АННОТАЦИЯ 3ДЕНИЕ 4
Глава 1 Профанные функции тувинского жилища 11
1.1 Подвижный образ жизни и типы жилищ 12
1.2 Юрта и интерьер тувинского жилища 17
Глава 2 Сакральные функции жилища 28
2.1 Религиозные представления тувинцев 29
2.2 Сакральный аспект жилища скотоводов 35
2.3 Интерьер жилища шамана и шаманские ритуалы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность. В современном мире вследствие глобализации происходит унификация этнических культур. Многие элементы традиционной культуры у народов России исчезли или сильно трансформировались в советский период, по причине проведения политики «выравнивания национальных окраин». Тувинцы позже других народов вошли в состав Советского Союза, и это позволило сохранить многие элементы традиционной культуры, уже исчезнувшие у народов сопредельных территорий СаяноАлтайского нагорья. Поэтому традиционная культура тувинцев представляет большой научный интерес, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.
Также на данный момент в национальных регионах Российской Федерации идут активные процессы, направленные на укрепление самоидентификации. Принимаются программы по возрождению и распространению родных языков, активно изучается история народов, местная культура, фольклор прежде всего для сохранения исконного менталитета. На этом фоне у представителей разных народов пробуждается интерес к личной самоидентификации. Возникают вопросы о своем народе, своих предках, о том, как они жили. Так, у младших поколений тувинцев сохраняется интерес к традиционному образу жизни, поэтому данная работа будет актуальна и для молодого поколения.
Жилище, дом - это место, где сосредоточена вся жизнь человека от рождения до смерти. Все пространство в жилище обустроено исходя из человеческих потребностей, но при этом в традиционном жилище разных народов можно рассмотреть черты, связанные именно с духовной жизнью. Это сакральное содержание может иметь разные интерпретации и выражает разные религиозные верования. В этом плане, тувинская юрта один из ярких примеров того, как разные религии могут органично существовать в едином пространстве.
Степень изученности темы. Проблемы тувинской этнографии изучали на протяжении долгого времени. Авторы досоветского периода, путешественники Ф. Я. Кон, Г. Н. Потанин, А. В. Адрианов акцентировали внимание на жизни, быту, культурных традициях, т.к. не было никаких сведений о народе, важно было само открытие его культуры и их знакомство с тувинцами.
Ф.Я. Кон в своей работе мельком описывал юрту, акцентируя внимание на связи ее с монгольской юртой, останавливался на характеристике и на различии в убранстве юрты между зажиточными урянхайцами и бедняками.
Г. Н. Потанин также не останавливался только на описании жилищ тувинцев, указывая на их прямую связь с монгольскими юртами. Он подробно описал обрядовую практику тувинцев. При этом он подчеркивал присутствие домашних фетишей - «онгонов» у народа, выделил различные виды фетишей и подробно описывал их, самым распространенным фетишем он назвал «ээрен». Г. Н. Потанин подчеркнул четкое расположение алтаря у ламаистов тувинцев с буддийскими божествами прямо напротив дверей.
А. В. Адрианов тоже не описывал в подробностях жилище, говоря о его полном сходстве с монгольской юртой. Автор подчеркнул отсутствие конических юрт, крытых корой или берестой, также отметил расселение маленьких юрт бедняков вокруг одной главной, большой юрты богача.
Совершенно другая картина предстает в работах авторов советского периода. Они ставили своей задачей изучение уходящего мира кочевников, т.к. советская политика внесла серьезные изменения в быт людей, делая упор на переводе тувинцев, как и других народов Сибири, с феодального уровня на современный. Это сопровождалось переходом на оседлость, а скотоводство стало развиваться с преобладанием отгонного животноводства.
Вследствии социалистических преобразований, распространения атеизма у тувинцев сохранились лишь немногие традиционные формы культуры. Однако открытие археологических памятников в советский период дало множество археологических материалов, которые привлекли специалистов СССР. Стало возможным изучение истории древней и средневековой Тувы. Накапливались материалы, позволившие получить обширные сведения о быте, хозяйстве народа. Ученые стремились рассмотреть генезис тувинской культуры, закономерности ее развития.
