ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В
ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Сущность и роль отбора персонала в системе управления персоналом ... 4
1.2. Методы отбора персонала в организации 11
1.3. Особенности отбора персонала в банке 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ООО ХКФ
БАНК» 25
2.1. Краткая характеристика ООО «ХКФ Банк» 25
2.2. Проблема отбора персонала в ООО ХКФ Банк» 30
2.3. Содержание рекомендаций по отбору персонала в ООО ХКФ Банк» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Гарантия существования, роста и развития, конкурентоспособности и долгосрочной перспективы любой организации являются - ее человеческие ресурсы, их качество, личностные и профессиональные характеристики. В системе управления персоналом обеспечение организации качественными человеческими ресурсами становится главной задачей, успешная реализация которой напрямую влияет на эффективность всей системы управления персоналом.
На конкурентном рынке основные преимущества получают организации, в которых работает компетентный и инициативный персонал. Постоянный контроль соответствия состава кадров потребностям фирмы посредством качественного комплектования кадров является важнейшим направлением деятельности для руководства. При этом ведущую роль в конкурентной борьбе играет то, каков уровень профессионализма и компетентности персонала и свое ли место занимает каждый из работников.
Исходя из этого, важно создать и наладить эффективную систему отбора и найма сотрудников. Ошибка в отборе персонала влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в деятельности организации, связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнение сотрудника.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы
выпускной квалификационной работы.
Исходя из этого, целью ВКР является разработка мер по
совершенствованию методов отбора персонала в ООО «ХКФ Банк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы отбора персонала в организации;
- ознакомиться с особенностями отбора персонала в банке;
- выявить проблемы отбора персонала в ООО «ХКФ Банк»;
- предложить рекомендации по отбору персонала в ООО «ХКФ Банк».
Объектом исследования в работе является отбор персонала.
Предметом исследования является процесс отбора персонала в ООО «ХКФ Банк».
Проблема отбора персонала находит отражение в научных трудах таких ученых как: А. Я. Кибанов, А. Л. Никишина, В.Р. Веснин, А.П. Егоршин, И.В. Доронина, М.Б. Курбатова и др. Все ученые в своих работах отмечают отбор персонала в качестве важного звена управления персоналом организации, от которого зависит не только успешность организации в настоящий момент, но и её будущие перспективы. Поэтому процедуру отбора персонала необходимо рассматривать как сложный механизм, который является центральным элементом системы поиска, отбора и найма персонала и частью общей системы функционирования организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные меры могут быть использованы для совершенствования системы отбора персонала на предприятии банковской сферы.
Методологической основой данного исследования являются: изучение литературы по теме выпускной квалификационной работы; изучение и анализ внутренних организационно-методических, нормативных и регламентирующих документов, в том числе Устава, Положений о подразделениях и должностных инструкций. Также в ходе исследования использовались эмпирические методы, такие как наблюдение, проведение опросов, сбор, обобщение и анализ имеющихся данных о системе управления и отбора персонала в ООО «ХКФ Банк».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, и списка использованных источников.
В первой главе ВКР изучены теоретические основы отбора персонала в организации. Исследована сущность и роль отбора персонала в системе управления персоналом. Следует различать найм, подбор и отбор персонала. Отбор персонала - это процесс изучения и оценки соответствия профессиональных и психологических характеристик кандидата должностным обязанностям на рабочем месте. В результате отбора из множества выбирается один сотрудник, которому и делается предложение о занятии вакантной должности.
Отбор персонала реализуется в несколько этапов: определение потребностей, определение качеств, которые требуются от сотрудников, выбор методов, оптимально подходящих для оценки персонала
(кандидатов). Основными методами отбора персонала в организации, которые были рассмотрены в работе, являются традиционное интервью, интервью по компетенциям и структурированное интервью, ознакомление с развернутыми рекомендациями с прошлых мест работы (при условии их честности), тестирование профессиональных навыков, личностные тесты, ассесмент-центр.
Основным источником отбора персонала в банке являются кредитнофинансовые организации и учреждения, по количеству охватывают более половины.
Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования. HR-специалисты банков оценивают кандидатов с помощью психологических тестов, а для проверки общих и специализированных знаний используют числовые примеры и тесты на понимание инструкций, затем кандидаты, прошедшие отбор, проходят командные игры и серии интервью. Самой важной ступенью в отборе кандидатов в банках или любой другой финансовой организации является безопасность. Наконец, принятый на работу сотрудник проходит дополнительный отбор в виде испытательного срока.
ООО «ХКФ Банк» (Банк «Хоум-кредит») - один из лидеров розничного кредитования на рынке России. Банк принадлежит нидерландской группе «Хоум-кредит».
Поиском, подбором и отбором персонала в ООО «ХКФ Банк» г. Томск занимается отдел подбора персонала, в структуру которого входят: руководитель по подбору персонала региональной сети продаж, старший специалист по подбору персонала, рекрутер, ресечер.
