международным делам: URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=3438#top-content
3) Сайт Европейской Комиссии: URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/regions/west-africa/
4) African, Caribbean, and Pacific Group of States [Электронныйресурс], - http: //www.acp. int/
5) ECOWAS Commission [Электронныйресурс], - http://www.comm.ecowas.int/about-ecowas/history/
6) The Central Intelligence Agency [Электронныйресурс], - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gh.html
Литература:
7) Агидиссу Симфорьен Жонас. Внешнеэкономические связи стран Западной Африки: пути развития и совершенствования : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.14 / Агидиссу Симфорьен Жонас; [Место защиты: Финансовая акад. при Правительстве РФ]. - Москва, 2008.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/228
8) Денисов А. Экономическое развитие в Африке: поиск новых путей решения старых проблем // Азия и Африка сегодня. 2005 г. № 1.
9) Дмитриев М. Специфика конкурентной борьбы за сферы влияния в современной Африке / М.И. Дмитриев // Суть времени -2016. - № 185.
10) Лидеры Западной Африки поддерживают соглашение об экономическом партнерстве с ЕС [Электронный ресурс] / eureporter .Режим доступа: https://ru.eureporter.co/world/2014/07/11/west-african- leaders-back-economic-partnership-agreement-with-eu/ , свободный. (Дата обращения: 16.02.2017 г.).
11) Лилеев, И.Л. ЕС и Африка: время смены приоритетов [Электронныйресурс], -
http: //www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat= 152&type =news&newsid=3082
12) Фадеев, А.В. Европейские инвестиционные проекты в странах Африки. / А.В. Фадеев // Сборник научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью». - М.: ГОУ ДПО ГАСИС, 2007, 318-328 с
13) Чабан Е.В. Вступает в силу первое соглашение об экономическом партнерстве ЕС с африканскими странами [Электронныйресурс], - https://offshore.su/blog/offshore_news
14) Шитов В. Н. Африка Южнее Сахары. Тенденции и противоречия развития. -М.: МГИМО Университет, 2006 г.
15) Экономика Ганы ereport.ru [Электронныйресурс], - http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=ghana
..45