Поэтому сведений о типах жилищ, их описаний становилось больше. Так, С. И. Вайнштейн в своей работе «Мир кочевников центра Азии» приходит к выводу, что отношение к жилому пространству, как и к его использованию у тувинцев регламентировалось сложившимися традициями. Определение места в нем для каждого члена семьи и гостей находилось в зависимости от их пола, возраста и социальной роли. При размещении отдельных предметов утвари также соблюдались правила. В организации жилого пространства отражались сакральные представления. Характеризуя жилое пространство юрты, он отмечал его условное разделение на две половины: на левую - восточную, и правую - западную, при южной ориентировке входа. С. И. Вайнштейн также выделил функциональность структуры жилого пространства юрты, начиная от входа, порога и рассмотрел связанные с ним нормы этикета, обусловленные многовековыми традициями, нарушение которых было невозможно. Также он остановился на значении очага.
Л. П. Потапов в своей монографии обратил внимание на описание войлочной юрты. Он рассмотрел вопросы устройства, деталей, размеров юрты. Им подробно описано внутреннее устройство юрты, расположение в ней предметов быта, указаны места обитателей юрты, охарактеризованы нормы поведения в ней присутствующих.
Авторы же постсоветского периода - Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В., М. Б. Кенин- Лопсан - уделяли обширное внимание многим аспектам сохранившейся культуры тувинцев. Ими описаны шаманизм, практики обрядов и древних обычаев, религиозные представления тувинцев.
Бутанаев В. Я. и Монгуш Ч. В. в монографии «Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков» раскрывают и углубляют знания о семейно-родовых фетишах тюркоязычных народов региона. В работе присутствует полный анализ видов оберегов, их функции, ритуалы, связанные с освящением и кормлением фетишей. Отдельно рассмотрена роль очага в жилище и его важная составляющая - «огненная защита» дома.
М. Б. Кенин-Лопсан в работе «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства» осветил сущность шаманизма и шаманских ритуалов, глубоко рассмотрел обрядовую практику, происхождение шаманских камланий. Для него важно было показать сущность шаманства, значение неоднозначного явления для народа, поэтому в этой работе тувинская этнография показана изнутри и носит более эмоциональный характер. Данное исследование содержит очень важную информацию, но с научной точки зрения требует критического анализа.
В рассмотренных работах ставятся разные проблемы, начиная от выяснения истоков шаманизма, и заканчивая проблемой сохранения самобытной тувинской культуры. Однако многие вопросы, связанные с самим тувинским жилищем, с его сакральной и профанной функциями, с культом огня, сакрализацией предметов интерьера, функциями духов дома еще не до конца изучены. Авторы освещают данные вопросы, но не анализируют их сакральных аспектов.
При этом многие этнографы уже ставили вопрос о сакральных функциях жилища. Основополагающей является работа Н. Л. Жуковской «Пространство и время в мировоззрении народов» . Автор сумела собрать богатый фактический материал о пространстве жилища монголов. В исследовании раскрыты роль сакральных функций жилого пространства в их жизни. Связанные с этим культурные, мифологические, религиозные представления и мировоззрение полностью раскрыты и систематизированы. Данная работа представляет глубокий интерес и является основополагающей в современной историографии, посвященной изучению жилищ народов Южной Сибири. Однако, аналогичного исследования, связанного с характеристикой типов жилищ тувинцев, анализом сакрального аспекта жилого пространства пока нет.
Итак, можно сделать вывод о том, что в тувинской историографии есть работы, связанные с раскрытием проблематики пространства жилища, но этот вопрос освещен недостаточно.
Объектом исследования является традиционная культура тувинцев, а предметом исследования - профанные и сакральные аспекты пространства тувинского жилища.
Целью работы является выявление профанного и сакрального пространства традиционного тувинского жилища.
На пути к достижению этой цели ставятся частные задачи:
1. Охарактеризовать образ жизни тувинцев и типы жилищ;
2. Описать устройство и интерьер юрты;
3. Охарактеризовать религиозные представления тувинцев;
4. Определить сакральные функции традиционного жилища;
5. Выявить сакральный аспект жилища шамана и место тувинского жилища в обрядовой практике.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX в. по начало XXI в. и определяется появлением этнографических работ по теме исследования.