Основными проблемами, выявленными в ходе исследования, являются:
- недостаток у сотрудников отдела по подбору персонала знаний о современных методах отбора;
- снижение количества кандидатов, успешно прошедших собеседование с руководителем подразделения из-за некачественного отбора их рекрутером.
- снижение количества сотрудников, прошедших испытательный срок работы (3 месяца), вследствие несоответствия потребностей кандидатов с предоставляемыми банком условиям;
- неэффективная система подбора персонала, приводящая к увеличению сроков закрытия вакансий и уменьшению количества закрытых вакантных рабочих мест.
На основании выявленных недостатков в системе
отбора персонала, решением проблемы ограниченности ресурсов в области пои ска, подбора и отбора кандидатов на вакантные рабочие места будет являться организация курсов внутрифирменного обучения сотрудников отдела по подбору персонала с целью обучения современным технологиям поиска и методам отбора кандидатов на вакантные рабочие места с целью сокращения сроков закрытия вакансий и увеличения количества и качества закрытых вакансий.
В результате повышения эффективности отбора персонала, по нашей оценке, улучшатся показатели использования трудовых ресурсов «ХКФ Банк» в 2020 году, в том числе количество внезапно уволившихся работников снизится до нуля за счет более эффективной работы сотрудников отдела подбора персонала на этапе отбора кадров.
Кроме этого, сотрудник, который имеет больший опыт работы в Банке, сможет обрабатывать информацию быстрее и качественнее, что, по нашей оценке, должно привести к повышению производительности труда.
Соответственно, согласно проведенных расчетов, повышение производительности труда сотрудников «ХКФ Банк» при обработке данных в ходе рассмотрения заявок на кредит приведет к увеличению дохода Банка от потребительского кредитования на 171,4 млн. руб.
Повышение эффективности отбора персонала несет также ряд социальных преимуществ. Позитивно настроенные сотрудники являются более лояльными и нацелены транслировать положительную информацию о Банке, тем самым воздействовать на имидж Банка, что также косвенно влияет на повышение эффективности работы Банка.
1. Авруцкая С. Г., Воробьева Т. Ю. Современные методы отбора персонала в России / Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - Том 28. - № 4. - С. 107-109.
2. Автоматизация рекрутинга: ускоряем процесс подбора
персонала». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrdocs.ru/poleznaya- informacziya/avtomatizatsia-rekrutinga/ (Дата обращения: 13.12.20).
3. Алавердов, А. Р. Управление персоналом в коммерческом банке / А. Р. Алавердов. - М.: Соминтек, 2011. - 256 с.
4. Бабинцева Е.И., Батова К.М. Инновации в сфере управления
персоналом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12657 (дата обращения: 11.12.2020).
5. Барнякова А. В. Роль отбора персонала в управлении персоналом организации / Science Time. - 2014. - № 4. - С. 20-23.
6. 4. Барышев И. С., Иванова Ю. Е. Особенности подбора, найма и
адаптации персонала // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 614-617. -
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30037/ (дата обращения: 09.12.2020)
7. Белалова Е.А. Методы анализа эффективности системы развития
персонала организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий.
2017. - № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15439 (дата обращения: 01.12.2020).
8. Валькович О.Н., Коротких Л.В. Совершенствование системы
управления персоналом на российских предприятиях: особенности применения зарубежных моделей // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. - № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10325 (дата обращения: 21.11.2020).
9. Великанов В. В., Золотарева М. Г. Современные системы отбора персонала и их классификации // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 391-394. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://moluch.ru/archive/143/40167/ (дата обращения: 26.11.2020).
10. Гнатышина Е. В. Технологии отбора персонала на предприятии /
Е. В. Гнатышина, И. В. Гребенщикова // Молодой ученый. - 2016. - № 13 (117). - С. 398-400. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/117/32169/ (дата обращения: 13.12.2020).
11. Гришина Е. Методы отбора и приема персонала. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://el-job.ru/stati/o-podbore-personala/metody-otbora-i- priema-personala
12. Земсков В.В. Управление человеческими ресурсами в системе экономической безопасности // Успехи современной науки и образования, 2016. - № 11.-Т.3.-С.37-39.
13. Зинченко, А.А. Моделирование процессов подбора и оценки
персонала: Дис. ...канд. экон. наук; спец.08.00.13 защищена в 2016г. /
Финансовый университет. - М., 2015. - 143 с. - Автореферат., - М., 2016. - 25с.
14. Иванова И.А. Видеоинтервью как современный инструмент отбора персонала: мифы и реальность / Иванова И.А., Михелашвили Т.Р. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2016. - № 4.- С.78-81.
15. Ильченко С. В. Отбор персонала как составляющая кадровой политики организации // Бизнес и дизайн ревю. - 2019. - № 1 (13). - С. 5....44