Введение 3
Глава 1. Методологические основы изучения туристско-рекреационного потенциала 6
1.1. Понятие, цели и функции туризма. Методические подходы к изучению туризма 6
1.2. Международный туризм: его сущность, виды и место в мировом хозяйстве 7
1.3. Особенности рекреационной деятельности и рекреационного потенциала 11
Глава 2. Природные ресурсы 15
2.1. Географическое положение региона 15
2.2. Природные условия 17
2.3. Геодемографическая характеристика региона 23
2.4. История формирования и развития региона 24
2.5. Основные туристские центры региона: их профиль и специфика 26
Глава 3. Культурно-исторические ресурсы 31
3.1. Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона 31
3.2. Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона 36
3.3. Объекты всемирного природного и культурного наследия 37
3.4. Туристско-рекреационные ресурсы 40
3.5. Оценка современного социально-экономического, политического и экологического положения в регионе 46
Заключение 48
Список используемой литературы 53
Приложения 57
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия - по 27 млрд. $, Испания -25 млрд. $
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах – 8,4%). Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%.
Сегодня Испания прочно занимает лидирующие позиции в рейтинге мировых туристских держав, как по объемам прибытий, так и по доходам в отрасли. В 2008 году количество туристов в стране составило 57,3 млн. ...................
Итак при написании настоящей работы был изучен туристско-рекреационный потенциал Испании, определены особенности развития туризма Испании; было проведено исследование организации туризма, изучены природные и культурно исторические ресурсы.
Роль туризма в экономической, социальной и культурной жизни страны и регионах трудно переоценить. Для многих стран туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики. Например, по данным ВТО в 1991 г. в мире зарегистрировано 450 млн. прибытий туристов и 278 млрд. долл. США поступлений, а к 2010, по прогнозам, количество международных туристских поездок удвоится, составив 937 млн. поездок и поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.
Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма (по данным ВТО, поступления Испании от туризма за 1991 г. достигли 19 млрд. долл. США).
Проанализировав изложенные выше данные можно сделать ряд важных выводов относительно роста мирового рынка туризма и, в частности, Испании. Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий.
Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный ...............
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 14, 22, 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 (первая часть), Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410 (вторая часть), Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552 (третья часть), Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496 (четвертая часть).
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // «Российская газета» от 3 декабря 1996 г. № 231.
4. Квебекская декларация по экотуризму: Документ ВТО от 22 мая 2002 г. // Международный туризм: правовые акты. М., 2003.
5. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (Конвенция МГА/ФУААВ): Международный договор от 15 июня 1979 г. // Международный туризм. М., 2000.
6. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах: Конвенция от 19июня 1990 г. // Закон. 1999. № 9.
7. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны: Международный договор от 24 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1998. № 16.
8. Соглашение о сотрудничестве в области туризма: Соглашение государств-участников СНГ от 23 декабря 1993 // Бюллетень международных договоров. 1994. № 3.
9. Всеобщая декларация прав человека: Международный договор от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. № 235.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Международный договор от 19 декабря 1966 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1996.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах: Международный договор от 19 декабря 1966 // Действующее международное право. Т. 2. М., 1996.
12. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Международный договор от 1 августа 1975 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1975. № 33.
2. Книги, монографии, учебная литература
13. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии. Учеб. пособие. - М.: Дело, 2006.
14. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издат. дом «Герда», 2004. С. 132.
15. Вачнадзе Г.Н. Деловая Испания, том IV. Экономика и связи с Россией в 2007 – 08 гг. – М.: ПОЛПРЕД Справочники, 2009 – 51 с.
16. Весь мир: страны, флаги, гербы. - Минск: Харвест, 1999.
17. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2014 .
18. Гаагская декларация по туризму: Международный договор от 14 апреля 1989 г. // Международный туризм и право. М., 1999.
19. География туризма / М.В. Асташкина, О.Н. Козырева, А.С. Кусков, А.А. Санинская: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
20. Глобальный этический кодекс туризма: Документ ВТО от 1 октября 1999 г. // Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. М., 1998.
21. Глушкова В.Г. , Симагин Ю.А. Пособие по географии. Тесты, ответы, справочник. М.: ОНТ , 2006.
22. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И.. Центр и периферия в региональном развитии. - М.: Наука, 2005.
23. Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. Ростов-н/Д, 2009.
24. Жидлёва В.В. Устойчивое развитие региона - М., 2005.
25. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2003.
26. Квартальнов В. А. Иностранный туризм: Учебник – М. Финансы и статистика, 2007г.
27. Кусков А.С. Голубева В.Л. Одинцова Т.Н. Рекреационная география. М., 2005.
28. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003.
29. Международные экономические отношения. Под ред. Н.Н. Ливенцева – М.: Финансы и статистика, 1998г.
30. Международный туризм: правовые акты / Со ст. Н.И. Волошин. М: Финансы и статистика, 2002.
31. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учеб. М., 2001. С. 105.
32. Мортон Г.В. Прогулки по Испании. От Пиренеев до Гибралтара – М.: Эксмо, Мидград, 2009. – 592 с.
33. Осакская декларация тысячелетия: Международный договор от 1 октября 2001 г. // Международный туризм и право. М., 2002.
34. Папирян Г. А. Международно-экономические отношения: Экономика туризма, М. 1998г.
35. Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве, 2006г
36. Пузакова Е. П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. – М. 2014г.
37. Размещение производительных сил/ под редакцией В.В Кистанова, Н.В.Копылова – М.: Экономика, 2013.
38. Региональная экономика. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2006.
39. Региональная экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2012.
40. Скаридов А.С. Международное частное право. СПб., 2000. С. 29. 148.
41. Суворов Е.Д. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности. М., 2007.
42. Харрис Годфри, Кент М. Кац. Стимулирование международного туризма: Пер. с анг. – М.: Финансы и статистика 2012г.
43. Хартия туризма: Международный договор от 22 сентября 1985 г. // Туризм: нормативные правовые акты, сборник актов. М., 1999.
3. Издания периодической печати
44. Губенко Н., Писаревский Е. Туризм в России и за рубежом // Закон. Услуги: туризм. 2013. № 4. С. 3-8.
45. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм ГК РФ о банковской гарантии: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 января 2014 г. № 27 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 3.
4. Электронные ресурсы