Территориальные рамки охватывают пределы республики Тыва, степные районы проживания кочевых тувинцев-скотоводов («западные» тувинцы), преимущественно западная, южная и центральная Тува - это территории современных муниципальных районов: на западе - Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Монгун- Тайгинский кожууны, в центре - Кызылский, Тандинский, Чеди-Хольский кожууны, на юге - это Эрзинский, Тес-Хемский и Тере-Хольский кожууны.
Источниковая база.
1. Делопроизводственная документация представлена в дипломной работе в виде опубликованных отчетов путешественников ИРГО в Урянхайский край (современная респ. Тыва) и Западную Монголию. Это работа Потанина Г. Н. «Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. : Материалы этнографические» , отчет Адрианова А. В. «Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению Имп. РГО членом-сотрудником А. В. Адриановым» . А также документ капитана Попова В. Л. «Через Саяны и Монголию. Ч. I-я. Очерк путешествия. Отчет начальника Монгольской экспедиции, Генерального Штаба, Капитана Попова» , отправленного в Урянхайский край в целях торговой экспедиции.
2. Этнографические материалы путешественников XIX - начала XXвеков - это материалы исследователей в форме путевых заметок, очерков, дневниковых записей, а также опубликованных книг по собственным полевым материалам. Это, прежде всего, опубликованный дневник Ф. Я. Кона «За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. III. Экспедиция в Сойотию» и обширная по содержанию работа Яковлева Е. К. «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела Музея» - это одна из первых этнографических работ по систематизации и генезису народов Южной Сибири.
А также труды Грум-Гржимайло Г. Е. «Западная Монголия и Урянхайский край. Т.
3. Вып. 1. Антропологический и этнографический очерк этих стран» , где полевые материалы о тувинцах широко освещены и систематизированы.
К данному типу источников также относится дневник Радлова В. В. «Из главы VIII. Дневник путешествия к сойонам в 1861 г.» , где интересно представлено само видение тувинского народа глазами путешественника, и работа Позднеева А. М. «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу» , в которой основательно отражена специфика жизни тувинских лам.
Можно отметить также и работу Каррутерса Д. «Неведомая Монголия. Т. I. Урянхайский край» - это книга, изначально издававшаяся в Великобритании, в ней представлены богатые полевые материалы о жителях отдаленных местностей Западной Тувы.
3. Этнографические материалы исследователей XXв. - это работа Каралькина П. И. «Жилище в Западной Туве» - сведения были собраны течение археологоэтнографической экспедиции Западной Тувы в 1957-1958 годах. А также материалы Потапова Л. П. «Очерки народного быта тувинцев» , в работе представлены полевые материалы, собранные за время экспедиций с 1950-1970-е года.
4. Личные полевые материалы представлены в виде текстовых записей интервью, заметок, схематических изображений и фотографий. Материалы были собраны в 2019 и 2020 гг.
Это сведения , полученные в ходе интервью с хозяевами юрты в чабанской стоянке у с. Комарово Лог (Пий-Хемский кожуун, республика Тыва). Интервью представлено в приложении А.
Существенную помощь в написании работы оказала К. М. Дугар-Сюрюн (практикующая шаманка), согласившаяся также дать интервью по теме исследования. Интервью представлено в приложении Б.
Пространство традиционной тувинской юрты отражает два разных, но связанных аспекта: профанный и сакральный. Профанный аспект выражается через бытовой функциональный взгляд. Кочевое скотоводство тувинцев — это вынужденное хозяйство, единственно подходящее под суровые климатические и географические условия. Кочевая жизнь предполагает содержание огромного количества крупного рогатого скота и постоянные перекочевки каждый сезон. Такой образ жизни поставил человека в рамки и заставил приспособиться. В поиске оптимального варианта для такой жизни тувинцы использовали разные типы жилищ: чум, шалаш и юрта. Но последний вариант - юрта, стал самым удобным. Относительная легкость перевозки и сборки юрты позволила тувинцам перемещаться без труда на дальние расстояния, сборка жилища занимала всего 2 часа. Очаг в центре давал равномерное распределение тепла, покрытие войлоком способствовало сохранению этого тепла, а круглая конструкция юрты делало жилище устойчивым во время сильных ветров и морозов. Внутренний интерьер юрты отвечал всем требованиям хозяйственной жизни.
Сакральный аспект обусловлен мировоззрением тувинского народа. Сложное формирование религиозных взглядов народа можно выявить и на примере обрядовой практики, и на примере традиционного тувинского жилища - юрты. Юрта - воплощение трех разных верований тувинцев, дошаманских представлений, шаманизма и ламаизма. По истечении времени эти религии, появляясь, не вступали в противостояние и вытеснение, наоборот, для жизнеспособности новой религии, необходимо было слияние со старой религией. Так, тувинские шаманы для утверждения своего статуса монополизировали многие обрядовые функции рядовых тувинцев, это были обряды поклонения и кормления огня, которые были частью дошаманских религий, фетишизма и анимизма, культа предков.
Проникновение буддизма в Туву носило очень сложный характер, тувинцы с уже утвердившейся формой шаманизма в своих представлениях отталкивали приятие новой чуждой религии, ламаизма. Тибетские ламы для утверждения ламаизма, наполняли своими религиозными смыслами уже существующие обряды тувинские обряды.
Так, три религии синкретизировались. Сложные синкретичные религиозные напластования тувинской культуры были выражены в юрте. «Тёр», очаг, порог с ориентацией двери, «ээрени» и обряды, связанные с культом огня - это компоненты трех религий, воплощенных в одном тувинском жилище. Эти компоненты повлияли на мировоззрение тувинцев, наполнили юрту своим особым содержанием, хозяева юрты
поклонялись очагу, верили в жизнь умерших предков в ээренях и существование духов, а также молились буддийскому пантеону богов.
Но самым важным составляющим сакрального содержания юрты являются космологические представления - основа организации пространства тувинской юрты. Тувинцы в юрте воплотили свой отдельный личный мир, центр этого мира - очаг, хозяин очага - самый главный дух в жилище, так как разведение огня давало жизнь всему жилому пространству. Духи и божества, обитающие в почетной части жилища «тёр», сначала - это «ээрени» и «онгоны», а позже - буддийские божества почитались жильцами юрты, им делали подношения, старались угодить, чтобы духи не наказали их. Культ предков, выраженный в материализации своих умерших родственников, нашел отражение в «ээренях» и «онгонах», указывает на связь традиций, почитание старших. Дух дверного порога, также почитаемый тувинцами воплощен через запреты по обращению с ним (не наступать; не садиться), вход - это олицетворение начала мира юрты, поэтому дух порога - священный. Также и дымовой круг, служивший окном, пропускал свет и вместе с ним вдыхал жизнь в пространство.
Все эти духи в концепции того, что юрта - отдельный мир, микрокосм Вселенной, являются взаимосвязанными компонентами жилища. Они влияли на человека, живущего в этом пространстве, ставили его в рамки. Священные элементы - очаг, порог и «тёр» создали оси в пространстве жилища, по которым человек ориентировался. Очаг - центр, порог - его выход ориентирован на восток, «тёр» - напротив входа. Каждый элемент - воплощение духа, которого нужно почитать. Оказавшись внутри пространства и увидев эти элементы человек осознавал, справа - женская сторона, «нечистая», слева - мужская, «чистая» и выстраивал стратегии поведения в юрте. Этикет, нормы, традиции, обычаи, обряды все находит взаимосвязь с осью, проходящей внутри пространства юрты.
Центр, элементы, ось, правила, обычаи — это все говорит о большой сакральной системе. Юрта, таким образом, мини-Вселенная. Ее пространство священно. Жесткая регламентация пространства, обилие духов, множество запретов не давило на сознание человека, это все ставило его в рамки. Но они были понятны человеку, в отличие от Хаоса внешнего мира, где не понятно ничего. Правила создавали гармонию и комфорт, тувинец отгородился от опасностей этого мира в безопасном круглом пространстве юрты, населенном множеством духов.
Шаман - особая фигура этого пространства. Шаман - средство общения с духами, передает важную информацию, но, главное, это лекарь. Шаман с помощью обрядов очищает пространство юрты, также поклоняется культу огня и создает обереги, защищающие дом и людей. По исследованию жилища современного шамана, было 53
выявлено, что оно отличается строгостью ориентировки в силу жестких религиозных взглядов, традиций. А сакральные аспекты сохранились, но в измененном виде. Мужская и женская сторона нашли иные воплощения в жилище шамана по сравнению с традиционной юртой, это мужской оберег и священный «тёр». Дверь может выхо,дить на север и на юг, а не только на восток. Обилие духов в жилище шамана, традиции, религиозное мировоззрение ставят шамана в жесткие реалии того, как пространство внутри дома должно быть регламентировано для гармонии жизни духов. Каждая деталь должна быть на своем месте и правильно «смотреть». Все жилище обустроено так, чтобы угодить духам и не обидеть.
Исследование современной юрты в чабанской стоянке показало сохранение преемственности. Пятое поколение уже живет в данной юрте, передача информации шла из поколения в поколение, сама юрта датируется концом XIX в. Описанная жителями сборка соответствует источникам работы - материалам путешественников. Интерьер не отличим от описаний в историографии. Присутствуют изменения, обусловленные технологическим прогрессом. Это современная печь, труба, выходящая в дымоход, газовые горелки, современные кровати, ковры, керамическая посуда. В остальном интерьер повторяется, интересной деталью является «тёр», богато украшенный изображениями буддийских божеств, но в ходе интервью, жильцы признались в неверии в буддизм, а наличие в «тёр» изображений объяснили преемственностью традиций, что так было и должно быть.
Так, пространство юрты наполнено сакральными смыслами. Восприятие путешественников, давших описание юрт, показывает, насколько непонятно и не видно человеку, находящемуся вне культуры, видеть богатство этих черт и смыслов, когда каждый тувинец на чабанской стоянке в этом мире духов живет и правила знает.
Тувинская культура имеет очень богатое наследие, обладает рядом самобытных, индивидуальных черт. Религиозные представления как часть культуры тувинцев - один из самых важных и неизученных аспектов в тувинской этнографии. Пространство юрты показывает сложность мировоззрения тувинцев. При этом, существует пространство, имеющее и более обширное сакральное содержание, это пространство - вне юрты, внешний опасный мир. Этот аспект также является малоизученным в тувинской этнографии, и может быть перспективным продолжением данной работы.
1. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению Имп. РГО членом-сотрудником А.В. Адриановым // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - Кызыл : Тываполиграф, 2014. - Т. 3. - С. 98-159.
2. Попов В. Л. Через Саяны и Монголию. Ч. I-я. Очерк путешествия. Отчет начальника Монгольской экспедиции, Генерального Штаба, Капитана Попова // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - Кызыл : Тываполиграф, 2014. - Т. 3. - С. 290341.
3. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. : Материалы этнографические / Г. Н. Потанин. - Спб. : Типография В. Киршбаума, 1883. - 1054 с.
4. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. : Материалы этнографические // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - М. : Слово, 2007.
- Т. 2. - С. 420-495.
Этнографические материалы путешественников XIX - начала XXвеков
5. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 3. Вып. 1. Антропологический и этнографический очерк этих стран / Г. Е. Грум-Гржимайло. - Ленинград : Типография Гл. Ботанического сада, Аптекарский пр. №1, 1926. - 415 с.
6. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Т. I. Урянхайский край // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - М. : Слово, 2007. - Т. 4. - С. 10-261.
7. Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1899 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества / Н. Ф. Катанов. - Кызыл : ТИГИ при Правительстве РТ, 2011. - 383 с.
8. Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. III. Экспедиция в Сойотию // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - М. : Слово, 2007. - Т. 4. - С. 348-547.
9. Островских П. Е. Саянские хищники. Рассказы / Островских П. Е. - М. : ГИЗ, 1927. - 52 с.
10. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу / Позднеев А. М.
- СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1887. - 492 с.
11. Радлов В. В. Из главы VIII. Дневник путешествия к сойонам в 1861 г. // Урянхай. Тыва Дептер : в 7 т. / сост-ль С. К. Шойгу. - М. : Слово, 2007. - Т. 2. - С. 255-281.
12. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела Музея // Описание Минусинского музея. Вып. IV. Отдел этнографический. - Минусинск : издано на средства В.А. Данилова, 1900. - 357 с.
Этнографические материалы исследователей XXв.
13. Каралькин П. И. Жилище в Западной Туве // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. I. Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы 1957-1958 гг. - Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1960. - С. 267-283.
14. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев / Потапов Л. П. - М. : Наука, 1969. - 401 с.
Литература
15. Базырчап А. О. Обряд освящения истока воды (реки) у тувинцев // Вестник Калмыцкого Университета. - 2016. - №4(32). - С. 10-15.
..31